Технологическая карта урока по теме "Серная кислота и её свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Конспект урока предназначен для изучения серной кислоты и её свойств.

Опираясь на знания обучающихся о свойствах кислот, изучить свойства разбавленной серной кислоты, подчеркнуть свойства концентрированной серной кислоты;

уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности;

усовершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, доказывающих свойства серной кислоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО  преподавателя  Смирнова Зинаида Николаевна

Предмет   Химия

Класс      9

                                                                                           

Тема урока   Серная кислота и её свойства

Тип урока     Урок открытия нового знания

Цель: опираясь на знания обучающихся о свойствах кислот, изучить свойства разбавленной серной кислоты, подчеркнуть свойства концентрированной серной кислоты.

Задачи:

       

  • Создать условия для самостоятельного изучения химических свойств серной кислоты;                                      
  • Ознакомиться с физическими свойствами серной кислоты;
  • Повторить, какие общие свойства класса кислот характерны для разбавленной серной кислоты, разобрать окислительные свойства концентрированной серной кислоты;
  • Усовершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, доказывающих свойства серной кислоты;
  • Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности;
  • Развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы;
  • Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении  лабораторных опытов;
  • Развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу;
  • Воспитывать ответственность и аккуратность, коммуникативные навыки;
  • Воспитывать позитивное отношение к химии.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, совершенствовать  способность  к самоанализу и самооцениванию  собственного уровня знаний, выражать положительное отношение к процессу познания, совершенствовать опыт межличностных отношений, развивать самостоятельное мышление и  умение работать в заданном темпе.

Метапредметные  результаты:                    

  Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; самостоятельно обнаруживать и      формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; совершенствовать умения слушать  и слышать друг друга,  задавать вопросы, работать в группе.

Регулятивные: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную, совершенствовать умение постановки учебной задачи на основе соотнесение, что уже известно  и усвоено, и того, что еще неизвестно, выполнять исследовательскую часть урока по инструктивной карточке, учиться планировать деятельность и прогнозировать свойства веществ и продукты реакции, совершенствовать умение корректировать.

          Предметные результаты:

  • Сравнить свойства раствора и концентрированной серной кислоты;
  • Расширить знания  о  взаимосвязи между свойствами веществ на примере серной кислоты;
  • Уметь отличать сульфаты от других солей;
  • Совершенствовать знания  техники  безопасности при  работе с химическими реактивами и оборудованием.

Педагогическая технология:  технология проблемного обучения

Межпредметная связь: с географией

Методы и формы обучения:      Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский, контроля

                                                       Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия: серная разбавленная кислота, серная концентрированная кислота, сульфат-ион

Оборудование и реактивы: Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку; таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»;  инструктивные карточки для учащихся, тесты, растворы серной кислоты, концентрированная серная кислота, медь, магний, цинк, оксид меди (II),  оксид магния, оксид цинка, индикаторы, гидроксид натрия, сульфат меди (II),  силикат натрия, карбонат натрия, хлорид бария, стакан с водой, пробирки.

Учебно-методический комплект: 9 класс, учебник  для общеобразовательных учреждений/ авторы Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – М: Просвещение, 2021 г .; Попова О.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по химии 8-9 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2018 г.

Организационная структура урока

Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя обучающихся

-Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, скажем, мы друг другу! Здоровья желаем всем и всему!

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.

Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.  Положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения!

Ваша задача - быть внимательными, активными, находчивыми, а главное - трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать.

Давайте улыбнемся друг другу. Я думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения.

Успехов вам и удач!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают педагога.

Создание проблемной ситуации:

Цель: подведение обучающихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждение к формулированию проблемной ситуации

- Продолжаем изучать тему: «Подгруппа кислорода и серы»

- Но прежде, чем мы начнем разговор по теме нашего урока,

вспомните:

С какими соединениями серы вы уже познакомились?

Как образуется сернистая кислота?

Что образуется при соединении оксида серы (VI)

с водой?

Как называется эта кислота?

2021-11-23_23-01-47

 В большом количестве этот газ выделяется вместе с углекислым газом из вулканов, особенно во время сильных извержений. Он образуется при сжигании серы, природных источников углеводородов, сульфидов металлов на металлургических предприятиях.

Экскурсоводы  нередко рассказывают о том, что многие памятники архитектуры, сделанные из мрамора, постепенно разрушаются. Однако причины данного явления они не объясняют. Помогите экскурсоводам: объясните, почему это происходит.

- Ребята, вы уже знакомы в теме: «Классы неорганических соединений»  с составом, классификацией, номенклатурой и свойствами  кислот и также в этом году в теме: «Галогены» мы изучали подробно про соляную кислоту

- А теперь, ребята, давайте сравним эти 2 кислоты: соляную и серную

HCI  и H2SO4

 Какой состав соляной кислоты?

Как характеризуем по классификации соляную кислоту?

В какие химические взаимодействия вступает соляная кислота?

-А теперь по аналогии характеризуем серную кислоту

-Какой возникает вопрос?

- Сформулируйте проблему урока.

Запись проблемы на доске

Будет ли серная кислота (имея другой состав и классификацию) отличаться от соляной кислоты по химическим свойствам?

Ответы на вопросы:

H2S, SO2, H2SO3, SO3

SO2 + H2O ↔ H2SO3

SO3 + H2O ═  H2SO4

Серная кислота

«Кислотные дожди»

Отвечают на вопросы

Соляная кислота состоит из водорода и простого кислотного  остатка

Соляная кислота - одноосновная, бескислородная

Соляная кислота реагирует с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями слабых кислот, меняет цвет индикатора

Отвечают на вопросы

Ответы:

А какие же  химические свойства возможны для серной кислоты?

Обучающиеся  формулируют учебную проблему

 

Определение темы урока и  целеполагание

Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере  теоретического материала.  Формулировка темы урока и определение по  опорным словам задач урока

Какие есть гипотезы (предположения)?

- Ребята, вы предположили, что серная кислота имеет общие химические свойства с другими кислотами.

Как нам проверить ваши гипотезы?

Что нам предстоит сегодня выяснить?

 - Ребята, тему сегодняшнего урока вы попробуете определить самостоятельно. Для этого прочитайте небольшое стихотворение:  

Я растворю любой металл,

Меня алхимик получал,

В реторте глиняной простой…

Слыву я главной кислотой…

Когда в воде я растворяюсь,

То очень сильно нагреваюсь…!

О какой кислоте идёт речь?

Объявление темы (презентация)

Тема урока: «Серная кислота и её свойства»

                                                             

- Используя ключевые слова, сформулируйте задачи сегодняшнего урока.

  Узнать ……

 Исследовать ……

 Сравнить …….

 Сделать вывод …….

Обучающиеся выдвигают гипотезы:

Так как это кислота она должна:

изменять цвет индикатора;

взаимодействовать с металлами,

оксидами металлов,

основаниями, солями слабых кислот.

Ответы

О серной кислоте

Обучающиеся формулируют тему урока

Обучающиеся формулируют задачи урока

 Решение проблемы: (выделение частных проблем и установление очередности их решения)

Цель: установление  соответствия между понятиями и исследованиями

- Ребята, вы распределены на 4 группы, перед вами раздаточный лоток с химическими реактивами и инструктивная карточка, по которой вы будете работать, записывать результаты своей работы и соответствующие выводы.

-Рассмотрим свойства разбавленной серной кислоты

Задание 1

Работая с учебником § 21 и §15 (физические свойства кислот) и сравнивая по внешнему виду соляную и разбавленную серную кислоту, делаем вывод

Этих знаний нам  хватает, чтобы решить  проблему урока?

Задание 2

Предлагаю вам по группам провести  исследовательскую работу (эксперимент) по изучению химических свойств разбавленной серной кислоты.

 Перед началом работы  провожу инструктаж по ТБ

Задание для 1 группы:

1.действие индикатора на H2SO4 (разб.)

2.взаимодействие с металлами

 H2SO4 (разб.) + Mg ═

H2SO4 (разб.) + Zn ═

H2SO4 (разб.) + Cu ═

Задание для 2 группы:

взаимодействие с основными и амфотерными оксидами:

 H2SO4 (разб.) + MgO ═

H2SO4 (разб.) + ZnO ═

H2SO4 (разб.) + CuO ═

Задание для 3 группы:

взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации):

 H2SO4 (разб.) + NaOH ═

H2SO4 (разб.) + Cu(OH)2  ═

     ( Cu(OH)2 – свежеприготовленный)    

Задание для 4 группы:

взаимодействие с солями:

 H2SO4 (разб.) + Na2CO3  ═

H2SO4 (разб.) + Na2SiO3

- Но, ребята всё ли мы узнали о свойствах серной кислоты?

-Рассмотрим свойства концентрированной серной кислоты

Какими химическими свойствами обладает концентрированная серная кислота?

будет ли  концентрированная   серная  кислота  проявлять особые свойства? 

Проблемный вопрос:         

в морозные зимы, между оконных рам, раньше ставили открытый стакан с концентрированной серной кислотой. Как вы думаете, зачем это делали? Какое свойство серной кислоты это подтверждает?

-И это особое свойство серной кислоты

  Проблемный вопрос: 

А будет ли концентрированная  серная кислота взаимодействовать с водой, медью и сахаром.

Провожу демонстрационные опыты:

Если в кислоту попадает вода

То может случиться большая беда.

Вы не должны забывать, что

Кислоту надо в воду вливать

Пострадает тот, кто сделает наоборот,

Потому что энергия выделяется

Когда к кислоте вода приближается

Что образуется при этом?

Как записать процесс  растворения концентрированной серной кислоты в воде?

                                                         

Какие особые свойства может проявлять  концентрированная   серная кислота, являясь сильным окислителем?  

-Правильно

- с металлами: (стоящими до и после водорода в ряду активности металлов (кроме Au, Pt и др.)   и в зависимости от активности металла, и от условий протекания реакций могут выделяться SO2, S, H2S.

                                                                     

- Концентрированная серная кислота отщепляет от органических веществ водород и кислород в виде воды

Какой делаем вывод?

- Ребята, а сейчас мы проведём лабораторный опыт  (страница №76 в учебнике 9 класса)

Перед началом работы  провожу инструктаж по ТБ

Как отличить сульфаты от других солей?

И это качественная реакция на сульфат-ион

Cu

Обучающиеся выполняют задание1 в инструктивных карточках (взаимопроверка)

Отвечают на вопрос

Обучающиеся выполняют задание 2

Обучающиеся     выполняют химический эксперимент по группам, согласно  предложенным заданиям  в инструктивной карточке

Ответы обучающихся

Ответ:

Серная кислота впитывает влагу

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Гидрат

Обучающиеся записывает на доске

H2SO4+nH2O ═ H2SO4 ∙ nH2O +Q

Ответы обучающихся

Обучающиеся записывают уравнение реакции на доске:

Cu + 2H2SO4 (конц.)═  CuSO4+SO2+2H2O

Обучающиеся смотрят видео

«Обугливание сахара»

Концентрированная серная кислота имеет особые  специфические свойства

Обучающиеся выполняют лабораторный опыт на распознавание сульфат-ионов

Выпадает белый  осадок

Доказательство  правильности избранного решения и подтверждение его на практике  (реализация продукта)

Цель: Проверить правильность решения проблемы

 - Итак,  вы провели исследование в своих группах, заполнили инструктивные карточки и сделали вывод по  своим заданиям.

Руководитель  каждой группы на доске записывает уравнения реакций, доказывающие химические свойства разбавленной серной кислоты

   

           

К какому мы пришли выводу?

                    C:\Users\1\Downloads\48092_600 (600x450).jpg

Это озеро считается самым опасным водоемом на планете - озером смерти. Вокруг него вы не увидите ни одного растения, ни одного животного, даже пернатые опасаются пролетать над свинцово-серой водой этого водоёма, и в озере не водится ни одной рыбы. Разумеется, людям здесь тоже делать нечего, а смельчакам, которые решили приблизиться, грозит смертельная опасность, так как появляются сильнейшие ожоги, лопаются кровеносные сосуды, искупавшийся в нем человек раствориться в озере за несколько минут.

1.Определите место нахождения этого озера.

2.Какое вещество из набора реактивов,  входит в состав этого озера, вызывая необратимые последствия?

3. Как, из имеющихся реактивов можно определить это коварное вещество?

1группа:

1.индикатор меняет свой цвет, т.к.

H2SO4═ H+ +HSO4

HSO4↔ H + SO42--

2.взаимодействие с металлами

H2SO4(разб.) + Mg → MgSO4 + H2 ↑

H2SO4(разб.) + Zn →ZnSO4 +H2 ↑

H2SO4(разб.) +Cu→реакция не идет

2 группа:

с основными и амфотерными оксидами

H2SO4 (разб.) + MgO ═MgSO4 + H2O

H2SO4 (разб.) + ZnO ═ZnSO4 + H2O

H2SO4 (разб.) + CuO ═ CuSO4 + H2O

3 группа:

с основаниями (реакция нейтрализации):

H2SO(разб.) + 2NaOH ═ Na2SO4 + 2H2O

CuSO4  + 2NaOH═ Na2SO4 + Cu(OH)2

H2SO4(разб.) +Cu(OH)2 ═CuSO4 +2H2O

4 группа:

с солями, образованными более слабыми кислотами:

H2SO4(разб.) +Na2CO3═ Na2SO4+CO2+H2O

H2SO4 (разб.) + Na2SiO3 ═ Na2SO4+ H2SiO3

Ответы обучающихся:

Серная разбавленная кислота имеет общие химические свойства с другими кислотами

Ответы обучающихся:

Остров Сицилия в Италии

Концентрированная серная кислота

Индикатором - лакмусом

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться, отдохнуть

   А сейчас, чтобы снять усталость, давайте сделаем несколько упражнений для глаз.    Упражнения выполняются    сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком – нибудь предмете.                                                    

        1. Упражнения для глаз

Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.

Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево, закрыть глаза.

Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Выполняют упражнения

Тестовое задание

Цель: выявление слабых мест, требующих доработки

Вот мы и узнали много нового и интересного о серной кислоте и её удивительных свойствах

--Напомните, какая проблема стояла на сегодняшнем уроке?

– Какие ответы на основной вопрос урока мы можем дать?

Ответы учащихся:

Будет ли серная кислота (имея другой состав и классификацию) отличаться от соляной кислоты по химическим свойствам?

1.Серная кислота имеет общие химические свойства с другими кислотами
2.Серная кислота обладает специфическими химическими свойствами

Включение в систему знаний и повторения

Организация домашнего задания

Учитель конкретизирует дифференцированное домашнее    задание: 
1.  Первый уровень:

§ 21, методом  электронного баланса, определить окислитель  в реакциях разбавленной и концентрированной серной кислоты с металлами
2. Второй уровень: 

§ 21, стр.78 № 2 (составить уравнения практически осуществимых      реакций)
3. Третий уровень: 

§ 21, написать уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:  S→SO2→SO3→K2SO4→ BaSO4

Выбирают  домашнее задание

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса

Итак, ребята, подводя итоги урока, предлагаю оценить свое эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения нового материала, расставив цветы в вазу:

зеленые - урок полезен, все понятно;

желтые - лишь кое-что чуть-чуть неясно;

красные - еще придется потрудиться; да, трудно все-таки учиться.

 

Ответы учеников

Приложение I

Инструктивная карточка (I группа)

I Цель: подтвердить, что в разбавленных растворах серная кислота проявляет все типичные свойства кислот; закрепить навык работы е кислотами, соблюдать правила техники безопасности; показать умение работать в группах.

Реактивы и оборудование:

Лакмус, Zn, Mg, Си,H2SO4 (р-р); штатив с пробирками.

Выполнение опыта:

1 .Доказать воздействие индикатора: в пробирку налить 1-2 мл раствора серной кислоты и добавить 1-2 капли лакмуса.

2.В три пробирки налить по 1-2 мл раствора серной кислоты. В 1 пробирку поместить - цинк; во 2 пробирку- магний; в 3 пробирку - медь. Отметить отношение металлов к разбавленной серной кислоте.

Задания. Составить уравнения взаимодействия разбавленной серной кислоты с металлами. Сделать вывод об отношении разбавленной серной кислоты к металлам, вынести на доску уравнение реакции, конспектировать выступления каждой группы.

Уравнения реакций:

1

2

3

II Теcт (первичное закрепление)

1.

2.

3.

4.

5.

Инструктивная карточка (II группа)

1 Цель: подтвердить, что в разбавленных растворах серная кислота проявляет все типичные свойства кислот; закрепить навык работы е кислотами, соблюдать правила техники безопасности; показать умение работать в группах.

Реактивы и оборудование:

ZnO, MgO, CuO, H2SO4 (р-р); штатив с пробирками, пробиркодержатель, горелка Выполнение опыта:

1.В три пробирки налить по 1-2 мл раствора серной кислоты. В 1 пробирку поместить - оксид цинка; во 2 пробирку - оксид магния; в 3 пробирку - оксид меди ( нагреть). Отметить отношение основных и амфотерных оксидов к разбавленной серной кислоте.

Задания. Составить уравнения взаимодействия разбавленной серной кислоты с основными и амфотерными оксидами. Сделать вывод об отношении разбавленной серной кислоты к основным и амфотерным, вынести на доску уравнение реакции, конспектировать выступления каждой группы.

Уравнения реакций:

1

2

3

II Теcт (первичное закрепление)

1.

2.

3.

4.

5

Инструктивная карточка (III группа)

1 Цель: подтвердить, что в разбавленных растворах серная кислота проявляет все типичные свойства кислот; закрепить навык работы е кислотами, соблюдать правила техники безопасности; показать умение работать в группах.

Реактивы и оборудование:

NaOH, CuSO4, H2SO4 (р-р); штатив с пробирками.

Выполнение опыта:

1.В одну пробирку налить 1-2 мл раствора серной кислоты и прилить 1-2 мл гидроксида натрия. В другую пробирку прилить 1-2 мл сульфата натрия и 1 -2 мл гидроксида натрия, а затем туда же прилить 1 -2 мл раствора серной кислоты. Отметить отношение растворимых и нерастворимых оснований к разбавленной серной кислоте.

Задания. Составить уравнения взаимодействия разбавленной серной кислоты с растворимыми и нерастворимыми основаниями . Сделать вывод об отношении разбавленной серной кислоты к растворимым и нерастворимым основаниям, вынести на доску уравнение реакции, конспектировать выступления каждой группы.

Уравнения реакций:

1

2

3 II Теcт (первичное закрепление)

1.

2.

3.

4.

5

Инструктивная карточка (IV группа)

1 Цель: подтвердить, что в разбавленных растворах серная кислота проявляет все типичные свойства кислот; закрепить навык работы с кислотами, соблюдать правила техники безопасности; показать умение работать в группах

Реактивы и оборудование:

2СО3, Nа2SiО3,  H2SO4 (р-р); штатив с пробирками.

Выполнение опыта:

1.В одну пробирку налить 1-2 мл карбоната калия и 1-2 мл раствора серной кислоты. В другую пробирку налить 1-2 мл раствора силиката натрия и 1-2 мл раствора серной кислоты. Отметить отношение солей к разбавленной серной кислоте.

Задания. Составить уравнения взаимодействия разбавленной серной кислоты с солями. Сделать вывод об отношении разбавленной серной кислоты к солям, вынести на доску уравнение реакции, конспектировать выступления каждой группы.

Уравнения реакций:

1

2

II Теcт (первичное закрепление)

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение II

Теcт для первичного закрепления

1.С какими веществами не взаимодействует серная кислота:

                                          а) натрий                в) магний

                                          б) золото                 г) цинк

2. Что выделяется при взаимодействии разбавленной серной кислоты с активными

металлами:

               а) оксид серы (II) и углекислый газ    в) свободные галогены и оксид серы(IV)

              б) соль и водород                                   г) соль и углекислый газ

3. Какая характеристика для серной кислоты неверная

                                  а) одноосновная                    в) устойчивая

                                 б) кислородсодержащая        г) сильная

4. Приливать серную кислоту в воду

             а) очень опасно                                                б) не рекомендуется

             б) это правило по технике безопасности      г) произойдёт всплеск капель

5. Качественная реакция на сульфат-ион осуществляется взаимодействием серной

кислоты с

                                        а) BaSO4                    в) AgNO3

                                        б) ВаCl2                    г) AgCI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему "Карбоновые кислоты"

Урок проводится в 10 классе. На уроке рассматривается номенклатура, физические и химические свойства, биологическая роль карбоновых кислот....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме "Карбоновые кислоты"

Урок по ФГОС. Технология критического мышления....

Технологическая карта урока по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Аннотация На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решени...

Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...

Технологическая карта урока по теме "Азотная кислота"

Технологическая карта урока по ФГОС 9 классТема: «Азотная кислота»...