Технологическая карта урока по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Аннотация

 

На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметные умения. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ― обязательного минимума содержания образования, а  овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию химической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

   развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fosfor.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ганеева Ирина Борисовна, учитель химии I квалификационная категория, г. Ангарск Иркутская область, Муниципальное образовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 7»

Аннотация

На уроках химии основное внимание  я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметные умения. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ― обязательного минимума содержания образования, а  овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию химической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

   развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Урок по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения:  частично-поисковый, использование компьютерных технологий.

Изучение материала  проходит на базе имеющихся знаний о строении вещества, положения химического элемента в ПСХЭ, общих химических свойств неметаллов.

Материал урока насыщен, поэтому темп урока высокий. Ход урока сопровождается видеофрагментами отдельных вопросов темы по плану урока.

Проверка заданий  проходит  с комментариями обучающихся у доски.

Технологическая карта изучения темы

Ф.И.О. Ганеева Ирина Борисовна, учитель химии I кв. категории,  МБОУ «ОСОШ № 7» г. Ангарск Иркутская область

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

Тема

Фосфор, его физические и химические свойства

Цели

Образовательные:

  • актуализировать и обобщить знания обучающихся о фосфоре в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть его аллотропные модификации;
  • физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций.

Развивающая:

  • развить навыки составления уравнений химических реакций;
  • логическое мышление и память учащихся;
  • совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная:

  • установление межпредметных связей;
  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
  •      способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  

  • мотивация учения,
  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

-  Регулятивные УУД: 

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,
  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,
  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Познавательные УУД: 

  • формулирование познавательной цели,
  • поиск и выделение информации,
  • анализ с целью выделения признаков,
  • установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат

Предметные:

Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение.

Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные:

Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Основные понятия

Аллотропия.

Межпредметные связи

Литература, биология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер, мультимедийный проектор, к/ф «Фосфор»,  учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс",  ЭОР ЗОО «Новый диск».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:  Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

отвечают на вопросы

Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой

Отвечают на вопросы по раннее изученной теме «Азот, его строение и свойства»

Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом).

давать определения изученных понятий

Регулятивные:

 волевая саморегуляция

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока,  отгадывая загадку: «То я камень философский,
то огонь холодный я,
то цвет белый, красный, черный представляю я,
а в России появился, светоносцем объявился.», учащиеся аргументируют свои ответы смотрят фрагмент к/ф «Фосфор», формулируют цель урока

Предлагает определить тему урока по загадке,

озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися

Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

делать выводы и умозаключения

 Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез

 Коммуникативные УУД:

определение цели

 Регулятивные УУД:

прогнозирование

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению 

работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, используя фрагмент к/ф «Фосфор», зачитывает отрывок из романа А.Конан Дойля «Собака Баскервилей»,   формулирует задание, организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение

  • Работа в группах:
  1. Теоретики:

составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают  с азотом;

  1. Практики:

знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных  растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию  в ионном виде.

  • Защита выданных заданий.

  • давать определения изученных понятий;
  • делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Познавательные УУД:

  •  поиск и выделение информации.
  • анализ с целью выделения признаков,
  • установление причинно-следственных связей

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: осознание и осмысление учебного материала.

Отвечают на вопросы учителя

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Фронтальный опрос по пройденной теме.

Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). Отвечает тот  обучающийся, которому учитель бросит мяч.

  1. Положение фосфора в периодической системе.
  2. Аллотропия фосфора;
  3. Какие валентности и степени окисления проявляет фосфор?
  4. Какие вещества составляют генетический ряд фосфора?

На практике применять полученные знания

Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания

.

Работают с ЭОР ЗОО «Новый диск», выполняют итоговый тест

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний

Индивидуальная работа с ЭОР ЗОО «Новый диск»

  • умение работать с ЭОР;
  • На практике применять полученные знания

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД: 

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: проверить умение учащихся  самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке.

Оценивают свою работу на уроке по схеме:

  • Я узнал  сегодня….
  • Я понял сегодня…
  • Я удивился, что…
  • Мне понравилось…
  • Я задумался о…

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД: 

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

VIII. Домашнее задание

Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник

Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание.

1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4.Индивидуальные творческие задания.

 Подготовить сообщения:

1)  об истории спичек;

2) о биологической роли фосфора и его соединений

3) составить синквейн о фосфоре.

4) Почему головка спички воспламеняется при трении? Научно-популярная информация-подсказка. В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку. (Ответ:

4Р + 5О2 = Р4О10 + Q,

КClО3 = КСI+3/2О2.)

Делают выбор уровня и вида Д/З.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

СЕРА. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы

Цель урока:Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.Тип урока:...

«Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» с презентациейТема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ф...

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Презентация к уроку  химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.

Строение атома, получение и химические свойства атома сера....