Технологическая карта урока по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Аннотация
На уроках химии основное внимание я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметные умения. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ― обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fosfor.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ганеева Ирина Борисовна, учитель химии I квалификационная категория, г. Ангарск Иркутская область, Муниципальное образовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 7»
Аннотация
На уроках химии основное внимание я обращаю на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметные умения. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение ― обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Урок по теме «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».
Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, использование компьютерных технологий.
Изучение материала проходит на базе имеющихся знаний о строении вещества, положения химического элемента в ПСХЭ, общих химических свойств неметаллов.
Материал урока насыщен, поэтому темп урока высокий. Ход урока сопровождается видеофрагментами отдельных вопросов темы по плану урока.
Проверка заданий проходит с комментариями обучающихся у доски.
Технологическая карта изучения темы
Ф.И.О. Ганеева Ирина Борисовна, учитель химии I кв. категории, МБОУ «ОСОШ № 7» г. Ангарск Иркутская область
Предмет: химия
Класс: 9
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.
Тема | Фосфор, его физические и химические свойства |
Цели | Образовательные:
Развивающая:
Воспитательная:
Формировать УУД: - Личностные УУД:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
|
Планируемый результат | Предметные: Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение. Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена. Личностные: Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения Метапредметные: - использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использование различных источников для получения химической информации. |
Основные понятия | Аллотропия. |
Межпредметные связи | Литература, биология |
Ресурсы: - основные - дополнительные | компьютер, мультимедийный проектор, к/ф «Фосфор», учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", ЭОР ЗОО «Новый диск». |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм. | Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. отвечают на вопросы | Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой | Отвечают на вопросы по раннее изученной теме «Азот, его строение и свойства» Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). | давать определения изученных понятий | Регулятивные: волевая саморегуляция |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества | Высказывают свои предположения о теме урока, отгадывая загадку: «То я камень философский, | Предлагает определить тему урока по загадке, озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися | Отвечают на вопрос, формулируют цель урока | делать выводы и умозаключения | Познавательные УУД: логические: анализ, синтез Коммуникативные УУД: определение цели Регулятивные УУД: прогнозирование |
III. Изучение нового (10 мин) Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению | работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, используя фрагмент к/ф «Фосфор», зачитывает отрывок из романа А.Конан Дойля «Собака Баскервилей», формулирует задание, организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение |
составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают с азотом;
знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде.
|
| Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: осознание и осмысление учебного материала. | Отвечают на вопросы учителя | Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний | Фронтальный опрос по пройденной теме. Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). Отвечает тот обучающийся, которому учитель бросит мяч.
| На практике применять полученные знания | Познавательные УУД: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания . | Работают с ЭОР ЗОО «Новый диск», выполняют итоговый тест | Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний | Индивидуальная работа с ЭОР ЗОО «Новый диск» |
| Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность | Оценивают свою деятельность на уроке | Создает условия для оценки деятельности на уроке. | Оценивают свою работу на уроке по схеме:
| Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор | |
VIII. Домашнее задание | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | 1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”. Подготовить сообщения: 1) об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений 3) составить синквейн о фосфоре. 4) Почему головка спички воспламеняется при трении? Научно-популярная информация-подсказка. В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку. (Ответ: 4Р + 5О2 = Р4О10 + Q, КClО3 = КСI+3/2О2.) | Делают выбор уровня и вида Д/З. | Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».
Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...
СЕРА. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы
Цель урока:Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.Тип урока:...
«Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» с презентациейТема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ф...
Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...
Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»
Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы.
Строение атома, получение и химические свойства атома сера....