Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ.
рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ. На обучение отводится 17часов.Курс рассчитан помочь старшеклассникам сориентироваться и сделать правильный выбор. соответствующий способностям, который предъявляют профессии к личности кандидата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-17ch-profor.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования
детей-инвалидов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ В ТВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»
для учащихся 9 кл
на 2023-2024 учебный год
Разработчик программы:
учитель биологии и химии
Кашфутдинова Э.Ф.
Уфа
2023 год
Пояснительная записка.
Программа внеурочного курса по профориентации «Химия и биология в твоей будущей профессии» разработана для учащихся 9 классов с ОВЗ.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Возрастает потребность получения знаний о профессиях, связанных с химическими и биологическими специальностями. Особенно актуально проведение данного курса «Химия и биология в твоей будущей профессии» для учащихся с ОВЗ.
На изучение курса отводится 0,5 час в неделю, всего 17 часов.
Данный курс рассчитан помочь старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Цель: показать применимость теоретических знаний вопросов химии, биологии в профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- познакомить обучающихся с практической значимостью химических знаний и умений, показать их применимость в профессиональной деятельности человека;
- выявить интересы и способности обучающихся в части самоопределения и выбора профиля обучения в старшей школе, дальнейшем пути образования и получения профессии, определить готовность осваивать предмет на углубленном уровне;
- создать условия для развития познавательных и профессиональных интересов обучающихся;
- развивать умения работы с различными источниками информации, анализировать проблемную ситуацию и искать пути ее решения;
- осуществлять комплексный подход к рассмотрению вопросов практической значимости химических знаний и умений, профориентации, бережного отношения к окружающей среде и человеку;
- интегрировать межпредметные знания и умения, полученные при изучении школьных предметов и основ специальных знаний;
- помочь учащимся реализовать интерес к предмету через систему практических и проектных работ;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся через систему практических работ, приучить пользоваться химическим экспериментом как одним из основных методов познания химии.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Тематика курса внеурочной деятельности расширяет представление обучающихся о химических профессиях, отражает роль химии как интегрирующей науки естественнонаучного цикла, имеющей огромное прикладное значение для развития и совершенствования множества профессий, востребованных в современном обществе.
Виды деятельности: познавательная, творческая, научно-исследовательская, игровая, проблемно-ценностное общение, социальное взаимодействие.
Формы организации деятельности: лекции; подготовка сообщений и рефератов с их последующим обсуждением; создание и показ презентаций; разработка и защита творческих проектов; практические и лабораторные работы; деловые игры; выставки; конференции; экскурсии; демонстрации.
Форма оценки результатов освоения курса:
1. тестирования знаний, умений, навыков учащихся
2.защита творческого проекта.
Планируемые результаты освоения курса:
1. Личностные результаты:
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира;
3) сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, определять цель учебной деятельности, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, выбирать тему проекта;
2) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта), сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
3) в диалоге учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
4) осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из той или иной ситуации.
Познавательные УУД:
1) уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, проявлять самостоятельность и творчество при подготовке сообщений и докладов; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
2) применять полученные знания на практике, осуществлять химический эксперимент с использованием методов качественного и количественного анализа;
3) понимать практическую значимость химических знаний и умений в различных областях, зависимость здоровья человека от образа жизни, пищи, окружающей среды.
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности);
2) уметь формулировать собственную позицию, учитывая позиции собеседников
Образовательные результаты:
1. сформированность знаний учащихся о роли знаний вопросов химии, биологии в жизни общества;
2. сформированность у учащихся знаний о специальностях, связанных с применением знаний вопросов химии, биологии;
3. знакомство со спецификой профессиональной деятельности;
4. изучение профессиональных качеств, предъявляемых к данной специальности;
5.изучение медицинских ограничений к профессиональной пригодности, неблагоприятных факторов условий химических производств;
6.формирование профориентационных знаний о специфике химической промышленности Республики Башкортостан.
Оценки планируемых результатов
1. тестирования знаний, умений, навыков учащихся.
2. защита проектов учащихся.
Описание оснований для отбора содержания образования .
Курс «Химия и биология в твоей будущей профессии» даст возможность показать взаимосвязь теоретических знаний вопросов химии с отраслями профессиональной деятельности человека; потребность подготовки соответствующих специалистов; приобретение первоначальных знаний о выбранной специальности, условиях труда.
Содержание курса внеурочной деятельности 9 класс
(0,5 час в неделю, всего 17 часов)
Тема 1. Введение в тему курса (1 час)
Предмет, цели и задачи курса внеурочной деятельности «Профессии глазами химика». Формы проведения занятий и оценки результатов, виды практических работ. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. История возникновения профессий, связанных с химией.
Тема 2. Профессии: химик-аналитик и лаборант химического анализа(1 час)
Аналитическая химия – наука о методах исследования состава вещества. Значение химического анализа для развития современной промышленности. Химик-аналитик, лаборант химического анализа. Методы химического анализа. Качественный и количественный химический анализ. Лабораторное оборудование, реактивы, техника проведения. Классификация катионов и анионов по аналитическим группам. Методы титрования. Приготовление рабочих растворов кислотно-основного метода. Отбор проб воздуха, воды.
Практическая работа «Определение катионов с помощью качественных реакций»
Практическая работа «Приготовление рабочих растворов соляной кислоты и гидроксида натрия.»
Тема 3. Экскурсия в лабораторию химического анализа (1час)
Химическая лаборатория. Оснащение, правила работы. Методы химического анализа. Оформление анализов . Качественные реакции и количественные расчеты. Аналитические паспорта.
Практическая работа «Анализ водопроводной воды»
Тема 4. Профессии: микробиолог и лаборант микробиологического анализа (1час).
Микробиолог, лаборант микробиологического анализа. Стерильность. Боксы. Виды микробиологических анализов.
Практическая работа «Проведение анализа на микробиологическую чистоту»
Тема 5. Экскурсия в микробиологическую лабораторию (1 час).
Микробиологическая лаборатория. Оснащение, правила работы.
Тема 6. Профессии лаборант агрохимической лаборатории. (1 час)
Лаборант по испытанию семян (зерновых, масличных растений). Лаборант по защите растений. Удобрения, средства защиты растений, стимуляторы роста и кормовые добавки. Пестициды . Инсектициды – яды против вредных животных; Гербициды – яды для уничтожения сорняков, вещества для отпугивания вредителей (феромоны, гормоны насекомых).
Практическая работа «Исследование влияния удобрений на качество картофеля. Определение нитратов в плодах и овощах».
Практическая работа «Определение кислотности почвы и атмосферных осадков»
Тема 7. Профессия диетолог. Нутрициолог. (1 час)
Связь между питанием и здоровьем.
Тема 8. Профессия: консультант-приемщик химчистки. (1 час)
Особенности химической обработки и ее последствия для некоторых видов изделий, чувствительных к чистке и крашению; определение видов загрязнений и возможность их удаления, маркировку по способам ухода за изделиями.
Практическая работа «Удаление пятен различного происхождения»
Тема 9. Профессия криминалист (1 час)
Основы и история криминалистики. Эксперт-криминалист. Химические методы, используемые в расследовании преступлений. Дактилоскопия. Хроматография.
Практическая работа «Идентификация отпечатков пальцев с помощью оксида меди (II) и паров йода»
Тема 10. Профессия: лаборант в пищевой промышленности (1 час)
Испытательные лаборатории отраслей пищевой промышленности: молочной, мясной, рыбной, маслобойной, маслодельной, мукомольной, хлебопекарной, сахарной, консервной. Контроль качества. Фальсификаты.
Практическая работа «Изучение состава чипсов и влияния компонентов на организм человека»
Практическая работа «Изучение свойств белков»
Тема 11. Профессия в медицинском учреждении: лаборант клинической диагностики. (1 час)
Лаборант клинической лабораторной диагностики-специалист, занимающийся клинической диагностикой тех или иных заболеваний по образцам жидкостей и тканей человека.
Тема 12. Профессии: фармацевт, провизор. (1 час)
Что такое фармакология? Фармацевт — это специалист в области изготовления, исследования и продажи лекарств Провизор – специалист с высшим фармацевтическим образованием, который может управлять аптекой, а также руководить процессом изготовления медикаментозных средств. Химия лекарств. Основное и побочное действие лекарств. Формы лекарственных препаратов. Фитотерапия. Знакомство с оборудованием и работой лаборатории больницы. Растворы в медицине. Виды растворов. Растворители. Приготовление растворов.
Практическая работа «Приготовление физиологического раствора (0,9% NaCl)»
Тема 13. Экскурсия в больничную лабораторию и аптеку(1 час).
Оснащение помещения, требование к работе.
Тема 14. Профессия – косметолог. (1 час)
Косметические средства: вред и польза. Виды косметики: гигиеническая, лечебная, декоративная. Химический состав препаратов и мифы, связанные с ним. Сроки хранения. Заболевания, вызванные косметическими средствами.
Практическая работа «Изучение состава косметических средств, определение рН»
Тема 15. Профессия-реставратор. (1 час)
Химия на службе искусства. Минеральные и синтетические красители. Акварельные краски. Реставратор. Процесс реставрации. Позолота. История возникновения и развития фотографии. Дагеротипия. Калотипия.
Экскурсия на выставку работ гуашью и акварелью.
Практическая работа «Создание акварельных красок»
Тема 16. Профессия: учитель биологии и химии (1 час)
Учитель биологии и химии. Профессиональные качества, навыки, ответственность.
Экскурсия в школьную химическую лабораторию.
Практическая работа «Занимательные опыты для младших школьников»
Тема 17. Профессия фитодизайнер (1 час)
Проектирование, украшение и озеленение помещений и интерьеров с помощью композиций из растений.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Количество часов |
1 | Введение | |
2 | Профессии: химик-аналитик и лаборант химического анализа. | 1 |
3 | Экскурсия (виртуальная) в лабораторию химического анализа. | 1 |
4 | Профессии: микробиолог и лаборант микробиологического анализа. | 1 |
5 | Экскурсия в микробиологическую лабораторию. | 1 |
6 | Профессия: лаборант агрохимической лаборатории. | 1 |
7 | Профессии: диетолог и нутрициолог. | 1 |
8 | Профессия- консультант (приемщик) химчистки. | 1 |
9 | Профессия криминалист. | 1 |
10 | Профессия: лаборант в пищевой промышленности. | 1 |
11 | Профессия в медицинском учреждении: лаборант клинической диагностики. | 1 |
12 | Профессии : фармацевт, провизор. | 1 |
13 | Экскурсия в больничную лабораторию и аптеку | 1 |
14 | Профессия – косметолог. | 1 |
15 | Профессия-реставратор. | 1 |
16 | Профессия: учитель биологии и химии | 1 |
17 | Профессия фитодизайнер | 1 |
Список литературы
1. Авторская программа Р.Г. Ивановой, М.В.
1. Пичугин Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни». - М.: Изд. «Аркти», 2000.
2. Шульгин Г.Б. «Химия для всех». - М.: «Знание», 1987.
3. Юдин А.М. «Химия в быту», 1974.
4. Скурихин И.М., Нечаев А.И. «Все о пище с точки зрения химика» – М.: Высшая школа, 1991.
5. Штремплер Г.И. «Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория», книга для учащихся. – М.: Просвещение. 1996.
6. Твердахлеб Г.В., Алексеев В.Н., Соколов Ф.С. Технология молока и молочных продуктов. - Киев, 1978
7. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. – М.: Просвещение, 1992
8. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – М.: изд-во “Химия”, 1998.
9. Горбунова Т.С. Химия вокруг нас. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000
10. «Закон о занятости населения». - М.: МП «Новая школа», 1992.
11. «Закон об образовании». - М.: Про-Пресс, 2004.
12. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. - М.:
13. Статья «Химия и криминалистика». Журнал «Химия». – Изд. дом «Первое сентября», № 21, 2000.
14. Т. А. Белова. Элективный курс «Химия красоты и здоровья». – М.: Глобус, 2007, серия «Профильная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.
Внеурочный курс «Творческая палитра» ориентирован на обучающихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Задания направлены на освоение язы...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс) Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса «Биология для любознательных»
Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуника...
Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс...
Рабочая программа внеурочного курса по профориентации "Химия и биология в твоей будущей профессии" для учащихся 9классов с ОВЗ.
Программа рассчитана на 17часов....