Анализ использования учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»
материал по химии
Выступление на РМО учителей химии и биологии с анализом использования учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Каракульская СОШ»
Кызыма Н.С.
Выступление на РМО учителей химии и биологии
Анализ использования учебника
Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»
Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2018 г.
Общие сведения: МОУ «Каракульская СОШ», с.Каракульское
Количество часов на предмет в неделю: 2.
Апробируемый учебник: Е. Н. Кузнецова И. М. Титова Н. Н. Гара «Химия 8 класс»
Москва издательский цент «Вентана-Граф» 2018 г.
Профиль класса: общеобразовательный.
Количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 16 человек.
ФИО учителя: Кызыма Наталья Сергеевна.
Стаж работы: 21 год.
Категория: высшая.
Учебник предназначен для обучения химии в общеобразовательных учреждениях. В нем прослеживаются авторские идеи и принципы, которые ориентированы на развитие личности ученика, на отражение специфики химии как науки и методологии химического познания, на раскрытие огромного практического значения химии в обществе и отдельно для каждого человека, проникновения химии во многие сферы жизни человека.
Большой плюс этого учебника – двухуровневая структура и богатый дополнительный материал для любознательных, который способствует углублению и расширению знаний. Учебный материал курса химии – 8 в данном учебнике рассматривается с позиций двух важных теорий:
- атомно-молекулярного учения;
- электронной теории.
Доступный язык и логическая последовательность изложения материала способствует быстрому усвоению информации. Для облегчения усвоения программного материала в учебнике представлены практически в каждом параграфе большое количество рисунков, таблиц и схем, иллюстрирующие наиболее важные теоретические положения, в целях развития практических умений и навыков приводится ряд различных видов алгоритмов:
- определения валентности элемента по формуле его соединения;
- составления химической формулы по валентности;
- составление уравнений химических реакций;
- составления названий химических соединений;
- составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства веществ;
- определения степени окисления элемента в соединении;
- расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР.
Выделенное – это новое, что я встретила в учебнике, и ранее такого в других учебниках мне не встречалось.
Разнообразная цветовая гамма оформления и различные символико-графические средства наглядности учебника позволяют:
- выполнять задания, способствующие овладению учащимися логических умений;
- использовать демонстрационный, лабораторный и мысленный эксперимент в целесообразном и рациональном сочетании;
- широко реализовывать внутрипредметные связи и устанавливать межпредметные;
- на уроке осуществлять постановку и решение учебных задач и проблем;
- развитию различных видов памяти (зрительную, механическую и др.).
Отдельные темы, параграфы составляющие содержание учебника тесно взаимосвязаны. Изучение предмета строится сначала на основе атомно-молекулярного учения, а затем на уровне электронной теории. Это позволяет учащимся углублять и расширять свои представления о строении вещества и проявляемых им свойств (принцип «от простого к сложному»).
Положительным моментом является и тот материал, который расположен в конце параграфа: основные понятия, выводы – это как итог изученному материалу. Также указанные в конце параграфа задания разного содержания и уровня сложности способствуют формированию универсальных учебных действий:
- познавательные: «подумай перед уроком или в ходе урока», «прочитай параграф и подумай»;
- регулятивные: «вам поможет компьютер», «творческое задание или проект»;
- коммуникативные: «химический эксперимент», «работайте с товарищем или в группе»;
- личностные: при выполнении выше указанных заданий ученик учится аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных (в т. ч. учебных) ситуациях, осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей.
В следствии всего этого порой я – учитель не источник знаний на уроке , а организатор и помощник.
Значительную помощь в организации учебного процесса оказывают пособия для учащихся и учителя:
- задачник по химии 8 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений. Н. Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин;
- химия. Готовимся к государственной итоговой аттестации 8 – 9 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М. А. Ахметов;
- уроки химии, методическое пособие для учителя. М. А. Шаталов;
- химия 8 класс рабочая тетрадь, Н. Н. Гара, М.А. Ахметов.
К сожалению РПТ была предложена с опозданием и в одном экземпляре, а потому апробировать её не удалось.
Много свежего, оригинального, удобного в структуре данного учебника, но на мой взгляд:
- очень скупо изложен материал о химических свойствах солей;
- удобнее было бы отдельным блоком выделить практические работы;
- главу 5 «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение» объединить с главой 11 «Водород – рождающий воду и энергию» и дать название «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Водород». Рассмотреть данную главу в разделе «Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории»;
- главу 12 «Галогены» вернуть в курс химии – 9, тем самым не разрывая «химию элементов»;
- рассмотреть теорию растворов (реакции ионного обмена) в курсе 8 класса;
- это позволит рассмотреть все химические свойства кислот, солей.
Учебник соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования. Авторы Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова и Н. Н, Гара постарались создать учебник, отвечающий задачам современного химического образования и это им, на мой взгляд, удалось.
В следующем 2021-2022 учебном году я планирую работу по апробации учебника «Химия – 9» этого авторского состава, а так же использовать вновь учебник «Химия – 8», дорабатывая, корректируя и совершенствуя опыт первого года апробации этого УМК.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект урока к учебнику Н. Е.Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара.
Тема урока: «Химические свойства кислот»
Цели:
- опираясь на определение понятия «кислота» помочь учащимся определить химические свойства соединений данного класса, тем самым обобщая и развивая знания учащихся о кислотах;
- формирование умений:
- учебно-организационных: нацелить себя на выполнение
поставленной задачи, организовывать своё рабочее место;
- учебно-информационных: работать с устным и письменным
тестом, составлять план-конспект;
- учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями,
чисто и скоро писать, сравнивать явления, классифицировать
материал, выделять главное и существенное;
- учебно-коммуникативных: умение слушать и слышать, работать
в группе, слушать и одновременно записывать учебный материал
участвовать в дискуссии;
- создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.
Средства обучения: набор реактивов и приборов стационарной минилаборатории;
таблицы по неорганической химии; ряд активности металлов.
Методические приёмы: фронтальная беседа, постановка и решение учебных
проблем, химический эксперимент, самостоятельная работа с
текстом учебника.
Ход урока:
I. Организационный момент, актуализация знаний.
Учитель обращается к школьникам с приветствием, далее продолжает словами:
О сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух.
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!
Эти слова А. С. Пушкина очень подходят эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, тема которого «Химические свойства кислот».
Исследуя вещество, изучая его свойства возможны ошибки, над которыми следует работать, а в результате этого накапливается опыт.
Сталкиваясь с парадоксами при исследованиях и выявляя путь их решения, вы становитесь гениальнее.
Ну тогда в перёд за новыми открытиями…
? Какие химические соединения называются «кислотами»?
Укажите признаки состава вещества? (сложное вещество водород и кислотный остаток).
А что означает «способного замещаться на атомы металла»?
II. Изучение нового материала.
1. Разъяснение целей - выявить общие химические свойства кислот, приобре-
и задач урока. тая практический опыт исследователя;
- выполнение химического эксперимента;
- новая форма записей в рабочей тетради – план – конспект.
Учитель объявляет тему урока и начинает разъяснение нового материала.
2. От понятия «кислота» Учитель организует фронтальную беседу, переходящую в
к выявлению химичес- дискуссию в ходе которой предполагаются химические
ких свойств кислоты. свойства кислот:
Ещё раз: какие вещества называются «кислотами»?
В каких веществах содержатся атомы металлов?
(оксидах, основаниях, солях, простые вещества металлы).
Затем учитель организует работу с учебником страница
150. В тетрадях учащиеся оформляют лабораторный
опыт.
Вывод: кислоты реагируют с простыми веществами
металлами в ряду активности расположенные до Н2.
Далее учащиеся выполняют второй лабораторный
опыт и приходят к выводу:
кислоты реагируют с основаниями – реакция нейт -
рализации.
С какой группой реакций мы знакомы при изучении
свойств оксидов?
Вывод: кислоты реагируют с оксидами металлов.
III. Закрепление. Учитель предлагает выполнить упр. 2 стр.152;
затем упр. 1 а стр. 152.
IV. Задание на дом.
Пар. 35; упр. 1 (б), 3 стр. 152.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии. Программа Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова
Рабочая программа составлена с учётом авторской программы по химии под редакцией Н.Е.Кузнецова. И.М.Титова...
Отчет по апробации учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»
Отчёт по апробации учебника Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара "Химия. 8 класс" в МБОУ ДР "Дубовская СОШ №1" (в рамках работы областной пилотной площадки)...
Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М ФГОС
Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М...
Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, А.Ю.Жегин (8 – 9кл.); Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин (10 -11кл.)
программа по химии...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)
Рабочая программа по химии для 8-9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной основной ...
Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 8 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)
Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 8 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...
Оценочные материалы по учебному предмету "Химия" 9 класс (УМК Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара)
Оценочные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 9 класса федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.Основной целью контроля знан...