Технологическая карта урока по теме "Ацетилен. Состав. Изомерия. Свойства "
план-конспект занятия по химии (10 класс)

Урок по теме "Ацетилен. Состав. Изомерия. Свойства" для 10 класса подготовлен для базового уровня (1 час. в неделю) по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия.10 класс.М.: "Просвещение", 2020г. Конспект  изучения классов органических веществ (алкины) разработан по плану: состав, номенклатура, гомология, изомерия, свойства, получение и применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_himii_atsetilen_v_10_klasse.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

ФИО  преподавателя  Смирнова Зинаида Николаевна

Предмет   Химия

Класс      10

Тема урока   Ацетилен. Состав. Изомерия.  Свойства

Тип урока     Урок открытия нового знания

Цель: Расширить знания учащихся о непредельных углеводородах, познакомить с ацетиленом и его гомологическим рядом, изомерией  и номенклатурой алкинов. Научить  выявлять общее и отличное в строении и свойствах разных гомологических рядов непредельных углеводородов. Уметь доказывать химические свойства ацетилена, записывать уравнения реакций окисления, присоединения, замещения, полимеризации.

Задачи:

- Создать условия для изучения  класса органических веществ – алкины;

 - Ознакомиться с  физическими и химическими свойствам алкинов на примере ацетилена;

- Развивать  умение прогнозировать свойства вещества на основе его строения;

- Усовершенствовать умения составлять уравнения химических реакций , доказывающих свойства алкинов;

- Находить самостоятельно дополнительную информацию по теме из разных источников, развивать речь с использованием химических терминов, коммуникативные способности обучающихся и наблюдательность, внимание;

- Уметь проводить химический эксперимент строгом соответствии с правилами техники безопасности;

 - Вызывать позитивное отношение к химии.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, совершенствовать  способность  к самоанализу и самооцениванию  собственного уровня знаний, выражать положительное отношение к процессу познания, совершенствовать опыт межличностных отношений, развивать самостоятельное мышление и  умение работать в заданном темпе.

Метапредметные  результаты:                    

             Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; самостоятельно обнаруживать и      формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; совершенствовать умения слушать  и слышать друг друга,  задавать вопросы, работать в группе.

Регулятивные: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную, совершенствовать умение постановки учебной задачи на основе соотнесение, что уже известно  и усвоено, и того, что еще неизвестно, выполнять исследовательскую часть урока по инструктивной карточке, учиться планировать деятельность и прогнозировать свойства веществ и продукты реакции, совершенствовать умение корректировать.

Предметные результаты:

  • Знать состав, строение, номенклатуру, физические и химические свойства ацетилена;
  • Уметь прогнозировать свойства вещества на основе его строения;
  • Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих свойства ацетилена, называть продукты реакций;
  • Совершенствовать знания  техники  безопасности при  работе с химическими реактивами и оборудованием

Методы и приемы: проблемно-деятельностный подход, словесные методы, наглядно-иллюстративные, частично-поисковые с применением химического эксперимента.

Педагогическая технология:  проблемная

Оборудование: ТСО (компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация); технологическая карта  для каждого ученика;2 разноуровневых теста; карточки А, В,С с разноуровневыми домашними заданиями; ламинированная таблица « Химические свойства алкинов».

Ход урока.

I. Организационный момент (1мин.). Создание благоприятного настроя.

Здравствуйте, мои ученики, уважаемые гости.

Какие чувства вы сейчас испытываете? Я волнуюсь, а вы? Давайте возьмем, друг друга за руку и мысленно скажем:

-Я желаю Вам добра.

-Ты желаешь мне добра.

-Мы желаем друг другу добра.

-Если тебе будет трудно, я помогу.

Как необходима человеку поддержка, верное плечо и понимающий взгляд.

Пусть это будет с вами и на сегодняшнем уроке и на ЕГЭ, и в жизни.

Слайд №1

II.Актуализация опорных знаний.

Задание: из приведенных формул веществ укажите, какая формула  вещества не относится ни к одному из изученных ранее классов углеводородов:

 Слайд №2                                                  

                                          1.CH3─CH3                    этан

                                          2.CH2═CH2                    этен                      

                                          3.CH≡CH                       этин

                                                                             

Значит тема урока : «Ацетилен.Состав. Изомерия. Свойства» ( записываем в тетради и на доске,  название ацетилен придумал французский химик Марселен Бертло в 1860 году, и ацетилен является родоначальником нового класса непредельных углеводородов – алкинов)

Это 1 урок по этой теме, значит, какие цели перед нами должны стоять            ( см. выше)

Слайд №3

Форма работы:  Работа с технологическими картами; с учебниками Г.Е.Рудзитис, Н.Е.Кузнецовой (профильное обучение) по самостоятельному изучению новой темы с соответствующими записями в тетради и проверкой  у доски и в конце урока  контрольный тест по всей теме: «Ацетилен».

В технологических картах прочитали  цель урока. Задумались.

Учитель обобщает цели урока.

II.Формирование новых понятий и способов действия.

Обращаемся к технологическим картам:

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного

материала.

Какие это вещества- алкины?

I.Изучим   состав, изомерию  алкинов.

1.Общая формула алкинов

2.Определение:

учебник Г.Е.Рудзитис,  стр.50

3.Гомологический ряд алкинов

4.Номенклатура

а)CH3─CH2─CH2─C≡CH      б)CH3─CH─CH3

                                                               │

                                                             CH3

в)CH3─CH═CH─CH3            г)CH≡C─CH─CH─CH3

                                                                   │       │

                                                                 CH3     CH3                     

5.Изомерия.

Вопрос: Какие виды изомерии вы знаете?

а)CH≡C─CH2─CH2─CH3      б)CH3─C≡C─CH2─CH3

в)CH≡C─CH─CH3         г)CH2═ CH─CH2─CH═CH2 

                  │

                  CH3

Физкультминутка

        В целях профилактики улучшения зрения на каждом уроке используются   упражнения,   укрепляющие   мышцы   глаз.    Упражнения выполняются                                                                       сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.

        1. Упражнения для глаз

  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
  1. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
  1. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
  1. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
  1. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
  1. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
  1. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
  1. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
  1. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
  1. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

II. Изучим свойства алкинов.

1.Физические свойства алкинов.

учебник  Н.Е.Кузнецова,   стр.109

Стих:  Ацетилен –бесцветный газ

            Он без запаха у нас,

            Невидим и нерастворим

            В воздухе летит как дым.

2.Химические свойства алкинов.

Проблемный вопрос: Как влияет наличие тройной связи на химические свойства алкинов.

I.Реакции окисления.

1.Полное окисление- реакция горения (характерна для  всех органических веществ)

(выделяющаяся теплота используется при резке и сварке металлов, и долгое время это явление использовали сантехники при своей работе)

2.Неполное окисление:  Первая качественная реакция на непредельность –обесцвечивание раствора KMnO4

II. Реакции присоединения.

1.Реакция гидрирования.

учебник Н.Е.Кузнецова, стр.110

2.Реакция галогенирования: Вторая качественная реакция на непредельность- взаимодействие с галогенами.

учебник Н.Е.Кузнецова, стр.110

3.Реакция  гидрогалогенирования.

учебник Н.Е.Кузнецова, стр.110

(справка: при этой реакции получается винилхлорид, а из него получают поливинилхлорид (ПВХ)

Демонстрация ПВХ, искусственной кожи.

4.Реакция гидратации( реакция Кучерова).

учебник Г.Е.Рудзитис, стр.52

III.Реакции замещения.

учебник Н.Е.Кузнецова, стр.111

IV.Реакции полимеризации.

учебник Н.Е.Кузнецова, стр.111

1.реакция тримеризации( реакция Зелинского)

с образованием бензола

2.реакция димеризации с образованием винилацетилена

1.Объяснить?

Слайд №4

2.Запись в тетради:

Алкины-

3.Запись в тетради  и на доске

4.Выписать и назвать по систематической номенклатуре алкины:

Слайд №5

5.Слайд №6

Назвать и определить вид изомерии у представленных веществ.

1.Прочитали.

2.Слайд №7

Таблица на доске: «Химические свойства алкинов»

1.Запись в тетради и у доски:

самостоятельно

C2H2 + O2 →

Видеоролик №1 :Взаимодействие ацетилена с кислородом.

2.Видеоролик №2 : «Обесцвечивание раствора перманганата калия ацетиленом»

Слайд №8

1.Запись в тетради и у доски                              ( 2 стадии)

2.Запись в тетради и у доски

( 2 стадии)

3.Запись в тетради и у доски

(1 стадия)

4.Слайд №9

Запись в тетради.

Видеоролик № 3  «Получение ацетиленида серебра»

Запись в тетради и у доски.

Слайд № 10

Запись в тетради и у доски.

Слайд 11

Слайд №12

Подведение итогов урока:

а)прочитайте ещё раз цели урока

б) достигли ли вы заданных целей?

в) оценки за урок

 

Тестовый двухуровневый контроль усвоения темы

 Тест №1

 Тест №2

Слайд№ 13

Домашнее задание: п.13, разноуровненные письменные задания на карточках А, В, С( по выбору, по желанию учащихся)

Рефлексия    Слайд №14

Ребята, выскажитесь по очереди одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы на экране.

Рефлексивная таблица.

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я почувствовал, что…

8.Я приобрел…

9.Я научился…

10.У меня получилось…

11.Я смог…

12.Я попробую…

13.Меня удивило…

14.Урок дал мне для жизни…

15.Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...