открытый урок по теме: «Кремний и его соединения».
план-конспект урока по химии (9 класс)

Шоть Людмила Дмитриевна

В 9 классе проведен урок химии по теме: «Кремний и его соединения».

 Цель урока: объяснять области применения кремния и его значение в качестве полупроводника; описать тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния; характеризовать  основные химические свойства кремния и его соединений, составлять уравнения реакций.

 На уроке использованы разные формы и методы обучения. Психологический настрой в начале урока способствовал успешной работе в течении всего урока и достижению поставленных целей. Развитие знаний осуществлялось через изучение ключевых терминов на трех языках, что способствует развитию языковой культуры. Интеграция предмета химии с биологией, географией, математикой и информатикой, английским языком стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана. Учащиеся строили модели молекул диоксида кремния и других соединений. На всех этапах урока ребята учились анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную идею нового материала. На уроке царила творческая атмосфера, все активно были вовлечены в учебный процесс.

 Хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность учащихся способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел:

9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их соединения

ФИО педагога

Шоть Л.Д.

Дата:

03.03.21

Класс: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Кремний и его соединения. Демонстрация № 9 «Модели кристаллических решеток алмаза, кремния, диоксида кремния и карбида кремния».

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

9.2.1.24 -объяснять области применения кремния и его значение в качестве полупроводника

9.1.4.8 -описать тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния

9.2.1.25-характеризовать основные химические свойства кремния и его соединений, составлять уравнения реакций

Цели урока

- называть области применения кремния и его значение в качестве полупроводника;

- различать типы кристаллических решеток и виды химической связи кремния, диоксида и карбида кремния.

- давать характеристику основным химическим свойствам кремния и его соединений, составлять уравнения реакций.

Критерии оценивания

Учащийся достигнет цели, если:

  • Перечисляет области применения кремния и его значение в качестве полупроводника.
  • Описывает тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния.

Называет основные химические свойства кремния и его соединений, составляет уравнения реакций.

Языковые цели

Языковые цели:

используя специальную лексику и терминологию задавать и отвечать на вопросы относительно применения, строения, свойств кремния и его соединений.

Предметная лексика и терминология:

Полупроводник, химическая связь, кристаллическая решетка.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Кремний (диоксид кремния, карбид кремния) применяется в … в качестве …

Кристаллическая решетка кремния (диоксида кремния, карбида кремния) …

При нормальных условиях кремний (диоксид кремния, карбид кремния) взаимодействует с …с образованием…

С … кремний реагирует только при…

Привитие ценностей

Формирование основных нравственных ценностей у учащихся: доброжелательное отношение к одноклассникам в ходе совместной деятельности, честность, инициатива при принятии решений.

Общенациональная идея «Мәңгілік ел»

Экономический рост, основанный на индустриализации и инновациях.

Формирование интереса детей к изучению химической науки в будущем и самообразованию способствует становлению интеллектуального потенциала Казахстана, конкурентно способного поколения.

Межпредметная связь

Физика, география, биология, математика

Предшествующие знания

Виды химической связи и типы кристаллических решеток, положение элементов в периодической системе

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5 мин

1)Психологический настрой «Кувшин счастья».

Ребята, поднимите руки вверх, образно представьте, что выдержите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

Просмотр видео (кремний в природе)

Определение темы и целей урока

Мотвация к обучению

Проблемный вопрос:

-Что такое Силиконовая Долина?

Откуда такое название?

Учащиеся отвечают на вопросы, выходят к названию темы урока и целям урока.

Видеоматериал,

Презентация

Рабочие листы

Основная часть урока

15 минут

2) Вызов. Метод «ТF» (true or false)

1.Кремний в периодической системе находится в 3-м периоде, в подгруппе IV группы.

2. На внешнем энергетическом уровне кремния присутствуют 3 электрона.

3. Второй по распространённости химический элемент в земной коре

4. В природе кремний встречается только как соединение.

5. Кремний имеет 3 аллотропных модификации.

6. При взаимодействии с металлами кремний является восстановителем.

7. Соли кремния называются - силиконами.

8. Чистый кремний - полупроводник.

9. Возможные степени окисления -4, + 4.

3)Слова на английском языке:

EN

RUS

Silicon

кремний

silicates

силикаты

clay

глина

silica

кремнезем

semiconductor

полупроводник

solar cell

солнечные батарея

4) Общая характеристика кремния по положения в ПС

5)Индивидуальная работа в рабочих листах: соотнести формулы с названием формул (взаимопроверка)

Название минерала

Химическая формула

Каолинит (Белая глина)

Al2O3*2SiO2*2H2O

Ортоклаз (Полевой шпат)

К2O*Al2O3*6SiO2

Слюда

К2O*Al2O3*6SiO2*2H2O

Песок, кварц, кремень

SiO2

6)Изучение нового материала: Работа в паре:

Задание 1

Какие соединения образует кремний? Напишите формулы известных вам соединений кремния. Какую кристаллическую решетку имеют соединения кремния?

Задание 2

Укажите промышленный и лабораторный способ получения кремния. Как получают кремний особой чистоты? Для чего используется такой кремний?

Задание 3

Простое вещество кремний существует в двух аллотропных модификациях: аморфный и кристаллический. Назовите физические свойства кремния и его соединений.

Задание 4

При обычной температуре кремний является довольно инертным веществом, но аморфный кремний более реакционноспособен, чем кристаллический

Задание 5

Смоделируйте молекулы соединений кремния и напишите структурные формулы следующих веществ: SiO2 SiF4

Дескрипторы: – выбирают из текста необходимый материал

-определяют основные свойства кремния, оксида кремния и карбида кремния; -определяют область кремния и его применение в качестве

полупроводника.

-объясняют основные химические свойства кремния и его соединений; -оценивают роль кремния в современной жизни

Первичные знания о кремнии как химическом элементе. Отвечают на предоставленные утверждения.

Работают с учебником.

Соотносят формулы веществ с названием минералов

Работают в паре, обрабатывают информацию совместно

Формативное

Первичное закрепление материала

15 мин

7)Динамическая пауза: все ребята встают и решают задания, развешанные по стенам класса. При правильном решении заданий учащиеся имеют возможность получить информацию о применении кремния

Работа в паре:

Информационная таблица. Стратегия «Химическое домино»

Задание 1: Изучив предложенную информацию, заполните таблицу.

Задание 2: Стратегия «Химическое домино» Изучив предложенную информацию, составьте уравнения реакций, характеризующие химические свойства кремния и его соединений. Расставьте коэффициенты.

Кремний может взаимодействовать с различными неметаллами и активными металлами. При нагревании кремний реагирует с кислородом, образуя оксид кремния (IV). При обычных условиях кремний может реагировать только с фтором, а при нагревании – с хлором, бромом, серой, азотом. В продуктах этих реакций кремний проявляет высшую степень окисления +4. При высоких температурах кремний взаимодействует с углеродом, образуя очень твердое соединение – карборунд. Так же при нагревании кремний может взаимодействовать с активными металлами, образуя силициды. Легко взаимодействует с водными растворами щелочей, образуя силикаты и водород.

Оксид кремния (IV) – кислотный оксид, следовательно. взаимодействует с основными оксидами и растворами щелочей. Он так же вытесняет углекислый газ из карбонатов при сплавлении.

Взаимопроверка между парами (уравнения реакций выводятся на доску).

Задание 3:

Составление кластера «Применение кремния и его соединений».

Критерии оценивания:

-Называют не менее трех областей применения кремния и его соединений.

-Указывают значение кремния в качестве полупроводника.

Учащиеся вначале знакомятся с глоссарием, затем задания в группе

Формативное

Карточки

Выполнение ФО

Вторичное закрепление материала

3 мин

Индивидуальная работа

Тест

1.Сколько электронов располагается на внешнем энергетическом уровне атома кремния?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5

2.Какую степень окисления проявляет атом кремния?

А) + 2, - 4 Б) +4 В) 0, +4 , -4 Г) +2, +4 ,

3. Какую электронную конфигурацию имеет атом кремния?

А) 1s22s22p63s23p2

Б) 1s22p63s23p2 В) 1s22s22p63p4 Г) 1s22s22p23s23p2

4.Какую формулу имеет песок?

А) SiO2 Б) SiO В) SiC Г) SiCl4

5. С каким веществом кремний имеет схожее строение кристаллической решётки?

А) с графитом Б)с алмазом В) с графитом Г) с металлом

6. Что образуется при реакции кремния со щелочами?

А) силикат и водород Б) силицид и водород В) силикат и вода Г) силицид и вода

7. Что изготавливают из чистого кремния?

А) цемент Б) силикатный клей В) стекло Г) микросхемы

Видеоролик «Силиконовая долина»

Закрепляют полученные знания, выполняют тестирование

Рефлексия

2 мин

Подведение итога урока.

Учащиеся делятся своими ключевыми словами со всем классом.

Рефлексия.

Стикеры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

How did Silicon Valley get its name?

Слайд 2

Topic of the Lesson : Кремний и его соединения. Демонстрация № 9 «Модели кристаллических решеток алмаза, кремния, диоксида кремния и карбида кремния». Learning objectives that are achieved at this lesson (Subject Programme reference) : 9.2.1.24 -объяснять области применения кремния и его значение в качестве полупроводника 9.1.4.8 -описать тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния 9.2.1.25-характеризовать основные химические свойства кремния и его соединений, составлять уравнения реакций Lesson objectives : - называть области применения кремния и его значение в качестве полупроводника; - различать типы кристаллических решеток и виды химической связи кремния, диоксида и карбида кремния. - давать характеристику основным химическим свойствам кремния и его соединений, составлять уравнения реакций.

Слайд 3

Вызов . Метод « Т F» (true or false) 1 .Кремний в периодической системе находится в 3-м периоде, в подгруппе IV группы. 2. На внешнем энергетическом уровне кремния присутствуют 3 электрона. 3. Второй по распространённости химический элемент в земной коре . 4. В природе кремний встречается только как соединение. 5. Кремний имеет 3 аллотропных модификации. 6. При взаимодействии с металлами кремний является восстановителем. 7. Соли кремния называются - силиконами. 8. Чистый кремний - полупроводник. 9. Возможные степени окисления -4, + 4.

Слайд 4

EN KZ RUS silicates силикаттар силикаты clay балшық глина silica кремний диоксиді кремнезем semiconductor жартылай өткізгіш полупроводник solar cell күн сәулелік батарея солнечные батарея EN KZ RUS silicates силикаттар силикаты clay балшық глина silica кремний диоксиді кремнезем semiconductor жартылай өткізгіш полупроводник solar cell күн сәулелік батарея солнечные батарея EN KZ RUS silicates силикаттар силикаты clay балшық глина silica кремний диоксиді кремнезем semiconductor жартылай өткізгіш полупроводник solar cell күн сәулелік батарея солнечные батарея Silicon кремний кремний silicates силикаттар силикаты clay балшық глина silica кремний диоксиді кремнезем semiconductor жартылай өткізгіш полупроводник solar cell күн сәулелік батарея солнечные батарея

Слайд 5

Название минерала Химическая формула Песок кварц кремень SiO 2 Слюда К 2 O*Al 2 O 3 * 6 SiO 2 * 2H 2 O Ортоклаз (Полевой шпат) К 2 O*Al 2 O 3 * 6 SiO 2 Каолинит (Белая глина) Al 2 O 3 *2SiO 2 *2H 2 O



Предварительный просмотр:

Тема

Кремний и его соединения.

Цели обучения

9.1.4.8 описать тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния;

9.2.1.25 характеризовать основные химические свойства кремния и его соединений, составлять уравнения реакций.

Критерии оценивания

Обучающийся:

  • Описывает тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния.
  • Называет основные химические свойства кремния и его соединений, составляет уравнения реакций.

Задания

  1. Рассмотрите предложенные модели кристаллических решеток, заполните таблицу:

Вещество

Изображение

Тип кристаллической решетки

Вид химической связи

Свойства вещества

s://img0.liveinternet/images/attach/d/0/136/451/136451314_2d3c1df5ede1d3b99d475d95902a14b1.jpg

s://cnx/resources/3289e5b9342164bc0bbc107157590ba34348aeae/Fig29.jpg

s://qph.fs.quoracdn.net/main-qimg-58ac31da9602dad410871466a40156ee

Дескрипторы:

-Записывает название изображенных веществ.

-Определяет тип кристаллических решеток предложенных веществ.

-Определяет вид химической связи изображенных веществ.

-Записывает свойства изображенных веществ

Тема

Кремний и его соединения.

Цели обучения

9.1.4.8 описать тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния;

9.2.1.25 характеризовать основные химические свойства кремния и его соединений, составлять уравнения реакций.

Критерии оценивания

Обучающийся:

  • Описывает тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния.
  • Называет основные химические свойства кремния и его соединений, составляет уравнения реакций.

Задание 2: Изучив предложенную информацию, составьте уравнения реакций, характеризующие химические свойства кремния и его соединений. Расставьте коэффициенты. Кремний может взаимодействовать с различными неметаллами и активными металлами. При нагревании кремний реагирует с кислородом, образуя оксид кремния (IV). При обычных условиях кремний может реагировать только с фтором, а при нагревании – с хлором, бромом, серой, азотом. В продуктах этих реакций кремний проявляет высшую степень окисления +4. При высоких температурах кремний взаимодействует с углеродом, образуя очень твердое соединение – карборунд. Так же при нагревании кремний может взаимодействовать с активными металлами, образуя силициды. Легко взаимодействует с водными растворами щелочей, образуя силикаты и водород. Оксид кремния (IV) – кислотный оксид, следовательно. взаимодействует с основными оксидами и растворами щелочей. Он так же вытесняет углекислый газ из карбонатов при сплавлении.

Si…

+

F2

SiF4

Si…

+ O2

SiO2

Si…

+ Mg

Mg2Si

Si…

+N2

Si3N4

Si…

+ KOH

+ H2O

K2SiO3

+ H2

Si…

+ С

SiC

Si…

+ Cl2

SiCl4

SiO2

+ NaOH

Na2SiO3

+ H2O

SiO2

+ Na2O

Na2SiO3

SiO2

+ Na2CO3

Na2SiO3…

+ CO2

Тема

Кремний и его соединения.

Цели обучения

9.2.1.24 -объяснять области применения кремния и его значение в качестве полупроводника

Критерии оценивания

Обучающийся:

Называет не менее трех областей применения кремния и его значение в качестве полупроводника

Составление кластера «Применение кремния и его соединений».

Дескрипторы:

-Записывает области применения кремния и его значение



Предварительный просмотр:

Приложение: Динамическая пауза- игра с заданиями

Диоксид кремния (SiO2) - очень твердое вещество. Он используется для изготовления лабораторной посуды, различных линз, ультрафиолетового стекла, люминесцентных ламп и светочувствительных электрических измерительных приборов. Окрашенный аморфный SiO2 используется для изготовления ювелирных изделий. Он встречается в кварцевых минералах.

Элементарный кремний используется при получении силиконовых полимеров.

Поскольку кремний является полупроводником, он используется для изготовления электронных устройств, таких как компьютерные чипы и транзисторы.

Чистый кремний используется в солнечных элементах.

Пуленепробиваемое стекло состоит из двух листов стекла с листом прозрачной смолы между ними, образующимся под действием тепла и давления. При сильном ударе она треснет, не разбившись.

Кристаллическая решетка структуры кремния, диоксида кремния и карбида кремния аналогична структуре алмаза. В результате некоторые их свойства сходны с алмазными, например твердость.

Стекло - это переохлажденная жидкость, которая образует некристаллическое твердое тело. Она твердая, хрупкая, аморфная и обычно прозрачная.

Формула обычного стекла такова Na2OCaO6SiO2

Крупные производители стекла размещены в Актобе, Алматы и Таразе. Стекло может иметь много разных цветов. В него могут быть добавлены переходные или редкоземельные ионы металлов. В этой таблице приведены некоторые типичные химические элементы, используемые для окрашивания стекла:

Силикоз-это заболевание легких, вызванное вдыханием крошечных кусочков кремнезема, минерала, входящего в состав песка, камня

Задания:

Рассчитать молекулярную массу кремнезема

(кремень, кварц, песок)

SiO2

Рассчитать сумму атомов в соединении:

Н2SiO3

Определить степень окисления элементов в соединении:

SiС Si3N4 SiF4

Рассчитайте сумму атомов кремния во всех соединениях

Формула каолинита:

Al2O3*2SiO2*2H2O

(Основная часть белой глины)

Какое количество молекул входит в состав данного вещества.



Предварительный просмотр:

Формативное задание

Тема урока: Кремний и его соединения. Демонстрация № 9 «Модели кристаллических решеток алмаза, кремния, диоксида кремния и карбида кремния».

Задание 1

Вызов. Метод «ТF» (true or false). Укажите верные и неверные утверждения

1.Кремний в периодической системе находится в 3-м периоде, в подгруппе IV группы.

2. На внешнем энергетическом уровне кремния присутствуют 3 электрона.

3. Второй по распространённости химический элемент в земной коре.

4. В природе кремний встречается только как соединение.

5. Кремний имеет 3 аллотропных модификации.

6. При взаимодействии с металлами кремний является восстановителем.

7. Соли кремния называются - силиконами.

8. Чистый кремний - полупроводник.

9. Возможные степени окисления -4, + 4.

Задание 2

Запомните термины:

EN

RUS

Silicon

кремний

silicates

силикаты

clay

глина

silica

кремнезем

semiconductor

полупроводник

solar cell

солнечные батарея

Задание 3

Соотнести формулы с названием формул

Название минерала

Химическая формула

Песок, кварц, кремень

Каолинит (Белая глина)

Ортоклаз (Полевой шпат)

Слюда

А) SiO2

Б) Al2O3*2SiO2*2H2O

В) К2O*Al2O3*6SiO2*2H2O

Г) К2O*Al2O3*6SiO2

Задание 4

Тест

1.Сколько электронов располагается на внешнем энергетическом уровне атома кремния?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5

2.Какую степень окисления проявляет атом кремния?

А) + 2, - 4 Б) +4 В) 0, +4 , -4 Г) +2, +4 ,

3. Какую электронную конфигурацию имеет атом кремния?

А) 1s22s22p63s23p2 Б) 1s22p63s23p2 В) 1s22s22p63p4 Г) 1s22s22p23s23p2

4.Какую формулу имеет песок?

А) SiO2 Б) SiO В) SiC Г) SiCl4

5. С каким веществом кремний имеет схожее строение кристаллической решётки?

А) с графитом Б)с алмазом В) с графитом Г) с металлом

6. Что образуется при реакции кремния со щелочами?

А) силикат и водород Б) силицид и водород

В) силикат и вода Г) силицид и вода

7. Что изготавливают из чистого кремния?

А) цемент Б) силикатный клей В) стекло Г) микросхемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Кремний"

Урок разработан  с использованием технологии критического мышления....

Презентация к уроку по теме "Кремний"

Презентация составлена к уроку по теме "Кремний" с использованием технологии критического мышления.презентация содержит материал:открытие кремния,кремний в природе,физические и химические свойства,пол...

Урок по теме Кремний

Открытый урок по теме: "Кремний. Силикатная промышленность в Марий Эл"...

Конспект урока по теме "Кремний и его соединения"

Конспект урока по теме "Кремний и его соединения"...

план урока по теме Кремний

Разработка урока по теме "Кремний"...

Разработка урока по теме "Кремний"

Разработка урока по теме "Кремний" с использованием технологии критического мышления...