план урока по теме Кремний
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Кремний»
9 класс
«Кремний вырисовывается в мироздании как элемент,обладающий исключительным значением.»
(В.И.Вернадский)
Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить усвоение знаний о строении кремния , свойствах физических и химических значений кремния и его практическом применении
- Познакомить с историей применения человеком природных силикатов.
Развивающие:
- Развивать умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из строения и свойств, умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли.
Воспитательные:
- Формирование умения ставить цели, выделять главное.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, штатив с пробирками, раствор силиката натрия, соляная кислота.
Тип урока: комбинированный
Используемые учебники и учебные пособия:
- Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Дрофа.2011
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 9 класс. М.Вако. 2010
- Интернет-ресурсы.
Ход урока
I. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся.
II.Повторение.
На предыдущих уроках мы начали знакомство с элементами подгруппы углерода.
Пятеро их. Все особого сорта.
Все элементы группы четвертой.
Их коллектив удивительно дружен,
Каждый из них очень важен и нужен.
Не менее важными являются и их соединения. Давайте проверим, знаем ли мы , какой состав имеют следующие вещества:
Диктант
- Мел
- Метан
- Пищевая сода
- Карбид кальция
- Кальцинированная сода
А теперь я буду диктовать характеристики вещества ,а вы указываете какое это вещество:
1)бесцветный газ ,без запаха
2)тяжелее воздуха
3)проявляет кислотные свойства
4)проявляет восстановительные свойства
5)проявляет окислительные свойства
6)ядовит
7)соединяется с гемоглобином крови
8)получается при разложении карбонатов
9)используется при тушении пожаров
На доске необходимо написать несколько способов получения углекислого газа
- =C
- = C
- = C
- = C
Подсказкой для выполнения задания будут такие строки:
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи,
И стоит только сделать вздох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Ребята, давайте обсудим , почему углерод- царь живой природы? Соседом углерода по подгруппе является кремний. Его называют царем неживой природы. Обратите ваше внимание еще раз на эпиграф к уроку. Сегодня мы на уроке должны пояснить этот факт .Как бы вы сформулировали
цель сегодняшнего урока?(Учащиеся сами формулируют цель урока.)
Итак, мы знакомимся со вторым по распространенности элементом земной коры- кремнием. Запишите тему урока «Кремний» (Слайд 1)
III.Изучение нового материала
1.Кремний как элемент
Сообщение учащегося ,,Кремний –главный элемент каменного века “
Опишите положение кремния в периодической системе, составьте схему строения атома и электронную формулу кремния, предположите возможные степени окисления и валентность кремния. Проверка- слайд 2
2.Кремний- простое вещество
Кристаллическая решетка кремния- атомная . Аналогия с кристаллической решеткой алмаза.
В природе кремний в свободном виде не встречается , поэтому его получают восстановлением оксида кремния (IV) магнием или углем.
Закончить уравнения реакций:
Si +C=
Si+C=
Какие ассоциации у вас возникают при слове «Кремний»? Подтверждаем высказывания учащихся: «Прочный, твердый».Возможно, кто-то вспомнит выражение «не человек, а кремень». Название «кремний» произошло от латинского «ляпис креманс», что означает «камень , дающий огонь», или кремень.
Кремний- самый распространенный элемент земной коры. После кислорода он занимает второе место по массе. В.И.Вернадский говорил, что «никакой организм не может существовать без кремния». У кремния особая роль. Кремний может превращать один вид энергии в другой : механическую в электрическую, световую в тепловую и др. При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс обмена веществ, т.к. более 70 других элементов просто не усваивается. Кремний – полупроводник.
Кремний может иметь разновидности:
- Кристаллический (темно-серое вещество со стальным блеском)
- Аморфный порошок – белый порошок (без примесей) или коричневый (с примесями).
Как называется явления , когда один химический элемент имеет несколько видоизменений?
(Слайд 3)
3.Химические свойства.
Сравниваем окислительный и восстановительные свойства кремния и углерода.
Типичный неметалл, инертен.
Кремний- восстановитель.
Все реакции протекают при нагревании:
- +=
- +2=(хлорид кремния)
- +S=(карбид кремния или карборунд)
- +2O(пар)= + ↑
- +2NaOH (конц)+O= +↑
Кремний-окислитель
+2Ca= (силицид кальция)
В отличие от углерода, кремний напрямую не соединяется с водородом. Силан получают косвенно, действуя на силициды металлов водой или кислотами:
Si+4O= Mg↓+ Si↑
4.Соединения кремния
Si- кремнезем. К какой группе оксидов относится? Давайте на опыте проверим, образует ли он кислоту при растворении в воде? Насыпьте немного речного песка в пробирку , прилейте воды, взболтайте. Что вы наблюдаете? Прилейте к полученной смеси фиолетовый лакмус. Произошли ли изменения . Почему? Оксид кремния, хоть и является кислотным, не растворяется в воде. Это объясняется тем, что он имеет атомную кристаллическую решетку, сходную с алмазом. Но со щелочами и основными оксидами может реагировать при нагревании.
Учащиеся составляют таблицу по сравнительной характеристике СО2 и SiO2(Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углеродаОсобым свойством кремнезема является его способность реагировать с плавиковой кислотой (фтороводородной):
(слайд 10)
Кремниевая кислота- Si
Предлагаем учащимся охарактеризовать её Характеристика с опорой на имеющиеся знания и умения пользоваться таблицей растворимости. Отмечаем, что кремниевая кислота в воде не растворяется , поэтому кремниевую кислоту можно получать только из ее солей.
Проводится демонстрационный опыт получения кремниевой кислоты, действуя на раствор силиката натрия соляной кислотой. Составляем молекулярное и ионное уравнение реакции.
(слайд 12)
При нагревании она разлагается
Si Si+O
Кремний и его соединения очень важны для человека.( Значение кремния и его применении учащиеся разрабатывают самостоятельно) .О применении соединений кремния будем говорить на следующем уроке. А сейчас хочется сказать:
Сосед углерода привык к работе,
Замену ему нигде не найдете.
Если бы этот пропал элемент,
Где бы мы взяли кирпич и цемент,
Чем бы стеклили окно, и куда
Делись бы кварц, и фарфор , и слюда?
Пляжи песчаные, толщи подземные
Где бы все это было без кремния?
Закрепление
1)Выполнение теста.
2)Составить уравнения реакций для следующих переходов:
Si→Si→Si→Si→Si→Si→Si
Домашнее задание
§31, упр 4, подготовить доклады:
«Производство стекла»
«Производство цемента»
«Производство керамики»
Давайте ребята посмотрим ,с каким настроением вы сегодня работали.
У вас на партах есть рисунки .В зависимости от настроения выбираете либо песчаные часы ,если ваше время безвозвратно утекло; либо спутник ,если настроение было нормальным; либо песчаный пляж на лазурном берегу,если настроение было хорошим .Учащиеся наклеивают один из соответствующих рисунков на доску.
Учащиеся сами подводят итог урока и формулируют выводы.
И как всегда уходя с урока , продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать…» Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Кремний"
Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Презентация к уроку по теме "Кремний"
Презентация составлена к уроку по теме "Кремний" с использованием технологии критического мышления.презентация содержит материал:открытие кремния,кремний в природе,физические и химические свойства,пол...
Урок по теме Кремний
Открытый урок по теме: "Кремний. Силикатная промышленность в Марий Эл"...
Конспект урока по теме "Кремний и его соединения"
Конспект урока по теме "Кремний и его соединения"...
Разработка урока по теме "Кремний"
Разработка урока по теме "Кремний" с использованием технологии критического мышления...
Урок по теме "Кремний" химия 9 кл
конспект урока...
открытый урок по теме: «Кремний и его соединения».
В 9 классе проведен урок химии по теме: «Кремний и его соединения». Цель урока: объяснять области применения кремния и его значение в качестве полупроводника; описать тип кристалличес...