Урок по теме "Кремний" химия 9 кл
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Кремний – химический элемент или природный дар. ...Силикаты.
Эпиграф к уроку:
«Кремний вырисовывается в мироздании как элемент, обладающий исключительным значением» (В.И.Вернадский).
Кремний – основной элемент неживой природы.
Никакой организм не может существовать без кремния.
Цель:
изучить свойства кремния и природных его соединений, совершенствовать знания о строении атомов.
Задачи урока:
- обеспечить усвоение знаний о строении кремния, свойствах физических и химических, значении кремния и его практическом применении.
- Познакомить с историей применения человеком природных силикатов
- Рассмотреть химизм производства стекла, керамики, цемента
- Развивать умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из строения и свойств, умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли, интерес к предмету, эрудицию.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация; паспорт «Кремний»
Ход учебного занятия.
- Организационный этап: приветствие учителя и учащихся.
Постановка темы и целей учебного занятия.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодняшний урок потребует от вас знаний как химии, так и географии, русского языка и МХК. Его тему вы сформулируете самостоятельно. Закончите предложения, начиная каждый новый ответ заглавной буквой с красной строки.
Напоминаю, что “красная строка” означает то же самое, что и “новый абзац”. Это название осталось нам от переписчиков тех времён, когда ещё не было книгопечатания. В старинных рукописях текст писали обычными чернилами, а начальные буквы абзацев разукрашивали киноварью (красной краской). Эти буквы, а по ним и все первые строки абзацев стали называть “красными”.
Вопросы
- электрод, на котором происходят реакции восстановления.
- способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы
-(NAOH)
- наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
-химический элемент, газ,имеющий порядковый номер 10
- одноатомные или многоатомные частицы, несущие электрич. Заряд
- Твердое вещество серого цвета, галоген
Ответы
Катод
Растворимость
Едкий натр
Молекула
Неон
Ион
Йод
(Кремний.)
2.Актуализация знаний .
Составление паспорта химического элемента.
Кремний открыт Ж. Гей-Люссаком и Л.Тенаром в 1811г. Второй по распространённости элемент в земной коре после кислорода (27,6% по массе). Встречается в соединениях.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА НА ОСНОВАНИИ
ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
- Положение элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева (символ элемента, порядковый номер, относительная атомная масса, номер группы, подгруппа, период).
- Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов).
- Распределение электронов по энергетическим уровням.
- Электронная формула.
- Характер простого вещества (металл, неметалл, переходный элемент).
- Сравнение свойств атома со свойствами атомов соседей по группе и периоду.
- Состав высшего оксида, его характер (основный, кислотный, амфотерный). Какая химическая связь в оксиде и тип кристаллической решётки?
- Состав гидроксида, его характер
- Состав летучего водородного соединения (для неметаллов).
3.Объяснение нового материала.
Физические свойства
Кристаллический кремний-это вещество темно-серого цвета со стальным блеском. Структура кремния аналогична структуре алмаза: кристаллическая решетка кубическая гранецентрированная, но из-за большей длины связи между атомами Si-Si по сравнению с длиной связи C-C твердость кремния значительно меньше, чем алмаза. Кремний очень хрупок, его плотность 2,33 г/см3 .
Как и уголь, относится к тугоплавким веществам.
Химические свойства
Типичный неметалл, инертен.
Как восстановитель:
1) С кислородом
Si0 + O2 t˚→ Si+4O2
2) С фтором (без нагревания)
Si0 + 2F2 → SiF4
3) С углеродом
Si0 + C t˚→ Si+4C
(SiC - карборунд - твёрдый; используется для точки и шлифовки)
4) С водородом не взаимодействует.
Силан (SiH4) получают разложением силицидов металлов кислотой:
Mg2Si + 2H2SO4 → SiH4 + 2MgSO4
5) С кислотами не реагирует (только с плавиковой кислотой Si+4HF=SiF4+2H2)
Растворяется только в смеси азотной и плавиковой кислот:
3Si + 4HNO3 + 18HF → 3H2[SiF6] + 4NO + 8H2O
6) Со щелочами (при нагревании):
Si0 + 2NaOH + H2O t˚→ Na2Si+4O3+ 2H2
Как окислитель:
7) С металлами (образуются силициды):
Si0 + 2Mg t˚→ Mg2Si-4
Получение кремния
Получение кремния
1) Промышленность – нагревание угля с песком:
2C + SiO2 t˚→ Si + 2CO
2) Лаборатория – нагревание песка с магнием:
2Mg + SiO2 t˚→ Si + 2MgO
Применение.
Мы познакомились с природными веществами, содержащими кремний. Это глина и песок. Их называют природными силикатами. Глина и песок самый доступный природный материал, т.к. встречается повсеместно. Ещё в древние времена человек оценил возможности этих материалов и стал использовать в изготовлении строительных материалов и предметов быта.
В XXI веке мы не мыслим свою жизнь без предметов сделанных из глины также как и в первом. К самым распространённым относятся: посуда , фарфор, керамика, облицовочная плитка, фаянсовая сантехника, кирпичи, цемент и стекло от оконного до увеличительного.
Промышленность, которая занимается производством различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов называется силикатной и включает в себя три основных направления: производство стекла, производство цемента и производство керамики.
Керамика
Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от kramos - глина) - изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.
Стекло
Заводское производство стекла в России начинается при царе Михаиле Феодоровиче (1635). Стеклоделие, упавшее было на первых порах по возникновении, начинает снова развиваться заботами Петра Великого в начале XVIII стол. С этого времени производство стекла постепенно увеличивается; о составу общеупотребительное стекло, производимое заводским путем, является сложным кремнеземистым соединением, получаемым плавлением при высокой температуре разных видов кремнезема с окислами многих металлов.
Цемент
В средние века было случайно обнаружено, что продукты обжига загрязнённых глиной известняков по водостойкости не уступают римским пуццолановым смесям и даже превосходят их.
После этого начался вековой период усиленного экспериментирования. При этом основное внимание было обращено на разработку специальных месторождений известняка и глины, на оптимальное соотношение этих компонентов и добавку новых.
Цемент получается при нагревании гашёной извести и глины или других материалов сходного валового состава и достаточной активности до температуры 1450 °С.
4. Закрепление.
«Верю- не верю»
А) В эпоху палеолита, т.е. 800-1 000 тысячелетий тому назад, кремний помог человеку в борьбе за жизнь. Этот твердый камень, от которого легко отбить кусок с острыми краями, послужил материалом для первого оружия (наконечником копий и стрел) и первых орудий труда (топоров, ножей и т.д.). Позднее, когда на смену камню пришли медь, бронза, железо, кремень нашел использование в виде огнива. (верное высказывание);
2) Мировые компьютерные компании находятся в Силиконовой долине. Слово silicon в переводе с английского означает именно кремний, который служит материалом для изготовления полупроводников. Считается, что правильнее надо говорить «Кремниевая долина»? (верное высказывание);
3) Современный процессор является самым сложным готовым продуктом на Земле. Инженеры-технологи научились изготавливать процессоры из песка. Правильно ли это утверждение? (верное высказывание);
Ответ: Коротко -процесс изготовления процессора выглядит так: из расплавленного кремния на специальном оборудовании выращивают монокристалл цилиндрической формы. Получившийся слиток охлаждают и режут на «блины», поверхность которых тщательно выравнивают и полируют до зеркального блеска. Затем в «чистых комнатах» полупроводниковых заводов на кремниевых пластинах методами фотолитографии и травления создаются интегральные схемы. После повторной очистки пластин, специалисты лаборатории под микроскопом производят выборочное тестирование процессоров – если все «ОК», то готовые пластины разрезают на отдельные процессоры, которые позже заключают в корпуса.
4) Правда ли, что пропитанные жидким стеклом, в состав которого входит кремний как элемент, изделия из дерева и тканей очень трудно загораются, поэтому им пропитывают материалы, идущие на изготовление театральных декораций?
Демонстрационный опыт. Учитель вносит в пламя спиртовки одновременно два образца ткани. Ткань, пропитанная жидким стеклом, не загорается, а без пропитки мгновенно горит. (верное высказывание).
Осуществите превращения по схеме:
1) Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 →SiO2
5. Подведение итогов учебного занятия. Выставление отценок.
6. Домашнее задание пар.30, упр. 2,6,
7. Рефлексия. Что понятно было , что нет? Что понравилось? Что нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...