Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе для обучающихся 9 классов
статья по химии (9 класс)
Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение современного качества образования.
В связи с этими тенденциями все более актуальным становится создание условий, в которых каждый ученик смог бы проявить таланты, реализовать свой творческий потенциал. Одним из таких условий является проектная деятельность, которая позволяет интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой проблемы, формирует профессионально-значимые умения школьников, а также направлена на сотрудничество педагога и учащегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе
для обучающихся 9 классов
Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение современного качества образования.
В связи с этими тенденциями все более актуальным становится создание условий, в которых каждый ученик смог бы проявить таланты, реализовать свой творческий потенциал. Одним из таких условий является проектная деятельность, которая позволяет интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой проблемы, формирует профессионально-значимые умения школьников, а также направлена на сотрудничество педагога и учащегося.
В 2022-2023 учебном году передо мной встал вопрос, как помочь выполнить итоговый проект, который является обязательным для каждого обучающегося 9 класса. Решила составить программу внеурочной деятельности «Проектная мастерская», в основу были взяты авторская программа и учебной пособие: Леонтович А.В. Проектная мастерская. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. – (Внеурочная деятельность).
Практической значимостью данной программы является приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором развивается процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение, 34 часа в год, причем практические занятия составляли большую часть программы.
Цель программы «Проектная мастерская»: оказание методической поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в вопросах растениеводства;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников на основе системного деятельностного подхода;
- сформировать представление об образовании как ведущей ценности в современном обществе; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметными результатами обучения во внеурочной деятельности в основной школе являются:
- способность к учению (овладение умением учиться как субъекта (индивидуального и коллективного) учебной деятельности), которая обнаруживает себя в готовности и возможности строить собственную индивидуальную образовательную программу (обнаруживать свои учебные «дефициты», определять последовательность учебных целей; оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей; планировать пути достижение целей; обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов; производить контроль своих действий в ходе решения поставленной задачи и оценивать итоги ее решения;
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умении: привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни.
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу.
Содержание курса
1. Введение (1 час)
Роль естественных наук в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.
2. Исследование и проектирование (2 часа)
Исследование и проектирование. Сходство и различия.
Практическая работа:
Этапы проектов. Первичная обработка и изучение собранных данных.
3. Проблема (2 часа)
Проблема и проблемный вопрос. В чем разница проблем, стоящих перед человечеством, государством, семьей и перед тобой лично.
Практическая работа:
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом.
4. Актуальность работы (2 часа)
Актуальность работы и актуальность проблемы. Аргументация своего интереса к выполняемой работе.
Практическая работа:
Определение важности выполняемой работы. Обоснование значимости выполняемой работы.
5. Источники информации. Ссылки и правила цитирования (2 часа)
Основные источники информации, степень их достоверности. Первичные и вторичные источники информации. Википедия.
Практическая работа:
Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
6. Тема работы (2 часа)
Отличие темы от проблемы. Соответствие темы критериям научного исследования.
Практическая работа:
Корректная формулировка темы своей работы. Отбор материала в соответствии с темой.
7. Объект и предмет работы (2 часа)
Необходимость выделения объекта в исследовательских и проектных работах. Определения объекта и предмета в исследовательской работе, их отличия.
Практическая работа:
Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе.
8. Цель работы (2 часа)
Понятие цели в разных сферах деятельности. Важность определения цели.
Практическая работа:
Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели.
9. Задачи работы (2 часа)
Формулировка задач под поставленную цель. Отличие задач от цели и от методов.
Практическая работа:
Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами.
10. Гипотеза (2 часа)
Зачем нужна гипотеза и как ее формулируют. Отличия утверждения от гипотезы. Почему в проекте не бывает гипотезы.
Практическая работа:
Формулировка гипотезы в соответствии с целью работы.
11. Методы исследования и проектирования (2 часа)
Понятие метода исследования или достижения проектной цели. Виды методов исследования в области естественных наук. Необходимость контроля в каждом эксперименте.
Практическая работа:
Подбор методов, подходящих для достижения цели работы. Учет влияния разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода.
12. Планирование работы (2 часа)
Особенности планирования исследовательской и проектной работ. Ход выполнения работ.
Практическая работа:
Составление плана своей работы. Распределение времени, необходимого для работы. Правильный подбор ресурсов, необходимых для достижения цели.
13. Корректировка плана в ходе выполнения работы (2 часа)
Сложности, возникающие при достижении цели. Анализ реализации плана работы.
Практическая работа:
Выявление возникших трудностей. Корректировка плана выполнения работы.
14. Результаты и их обработка (2 часа)
Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов.
Практическая работа:
Фиксация результатов экспериментов (наблюдений).
15. Анализ и обсуждение результатов (2 часа)
Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, влияющих на результаты исследований.
Практическая работа:
Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы.
16. Подготовка отчета о работе (2 часа)
Жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации. Типичные ошибки.
Практическая работа:
Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста.
17. Подготовка материала для доклада (2 часа)
Подготовка материала к выступлению. Инфографика.
Практическая работа:
Подготовка презентационного материала для доклада. Представление текстов в виде информативных картинок.
18. Выступление (1 час)
Кто такие эксперты и чем они интересуются. Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные характеристики деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 | Знакомятся с понятиями: исследовательская деятельность, научное исследование. |
2 | Исследование и проектирование | 2 | Знакомятся с понятиями: исследование, проектирование, сходство и различия между ними, этапы проектов, первичная обработка данных. Практическая работа: Этапы проектов. Первичная обработка и изучение собранных данных. |
3 | Проблема | 2 | Знакомятся с понятиями: проблема, проблемный вопрос. Практическая работа: Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом. |
4 | Актуальность работы | 2 | Знакомятся с понятиями: актуальность работы, актуальность проблемы, аргументация. Практическая работа: Определение важности выполняемой работы. Обоснование значимости выполняемой работы. |
5 | Источники информации. Ссылки и правила цитирования | 2 | Знакомятся с понятиями: источники информации, степень достоверности, первичные и вторичные источники информации, Википедия. Практическая работа: Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. |
6 | Тема работы | 2 | Знакомятся с понятиями: тема, проблема, критерии научного исследования. Практическая работа: Корректная формулировка темы своей работы. Отбор материала в соответствии с темой. |
7 | Объект и предмет работы | 2 | Знакомятся с понятиями: объект в исследовательских и проектных работах. Практическая работа: Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе. |
8 | Цель работы | 2 | Знакомятся с понятиями: цель, определение цели. Практическая работа: Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели. |
9 | Задачи работы | 2 | Знакомятся с понятиями: формулировка задач под поставленную цель, отличие задач от цели и от методов. Практическая работа: Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами. |
10 | Гипотеза | 2 | Знакомятся с понятиями: гипотеза, формулировка гипотезы, утверждение. Практическая работа: Формулировка гипотезы в соответствии с целью работы. |
11 | Методы исследования и проектирования | 2 | Знакомятся с понятиями: метод исследования или достижения проектной цели, виды методов исследования. Практическая работа: Подбор методов, подходящих для достижения цели работы. Учет влияния разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода. |
12 | Планирование работы | 2 | Знакомятся с понятиями: планирование исследовательской и проектной работ, ход выполнения работ. Практическая работа: Составление плана своей работы. Распределение времени, необходимого для работы. Правильный подбор ресурсов, необходимых для достижения цели. |
13 | Корректировка плана в ходе выполнения работы | 2 | Знакомятся с понятиями: анализ реализации плана работы. Практическая работа: Выявление возникших трудностей. Корректировка плана выполнения работы. |
14 | Результаты и их обработка | 2 | Знакомятся с понятиями: первичные результаты, достоверность результатов. Практическая работа: Фиксация результатов экспериментов (наблюдений). |
15 | Анализ и обсуждение результатов | 2 | Знакомятся с понятиями: анализ экспериментальных данных, факторы, влияющие на результаты исследований. Практическая работа: Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы. |
16 | Подготовка отчета к работе | 2 | Знакомятся с понятиями: жанры представления отчета о выполненной работе, структура статьи или презентации, типичные ошибки. Практическая работа: Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста. |
17 | Подготовка материала для доклада | 2 | Знакомятся с понятием: инфографика. Практическая работа: Подготовка презентационного материала для доклада. Представление текстов в виде информативных картинок. |
18 | Выступление | 1 | Знакомятся с понятием: эксперт. |
ИТОГО | 34 |
Проектная мастерская позволила учащимся получить навыки проектной деятельности, освоить все этапы исследовательской и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до защиты ИИ проекта, а также представления выполненной работы на школьной научно-практической конференции «Наука. Природа. Человек». Курс был направлен на развитие навыков планирования своей деятельности, самостоятельного оценивания эффективности и результативности работы, использования собственных умений для решения практических задач и достижения желаемого результата.
Данный курс помог моим ученикам успешно защитить свои индивидуальные итоговые проекты.
Фамилия, имя | Тема проекта | Отметка |
Бабий Арина | «Влияние татуировок и пирсинга на организм» | отлично |
Шурыгин Артур | «Методы профилактики проблем со здоровьем глаз» | хорошо |
Кульпинская Марина | «Земля в пластиковой упаковке» | отлично |
Шлабович Мария | «Кофе – польза или вред» | отлично |
Нурова Анастасия | «Комнатные лекарственные растения применение их с лечебной целью в домашних условиях | отлично |
Игнатов Роман | «Что скрывается в чашке чая» | отлично |
Лысенко Илья | «Иододефицит- эндемическое заболевание» | отлично |
Моисеев Максим | « Профилактика сахарного диабета» | отлично |
Мой опыт работы был обобщен и представлен на школьном педсовете «Проектный подход к реализации метапредметного содержания образования на уроках», где получил высокую оценку.
Пыхтина Наталья Викторовна
учитель химии и биологии
МАОУ «СОШ № 25 «Гелиос»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках. Опыт работы учителя биологии.
Требования ФГОС, преимущества использования ИКТ, конкретные примеры из опыта работы учителя биологии, становление этого опыта, возможности профессионального роста в данном направлении....
Программа организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классы "Веселые нотки" ФГОС
Программа организации внеурочной деятельности учащихся Вокальная студия хорового пения«Веселые нотки»в рамках реализации ФГОСдля 1-4 классов....
творческий отчёт Опыт участия учителя биологии и химии в конкурсах различного уровня с использованием ИКТ
В данном творческом отчёте указывается участие учителя биологии и химии в конкурсах различного уровня с испол...
ПРОЕКТ «Организация внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов как один из механизмов реализации ООП»
В работе рассмотрены следующие вопросы: анализ нормативно-правововых документов, регулирующих внеурочную сферу школы; виды, направления, формы, результаты и эффекты внеурочной деятел...
Программа организации внеурочной деятельности для учащихся 5 класса. «Хореография»
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости, приобретение жизненно не...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
Выступление на школьном методическом объединении ЕМЦ 2020 г....