ПРОЕКТ «Организация внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов как один из механизмов реализации ООП»
проект по математике (6 класс) на тему

Владимирова Регина Валерьевна

В работе рассмотрены следующие вопросы:   анализ нормативно-правововых документов, регулирующих внеурочную сферу школы;  виды, направления, формы, результаты и эффекты внеурочной деятельности;  общие правила разработки программы внеурочной деятельности.

Также представлена программа внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов «Математический калейдоскоп», которая разработана в соответствии с  новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС основного общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ПРОЕКТ

«Организация внеурочной деятельности

учащихся 5-6 классов как один

 из механизмов реализации ООП»

Ф.И.О.

Владимирова Регина Валерьевна,

учитель математики

МБОУ «Гимназия № 94»

Московского района г.Казани

 

                                 Научный руководитель        

                               Гульсия  Хабриевна  Ахметшина,

старший преподаватель

ПМЦ ПК и ППРО КФУ.

Казань - 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………….

3

Глава 1

Организация внеурочной деятельности

5

1.1.

Виды и направления внеурочной деятельности ……………………………..

5

1.2.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности……………………………..

6

1.3.

Формы внеурочной деятельности………

8

Глава 2

Общие правила разработки программы внеурочной деятельности……………..

12

Глава 3

Программа внеурочной деятельности  учащихся 5-6 классов «Математический калейдоскоп»…………………………….

15

Оценка проекта…………………………………………

20

Заключение……………………………………………..

22

Список литературы……………………………………

23

Приложения……………………………………………

24

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Важно превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Следует помнить, что внеурочная деятельность – это не добавка к основному общему образованию, которая компенсирует недостатки работы с учащимися. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и целостности образования.

Цель проекта:  разработка программы внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов  в соответствии с  новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС основного общего образования.

Задачи проекта: 

  1. изучить нормативно-правовые документы, регулирующие внеурочную сферу школы;
  2. изучить виды, направления, формы, результаты и эффекты внеурочной деятельности;
  3. выработать общие правила разработки программы внеурочной деятельности;
  4. создать программу внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов «Математический калейдоскоп».

Целевая группа проекта:

Владимирова Р.В., учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 94» Московского района города Казани.

 

Срок реализации проекта: июнь 2014г.

Место реализации проекта:

МБОУ  «Гимназия № 94» Московского района города Казани.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.
  • Изучение нормативно-правовой базы по ФГОС ООО.
  • Изучение материалов сети Интернет по данному вопросу.
  1. Основной.
  • Разработка  программы внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов «Математический калейдоскоп»
  1. Оформление результатов.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Изучение нормативно-правовой базы по ФГОС ООО

ОУ

Июнь 2014г

Владимирова Р.В.

 

2.

Изучение материалов сети Интернет

ОУ

Июнь 2014г

Владимирова Р.В.

 

3.

Электронные курсы ИИТО ЮНЕСКО «Методика создания и проведения презентаций»

Июнь2014г.

Владимирова Р.В.

4.

Разработка  программы внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Математический калейдоскоп»

ПМ ЦПК и ППРО

 ИТ КФУ

Июнь 2014г.

Владимирова Р.В.

5.

Оформление результатов работы и защита проекта

ПМ ЦПК и ППРО

ИТ КФУ

15-27июня 2014г.

Владимирова Р.В.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение профессиональной компетентности участников проекта по вопросам организации внеурочной деятельности учащихся.
  2. Развитие ИКТ компетентности на основе применения различных социальных сервисов для работы в сети Интернет.
  3. Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Математический калейдоскоп». 

ГЛАВА 1.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Виды и направления внеурочной деятельности

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  1. досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
  2. художественное творчество;

6)        социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  1. трудовая (производственная) деятельность;
  2. спортивно-оздоровительная деятельность;
  3. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности связаны между собой. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

1.2.Результаты и эффекты внеурочной деятельности

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

 Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентность и социокультурная идентичность в её этническом, тендерном и других аспектах.

1.3.Формы внеурочной деятельности

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

  1. Игровая деятельность

«Игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъема и напряжения, отрешенности и восторга (Й.Хейзинга)».

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Игра с ролевым акцентом (Проживание роли игроками согласно заданному сценарию)

Игра с деловым акцентом (Поиск  путей решения проблемы, заданной игровым сценарием)

Социально моделирующая игра. (Игра предполагает, что потребность во взрослении должна встречаться в качестве возможных «предметов» с разными идеальными образцами современной взрослости в особом пространстве, моделирующем общественные структуры (А.А. Либерман)

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

2.Познавательная деятельность

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады, викторины

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), НОУ

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.д.), школьный музей-клуб

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

3.Проблемно-ценностное общение

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Этическая беседа

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

4.Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение)

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею

Концертные, инсценировки, праздничные огоньки на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.)

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

5.Художественное творчество

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Занятия объединений художественного творчества

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

6.Социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность)

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Социальная проба  (инициативное участие ребенка в социальном деле, акции, организованной взрослым)

КТД (коллективно-творческое дело)

Социально-образовательный проект

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

7. Трудовая (производственная) деятельность

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел

Трудовые десанты, сюжетно продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого

Совместное образовательное производство детей и взрослых

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

8.Спортивно-оздоровительная деятельность

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

9.Туристско-краеведческая деятельность

Уровень результатов

Формы внеурочной деятельности

1.

Приобретение социальных знаний

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

Туристический поход, краеведческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция, поисково-краеведческая экспедиция,

школьный краеведческий музей

2.

Приобретение ценностного отношения к социальной реальности

3.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

                Разработка программ внеурочной деятельности невозможна без четкого понимания взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности.

Это понимание позволит:

•        разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
  • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

ГЛАВА 2.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и целостности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • система организации управления учебно-воспитательным процессом.

Программы могут корректироваться по ходу их реализации (с участием педагога, психолога, родителей) и отражают особенности сложившегося социального опыта.

Можно выделить следующие типы образовательных программ внеурочной деятельности:

  • комплексные образовательные программы (разнообразие видов внеурочной деятельности  позволяют достичь последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня) ;
  • тематические образовательные программы (получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле -  экологическое воспитание, формирование ЗОЖ, патриотическое воспитание…);
  • образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (могут быть нацелены на достижение конкретного уровня воспитательных результатов);
  •   образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (техническое творчество, декоративно-прикладное искусство, шахматы, плавание);
  • возрастные образовательные программы (младшие школьники, подростки, старшеклассники);
  • индивидуальные   образовательные   программы   для учащихся.

Правила разработки программ

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников  (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Содержание программы внеурочной деятельности:

  • введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
  • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
  • характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
  • календарно-тематическое планирование;
  • рекомендуемая литература.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной  деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной разделили модуль также может быть подразделён на смысловые части.

6.        В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

ГЛАВА 3.

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ  5-6 КЛАССОВ

 «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

ВВЕДЕНИЕ

           С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности их использования для развития внеурочной познавательной деятельности школьников.

С появлением персональных компьютеров на наших учащихся обрушился шквал информации, которую они используют для выполнения  творческих работ (доклады, сообщения, презентации, рефераты, проектные работы). Данные работы зачастую выполнены небрежно как с содержательной точки зрения, так и с точки зрения оформления.

Данная программа направлена на исправление этой ситуации.

Цель программы: Создание условий для  самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся, через вовлечение в творческую деятельность создания работ с использованием ИКТ. Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  • сформировать навыки работы с информацией;
  • сформировать навыки работы в текстовом редакторе Microsoft Office Word,  программе создания презентаций Microsoft Office PowerPoint, программе создания публикаций Microsoft Office Publisher.
  • развить творческие способности учащихся;
  • развить коммуникативные качества личности;
  • создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность.

           Программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности младших подростков (5—6 классы). Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и  параллелей.

Программа предусматривает проведение как регулярных еженедельных занятий (2ч в неделю), так и возможность организовать занятие крупными блоками (презентация, конференции, фестивали).

Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов).

Еженедельная нагрузка – 2 часа.

Для сообщения основных знаний применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания творческих работ учащихся, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения подготовить материал  до умения представить его в любом формате  и получить конечный продукт социального значения.

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, привития этики выступления и представления своей работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

2

1

1

Навыки работы на компьютере:

текстовый редактор Microsoft Office Word.

4

1

3

Самостоятельное оформление работы в текстовом редакторе Microsoft Office Word.

4

4

Презентация  работ в текстовом редакторе Microsoft Office Word обсуждение, рецензирование, исправление недостатков.

4

1

3

Создание альманаха на основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1.    

2

2

Навыки работы на компьютере в программе Microsoft Office PowerPoint .

8

2

6

Самостоятельное оформление творческой работы в Microsoft Office PowerPoint.

8

8

Конференция. Презентация работ.

4

1

3

Навыки работы на компьютере в программе Microsoft Office Publisher.

8

2

6

Самостоятельное оформление своей работы в Microsoft Office Publisher.

8

8

Презентация работ учащихся, обсуждение, рецензирование, исправление недостатков.

2

2

Создание альманаха  на основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 2.          

6

1

5

Фестиваль «Полет фантазии».

8

1

7

ИТОГО  

68

10

58

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

  1. Вводное занятие. Многообразие форм и методов представления математических задач, используя текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. Анализ видов информации сети Интернет.
  2. Навыки работы на компьютере текстовый редактор Microsoft Office Word. Как напечатать и сохранить текс. Шрифт и размер букв, выравнивание и начертания текста. Значение кнопок клавиатуры. Создание таблиц. Вставка рисунков, формул, фотографий.
  3. Самостоятельное оформление своей работы в текстовом редакторе Microsoft Office Word. Выполнение творческого задания. «Придумать математическую задачу по пройденным темам учебника математики».
  4. Презентация работ в текстовом редакторе Microsoft Office Word. Представление своих работ. Обсуждение, рецензирование, исправление недостатков.
  5. Создание альманаха основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1. Выпуск альманаха, размещение его на информационном стенде школы и  на сайте гимназии.    
  6. Навыки работы на компьютере в программе Microsoft Office Power Point . Структура презентации, дизайн, принципы размещения материала на слайде. Создание и работа с презентацией (шаблоны, сохранение презентации, добавление слайдов, ввод текста и его редактирование, режимы просмотра презентации, вставка слайдов из других презентаций). Вставка фигур, рисунков, таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации.
  7. Самостоятельное оформление работы в Microsoft  Office Power Point.  Выполнение творческого задания «Первые шаги в геометрии». Создание презентации с использованием графических объектов, картинок, диаграмм.
  8. Конференция.  Презентация своих работ. Проведение конференции с приглашением одноклассников, педагогов.
  9. Навыки работы на компьютере  в программе Microsoft Office Publisher. Создание  и сохранение публикации. Работа с шаблонами программы. Работа с текстом, форматирование, вставка картинок, фотографий, группировка объектов. Печать публикации.
  10.  Самостоятельное оформление работы в Microsoft Office Publisher. Выполнение творческого задания в группах («Это интересно», «Факты и фактики о математике и математиках», «Занимательная математика»).
  11.  Презентация своих работ. Работа в группах. Обсуждение, рецензирование, исправление недостатков.
  12. Создание альманаха  на основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 2.    Выпуск альманаха, размещение его на информационном стенде школы и на сайте гимназии.  
  13.  Фестиваль «Полет фантазии». Проведения фестиваля. Программа: Проведение мастер-классов:«Работа в текстовом редакторе Microsoft Office Word», «Работа в программе Microsoft Office PowerPoint», «Возможности создания различных публикаций в программе Microsoft Office Publisher». Подготовка рекомендаций для оформления творческих и проектных работ в текстовом редакторе  Microsoft Office Word и в программе Microsoft Office PowerPoint». Выступления учащихся «Интересные находки при оформлении творческих работ». Презентация  лучших работ учащихся.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Работа в текстовом  редакторе Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьникам социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьниками знаний о способах нахождения и обработки информации, о логике и правилах выполнения творческих заданий, о способах самостоятельного поиска, о правилах конструктивной групповой работы, о правилах проведения презентаций, конференций.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью, внутреннему миру  (достигаются через  совместное обсуждение и рецензирование работ, работы в группах).

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) школьник приобретает опыт исследовательской деятельности: опыт публичного выступления; опыт самостоятельной организации конференций; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Целю данного проекта являлась разработка программы внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов  в соответствии с  новыми требованиями, предъявляемыми  ФГОС основного общего образования.

При этом решались задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые документы, регулирующие внеурочную сферу школы.

Были изучены нормативные документы, регулирующие внеурочную деятельность школы. Составлен список сайтов, где можно найти подробную информацию по данному вопросу.

  1. Изучить виды, направления, формы, результаты и эффекты внеурочной деятельности.

В работе приведена краткая обобщающая информация о видах, направлениях, результатах и формах способствующих достижению результатов внеурочной деятельности.

  1. Общие правила разработки программы внеурочной деятельности.

В проекте представлены виды программ внеурочной деятельности и приведены правила разработки программы.

  1.   Создать программу внеурочной деятельности школьников 5-6 классов «Математический калейдоскоп».

Представленная программа внеурочной деятельности соответствует  новым требованиями, предъявляемыми  ФГОС основного общего образования. Она отвечает видам и направлениям внеурочной деятельности.

Вид – познавательная деятельность. Направление – научно-познавательное.

Программа составлена в соответствии с общими правилами разработки программ внеурочной деятельности.

  • Программа рассчитана на школьников определенной возрастной группы (младшие подростки - 5,6 класс).
  • Содержание программы отвечает педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. (Вовлечение учащихся в творческую деятельность, создания творческих и проектных работ с использованием ИКТ).
  • Содержание программы  содержит основные составляющие программы внеурочной деятельности: введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа; список рекомендуемых интернет-ресурсов при реализации программы.

Разнообразие форм деятельности, представленных в программе (познавательные беседы, создание творческих проектов, презентация работ проведение конференции, фестиваля, мастер-классов, составление рекомендаций, совместное обсуждение и рецензирование, работа в группах) способствует достижению результатов внеурочной деятельности всех трех уровней:

  • приобретение школьникам социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Это способствует  появлению эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируется коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Исходя из вышеизложенного,  можно сказать, что задачи проекта выполнены полностью и цель проекта достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Внеурочная деятельность,  несомненно,  является одним из механизмов реализации  основной образовательной программы.  Обучение невозможно без тандема учебной и внеурочной деятельности.  От  правильной организации и планирования внеурочной деятельности зависит развитие личности ребенка.   Его самореализация, самопознание и самоопределение.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу школы:
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2012 года (проект).
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 13-51-28/13).
  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении ( Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 № 101/28-16).
  1. Григорьев Д.Н. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В., Смирнов и др. ]; под ред. В.А. Горского– 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения». – М.: «Просвещение». – 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО») М., Просвещение, 2010 г.
  5. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.
  6. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. –Волгоград: Учитель, 2010.
  7. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7.
  8. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

п/п

Тема занятия

количество часов

Примечание

1

Вводное занятие Многообразие форм и методов представления математических задач.

1

2

Анализ видов информации сети Интернет.

1

3

Текстовый редактор Microsoft Office Word.

1

4

Набор и форматирование текста в Microsoft Office Word (Практическая работа).

1

5

Создание таблиц (Практическая работа).

1

6

Вставка рисунков, формул, фотографий. (Практическая работа).

1

7-10

Оформление творческой работы в текстовом редакторе Microsoft Office Word.

4

11

Этика выступления. Общие правила представления (презентации) творческих работ. Рецензирование.

1

12-14

Презентация учащимися творческих работ. Обсуждение. Исправление недостатков.

3

15

Создание альманаха основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 1.  

Обсуждение содержания. Оформление титульного листа, компоновка творческих работ в альманахе, редактирование.  

1

 

16

Распечатка альманаха, размещение его на информационном стенде школы и  на сайте гимназии.

1

17

Microsoft Office PowerPoint. Структура презентации, дизайн, принципы размещения материала на слайде. Создание и работа с презентацией (шаблоны, сохранение презентации, добавление слайдов, ввод текста и его редактирование, режимы просмотра презентации, вставка слайдов из других презентаций). Вставка фигур, рисунков.

1

18-19

Работа с готовым шаблоном. Ввод текста, вставка фигур, рисунков, слайдов из других презентаций. (Практическая работа).

2

20

Microsoft Office PowerPoint. Вставка таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации.

1

21-22

Вставка таблиц, диаграмм и работа с графическими объектами. (Практическая работа).

2

23-24

Настройка анимации. Подготовка презентации к показу. Печать презентации. (Практическая работа)ю

2

25-26

Творческое  задание «Первые шаги в геометрии». Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой.

2

27-32

Выполнение творческого задания «Первые шаги в геометрии».

Создание презентации с использованием графических объектов, картинок, диаграмм.

6

33

Составление плана конференции.

Основные правила показа презентации. Уроки актерского мастерства.

1

34-36

Конференция «Первые шаги в геометрии».

3

37

Microsoft Office Publisher. Создание  и сохранение публикации. Работа с шаблонами программы. Работа с текстом.

1

38-39

Работа с готовыми шаблонами. Создание объявления. Создание календаря. Создание визитной карточки. (Практическая работа).

2

40

Microsoft Office Publisher. Вставка картинок, фотографий, группировка объектов.

1

41-42

Работа с готовыми шаблонами.

Создание открытки. Создание бюллетеня. (Практическая работа).

2

43-44

Создание своего шаблона «Приглашение на праздник». (Практическая работа).

2

45-46

Творческое  задание «Занимательная математика».  Составление плана работы. Подбор информации в сети Интернет. Работа со справочной литературой.

2

47-52

Выполнение творческого задания создание публикации «Занимательная математика».

6

53-54

Работа в группах. Презентация своих работ. Обсуждение, рецензирование, исправление недостатков.

2

55

Создание альманаха основе работ учащихся «Математический калейдоскоп». Выпуск 2.  

Обсуждение содержания, отбор работ. Обсуждение дизайна публикации.

1

56-60

Верстка альманаха, редактирование. Распечатка.

5

61

Подготовка  к фестивалю «Полет фантазии». Обсуждение плана проведения. Составление программы.

1

62

Подготовка к мастер-классу «Работа в текстовом редакторе Microsoft Office Word». Подготовка рекомендаций.

1

63-64

Подготовка к мастер-классу «Работа в программе Microsoft Office PowerPoint».  Подготовка рекомендаций.

2

65-66

Подготовка к мастер-классу «Возможности создания различных публикаций в программе Microsoft Office Publisher».

2

67-68

Фестиваль. «Полет фантазии».

Проведение мастер-классов.

Выступления «Интересные находки при оформлении творческих работ».

2

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности  отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования

Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и пр...

Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП (эссе)

Внеурочная деятельность как организационный механизм реализации ООП (эссе). На данный момент одной из главных задач обучения школьника является получение «на выходе из дверей» школы гармонич...

Организация внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов как один из механизмов реализации ООП

Организация внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов как один из механизмов реализации ООП...

Внеурочная деятельность значимый механизм реализации ФГОС. Мастер-классы.

Выступление на педагогическом совете школы: Опыт внеурочной занятости детей в НЧУ ОО ЦПШ "Косинская" художественно-эстетического направления....