Программа проектно-исследовательской деятельности по химии
рабочая программа по химии (8 класс)
Программа предназначена для учителей химии, работающих с учащимися 8 класса. Программа позволит педагогу развить индивидуальные способности учащегося через проектную или исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
проектно-исследовательской деятельности
по химии
(для учащихся 8-х классов)
Разработала:
Матвеева Людмила
Владимировна,
учитель химии
Волгоград, 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
- Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
- Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012. –99 с.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.
В настоящее время приоритетным направлением в методике является деятельностный подход, на его основе выстраиваются отношения с современными школьниками. Это напрямую связано с изменениями в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности школьника, создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, то есть качеств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде путем адекватного отражения и активного воздействия. Школьник становится в позицию субъекта собственной деятельности. И это позволяет ему развивать свои личностные компетенции.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Цели проектно – исследовательской деятельности обучающихся по химии отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
- формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
- развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владение приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из целей, решаются следующие задачи:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
Результаты освоения программы.
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.
▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
▪ основам реализации проектной деятельности;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Виды занятий: теоретические занятия, практические работы, научные исследования.
Данный курс предназначен для обучающихся 9-х классов.
Продолжительность курса – 18 часов. Программа осваивается в течение одного учебного года.
Режим занятий – 0,5 час в неделю (или 1 час в две недели).
Содержание программы.
Введение (1ч)
Исследование и проект. Виды проектов. Особенности проектно-исследовательской работы по химии. Научные методы исследования.
Раздел 1. Этапы проектно - исследовательской работы (3ч)
Обсуждение готовых проектов. Тема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Подбор методов исследования. Постановка проблемы и выдвижение гипотез, способы проверки гипотез.
Раздел 2. Поиск информации (4ч)
Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации. Поиск информации в сети Интернет. Составление анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Анализ анкет и обобщение результатов опроса. Составление диаграмм различных видов. Работа с таблицами.
Раздел 3. Организация исследования (6ч)
Правила работы в группе. Определение темы проекта для групп, объекта и предмета исследований. Выдвижение гипотез, подбор методов исследования. Сбор и обработка информации по выбранной теме исследования. Составление отчетов. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Составление приложения.
Раздел 4. Оформление работ (2ч)
Требования к оформлению работ. Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.
Раздел 5. Защита работ (2ч)
Подготовка текста защиты работы. Подготовка презентации. Защита работ. Участие в конференциях различного уровня. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Этапы проектно - исследовательской работы | 3 | 1 | 2 |
2.1. | Обсуждение готовых проектов. | 1 | 1 | |
2.2. | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | 1 | |
2.3. | Цели и задачи, методы исследования. Формулирование гипотез и проблем. | 1 | 1 | |
3. | Поиск информации | 4 | 1 | 3 |
3.1. | Работа в школьной библиотеке с каталогами, различными источниками информации. | 1 | 1 | |
3.2. | Поиск информации в сети интернет. | 1 | 1 | |
3.3. | Составления анкет, опросников, интервью. | 1 | 1 | |
3.4. | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 1 | 1 | |
4. | Организация исследования | 6 | 6 | |
4.1 | Определение темы проекта, объекта и предмета, проблема и гипотеза исследования. | 1 | 1 | |
4.2 | Целеполагание и планирование, выбор методов исследования. | 1 | 1 | |
4.3 | Сбор информации по теме. | 1 | 1 | |
4.4. | Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Формулирование выводов. | 3 | 3 | |
5. | Оформление работ | 2 | 2 | |
5.1. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 1 | 1 | |
5.2. | Обобщение материала. Требования к оформлению работы. | 1 | 1 | |
6. | Защита работ | 2 | 2 | |
6.1. | Подготовка к защите проекта. | 1 | 1 | |
6.2. | Защита проектов. Подведение итогов, рефлексия. | 1 | 1 | |
Итого часов | 18 | 3 | 15 |
Литература.
Литература для учителя:
- Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
- Организация проектной деятельности по химии. 8 – 9 классы. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
- Программа курса «Химии» для 8-11 классов / авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: «Дрофа», 2012.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3 / авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для учащихся:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке / Художник Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992.
- Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
- Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. 4-е – М.: Химия, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка
В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....
Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...
Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...
Проектно-исследовательская работа учащихся по химии как фактор активной познавательной деятельности.
Проектные работы исследовательского типа в определённой мере имитируют научное исследование. Данная статья раскрывает четыре этапа организации таких проектов. Процесс обучения становится не репродукти...
Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"
Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)...
Дистанционное обучение по программе «Проектно – исследовательская деятельность»
С 2014-2015 уч. году в Доме творчества открыто объединение «Проектно-исследовательская деятельность» с дистанционным обучением. . , возраст обучающихся 7-16 лет[[{"type":"media","view_mode":"media_lar...
Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....