Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"
рабочая программа по технологии на тему

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Город Новочеркасск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

«РАССМОТРЕНА»

Протокол заседания ШМО

от «_27_»_08._2015__ г.   № _1_

_____________ Миронова З.Ш.  

 «ПРИНЯТА»

 Протокол заседания педагогического совета

от «_28_»_08._2015__ г.   № 1

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 1

Приказ от «_31_»_08._2015_г.

№ ___126___

___________Е.В. Полянникова

МП

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Наши проекты и исследования»

основного общего образования

                                Автор:

                                           Ткачева С.Е.,

                                                         учитель технологии

                                               

2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

               Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно в процессе  проектно-исследовательской деятельности учащиеся выявляют свои профессиональные  способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение. Также  проектно-исследовательская деятельность способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умения применять их в различных  видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта. Она призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, умением работать дружно и слаженно  в группе, стремлением к созданию продукта труда, самореализации; обеспечить овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области экономики,  экологии, технологии современного производства, формирование представлений о перспективах его развития, воспитать нравственно- трудовые качества, общественно ценностные мотивы выбора профессии и трудолюбие.

             Проектно-исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.

1.Поисково-исследовательский: * Краткая формулировка задачи. Поиск и

                                                                   анализ проблемы или темы проекта.

                                                               *Сбор, изучение и обработка необходимой

                                                                    информации, в том числе с помощью

                                                                    информационных блоков, каталогов,

                                                                    других источников.

                                                               *Планирование проектной деятельности.

2.Технологический:                         *Практическая реализация, подбор необходимых  

                                                                  материалов.

 .                                                             *Внесение при необходимости изменений.

3.Заключительный:                        *Оценка качества, включая его влияние на

                                                                окружающую среду.

                                                              *Анализ результатов.

                                                              *Изучение возможностей использования

                                                                результатов проектно-исследовательской

                                                                деятельности, реальность спроса на рынке

                                                                товаров, участие в конкурсах и выставках

                                                                проектов.

                                                              *Подготовка и проведение презентации

                                                              *Защита проекта

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.

1.Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения (например, исследование забытых народных промыслов, техники и предметов быта и т. д.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск презентации и т. д.).

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

      *выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

      *выдвижение гипотез, их решение;

      *обсуждение методов исследования

      *обсуждение способов оформления конечных результатов;

      *сбор, систематизация и анализ полученных данных;

      *подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

         Основным предназначением данного курса, который рассчитан на 4 года обучения, является формирование культуры труда учащихся, развитие системы технологических знаний и трудовых умений. Программу под общим названием «Художественная обработка материалов» целесообразно разделить на годы обучения, основываясь на ключевой содержательной линии для каждого года.

1 год обучения (5 класс) «Путешествие в страну Бумагопластика». Занимаясь бумажной пластикой – лепкой из бумаги, дети научатся читать простейшие схемы и чертежи, сгибать бумагу не только по прямым, но и по кривым линиям, обрабатывать ее разными способами: разрывать, сминать, скручивать. Особое место в конструировании из бумаги занимают различные виды соединений, обработка бумаги резанием и оформление изделий. Занятия конструированием в технике бумажной пластики помогут ближе познакомиться с окружающим миром, овладеть основными приемами работы с чертежными инструментами. Владение техникой бумагопластики даст возможность безграничной творческой деятельности в любой профессиональной области.

2 год обучения (6 класс) – «Бумажная скульптура». В рамках этого года обучения закрепляются знания и умения, полученные  в прошлом году,  особое внимание уделяется свойствам бумаги и картона, т. к. работа с бумагой требует знания о ее текстурных особенностях. Целью второго года обучения является создание сложных объемных конструкций, как например: фигурки зверей, животных, людей, модели машин, элементы архитектуры и т.п. Такой вид творчества близок к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается за счет постепенного наращивания объема, в бумагопластике все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета. Усвоение предварительных упражнений, использование вспомогательных выкроек и схем позволит выполнить поделки сувенирного характера и несложные пластические композиции.

3 год обучения (7 класс) – «Остров ненужных вещей».  Главная тема третьего года обучения – работа с бросовым материалом. Бросовый материал - это все то, что можно было бы без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, технических навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из-под йогурта и даже пакеты из-под сока - замечательный материал для всевозможных поделок. В процессе работы с этим материалом целесообразно уделить особое внимание экологической обстановки и тому, какой вклад вносит каждый из нас в сохранение чистой планеты.

4 год обучения (8 класс) – «Чудеса из дерева и шелка». В рамках этого года обучения особое внимание уделяется свойствам дерева и ткани, правилам работы с колющими и режущими инструментами.  Девочки познакомятся с основными приемами и техниками росписи ткани, современными красками, резервирующими составами, тканями для росписи, а также шаг за шагом выполнят весь процесс работы над произведением от самого начала и до конца. Мальчики займутся мужским видом рукоделия – ажурным выпиливанием.

       Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций, а также эскизов размещения изделий в интерьере и плана размещения, использования и реализации. Первые разделы программы «Творческий проект», «Исследование проекта», «Конструирование проекта», «Технология изготовления проекта» - знакомят со структурой проектно – технологической деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных. В завершении дается подробное описание экологической безопасности выполняемого проекта, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации, а также расчет себестоимости и цены изделия, размер предполагаемой прибыли и реклама с указанием формы рекламного носителя (объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т. д.). Выполненные проекты  оцениваются по нескольким критериям (аккуратность, осведомленность, научность, значимость, креативность, презентабельность).

Цели программы:

  • обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
  • создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с различными видами рукоделия;
  • содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • развить потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Программа дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Реализуется программа за счет часов школьного компонента обучения: 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа, за 4 года обучения – 136 часов. Освоение курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

В результате обучения ученик научится:

  • находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии его изготовления;
  • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
  • выполнять в выбранном масштабе чертежи и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
  • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
  • правильно организовывать рабочее место.

Получит возможность научиться:

  • грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, применяемыми при проектировании, изготовлении и эксплуатации различных технических объектов;
  • самостоятельно осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы;
  • выполнять работы самостоятельно согласно выбранной технологии, используя полученные знания, умения и навыки;
  • сотрудничать со своими сверстниками (в том числе и в команде), оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Тематическое планирование. 5 кл.     

№ п/п

Тема раздела

Номер и тема урока

Кол-во часов

1

2

3

 1     Творческий проект

1.Технология проектирования и создания материальных объектов.

1

2.Выбор темы и обоснование проекта.

1

2      Исследование проекта

3.Работа с первоисточниками

1

4.Исследование проекта и его реконструкция

1

3     Конструирование проекта

5.Поиск альтернативных вариантов

1

6.Выбор оптимального варианта

1

7.Графическая документация

1

4     Технология изготовления       проекта

8.Выбор материалов. Выполнение

    эскиза.

1

9.Технологическая документация

1

5      Изготовление проекта

10.Опыты с бумагой

1

11. Способы соединения бумаги.

1

12.Азбука  бумагопластики.

1

13- 27.Конструирование в технике бумажной пластики.

15

28.Зачистка деталей.

       Роспись изделия.

1

29.Сборка изделия.

1

30.Отделка изделия.

      Дополнительные приемы.

1

6     Расчет себестоимости            проекта

31. Расчет себестоимости.            

1

7     Реклама

32.Реклама проекта.

1

8     Конкурс проектов

33.Конкурс проектов. Презентация проекта.

1

34.Подведение итогов конкурса.

1

Всего

34

Тематическое планирование. 6 кл.     

№ п/п

Тема раздела

Номер и тема урока

Кол-во часов

1

2

3

 1     Творческий проект

1.Технология проектирования и создания материальных объектов.

1

2.Выбор темы и обоснование проекта.

1

2      Исследование проекта

3.Работа с первоисточниками

1

4.Исследование проекта и его реконструкция

1

3     Конструирование проекта

5.Поиск альтернативных вариантов

1

6.Выбор оптимального варианта

1

7.Графическая документация

1

4     Технология изготовления       проекта

8.Выбор материалов. Выполнение

    эскиза.

1

9.Технологическая документация

1

5      Изготовление проекта

10.Опыты с объемными формами.

1

11. Способы соединения.

1

12.Объемное моделирование.

1

13-15.Выполнение изделий в технике «папье-маше»

3

16-18. Выполнение изделий в технике «квилинг»

3

19-21 Выполнение изделий в технике «объемный декупаж».

3

22-24. Выполнение изделий в технике «объемная бумагопластика»

3

25-27. Выполнение изделий в технике «макетирования»

3

28.Зачистка деталей.

       Роспись изделия.

1

29.Сборка изделия.

1

30.Отделка изделия.

      Дополнительные приемы.

1

6     Расчет себестоимости            проекта

31. Расчет себестоимости.            

1

7     Реклама

32.Реклама проекта.

1

8     Конкурс проектов

33.Конкурс проектов. Презентация проекта.

1

34.Подведение итогов конкурса.

1

Всего

34

Тематическое планирование. 7 кл.     

№ п/п

Тема раздела

Номер и тема урока

Кол-во часов

1

2

3

1     Творческий проект.

1.Технология проектирования и создания материальных объектов.

1

2.Выбор темы и обоснование проекта.

1

2      Исследование проекта

3.Работа с первоисточниками

1

4.Исследование проекта и его реконструкция

1

3     Конструирование проекта

5.Поиск альтернативных вариантов

1

6.Выбор оптимального варианта

1

7.Графическая документация

1

4     Технология изготовления       проекта

8.Выбор материалов. Выполнение

    эскиза.

1

9.Технологическая документация

1

5      Изготовление проекта

10. Работа с природным материалом.

1

11. «В чудесном лесу»

1

12. «В чудесном лесу»

1

13. «Бумажный город». Оригами; вырезание из бумаги

1

14. Плетение из бумаги; поделки из картона.

1

15. Аппликация; объемные поделки.

1

16. «Пластилиновая гора».

1

17. Лепка объемных поделок.

1

18. Рельефные композиции.

19. «Остров ненужных вещей»

1

20. Поделки из нетрадиционных материалов

1

21. Поделки из бросового материала

1

22. «Башня принцессы Иголочки»

1

23. Изонить (закладка)

1

24.Изонить (открытка)

1

25.Поделки из яичной скорлупы

1

26. Ошибана

1

27.Картины из засушенных листьев

1

28.Зачистка деталей.  Роспись изделия.

1

29.Сборка изделия.

1

30.Отделка изделия.  Дополнительные приемы.

1

6     Расчет себестоимости проекта

31. Расчет себестоимости.            

1

7     Реклама

32.Реклама проекта.

1

8     Конкурс проектов

       Защита проектов

33.Конкурс проектов. Презентация проекта.

1

34.Подведение итогов конкурса.

1

Всего

34

Тематическое планирование. 8 кл.    

№ п/п

Тема раздела

Номер и тема урока

Кол-во часов

1

2

3

 1     Творческий проект

1.Технология проектирования и создания материальных объектов.

1

2.Выбор темы и обоснование проекта.

1

2      Исследование проекта

3.Работа с первоисточниками

1

4.Исследование проекта и его реконструкция

1

3     Конструирование проекта

5.Поиск альтернативных вариантов

1

6.Выбор оптимального варианта

1

7.Графическая документация

1

4     Технология изготовления       проекта

8.Выбор материалов. Выполнение

    эскиза.

      1

9.Технологическая документация

1

5      Изготовление проекта

10.Выбор заготовки, пиление.

       Выбор ткани, натяжение

1

11. Разметка деталей.

       Нанесение резерва

1

12.Резание деталей.

       Проверка высушенного резерва

1

13- Резание деталей.

 27  Контурная роспись.

15

28.Зачистка деталей.

       Роспись фона.

1

29.Сборка изделия.

      Закрепление красителей на ткани

1

30.Отделка изделия.

      Дополнительные приемы.

1

6     Расчет себестоимости            проекта

31. Расчет себестоимости.            

1

7     Реклама

32.Реклама проекта.

1

8     Конкурс проектов

33.Конкурс проектов. Презентация проекта.

1

34.Подведение итогов конкурса.

1

Всего

34

Библиография

  1. Бондаренко О. В. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки / худож. А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2010.

  1. Демина И. Г. Чудеса из дерева. – Смоленск: Русич, 2001.

  1. Организация проектной деятельности. 5 – 9 классы / авт.- сост. О. А. Некрасова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  1. Проектная деятельность учащихся. 5 – 11 классы / авт. - сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007

  1. Скребцова Т. О. Шелковые картины в технике холодного батика /Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д :Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особо...

Программа элективного курса. Художественная обработка материалов. Карвинг.

Образовательная программа курса предназначенна для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения. Резьба по фруктам и овощам - это способ научить детей ручн...

Рабочая программа по технологии (художественная обработка материалов, творческий проект),6 класс

Рабочая программа предназначена для уроков технологии, мальчики, 6 класс...

Программа по курсу "Художественная обработка материалов" для (5-6 классов )

Программа по декоративному вышиванию, нитяной графики, аппликации из соломки....

Рабочая программа элективного курса "Художественная обработка материалов" (10е классы)

При составлении рабочей программы элективного курса «Художественная обработка текстильных материалов» взят раздел «Художественная обработка материалов» из программы средних обр...

Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»

Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 8-16 летРазработал педагог дополнительн...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯПо программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» 1/КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСК...