Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"
рабочая программа по технологии на тему
Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Новочеркасск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
«РАССМОТРЕНА» Протокол заседания ШМО от «_27_»_08._2015__ г. № _1_ _____________ Миронова З.Ш. | «ПРИНЯТА» Протокол заседания педагогического совета от «_28_»_08._2015__ г. № 1 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 1 Приказ от «_31_»_08._2015_г. № ___126___ ___________Е.В. Полянникова МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Наши проекты и исследования»
основного общего образования
Автор:
Ткачева С.Е.,
учитель технологии
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно в процессе проектно-исследовательской деятельности учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение. Также проектно-исследовательская деятельность способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта. Она призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, умением работать дружно и слаженно в группе, стремлением к созданию продукта труда, самореализации; обеспечить овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области экономики, экологии, технологии современного производства, формирование представлений о перспективах его развития, воспитать нравственно- трудовые качества, общественно ценностные мотивы выбора профессии и трудолюбие.
Проектно-исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
1.Поисково-исследовательский: * Краткая формулировка задачи. Поиск и
анализ проблемы или темы проекта.
*Сбор, изучение и обработка необходимой
информации, в том числе с помощью
информационных блоков, каталогов,
других источников.
*Планирование проектной деятельности.
2.Технологический: *Практическая реализация, подбор необходимых
материалов.
. *Внесение при необходимости изменений.
3.Заключительный: *Оценка качества, включая его влияние на
окружающую среду.
*Анализ результатов.
*Изучение возможностей использования
результатов проектно-исследовательской
деятельности, реальность спроса на рынке
товаров, участие в конкурсах и выставках
проектов.
*Подготовка и проведение презентации
*Защита проекта
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.
1.Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения (например, исследование забытых народных промыслов, техники и предметов быта и т. д.).
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск презентации и т. д.).
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
*выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
*выдвижение гипотез, их решение;
*обсуждение методов исследования
*обсуждение способов оформления конечных результатов;
*сбор, систематизация и анализ полученных данных;
*подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Основным предназначением данного курса, который рассчитан на 4 года обучения, является формирование культуры труда учащихся, развитие системы технологических знаний и трудовых умений. Программу под общим названием «Художественная обработка материалов» целесообразно разделить на годы обучения, основываясь на ключевой содержательной линии для каждого года.
1 год обучения (5 класс) – «Путешествие в страну Бумагопластика». Занимаясь бумажной пластикой – лепкой из бумаги, дети научатся читать простейшие схемы и чертежи, сгибать бумагу не только по прямым, но и по кривым линиям, обрабатывать ее разными способами: разрывать, сминать, скручивать. Особое место в конструировании из бумаги занимают различные виды соединений, обработка бумаги резанием и оформление изделий. Занятия конструированием в технике бумажной пластики помогут ближе познакомиться с окружающим миром, овладеть основными приемами работы с чертежными инструментами. Владение техникой бумагопластики даст возможность безграничной творческой деятельности в любой профессиональной области.
2 год обучения (6 класс) – «Бумажная скульптура». В рамках этого года обучения закрепляются знания и умения, полученные в прошлом году, особое внимание уделяется свойствам бумаги и картона, т. к. работа с бумагой требует знания о ее текстурных особенностях. Целью второго года обучения является создание сложных объемных конструкций, как например: фигурки зверей, животных, людей, модели машин, элементы архитектуры и т.п. Такой вид творчества близок к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается за счет постепенного наращивания объема, в бумагопластике все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета. Усвоение предварительных упражнений, использование вспомогательных выкроек и схем позволит выполнить поделки сувенирного характера и несложные пластические композиции.
3 год обучения (7 класс) – «Остров ненужных вещей». Главная тема третьего года обучения – работа с бросовым материалом. Бросовый материал - это все то, что можно было бы без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, технических навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из-под йогурта и даже пакеты из-под сока - замечательный материал для всевозможных поделок. В процессе работы с этим материалом целесообразно уделить особое внимание экологической обстановки и тому, какой вклад вносит каждый из нас в сохранение чистой планеты.
4 год обучения (8 класс) – «Чудеса из дерева и шелка». В рамках этого года обучения особое внимание уделяется свойствам дерева и ткани, правилам работы с колющими и режущими инструментами. Девочки познакомятся с основными приемами и техниками росписи ткани, современными красками, резервирующими составами, тканями для росписи, а также шаг за шагом выполнят весь процесс работы над произведением от самого начала и до конца. Мальчики займутся мужским видом рукоделия – ажурным выпиливанием.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций, а также эскизов размещения изделий в интерьере и плана размещения, использования и реализации. Первые разделы программы «Творческий проект», «Исследование проекта», «Конструирование проекта», «Технология изготовления проекта» - знакомят со структурой проектно – технологической деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных. В завершении дается подробное описание экологической безопасности выполняемого проекта, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации, а также расчет себестоимости и цены изделия, размер предполагаемой прибыли и реклама с указанием формы рекламного носителя (объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т. д.). Выполненные проекты оцениваются по нескольким критериям (аккуратность, осведомленность, научность, значимость, креативность, презентабельность).
Цели программы:
- обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
- создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с различными видами рукоделия;
- содействие жизненному самоопределению учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развить потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Программа дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Реализуется программа за счет часов школьного компонента обучения: 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа, за 4 года обучения – 136 часов. Освоение курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
В результате обучения ученик научится:
- находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии его изготовления;
- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
- выполнять в выбранном масштабе чертежи и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
- осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
- правильно организовывать рабочее место.
Получит возможность научиться:
- грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, применяемыми при проектировании, изготовлении и эксплуатации различных технических объектов;
- самостоятельно осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы;
- выполнять работы самостоятельно согласно выбранной технологии, используя полученные знания, умения и навыки;
- сотрудничать со своими сверстниками (в том числе и в команде), оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Тематическое планирование. 5 кл.
№ п/п Тема раздела | Номер и тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 Творческий проект | 1.Технология проектирования и создания материальных объектов. | 1 |
2.Выбор темы и обоснование проекта. | 1 | |
2 Исследование проекта | 3.Работа с первоисточниками | 1 |
4.Исследование проекта и его реконструкция | 1 | |
3 Конструирование проекта | 5.Поиск альтернативных вариантов | 1 |
6.Выбор оптимального варианта | 1 | |
7.Графическая документация | 1 | |
4 Технология изготовления проекта | 8.Выбор материалов. Выполнение эскиза. | 1 |
9.Технологическая документация | 1 | |
5 Изготовление проекта | 10.Опыты с бумагой | 1 |
11. Способы соединения бумаги. | 1 | |
12.Азбука бумагопластики. | 1 | |
13- 27.Конструирование в технике бумажной пластики. | 15 | |
28.Зачистка деталей. Роспись изделия. | 1 | |
29.Сборка изделия. | 1 | |
30.Отделка изделия. Дополнительные приемы. | 1 | |
6 Расчет себестоимости проекта | 31. Расчет себестоимости. | 1 |
7 Реклама | 32.Реклама проекта. | 1 |
8 Конкурс проектов | 33.Конкурс проектов. Презентация проекта. | 1 |
34.Подведение итогов конкурса. | 1 | |
Всего | 34 |
Тематическое планирование. 6 кл.
№ п/п Тема раздела | Номер и тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 Творческий проект | 1.Технология проектирования и создания материальных объектов. | 1 |
2.Выбор темы и обоснование проекта. | 1 | |
2 Исследование проекта | 3.Работа с первоисточниками | 1 |
4.Исследование проекта и его реконструкция | 1 | |
3 Конструирование проекта | 5.Поиск альтернативных вариантов | 1 |
6.Выбор оптимального варианта | 1 | |
7.Графическая документация | 1 | |
4 Технология изготовления проекта | 8.Выбор материалов. Выполнение эскиза. | 1 |
9.Технологическая документация | 1 | |
5 Изготовление проекта | 10.Опыты с объемными формами. | 1 |
11. Способы соединения. | 1 | |
12.Объемное моделирование. | 1 | |
13-15.Выполнение изделий в технике «папье-маше» | 3 | |
16-18. Выполнение изделий в технике «квилинг» | 3 | |
19-21 Выполнение изделий в технике «объемный декупаж». | 3 | |
22-24. Выполнение изделий в технике «объемная бумагопластика» | 3 | |
25-27. Выполнение изделий в технике «макетирования» | 3 | |
28.Зачистка деталей. Роспись изделия. | 1 | |
29.Сборка изделия. | 1 | |
30.Отделка изделия. Дополнительные приемы. | 1 | |
6 Расчет себестоимости проекта | 31. Расчет себестоимости. | 1 |
7 Реклама | 32.Реклама проекта. | 1 |
8 Конкурс проектов | 33.Конкурс проектов. Презентация проекта. | 1 |
34.Подведение итогов конкурса. | 1 | |
Всего | 34 |
Тематическое планирование. 7 кл.
№ п/п Тема раздела | Номер и тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 Творческий проект. | 1.Технология проектирования и создания материальных объектов. | 1 |
2.Выбор темы и обоснование проекта. | 1 | |
2 Исследование проекта | 3.Работа с первоисточниками | 1 |
4.Исследование проекта и его реконструкция | 1 | |
3 Конструирование проекта | 5.Поиск альтернативных вариантов | 1 |
6.Выбор оптимального варианта | 1 | |
7.Графическая документация | 1 | |
4 Технология изготовления проекта | 8.Выбор материалов. Выполнение эскиза. | 1 |
9.Технологическая документация | 1 | |
5 Изготовление проекта | 10. Работа с природным материалом. | 1 |
11. «В чудесном лесу» | 1 | |
12. «В чудесном лесу» | 1 | |
13. «Бумажный город». Оригами; вырезание из бумаги | 1 | |
14. Плетение из бумаги; поделки из картона. | 1 | |
15. Аппликация; объемные поделки. | 1 | |
16. «Пластилиновая гора». | 1 | |
17. Лепка объемных поделок. | 1 | |
18. Рельефные композиции. | ||
19. «Остров ненужных вещей» | 1 | |
20. Поделки из нетрадиционных материалов | 1 | |
21. Поделки из бросового материала | 1 | |
22. «Башня принцессы Иголочки» | 1 | |
23. Изонить (закладка) | 1 | |
24.Изонить (открытка) | 1 | |
25.Поделки из яичной скорлупы | 1 | |
26. Ошибана | 1 | |
27.Картины из засушенных листьев | 1 | |
28.Зачистка деталей. Роспись изделия. | 1 | |
29.Сборка изделия. | 1 | |
30.Отделка изделия. Дополнительные приемы. | 1 | |
6 Расчет себестоимости проекта | 31. Расчет себестоимости. | 1 |
7 Реклама | 32.Реклама проекта. | 1 |
8 Конкурс проектов Защита проектов | 33.Конкурс проектов. Презентация проекта. | 1 |
34.Подведение итогов конкурса. | 1 | |
Всего | 34 |
Тематическое планирование. 8 кл.
№ п/п Тема раздела | Номер и тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 Творческий проект | 1.Технология проектирования и создания материальных объектов. | 1 |
2.Выбор темы и обоснование проекта. | 1 | |
2 Исследование проекта | 3.Работа с первоисточниками | 1 |
4.Исследование проекта и его реконструкция | 1 | |
3 Конструирование проекта | 5.Поиск альтернативных вариантов | 1 |
6.Выбор оптимального варианта | 1 | |
7.Графическая документация | 1 | |
4 Технология изготовления проекта | 8.Выбор материалов. Выполнение эскиза. | 1 |
9.Технологическая документация | 1 | |
5 Изготовление проекта | 10.Выбор заготовки, пиление. Выбор ткани, натяжение | 1 |
11. Разметка деталей. Нанесение резерва | 1 | |
12.Резание деталей. Проверка высушенного резерва | 1 | |
13- Резание деталей. 27 Контурная роспись. | 15 | |
28.Зачистка деталей. Роспись фона. | 1 | |
29.Сборка изделия. Закрепление красителей на ткани | 1 | |
30.Отделка изделия. Дополнительные приемы. | 1 | |
6 Расчет себестоимости проекта | 31. Расчет себестоимости. | 1 |
7 Реклама | 32.Реклама проекта. | 1 |
8 Конкурс проектов | 33.Конкурс проектов. Презентация проекта. | 1 |
34.Подведение итогов конкурса. | 1 | |
Всего | 34 |
Библиография
- Бондаренко О. В. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки / худож. А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Демина И. Г. Чудеса из дерева. – Смоленск: Русич, 2001.
- Организация проектной деятельности. 5 – 9 классы / авт.- сост. О. А. Некрасова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Проектная деятельность учащихся. 5 – 11 классы / авт. - сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007
- Скребцова Т. О. Шелковые картины в технике холодного батика /Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д :Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе
Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим особо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-284746-1378045930.jpg)
Программа элективного курса. Художественная обработка материалов. Карвинг.
Образовательная программа курса предназначенна для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения. Резьба по фруктам и овощам - это способ научить детей ручн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-65387-1418909137.jpg)
Рабочая программа по технологии (художественная обработка материалов, творческий проект),6 класс
Рабочая программа предназначена для уроков технологии, мальчики, 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493647-1412696795.jpg)
Программа по курсу "Художественная обработка материалов" для (5-6 классов )
Программа по декоративному вышиванию, нитяной графики, аппликации из соломки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1019761-1520720005.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Художественная обработка материалов" (10е классы)
При составлении рабочей программы элективного курса «Художественная обработка текстильных материалов» взят раздел «Художественная обработка материалов» из программы средних обр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619881-1428321019.jpg)
Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»
Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 8-16 летРазработал педагог дополнительн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619881-1428321019.jpg)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯПо программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» 1/КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСК...