Самообразование учителя как основа повышения качества образования
материал по химии

Тимошевская Юлия Александровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Самообразование учителя как основа повышения качества образования

 Тема самообразования: « Повышение познавательного интереса к предмету «ХИМИЯ» через самостоятельную работу учащихся при помощи современных педагогических технологий»

Цель: повышение качества преподавания химии  посредством формирования у школьников самостоятельности в познавательной деятельности.

  Обучение химии имеет развивающий характер, предполагает формирование различных умений, мыслительной деятельности, познавательного интереса самостоятельности, творческих способностей и т.д.

  Самостоятельная работа учащихся – это как раз та форма обучения, которая требует от ученика активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных задач, применения ранее усвоенных знаний.

  Ушинский К.Д. писал: «Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретённых знаний».

  Задача учителя – организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы ученики была задействованы в работе, увлечены и в результате получали не только предметные знания, но личностные удовлетворения.

  Установлено, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает сам, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он пишет.

 

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:

  • Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
  • Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  • Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  • Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Виды обучающих самостоятельных работ, которые я чаще всего использую на уроках химии: 
- Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.
- Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.
- Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
- Химические диктанты с самопроверкой.
- Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся
.

- самостоятельная работа с текстом учебника:

1) Составление схем.

2) Постановка вопросов к заданному тексту.

3)составление кроссвордов к тексту.

4) С помощью текста учебника исправить ошибки в выданных карточках и т.д.

- домашние лабораторные опыты.

Ведущая идея самообразования:

Для осуществления целей и задач по своей теме я использую:

- Книгу члена-корреспондента Академии педагогических наук , научного сотрудника Института теории и истории педагогики Б. П. Есипова, в которой  рассказывается о том, как организовать самостоятельную работу учащихся на уроках в начальных, средних и старших классах.

-Книга Жарова Л.В. «Учить самостоятельности» В книге обосновывается организация учебной деятельности учащихся, при которой главным для педагога становится умение стимулировать и направлять индивидуальный и коллективный поиск учащихся, их самостоятельную работу

- Книга Горностаевой З.Я. «Проблема самостоятельной познавательной деятельности” 

Понятие «самостоятельная работа» трактуется исследователями по-разному:

 Б.П.Осипов определяет это понятие следующим образом: «Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения,- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

 В психолого-педагогической литературе выделяются следующие признаки самостоятельной работы учащихся: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания учащимися без непосредственного участия учителя; активность учащихся.

Опираясь на указанные признаки, Л.В.Жарова даёт такое определение: «Самостоятельная учебная работа- это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность».

 П.И.Пидкасистый, Н.Г.Дайри обращают внимание, прежде всего на познавательную деятельность школьников, которая осуществляется при выполнении задания. По их мнению, самостоятельной можно считать ту работу, которая требует от учащихся активности и самостоятельности.

В педагогической литературе встречаются различные классификации самостоятельных работ. Вот некоторые из них, которые выделил В.А.Далингер:

1) по степени самостоятельности учащихся;

2)по дидактическим целям;

3)по источнику знаний;

4)по степени индивидуализации;

5)по форме организации и т.д.

Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся можно классифицировать следующим образом:

-самостоятельные работы по образцу;

-самостоятельные работы с указанием к их выполнению;

-самостоятельные работы вариативного характера;

-самостоятельные работы творческого характера.

  В основу такой классификации самостоятельных работ фактически положены уровни усвоения знаний учащимися. Следуя В. П. Беспалько, под уровнем усвоения будем понимать «способность учащегося выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщённой ученику в процессе обучения».

  Заключение

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...

Интерактивные технологии как основы повышения качества образования

Интерактивные технологии как основы повышения качества образования...

Презентация "Интерактивные технологии как основы повышения качества образования"

Интерактивные технологии как основы повышения качества образования...

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Самообразование педагогов – как фактор повышения качества образования учащихся.

Самообразование педагогов – как фактор повышения качества образования учащихся. ¨Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д...

Управление персоналом учреждения как основа развития образовательного учреждения и как основа повышения качества образования

Единственный путь, который позволил России в XXI веке стать конкурентным обществом – это путь модернизации и инновационного развития это приводит к тому, что в условиях современной модели образо...