Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Захарова Галина Юрьевна

Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) профориентация может представлять определенные трудности.

Понимание и уважение индивидуальных особенностей, сотрудничество с родителями, доступ к ресурсам и долгосрочное сопровождение – вот ключевые компоненты успешной работы. 

Статья в соавторстве с Чащиной Н.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Чащина Наталья Анатольевна, директор школы, учитель-дефектолог,

Захарова Галина Юрьевна, педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области,

e-mail: school2zato@yandex.ru

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения

Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) профориентация может представлять определенные трудности.

Задержка психического развития – это сложное состояние, которое влияет на когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты жизни детей. Ключевую роль в поддержке и направлении таких учащихся на путь профессионального самоопределения играет слаженная работа всех специалистов комплексного сопровождения: администрации школы, классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога. Именно командная работа всех специалистов помогает таким детям найти свое место в обществе, развить свои способности и умения, а также обеспечить себе достойное будущее.

Первая особенность в работе с детьми с ЗПР - это необходимость осуществления индивидуального подхода. Каждый ребенок с задержкой развития уникален, и их потребности различаются.

Так, одной из основных задач профориентации для обучающихся с задержкой психического развития является выявление их интересов и способностей. Это может быть достигнуто через проведение различных тестов, бесед и наблюдений. Перед психологом школы встаёт необходимость адаптации диагностического инструментария и самого процесса обследования с учетом специфики таких детей. Например, профориентационные опросники с внушительным количеством вопросов с большой вероятностью будут сделаны учащимися с ЗПР либо наугад, не вчитываясь в текст, либо вызовут значительное сопротивление, отказ выполнять задание. Поэтому количество вопросов в тесте, анкете, опроснике должно быть оптимальным для того, чтобы выявить профессиональные склонности, способности, мотивы и пр. и при этом не утомить школьников чтением вопросов или утверждений. Благо, что существуют модификации известных тестов, например, методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока содержит 174 вопроса, а её модификация «Профиль» от Г.В. Резапкиной всего 50. Конечно, с 29 выявляемых областей количество в модифицированном варианте снижается до 10, но он тоже позволяет наметить область профессиональных интересов школьников.

Занесение ответов школьниками в специальные бланки, которые часто сопровождают бумажные варианты профориентационных методик, может вызвать у учащихся с ЗПР ситуацию неуспеха. Ведь заполнение бланка ответов потребует от него понимания смысла прочитанного, выбор ответа, сохранение в кратковременной памяти как самого ответа, так и номера задания; поиск такого же номера в бланке ответов, отметка своего ответа в нужной клетке бланка. А если вопросы и бланк ответов находятся на одном листе, но с разных сторон, то это дополнительный источник раздражения для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Поэтому при прохождении диагностического обследования важно, чтобы место для ответов было рядом с самими вопросами или утверждениями, удобнее текстовый материал воспринимать в таблице, где каждый вопрос занесён в отдельную строку-клетку. Предлагаем использовать разлиновку таблицы (см. Таблица 1) разными оттенками с целью оказания помощи учащимся в концентрации внимания на нужной линии вопроса и соответствующего ему ответа.

Таблица 1

вопрос/ утверждение

ответ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

При прохождении диагностики с помощью цифрового контента (онлайн или с использованием программ компьютерной обработки) важно подбирать методики, в которых испытуемый будет видеть количество пройденных заданий и количество оставшихся, поскольку длительное поддержание учебной мотивации и опора на волевые качества затруднена у обучающихся с ЗПР.

Особую роль в профориентационной диагностике играет наблюдение педагогов, опрос родителей учащегося с ЗПР, поскольку дети с ОВЗ не всегда имеют реальные представления о своих способностях, возможностях. Порой они либо завышены, либо занижены. Часто бывают случаи, когда пройдя диагностическое обследование, ответив наугад или не достаточно искренне, школьник недоумевает, почему результаты ему не подходят.

Поэтому важно учесть следующую (вторую) особенность в профориентационной работе с детьми с ЗПР - это необходимость в сотрудничестве с родителями. Родители играют первостепенную роль в понимании потребностей своих детей и в поддержке их профессиональной ориентации. Преимущество профориентационной работы в школе в отличие от разовых консультаций за её пределами, состоит в том, что все специалисты имеют возможность активно взаимодействовать с семьями, на протяжении длительного периода наблюдать, воздействовать, приглашать к сотрудничеству, в целом, заботиться о будущем ребенка с особыми потребностями и оказывать помощь и поддержку самим родителям в принятии особенностей своего ребёнка.

К сожалению, в работе с родителями детей с ОВЗ временами возникают трудности с взаимопониманием. Часто родители учащихся, ещё не прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК), но испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы высказывают опасения о том, что их ребёнок не получит тот уровень образования, который планировали для него родители, будет ограничен в правах и возможностях при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Поэтому перед специалистами сопровождения встаёт задача грамотного информирования родителей о правах ребёнка с ОВЗ, его актуальных потребностях и возможностях, разъяснение взаимосвязи его образования и благополучия в обществе, а также смещение акцента в выборе профессий интеллектуальной сферы на творческую, физическую, спортивную, социальную и другие. Благо, что за долгие годы работы с детьми с ОВЗ мы можем привести множество примеров успешного поступления и трудоустройства таких детей в самых разнообразных профессиональных сферах. Наши выпускники учатся и трудятся в сфере общественного питания, строительства, ветеринарии, авто- и железнодорожного транспорта, коммунального и сельского хозяйства, программирования, социальной сфере, служат в рядах Российской Армии.

Администрация школы, социальный педагог принимают активное участие в оказании дополнительной поддержки семьям с выпускниками с ОВЗ в поиске мест дальнейшего обучения, взаимодействуя с администрацией образовательных учреждений специального профессионального образования г.Кирова и Кировской области.

Профессиональное самоопределение не ограничивается лишь наработкой так называемых hard-skills («тяжёлых навыков»): знаний математических, физических, химических формул, иностранных языков, компьютерных программ и других, связанных с освоением программы учебных предметов школьного цикла.

Для выпускников с ОВЗ актуально становится развитие soft-skills («мягких навыков»), например, таких как, умение работать в команде, проявлять внимание к собеседнику, умение убеждать, навыки публичных выступлений, пунктуальность и организованность, умение обращаться за помощью к наставнику, наличие мотивации к обучению, креативность и многих других, которые, несомненно, будут ценны в любой профессии.

И, конечно же, более эффективным формирование и развитие мягких навыков становится при организации совместной работы всех участников образования: педагогов, учащихся и их родителей.

Третья особенность профориентационной работы в школе с учащимися с задержкой психического развития – это обеспечение для них доступа к разнообразным ресурсам. Наша задача обеспечить учащихся с задержкой развития информацией о различных профессиях, оказать им поддержку в прохождении профориентационных мероприятий и на практических занятиях. И эта особенность перекликается с указанной ранее особенностью – учётом индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.

Так, в настоящее время активно развиваются и внедряются во внеурочную деятельность школы такие всероссийские профориентационные проекты, как «Билет в будущее», «Проектория» и их дочерние направления «Шоу профессий», курс для учащихся 6-11 классов «Россия – мои горизонты».

Учитывая особенности развития детей с ЗПР: трудностей с концентрацией и объёме внимания, памяти, волевых качеств, быстрой утомляемости, необходима адаптация сценариев занятий, предложенных в рамках вышеуказанных проектов. Например, неэффективным в работе с обучающимися с задержкой психического развития будет демонстрация видео длительностью на весь урок. Целесообразно останавливать показ, менять виды деятельности на физминутки, игровые упражнения, обсуждение увиденного как фронтально, так и в группах с приведением примером из жизни учащихся и педагога.

На профориентационных встречах с представителями учебных заведений Кирова и Кировской области школьники получают возможность подробно познакомиться с каждую профессией, которую они могут получить, сделав выбор в сторону того или иного образовательного учреждения. Узнают о необходимых навыках и качествах, условиях поступления, подачи документов, а также о перспективах развития в той или иной профессиональной области.

Мы активно поддерживаем учащихся с задержкой развития на профориентационных мероприятиях. Помогаем им ориентироваться в большом количестве информации, а также сопровождаем их во время посещения мероприятий, проведении диагностики специалистами Центров занятости населения г.Кирова и пгт.Юрья. Стараемся создавать располагающую и доброжелательную атмосферу, где учащиеся могли бы задавать вопросы, обсуждать свои интересы.

При этом профессиональное самоопределение не сводится лишь к беседам о профессиях и профпробам, оно неразрывно связано с более широким понятием «личностное самоопределение». Для успешного профессионального и личностного самоопределения обучающихся с ОВЗ обеспечивается адаптация условий обучения и воспитания, которая включает в себя индивидуальные консультации с психологом школы и другими специалистами, дополнительные занятия по развитию навыков, а также организацию практических занятий. Так, например, в самопознании отлично зарекомендовала себя программа психологических занятий О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» с 1 по 8 классы. Психокоррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» (авторы Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская, Л.М. Пономарева, О.А. Скобликова) содержит в себе «Модуль «Формирование личностного самоопределения», который состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения».

Очень важно в коррекционно-развивающей работе со школьниками с ЗПР развивать в них осознанность и принятие общечеловеческих ценностей, нравственных норм; формировать умения анализировать различные социальные ситуации, адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, принимать обдуманные, взвешенные решения, а также нести ответственность за совершённые поступки; выстраивать жизненные планы. Мы учим их основам самоорганизации, адаптации к новым условиям и развитию навыков, необходимых для успешной карьеры.

Кроме того, у нас проводятся практические занятия, где ученики могут попробовать себя в различных профессиях. Мы создаем необходимые условия для того, чтобы учащиеся могли на практике освоить необходимые навыки и понять, насколько им комфортно работать в той или иной области. Например, учащиеся могут попробовать свои силы в роли вожатых летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Чайка», ассистента учителя на лабораторных и практических работах, поработать в школьной библиотеке, оказать помощь в уходе за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке. Также материал выездных экскурсий, школьных кружков, элективных курсов, занятий внеурочной деятельности позволяет учащимся поближе  познакомиться с разнообразным миром профессий.

Четвёртая особенность – это длительность процесса. Профориентация для учащихся с задержкой развития – это долгосрочная задача. Необходимо терпение и постоянное сопровождение, помогая учащимся с каждым этапом их профессионального выбора. Дети с ЗПР могут иметь уникальные способности и интересы, которые могут не соответствовать типичным профессиональным требованиям, при этом нуждаются в дополнительном времени и ресурсах для развития навыков, необходимых для выбранной профессии. Длительное сопровождение позволяет выявить их потенциал и найти подходящие профессиональные пути, постепенно развивать необходимые умения.

Также с целью снижения стресса при выборе профессии длительная поддержка и сопровождение способствует улучшению адаптации школьника на будущем месте учёбы и при трудоустройстве.

В заключение, позвольте подчеркнуть, что именно командная работа всех специалистов сопровождения и комплексный подход вносят значительный вклад в профориентационную работу с учащимися с задержкой психического развития. Понимание и уважение индивидуальных особенностей, сотрудничество с родителями, доступ к ресурсам и долгосрочное сопровождение – вот ключевые компоненты успешной работы. Давайте работать вместе, чтобы обеспечить каждому ребенку право на профессиональное самоопределение и успешное будущее.

Список использованных источников и литературы

  1. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования // Аутизм и РАС © Autosanimus : социальная сеть ВК. – URL :  https://vk.com/wall183908155_3503?w=wall-135142459_515712 (дата обращения : 11.10.2023).
  2. Билет в будущее // Билет в будущее : сайт. – URL : https://bvbinfo.ru/ (дата обращения : 11.10.2023).
  3. Голомшток А.Е. Карта интересов // Профориентация. ЕГЭ-ГИА. Тестирование : сайт. – URL : https://proforientatsia.ru/test/karta-interesov-a-e-golomshtok/ (дата обращения : 11.10.2023).
  4. Проектория // Проектория : сайт. – URL https://proektoria.online/ (дата обращения : 11.10.2023).
  5. Резапкина Г.В. Методика «Профиль» // Методический кабинет профориентации : сайт. – URL : http://metodkabi.net.ru/index.php?id=31 (дата обращения : 11.10.2023).
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4) – Москва : Генезис, 2012 – 312 с.
  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6) – Москва : Генезис, 2012 – 207 с.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (7-8) – Москва : Генезис, 2012 – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

С.Р. Гришина Саткинский район МКОУ «СОШ р.п. Сулея» Формирование профессионально – трудовых приемов и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на занятиях элективного курса «Вода в жизнедеятельности человека».

По своему типу стаья является авторским материалом.Ключевой целью данной статьии является формирование профессионально-трудовых приемов и навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР), а так...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...