Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по химии

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_vd_himiya_i_chelovek.docx330.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\AgapitovaNA\Desktop\3.jpg

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Химия и человек»

для 9а,в класса

 

Агапитовой Натальи Александровны,

учителя химии

пгт Излучинск

2022/2023 учебный год

        

Пояснительная записка

Данная рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия и человек" рассчитана на учащихся 9 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир химии.

Содержание курса знакомит учащихся с микрохимией, в том числе и бытовой химией, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии.

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.

Цели изучения курса внеурочной деятельности "Химия и человек"

Обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;

расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;

создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни;

овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения учебного курса:

обучающийся научится:

 осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения учебного курса:

Регулятивные УУД обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • планировать ресурсы для достижения цели.
  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД Обучающийся научится

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять        сравнение,        классификацию,        самостоятельно выбирая основания и
  • критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать        информацию        из        одного вида        в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь        определять        возможные        источники        необходимых        сведений,        производить        поиск
  • информации,        анализировать        и        оценивать        её достоверность;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты освоения учебного курса:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

В ценностно - ориентационной сфере:

анализировать        и        оценивать        последствия        для        окружающей        среды бытовой и

производственной        деятельности человека,        связанной с переработкой веществ.

  1. В трудовой сфере:
  • проводить химический эксперимент.

  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Химия и человек»

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода (2 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (2 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (6 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Тема 6. Спички (1ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Тема 7. Бумага (3ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Тема 9. Стекло (2 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 10. Керамика (2 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

35

По плану

По факту

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

1

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

1

2

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

1

Тема 2. Вода (2 ч).

3

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

1

4

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

1

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).

5

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

1

6

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

1

Тема 4. Поваренная соль (2 ч).

7

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

1

8

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

1

Тема 5. Химия пищи (6 ч).

9

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

1

10

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

1

11

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

1

12

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

1

13

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

1

14

Урок - семинар

1

Тема 6. Спички (1ч).

15

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

1

Тема 7. Бумага (3ч).

16

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

1

17

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

1

18

Урок - семинар

1

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).

19

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

1

20

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

1

Тема 9. Стекло (2 ч).

21

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

1

22

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

1

Тема 10. Керамика (2 ч).

23

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

1

24

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

1

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

25

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

1

26

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

1

27

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

1

28

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

1

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).

29

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

1

30

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

1

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).

31

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

1

32

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

1

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

33

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

1

34

Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

1

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойства химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;
  • истории возникновения керамики и ее видов;
  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;
  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
  • составлять отчет о проделанном эксперименте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...