Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по химии
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_vd_himiya_i_chelovek.docx | 330.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Химия и человек»
для 9а,в класса
Агапитовой Натальи Александровны,
учителя химии
пгт Излучинск
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия и человек" рассчитана на учащихся 9 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.
Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир химии.
Содержание курса знакомит учащихся с микрохимией, в том числе и бытовой химией, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии.
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.
Цели изучения курса внеурочной деятельности "Химия и человек"
Обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;
расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;
создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни;
овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения учебного курса:
обучающийся научится:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
Регулятивные УУД обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
- ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- планировать ресурсы для достижения цели.
- называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД Обучающийся научится
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
- критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;
- составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
- информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные результаты освоения учебного курса:
В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
- описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
В ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
- В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
- В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
- Содержание курса внеурочной деятельности
«Химия и человек»
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (2 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (2 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (6 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Тема 6. Спички (1ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Тема 7. Бумага (3ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 9. Стекло (2 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (2 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
- Тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения занятия | |||
35 | По плану | По факту | |||
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч). | |||||
1 | Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека. | 1 | |||
2 | Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса. | 1 | |||
Тема 2. Вода (2 ч). | |||||
3 | Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. | 1 | |||
4 | Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников. | 1 | |||
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч). | |||||
5 | Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека. | 1 | |||
6 | Практическая работа № 3: Самодельные духи. | 1 | |||
Тема 4. Поваренная соль (2 ч). | |||||
7 | Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности. | 1 | |||
8 | Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка. | 1 | |||
Тема 5. Химия пищи (6 ч). | |||||
9 | Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. | 1 | |||
10 | Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. | 1 | |||
11 | Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле. | 1 | |||
12 | Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах. | 1 | |||
13 | Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков. | 1 | |||
14 | Урок - семинар | 1 | |||
Тема 6. Спички (1ч). | |||||
15 | Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России. | 1 | |||
Тема 7. Бумага (3ч). | |||||
16 | От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование. | 1 | |||
17 | Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги. | 1 | |||
18 | Урок - семинар | 1 | |||
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч). | |||||
19 | Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. | 1 | |||
20 | Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов. | 1 | |||
Тема 9. Стекло (2 ч). | |||||
21 | История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол. | 1 | |||
22 | Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол. | 1 | |||
Тема 10. Керамика (2 ч). | |||||
23 | Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики. | 1 | |||
24 | Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины. | 1 | |||
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч). | |||||
25 | Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. | 1 | |||
26 | Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях. | 1 | |||
27 | Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. | 1 | |||
28 | Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани. | 1 | |||
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч). | |||||
29 | Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства. | 1 | |||
30 | Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов. | 1 | |||
Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч). | |||||
31 | Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. | 1 | |||
32 | Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв. | 1 | |||
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч). | |||||
33 | Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью. | 1 | |||
34 | Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов. | 1 |
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойства химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
- составе стекла, видах стекол и способах их получения;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...