План-конспект урока "электроотрицательность химических элементов"
план-конспект урока по химии (8 класс)
План-конспект урока в 8 классе на тему "электроотрицательность химических элементов". УМК Рудзитис, Фельдман.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_elektrootritsatelnost.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: электроотрицательность химических элементов.
Цель: сформировать у учащихся представление об электроотрицательности. Совершенствовать знания и умение характеризовать химические элементы.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для формирования понятия электроотрицательность, самостоятельного определения учащимися необходимых условий и порядка действий для сравнения электроотрицательности химических элементов в сложных веществах.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Воспитательные:
Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Знать определение понятия «электроотрицательность», уметь определять смещение электронов в соединениях, используя периодическую систему химических элементов
Метапредметные:
Уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Личностные:
Формирование познавательного интереса и самоконтроля для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Тип урока: комбинированный урок.
План изучения нового материала:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
Ход урока
Организационный этап
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание у учащихся положительного эмоционального настроя.
Проверка домашнего задания
Проверяется наличие у учащихся выполненных письменных домашних работ. Обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся
Актуализация знаний
- На какие две группы делятся все химические элементы? (металлы и неметаллы)
- Какое строение атома? (ядро содержит протоны и нейтроны, вокруг ядра вращаются электроны)
- Какой заряд имеет протон? (положительный)
- Какой заряд электрона? (отрицательный)
- Какой заряд у нейтрона? (не имеет заряда)
- Как определить количество электронов в атоме? (количество равно порядковому номеру атома)
- Как определить количество протонов в атоме? (количество равно порядковому номеру атома)
- Как определить количество нейтронов в атоме? (из массы вычесть порядковый номер)
- Что обозначает номер периода? (количество энергетических уровней)
- Как определить количество электронов на внешнем энергетическом слое? (равно номеру группы, если элемент расположен в главной подгруппе)
- Что такое валентность? (способность атомов химических элементов образовывать общие электронные пары или химические связи с другими атомами)
Объяснение нового материала
Вещества образуются за счёт взаимодействия различных атомов, при этом образуются химические связи. Какие частицы участвуют в образовании химических связей? (электроны)
Существуют различные типы химических связей, об этом мы поговорим на следующих уроках, но образование химической связи происходит за счёт притяжения электронов одного атома к другим атомам. Как определить, отдаёт атом электроны или забирает? Ответ на этот вопрос найдите в параграфе 55 (самостоятельная работа с учебником 3-4 минуты).
Для характеристики способности атомов отдавать или принимать электроны используется понятие электроотрицательности. Что такое электроотрицательность? (свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов). Если говорить проще, электроотрицательность – способность атомов притягивать электроны (удерживать свои и отнимать чужие).
На странице 192 дана таблица относительной электроотрицательности. За единицу условно принимают электроотрицательность лития, электроотрицательности других элементов вычисляют относительно него.
- Назовите элемент с максимальной электроотрицательностью. (фтор)
- У какого элемента электроотрицательность минимальна? (франций)
- Как изменяется электроотрицательность в периоде слева направо? (увеличивается)
- Как изменяется электроотрицательность в группе сверху вниз? (уменьшается)
- У каких элементов (металлов или неметаллов) электроотрицательность больше? (у неметаллов)
Таким образом, чем ближе в таблице Менделеева элемент расположен к фтору, тем больше у него электроотрицательность. При образовании химической связи электроны переходят или смещаются к атомам с большей электроотрицательностью.
Для атомов металлов характерна электроотрицательность меньше 2, неметаллы, как правило, имеют электроотрицательность от 2 до 4.
Металлические свойства – способность атомов отдавать электроны. Неметаллические свойства – способность атомов забирать электроны.
Закрепление знаний
1. Дан ряд химических элементов: Cs, H, Br, F, O
- у какого элемента наибольшая электроотрицательность? (F)
- у какого элемента наименьшая электроотрицательность? (Cs)
- какой элемент является металлом? (Cs)
- у какого элемента на внешнем уровне 1 электрон? (H)
- у какого элемента на внешнем уровне 6 электронов? (O)
2. Определить, в сторону какого элемента сместятся электроны (кто электроотрицательнее в молекуле) H2O, H2S, NaCl, LiH, BaO, CO2, SO3, HF, NH3, Al2S3, AgI, SiC, Fe(OH)3, MgSO4, HNO3, CaCO3.
Домашнее задание
- Выучить определение электроотрицательности.
- Перечертить в тетрадь таблицу электроотрицательности (стр. 192).
- Стр. 193 задание 1.
Рефлексия
Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Закончите фразы:
- На уроке мне было …
- На уроке я узнал …
- Я хотел бы ещё узнать …
- При выполнении домашнего задания мне следует обратить внимание на …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»
Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...
План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.
Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...
План – конспект урока. Тема: «Химические свойства оснований»
1 Познакомить учащихся с химическими свойствами, общими для класса оснований.2 Дать понятие «Реакция нейтрализации»3 Изучить химические свой...
План конспект урока математики с элементами сингапурской методики
Тема « Деление дробей» («Вакланмаларны бүлү”) занимает особое место в школьной программе по математике, является необходимым этапом при вычислений значения выражения, при решении уравнений и...
План-конспект открытого урока по элементам математической логике
Данный конспект урока можно использовать на уроках математики, дискретной математики Ссылка на урок: https://yadi.sk/i/zir-QifMqM7me...
План - конспект открытого урока с элементами нетрадиционных методов обучения в 6 классе "Гимнастика"
План - конспект открытого урока с элементами нетрадиционных методов обучения в 6 классе "Гимнастика".Урок нацелен на развитие физических качеств учащися, закрепление упражнений на тренажерах, ко...
План-конспект урока "Гимнастика с элементами психокоррекции"
Конспект урока для примениения в работе с учащимися с когнитивными нарушениями...