План-конспект урока химии "Химические явления", 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Белоглазова Наталья Леонидовна

В материале содержатся цели и задачи урока, а также подробное описание хода урока с применением эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_yavleniya.doc76 КБ
Файл instruktivnaya_karta_lab._rab.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для 8 класса

Тема: «Химические явления»

Цель: Дать понятие о явлениях, происходящих в природе.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с явлениями, происходящими в природе;
  2. Познакомить с химическими реакциями и их признаками;
  3. рассмотреть классификацию явлений;
  4. показать принципиальное отличие каждого явления друг от друга;
  5. развивать навыки экспериментальной работы и умения описывать наблюдаемые явления;
  6. воспитывать аккуратность в работе при осуществлении химического эксперимента.

Ход урока:

  1. Мотивация
  1. Организационный момент.

(Сергей Олексяк)

Ты когда-то, верно, слышал,

Что природа тоже дышит.

И, поверь мне, каждый вздох

У неё не так уж плох!

Как гуляет дождь по лужам?

Как скрипит зимою стужа?

Как стучит по крыше град?

Как рокочет водопад?

Как трещит огонь в кострище?

Как протяжно ветер свищет? -

Коли слушать ты мастак,

То – поехали! Итак…

  1. О чем говорится в этом отрывке стихотворения?
  2. На какие группы делят явления? (Химические и физические)
  3. С какими явлениями мы познакомились с вами на прошлом уроке? (физическими)
  4. Какие явления называются физическими?
  5. Вы знаете, что в природе происходят различные процессы и явления. Мы очень часто их наблюдаем. Можете привести мне примеры природных явлений? (дети приводят примеры явлений).
  6. На экране слайдовой презентации, появляется тема урока, которая записывается в тетрадь.
  7. Что же происходит во время протеканий природных явлений? Сегодня мы с вами постараемся разобраться в этом. Что бы вы хотели узнать сегодня о природных явлениях? (дети предполагают – что можно узнать)
  8. Озвучить цель и задачи: Познакомиться с различными природными явлениями различного характера и происхождения. Научиться отличать химические явления от физических.
  9. Учитель: все явления, которые мы наблюдаем в природе можно разделить на три основные группы (второй слайд).
  10. Учащиеся записывают в тетрадь классификацию.
  11. Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с первой группой явлений.
    Что же такое – физические явления?
  12. Учитель: Давайте вспомним – Какие физические явления встречаются в природе?
  13. (продолжение слайдовой презентации) учащиеся рассказывают о явлениях.

1. Полярное (северное) сияние

Полярное (северное) сияние - это одно из самых красивых в мире оптических явлений, которое можно наблюдать исключительно в высоких широтах, недалеко от полюсов. Обычно полярные сияния - голубовато-белые и только в исключительных случаях можно наблюдать многоцветные сияния. Полярные сияния возникают в следствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства. Северное сияние может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток и поражает своей необычайной красотой.

2. Гало. 

Существует много его форм — простых и сложных. Бывает, например, что солнце окружает окрашенное в радужные тона кольцо, иногда даже не одно, а два. В других случаях по обе стороны солнца появляются два светлых пятна; их называют ложными солнцами. На севере нашей страны такая форма гало часто появляется зимой в сильные морозы и никого не удивляет. «Сегодня холодно, недаром солнышко в рукавицах»— говорят в Сибири. Иногда над солнцем появляется третье пятно. Обычно и эта форма гало не вызывает  каких-либо тревог. Однако история сохранила нам любопытный факт... После падения Наполеона во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно, напоминавшее многим треугольную шляпу императора. И люди расценили это как знак его возвращения из ссылки с острова Святой Елены. Метеорологи   уже  давно   обратили внимание на то, что при появлении гало   солнце   затянуто   дымкой — тонкой пеленой высоких перистых или     перисто-слоистых     облаков. Они плавают в атмосфере на высоте шести-восьми     километров     над землей  и  состоят из  мельчайших кристалликов  льда,  которые  чаще всего имеют форму шестигранных столбиков или пластинок. Атмосфера не знает покоя. И ледяные кристаллики, опускаясь и поднимаясь   в   потоках   воздуха,   то подобно    зеркалу    отражают,    то подобно стеклянной призме преломляют   падающие   на   них   солнечные лучи.  Некоторые из таких — отраженных     и     преломленных лучей — могут   попадать   к   нам   в глаза.   Вот   тогда-то   мы   и   видим гало.
2. Молнии и шаровые молнии

Любая молния - это электрический ток, который в зависимости от условий может принимать различные формы. Особенно удивительны шаровые молнии, которые раньше называли огненными шарами. Природа возникновения шаровых молний до сих пор точно не известна. Иногда их наблюдали даже внутри домов и самолетов. Поведение шаровых молний так же не изучено. Шаровая молния может быть огненно-красной, оранжевой или желтой и парить в воздухе несколько секунд пока не исчезнет. Молнии всегда сопровождаются громом и яркой вспышкой света и чаще всего наблюдаются во время грозы. Каждый из нас неоднократно видел обычную, так называемую линейную молнию. А вот шаровая молния - явление довольно редкое. В природе примерно на тысячу обычных, линейных молний приходится всего 2-3 шаровых.
4. "Огненный" дождь (звездный дождь)

На самом деле с неба падают не звезды, а метеориты, которые входя в земную атмосферу, нагреваются и сгорают. При этом возникает вспышка света, которую видно на довольно большом расстоянии с поверхности Земли. Чаще всего звёздным или метеорным дождём называют метеорный поток большой интенсивности (до тысячи метеоров в час). Мметеорный поток состоит из метеоров, которые сгорают в атмосфере и не достигают земли, а метеоритный дождь - состоит из метеоритов, которые выпадают на землю. Раньше не отличали первые от вторых и оба эти явления называли "огненный дождь". Интересный факт: каждый год от осколков метеоритов и космической пыли масса Земли увеличивается в среднем на 5 миллионов тонн.

5. Миражи

Несмотря на свою распространенность, миражи всегда вызывают почти мистическое чувство удивления. Все мы знаем причину появление большинства миражей - перегретый воздух меняет свои оптические свойства, вызывая световые неоднородности, называемые миражами. Мираж - это явление давно объясненное наукой, но продолжающее поражать воображение людей. В основе оптического эффекта лежит особое распределение плотности воздуха по вертикале. При определенных условиях это приводит к возникновению у горизонта мнимых изображений. Однако все эти скучные объяснения мгновенно забываешь, когда сам становишься свидетелем чуда, рождающегося у тебя на глазах.
6. Двояковыпуклые облака

Двояковыпуклые облака (Lenticular mammatus) - это редкое метеорологическое явление. Этот снимок сделан 24.05.2005 г. в городе Джоплин (Joplin), Миссури. Ранним утром жители Джоплина могли наблюдать эти сумасшедшие облака в небе. Облака, названные "lenticular mammatus", встречаются довольно редко. Последнее подобное появление было зарегистрировано в этой области около 30 лет назад.

7. Огни Святого Эльма

Огни Святого Эльма - это очень красивое и необычное природное явление. Первыми свидетелями этого явления были моряки, наблюдавшие огни Святого Эльма на мачтах и других вертикальных заостренных предметах. Это очень красивые светящиеся шары, которые появляются от большой напряженности электрического поля, например, во время грозы, метели или сильной бури. Иногда случалось, что Огни Святого Эльма выводили из строя электрические и радиоприборы.
8. Глория

Если в горах ночью разжечь костер под низкими облаками, ваша тень появится на облаках и вокруг головы у вас будет светящийся ореол. Это явление называется Глория. Глория - это оптическое явление, которое наблюдается на облаках, расположенных прямо перед наблюдателем или ниже него, в точке, прямо противоположной источнику света. В Китае глорию называют "светом Будды". Цветное гало всегда окружает тень наблюдателя, что часто толковалось как степень его просветления (приближенности к Будде и другими божестам).
9. Огненная радуга

Округло-горизонтальная дуга, которую называют огненной радугой за сходство с пламенем, создана льдом, а не огнем. Чтобы возникла огненная радуга, Солнце должно подняться выше 58 градусов над горизонтом, и на небе должны быть перистые облака. Кроме того, многочисленные плоские шестиугольные кристаллы льда, из которых состоят перистые облака, должны быть расположены горизонтально, чтобы преломлять солнечный свет, как одна гигантская призма. Поэтому огненную радугу можно увидеть очень редко, но такое явление очень завораживающее смотрится на небе.

10. Пояс Венеры

В сумерках, незадолго перед восходом Солнца или сразу после его заката, небо над горизонтом частично бесцветное, а частично имеет розоватый оттенок. Это явление называется поясом Венеры. Бесцветную полосу между уже потемневшим небом и голубым небом можно увидеть повсюду, даже в стороне напротив Солнца. Голубизна неба объясняется отражением солнечного света в атмосфере. Явление пояса Венеры объясняется отражением в атмосфере света заходящего (или восходящего) Солнца, которое кажется покрасневшим. Пояс Венеры виден в любом месте, если горизонт чистый. На снимке вы видите пояс Венеры, сфотографированный в Лунной долине, покрытой утренним туманом.

Явление интерференции,
деформации, дождь, снежная буря можно объяснить своими словами или с точки зрения физики.

  1. Учитель: от физических явлений отличаются химические явления.

(следующий слайд) – в тетрадь записывается понятие «химическое явление».

(следующий слайд) – объяснение – каким образом мы можем отличить физическое явление от химического явления – признаки реакции записаны в тетради, а на экране запись.

Учитель: а сейчас мы с вами осуществим некоторые химические явления и посмотрим на некоторые признаки химических реакций. Тетради уберите на край стола, пододвиньте поближе лотки с оборудованием и реактивами и начинаем работать очень осторожно.

3.1. Лабораторная работа «Признаки химических реакций» 

I. Инструктаж по технике безопасности

II. Цель работы: Познакомиться с признаками химических реакций.

III. Ход работы:
Опыт 1.

  1. Возьмите в руки пробирку (показать каким образом).
  2. Среди имеющихся реактивом найдите раствор Соли меди – любая.
  3. Налейте в пробирку 1 мл раствора (показать сколько – горизонтально – фаланг пальца), рассмотрите цвет раствора, посмотрите на свет, есть ли в растворе какие-либо видимые частицы?
  4. Среди имеющихся реактивов найдите вещество NaOH, прилейте в первую пробирку 1 мл этого раствора, не перемешивайте, посмотрите, что произошло?
  5. Данный осадок напоминает студень, поэтому он называется студенистый.    

Опыт 2.

  1. Возьмите в руки пробирку (показать каким образом).
  2. Среди имеющихся реактивом найдите раствор Соли – хлорид бария ВаСl2.
  3. Налейте в пробирку 1 мл раствора (показать сколько – горизонтально – фаланг пальца), рассмотрите цвет раствора, посмотрите на свет, есть ли в растворе какие-либо видимые частицы?
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор сульфата цинка (ZnSO4), прилейте в первую пробирку 1 мл этого раствора, не перемешивайте, посмотрите, что произошло?
  5. Данный осадок называется мелкий.    

Учитель: мы с вами рассмотрели первый признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим второй признак химической реакции – изменение цвета (аналогично проделываем опыты) –

Опыт 3.

  1. Возьмите в руки пробирку (показать каким образом).
  2. Среди имеющихся реактивом найдите раствор гидроксида натрия.
  3. Налейте в пробирку 1 мл раствора (показать сколько – горизонтально – фаланг пальца), обратите внимание на цвет раствора
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор фенолфталеина. Обратите внимание на его цвет. Прилейте в пробирку 1 мл этого раствора. Что вы наблюдаете?

Учитель: мы с вами рассмотрели второй признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим третий признак химической реакции – выделение газообразного вещества (аналогично проделываем опыты) –

Опыт 4.

  1. Возьмите в руки пробирку (показать каким образом).
  2. Среди имеющихся реактивом найдите цинк.
  3. Поместите одну гранулу цинка в пробирку.
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор Соляной кислоты, прилейте в пробирку 1 мл этого раствора. Что вы наблюдаете?

Опыт 5.

  1. Возьмите в руки пробирку (показать каким образом).
  2. Среди имеющихся реактивом найдите мел.
  3. Поместите один кусочек мела в пробирку.
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор Соляной кислоты, прилейте в пробирку 1 мл этого раствора. Что вы наблюдаете?

Учитель: мы с вами рассмотрели третий признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: рассмотрим четвёртый признак химической реакции – выделение света

Демонстрационный опыт 1 – учитель поджигает лучину – учащиеся наблюдают пламя – это и есть выделение света

Демонстрационный опыт 2 

Две колбочки – на дно одной насыпаем несколько гранул гидроксида натрия или калия, а на дно другой несколько капель любой соли аммония, в колбы наливаем воду, аккуратно перемешиваем. Проходим по ряду, подходим к каждому учащемуся и даём возможность потрогать дно колбы (одна будет холодная, другая горячая).  

Учитель: мы с вами рассмотрели четвёртый признак химической реакции – как он называется?

Учитель: вспомните, где в домашних условиях вы наблюдаете данный признак реакции.

Учитель: Рассмотрим пятый признак химической реакции – появление запаха

Где в жизни вы сталкивались с этим признаком химических реакций?

Учитель: мы с вами рассмотрели пятый признак химической реакции – как он называется?

Учитель: таким образом, давайте с вами ещё раз вспомним все признаки химических реакций.

Учитель: следующее явление – физико-химическое (слайд, записываем определение, демонстрируем различные физико-химические явления – три слайда.)

Учитель: А теперь в завершение нашего урока вспомним:

  1. С какими явлениями мы с вами познакомились?
  2. На слайде показаны явления – вам нужно назвать явление, определить, какое явление изображено на картинке, почему вы сделали такой вывод, обосновать. (показ слайдов)

Д/з §27 учить, провести домашний опыт №1, 2 на стр. 159-160 учебника. Оформить в тетради.



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта

Лабораторная работа «Признаки химических реакций» 

I. Цель работы: Познакомиться с признаками химических реакций.

II. Ход работы:
Опыт 1.

  1. Возьмите в руки пробирку.
  2. Среди имеющихся реактивов найдите раствор соли меди.
  3. Налейте в пробирку 1 мл раствора, рассмотрите цвет раствора, посмотрите на свет, есть ли в растворе какие-либо видимые частицы?
  4. Среди имеющихся реактивов найдите вещество NaOH, прилейте в первую пробирку 1 мл этого раствора, не перемешивайте, посмотрите, что произошло?
  5. Данный осадок напоминает студень, поэтому он называется студенистый.    

Опыт 2.

  1. Возьмите в руки пробирку.
  2. Среди имеющихся реактивов найдите раствор соли – хлорид бария ВаСl2.
  3. Налейте в пробирку 1 мл раствора, рассмотрите цвет раствора, посмотрите на свет, есть ли в растворе какие-либо видимые частицы?
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор сульфата цинка (ZnSO4), прилейте в первую пробирку 1 мл этого раствора, не перемешивайте, посмотрите, что произошло?
  5. Данный осадок называется мелкий.    

Опыт 3.

  1. Возьмите в руки пробирку.
  2. Среди имеющихся реактивов найдите раствор гидроксида натрия.
  3. Налейте в пробирку 1 мл раствора, обратите внимание на цвет раствора
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор фенолфталеина. Обратите внимание на его цвет. Прилейте в пробирку 1 мл этого раствора. Что вы наблюдаете?

Опыт 4.

  1. Возьмите в руки пробирку.
  2. Среди имеющихся реактивов найдите цинк.
  3. Поместите одну гранулу цинка в пробирку.
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор Соляной кислоты, прилейте в пробирку 1 мл этого раствора. Что вы наблюдаете?

Опыт 5.

  1. Возьмите в руки пробирку.
  2. Среди имеющихся реактивов найдите мел.
  3. Поместите один кусочек мела в пробирку.
  4. Среди имеющихся реактивов найдите раствор Соляной кислоты, прилейте в пробирку 1 мл этого раствора. Что вы наблюдаете?

Вывод: При помощи каких признаков можно отличит химические явления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...