План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.
план-конспект урока (химия, 5 класс) по теме

Кольчукова Анна Александровна

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором ведётся по программе пропедевтического курса  с ранним изучением химии по авторскому учебному комплекту: учебник и рабочая тетрадь Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Пантак Л.С Физика – химия 5-6 класс изд. Дрофа. Она включает план урока, презентацию, сопровождающую рассказ учителя, а также дополнительный материал к уроку и ЦОР.

      На первом этапе урока проводится контроль знаний с помощью итерактивных методов обучения.

      На втором этапе актуализируются ранее усвоенные знания, которые служат основой для формирования новых.   Обучающиеся определяют физические и химические явления, наблюдаемые в природе и быту. На третьем этапе происходит формирование основных умений и навыков по новой теме.  Школьники работают с Периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева по определению положения химических элементов по группам и периодам. На последнем этапе проводится контроль знаний в виде самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, посредством интерактивных тренажёров из коллекции ЦОР, что помогает учителю и ученикам увидеть типичные ошибки, осмыслить тему при коллективном характере работы.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить учащихся в активный познавательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

  1. ФИО

Кольчукова Анна Александровна

  1. Место работы

МБОУ СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балаково, Саратовской области

  1. Должность:

Учитель

  1. Предмет:

Химия

  1. Класс:

5

  1. Тема и номер урока в теме:

18 урок «Знаки химических элементов. Периодическая система» в теме

  1. Базовый учебник:

Физика. Химия. 5-6 класс

Автор: А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак

  1. Цели урока:

содержательная:

  • сформировать знания учащихся о   периодической системе химических элементов, пользуясь интерактивными средствами обучения;
  • научить записывать символы химических элементов;
  • развивать интерес к изучаемому предмету;
  • повышать эмоциональное восприятие, содействуя эстетическому воспитанию учащихся.

деятельностная:

  • научить определять положение химических элементов в периодической системе.
  • развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе;
  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • оценивать уровень своих знаний;

  1. Тип урока:

Урок открытия новых знаний

  1. Формы работы учащихся:

Групповая, работа в парах, работа с компьютерной моделью.

  1. Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийные средства, компьютер, проектор, таблица «Периодическая таблица химических элементов»

  1. Технологическая карта:

Этап урока

Задачи этапа

(цели)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

( мин.)

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Проводит фронтальный опрос по теме «Строение атома» Предлагает учащимся выполнить задание в тетрадях по теме «Физические и химические явления» и обменяться тетрадями для взаимопроверки результатов задания.

 Слайды №№__________

Отвечают на вопросы, проверяют задания методом взаимоконтроля и контроля по эталону.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

5

3

Постановка учебной задачи

Создание проблемы, обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы

Слайды №№__________

Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

2 мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: знаки химических элементов

Организует беседу по определению целей урока и плана урока

Слайды №№__________

Определяют цели урока и вместе с учителем планируют ход урока

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4

«Открытие» обучающимися нового знания

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся провести аналогию между русским языком и химическим языком. Знакомит учащихся с символами химических элементов. Предлагает записать в тетрадях знаки химических элементов, дает классификацию элементов на металлы и не металлы.

Слайды №№________

Знакомит с этимологией названий химических элементов: географические названия, астрономические, мифы древнего мира и имена ученых. 

Знакомство с этимологией названий химических элементов

Слайды №№__________

Проводят аналогию между русским языком и химическим языком Записывают в тетрадях символы химических элементов. Приводят историческую справку о шведском ученом Берцелиусе Й.Я.

Знакомятся со слайдами презентаций. Записывают знаки в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

11 мин.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Учитель знакомит учащихся с периодической системой элементов и ее структурными частями, используя ПСХЭ

Периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Слайды №№__________

Работают группами и находят в ПСХЭ символы, названные в честь стран, городов ученых, героев древних мифов. Учащиеся работают с периодической таблицей, изучают её структуру. Делают сообщения о Д.И. Менделееве.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5

Первичное закрепление знаний  

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Направляет деятельность учащихся по содержанию ЭОР консультирует по необходимости, анализирует их результаты работы

Слайды №№_________

Названия и символы некоторых химических элементов

Выполняют задания, записывают найденные в ПСХЭ символы в тетрадь, проверяют по эталону правильность выполненного задания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение выслушивать ответы одноклассников, контроль, коррекция, оценка действий.

5 мин.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения практической части.

Организует деятельность с ЭОР, для детей слабо мотивированных на предмет

Организует индивидуальную работу с ЭОР обучающихся с высокой мотивацией

Выполняют задания, тренажера.

Коммуникативные: умение доброжелательно общаться.

5 мин.

7

Рефлексия деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на полях тетради:

«» - ответил по просьбе учителя, но ответ
не правильный
«» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«V»  - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«N» - ответил по своей инициативе, ответ
неправильный
«» - не ответил

Слайды №№__________

Домашнее задание стр. 36-37 Записи в тетради.

Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

2 мин.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Химический элемент. Формы существования химических элементов

Информационный

модель

http://fcior.edu.ru/card/7195/himicheskiy-element-formy-sushestvovaniya-himicheskogo-elementa.html

2

Знаки и произношение некоторых химических элементов.

Практический

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb147927-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_04_05.swf


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева

Общие понятия о знаках химических элементов и структуре Периодической таблицы....

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Разработка урока по химии для 8 класса. Урок  с использованием ИКТ...

Урок химии в 8 классе «Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева»

Цель урока: создать условия для усвоения знаков химических элементов на основе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева....

Урок химии в 8 классе «Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева»

Цель урока: создать условия для усвоения знаков химических элементов на основе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева....

Презентация "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"

Изучение материала в 8 классе при прохождении темы "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"....

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Презентация к уроку "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...