Система работы с одарёнными детьми
проект по химии
Одна из наших наиглавнейших задач – найти в детях их природные задатки, увидеть их в тех ребятах, которые ни в чём себя не проявляют, развить их творческие способности, помочь в выборе будущей профессии. А одной из важнейших форм развития творческих способностей учащихся, по мнению большинства методистов и практиков обучения, являются олимпиады школьников. Они не только развивают интерес к предмету, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы. Химические олимпиады способствуют формированию более глубоких и прочных знаний по предмету, развитию мышления и различных общеучебных навыков, формированию профессиональных интересов и намерений, самореализации личности ученика во многих аспектах учебной и будущей трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vyyavleniya_odaryonnyh_uchenikov.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
АН ПОО
«Многопрофильная академия непрерывного образования»
Система выявления одарённых старшеклассников и подготовка их к химическим олимпиадам
Игнатьева Н.М.,учитель химии
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
- Выявление одаренности у детей в процессе школьного обучения……..5
- Проблема одаренности………………………………………………5
- Проблема выявления одаренных учеников………………………..6
- Применение методики «портрета»………………………………....7
- Развитие основных интеллектуальных навыков.. ………………………9
- Умение классифицировать вещества и явления…………………..9
- Аналогия……………………………………………………………..10
- Прогнозирование……………………………………………………11
- Сравнение…………………………………………………………....12
- Приемы запоминания……………………………………………….13
- Наблюдения………………………………………………………….14
- Эксперимент…………………………………………………………14
- Моделирование………………………………………………………15
- Решение задач………………………………………………………..16
3. Заключение………………………………………………………………….18
Приложения………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………….21
Введение
«Одарённость – это не просто умение делать что-то лучше других.
В первую очередь, это большая личная заинтересованность».
Академик Б.М. Теплов.
Уже достаточно давно историками, искусствоведами, психологами и педагогами было замечено, что многие яркие творческие личности в детстве учились плохо и даже своими учителями были признаны бездарными. Так, например, поэт и будущий воспитатель царских детей, один из самых образованных людей своего времени, В.А. Жуковский не проявил успехов в домашнем обучении и плохо учился в пансионе. Знаменитого французского скульптора О. Родена в детстве школьные учителя считали большим тупицей, а родной дядя (педагог!) после продолжительных попыток выучить племянника отказался от этой затеи. Широко известен факт, что школьные учителя известного американского изобретателя Т. Эдисона были убеждены в его абсолютной бездарности. Гимназические учителя Ю. Либиха сомневались, можно ли «вдолбить что-нибудь в голову столь тупого юнца». Нельзя оспаривать и того, что многие будущие гении в школе учились хорошо (А.П. Чехов, П.И. Чайковский, Я. Берцелиус и др.), хотя каждый учитель может привести пример, как иногда, казалось бы «блестящие» ученики не оправдывали возлагаемых на них больших надежд.
Чтобы учиться на «отлично» школьникам зачастую достаточно выслушать и запомнить то, что говорит на уроке педагог, выучить требуемый параграф в учебнике и уметь решать типовые рутинные задачи. То есть задачи, принцип решения которых уже объяснён и которые отличаются лишь некоторыми вариациями. (Поэтому, отличникам трудно стать победителями олимпиад различного уровня, победителей необходимо готовить).
В этом вопросе я полностью солидарна с заслуженным учителем РФ, преподавателем химии из С-Петербурга Л.В. Маховой: « Мне иногда слово «воспитание» хотелось бы заменить словом «внимание». Тем самым хочется подчеркнуть важность создания условий, в которых бы человек не потерял то, что изначально заложено в нём природой. В зрелом возрасте, анализируя свою жизнь, знакомясь с жизнью других людей, особенно наблюдая за жизнью бывших своих учеников, которым теперь уже за 50, задаю себе вопрос: нашёл ли себя человек? Реализовал ли свои возможности? Сердце сжимается, когда вдруг встречаешься вдруг с человеком, проработавшим десятки лет инженером в НИИ, который, выйдя на пенсию, обнаружил в себе способности делать высокохудожественные картины, вышивки. А если бы этот талант был замечен в 12-14-летнем возрасте? Горько сознавать, что подчас человек слишком поздно обращается к своему внутреннему «Я», раскрывает для себя своё жизненное предназначение». (Махова Л.В. Чтобы детям было хорошо, ж. «Химия в школе» №4, 1994).
Значит, одна из наших наиглавнейших задач – найти в детях их природные задатки, увидеть их в тех ребятах, которые ни в чём себя не проявляют, развить их творческие способности, помочь в выборе будущей профессии. А одной из важнейших форм развития творческих способностей учащихся, по мнению большинства методистов и практиков обучения, являются олимпиады школьников. Они не только развивают интерес к предмету, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы. Химические олимпиады способствуют формированию более глубоких и прочных знаний по предмету, развитию мышления и различных общеучебных навыков, формированию профессиональных интересов и намерений, самореализации личности ученика во многих аспектах учебной и будущей трудовой деятельности.
Основными задачами олимпиад являются:
- Повышение интереса учащихся к изучению химии.
- Отбор наиболее способных учащихся.
- Повышение уровня преподавания химии.
- Активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися по химии.
- Оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии.
- Пропаганда химических знаний.
Несмотря на значимость всех перечисленных задач, их удельный вес будет зависеть от ранга олимпиады.
В настоящее время выделяют следующие ранги (уровни) химических олимпиад.
- школьный
- районный
- областной
- зональный
- всероссийский
- международный
Основными целями олимпиад начальных рангов можно считать развитие интереса к предмету и профессиональную ориентацию учащихся, развитие их творчески способностей, в то время как олимпиады высших рангов нацелены на выявление наиболее способных учащихся.
Подготовить ребят к олимпиаде, научить их быть победителями – задача вполне выполнимая. На Востоке говорят: «Пусть расцветают все цветы». Пусть все ребята, которые проявляют интерес к химии, покажут себя в олимпиадном движении, пусть все влюблённые в этот предмет, самореализуют себя на каком-либо из уровней олимпиад. И помочь им в этом должен учитель.
И пусть у этих ребят первоначально заложены абсолютно разные природные задатки, пускай им даны способности разного уровня – но у них уже есть главная одарённость (по словам Б.М. Теплова) – это большая личная заинтересованность.
Как научить ребят преодолеть себя? Как научить их побеждать? Как научить быть уверенными и умеющими?
Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы. Изучать химию трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре всё становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идёт на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растёт кругозор. Тогда захочется, и узнать побольше, разобраться в проблемах химии глубже. Ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки…
Так как же научить? Я считаю, что научить ребят всему этому не так уж и сложно. Поэтому, я назвала свою программу по подготовке учащихся к олимпиадам «Стать призёром химической олимпиады очень просто»…
Выявление одаренности у детей в процессе школьного обучения
1. Проблема одарённости
Талантливые ребята – это будущее нашей страны. Не случайно практически все развитые государства мира считают систему поиска талантливых ребят своей главной задачей. Там университеты, начиная с младших классов школ, ведут поиск одарённых учеников, борются за них. Как же относятся к проблеме одарённости наши учителя?
Проблема способностей и одаренности у детей представлена в российской психолого-педагогической науке преимущественно фундаментальными трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других, прикладными исследованиями Н. С. Лейтеса, Н.А. Венгера, В.Э. Чудновского, В.С. Юркевич, В.Д. Шадрикова и др.
Несколько слов о том, как рассматривается детская одаренность в научных исследованиях. С.Л. Рубинштейн подчеркивал деятельностную сторону одаренности: способность и одаренность не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
Б.М. Теплов рассматривал одаренность как качество своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности. Он выделял не общую и специальную одаренность, а общие и специальные моменты одаренности, восходя к понятию «призвания человека».
2. Проблема выявления одарённых учеников
Одна из важнейших задач изучения проблем одаренности и применения результатов исследований – выявление одаренных детей в классе. Опрос работников народного образования различных категорий, среди которых были и учителя химии, показал, что:
учителя не ставят своей целью выявление одаренных детей, скорее они признают факт наличия их в классе, если таковые действительно есть;
отсутствие у учителей целенаправленности на выявление одаренных детей связано, во-первых, с их слабой психологической подготовкой, во-вторых, - с отсутствием систематических знаний об одаренных детях, признаках одаренной личности, с недостаточным развитием исследовательских навыков, в-третьих, - с отсутствием методик обучения одаренных детей;
на одаренного ребенка учитель обращает пристальное внимание в том случае, если его одаренность проявляется в условиях изучения конкретного учебного предмета, если ученик проявляет интерес к этому предмету, например к химии;
в условиях массового, недифференцированного обучения учитель не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка в систематическом русле в соответствии с индивидуальным темпом (как правило, более быстрым, чем у остальных учеников) его продвижения при изучении конкретного предмета или ряда учебных предметов; в тоже время учителя отмечают, что необычность, нестандартность ответов ученика, выходящих за рамки конкретного предмета или темы урока, они поощряют редко;
большинство опрошенных нами учителей признаются в том, что, если в классе есть одаренный ребенок, им интересно работать в этом классе, это стимулирует их при подготовке к урокам, влияет на интеллектуальный фон класса, на других учащихся; в некоторых случаях учителя подбирают специальные задания для одаренных детей, особенно на этапе контроля знаний и умений.
Учителя химии отмечают, что одаренные дети быстро усваивают химический язык, химическую символику, теоретические положения, у них развиты пространственное воображение, способность к мысленному экспериментированию и оперированию химическими формулами и отношениями, к «свертыванию» операций при решении сложных задач. Что одаренные дети даже на начальных этапах изучения химии при небольшом объеме знаний стремятся привести нестандартные примеры, высказывают неожиданные суждения и умозаключения, характерными для них являются опора на межпредметные связи и стремление к прогнозированию протекания химических процессов.
Как правило, учителя выделяют в одаренных детях не один, а несколько совокупных признаков их способностей. Это высокая эрудиция, умение логически и нестандартно мыслить (100% опрошенных), умение грамотно излагать свои мысли, большой лексический запас, способность к быстрому и точному запоминанию, хорошая память, которая позволяет вспомнить и применить необходимые знания через длительный промежуток времени (81%), высокая работоспособность на уроках, быстрота выполнения заданий, предлагаемых учителем, и потребность в усиленной интеллектуальной нагрузке (66%), склонность к анализу (25%), разносторонние интересы (34%).
Нельзя определить точные возрастные рамки, в которых может быть выявлена одаренность ребенка. Нужна определенная ситуация, в которой бы эта одаренность проявилась. Есть дети спокойные, а порой и стеснительные: не заявляют о себе до тех пор, пока их не спросит учитель. Такая поведенческая «невыпуклость» создает неадекватные представления об одаренности и ее проявлении у ребенка. И только какой-либо фактор, например необычность способа решения задачи, рациональность ее решения, догадки, позволяют предположить, что ученик не только способный, но и одаренный. Нередки случаи, когда одаренность проявляется у учащегося лишь в старшем школьном возрасте, предопределяя его профессиональный путь. Характерно, что учителя не вырабатывают единой стратегии по отношению к одаренным детям.
Нельзя не отметить, что представления педагогов об одаренности детей весьма ограничены и их необходимо расширить, чтобы учитель мог обеспечить режим наибольшего благоприятствования не только так называемому среднему ученику, но и одаренному ребенку – и не в последнюю очередь. Забота об одаренных детях в условиях школьного обучения необходима. Они нуждаются именно в индивидуальном подходе. Поэтому следует задуматься над словами Л.С. Выготского, хотя они и относятся к несколько иной ситуации: «Неграмотный ребенок - в группе грамотных детей будет также отставать в своем развитии и в своей относительной успешности умственной деятельности, как грамотный – в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии и успешности затруднено тем, что оно слишком легко. Эти противоположные условия приведут к одинаковому результату: в том и другом случае обучение совершается вне зоны ближайшего развития: один раз оно расположено ниже, а другой раз – выше ее». Иначе говоря, обучение ни в том, ни в другом случае не выполнит своей развивающей функции, не продвинет ученика ни в умственном, ни в творческом плане.
3. Применение методики «портрета»
Чтобы учитель смог выявлять одаренных детей, необходимы специальные методики, позволяющие это сделать. В последнее время ученые довольно активно используют методику «портрета». В ее основе лежит определение совокупных черт, присущих некоторому условному лицу (типу). Этот портрет применяют для идентификации качеств личности путем их сравнения, сопоставления по отношению к целям и задачам исследования.
Ученый-психолог Н.С. Лейтес отмечал, что различия между учащимися в умственном отношении – это различия не только по степени способностей, но и по их своеобразию. Причем далеко не всегда, по его мнению, успехи в учении указывают на одаренность ученика. Среди одаренных учащихся значительно чаще можно встретить таких, которые с успехом занимаются, например, как математикой, так и литературой, чем таких, которым свойственны односторонние успехи (3).
Рассматривая умственную одаренность через призму общего своеобразия ума, попытаемся составить некоторые «портреты» умственно одаренных детей. Поскольку мыслительная деятельность человека, его ум являются основой любого вида деятельности, то умственная одаренность характеризует то общее, что влияет и на специфические моменты одаренности.
При составлении «портретов» учитывались: проявление одаренности; темперамент; устремленность интересов и их содержание; особенности памяти, мышления, продуктивность ума, его направленность; речь, грамотность как показатели развития ученика; работоспособность, трудолюбие; собранность, сосредоточенность, воля; отношение к людям, к себе; проявление качеств личности к игре, способность к перевоплощению; соотношение к теоретической и практической направленности деятельности ученика. При этом необходимо помнить о том, что едва ли не самой характерной чертой одаренных детей является раскованность их мышления, его плюралистичность, ярко выраженное стремление избегать логических и содержательных «штампов» в рассуждениях, неординарность решения задач, проблем.
Используя методику «портрет», учитель должен иметь в виду, что портреты не исчерпывают всего богатства проявления одаренности у детей. Не исключено и то обстоятельство, что черты разных портретов могут «пересекаться» или не полностью подтверждаться. Условно будем обозначать портреты буквами.
«Портрет А». Раннее проявление способностей: раньше многих сверстников испытывает потребность в том, чтобы научиться читать, считать, писать, рисовать; стремление изображать что-либо на бумаге приводит к увлечению рисованием, географией (например, любит срисовывать географическую карту), в этой деятельности старается быть точным и тщательным. Подвижен, не любит бездеятельного времяпрепровождения. По достижении школьного возраста может «шагнуть» во 2, 3 или даже 4 класс. Огромная тяга к чтению, читает книги не для своего возраста, порой беспорядочно, пытается писать, сочинять – в этих формах деятельности ищет способ самовыражения.
Подвижность натуры в сочетании со способностями приводит к тому, что ребенок быстро готовит уроки, отвечая, быстро говорит, но чрезвычайно сосредоточен на собственной мысли – это проявляется уже в начальной школе. Речь особенна тем, что слушающий чувствует процесс ее создания, стремление «продвинуть» мысль, ребенок не выкладывает что-то, а «затрудненно мыслит вслух». Удивительная грамотность, «чутье» на правильную речь. Письменная речь отличается необычайным лаконизмом, краткостью, в то же время устная речь богата и разнообразна, содержит множество деталей, помогающих точному и конкретному описанию явлений, событий и т.д. Память прочно хранит детали, даты, цифры, имена, факты. Большой словарный запас, отсутствие языковых штампов. Охотно обращается к солидным источникам для пополнения знаний: словарям, справочникам, энциклопедии.
Центральное значение имеют собственно интеллектуальные особенности: быстрота мысли в сочетании с ясностью мышления, исчерпывающие формулировки ответа, содержащего анализа и общения, самостоятельное формулирование правил решения однотипных задач. Высокая продуктивность ума, новые мысли идут по нескольким направлениям.
Любовь к труду, потребность к активной умственной деятельности, трудолюбие как источник успехов, умеет заниматься в неблагоприятных условиях. Отношение к себе нередко ироничное (иногда вследствие ироничного отношения к нему взрослых: «Подумаешь – умник!»), развито чувство юмора, охотно играет, перевоплощаясь в заданную роль, доброжелателен, но внутренне как бы обособлен, развиты «самостояние», воля. Тяга к работе охватывает всю личность. Успешность в теоретической и практической деятельности.
«Портрет Б». Раннее проявление способностей, научно-фантастическая устремленность мечтаний, малообщителен (из тех, кого зовут «маленькими старичками»). Ум постоянно требует большой нагрузки. Повышенные нервозность, возбудимость. Рано приобщается к чтению, сам продвигается в чтении, письме, осваивая их. Настойчиво знакомится с цифрами, производя действия с многозначными числами.
Быстро приобретает широкие познания в разных областях знаний, проявляя феномен работоспособности и трудолюбия. Интерес к письменной речи, хотя устная речь невыразительна. Способен мысленно видеть перед собой цифры, числа, развито умственное видение, прекрасная память – механическая, логическая. Ярко выражена способность концентрировать умственные силы в одном направлении, высокая сосредоточенность, мобилизованность психики, постоянная готовность к активной деятельности.
Характерна деятельность в воображаемом мире, игра дорога как умственная работа, она выражает основную особенность личности ученика – напряженную собранность психических сил. Доброжелателен, но обычно в «плену» какой-либо идеи, мысли; преобладает теоретическая направленность деятельности, во всяком случае доминирующие интересы в этой области. В группе сверстников – теоретик, так как идеи рождаются легко; не склонен к авторитарной позиции, скорее – советчик.
«Портрет С». Ранее проявление способностей, в 6-7 лет может писать длинные письма, грамотно их излагая. Сознательность рассуждений, литературная речь. В 7-8 лет с увлечением читает книги для более старшего возраста, вырабатывает свою систему самостоятельной работы с книгой. Подвижен, общителен, легко сближается с незнакомыми детьми, умеет действовать совместно и в одиночку. Порой назойливая активность по отношению ко взрослым, задает множество вопросов, слишком разговорчив и даже болтлив. Многословен (склонность к синонимам, уточнениям), сам себе задает вопросы и тут же формулирует ответы, словесно оформляет жизненные впечатления, все разговоры – это открытый мыслительный процесс.
Склонность к литературному сочинительству (уже в 6 лет может написать маленькую повесть, рассказ, стихи), развита рефлексия, видение самого себя (нередко ведет дневник своих впечатлений). По своей подготовке превосходит сверстников. Роль руководителя ему по душе, но из-за поучающего поведения его могут недолюбливать в классе. Друзей нет. Постоянно живой энтузиазм, изобретательность – заметна польза от его деятельности. Манера постоянно объяснять, убеждать; самонадеян, независим, самоуверен и категоричен, при этом искренне верит в то, в чем старается убедить окружающих. Критический склад ума. Трудолюбив, любит занятие ради удовольствия, страстная тяга к труду, работе – труд имеет прямое отношение к его умственной деятельности и активности. Наибольший интерес может проявлять к международным событиям, политике, развито стремление к исследованию явлений и процессов.
«Портрет Н». Эмоционален, избирательно относится к учебным предметам. Вникает в суть дела, конкретно, наглядно представляя его. Всегда присутствуют свежесть восприятия, самостоятельность и здравый смысл, развита житейская смекалка: ясность и сила суждений являются выражением жизненной хватки. Острая наблюдательность, говорит грамотно, но не всегда достаточно отчетливо выражает мысль.
Интересуется прикладной стороной науки, проявляет практический интерес к химии, физике, биологии: характерна самостоятельность суждений в противовес запоминанию и репродуктивному повторению; пытливость ума, аналитические способности, замечательная активность умственной деятельности, склонность к конкретному учебному материалу. Практическая направленность ума. Пользуется уважением среди сверстников, нередко выступает арбитром в конфликтных ситуациях, так как справедливость и уравновешенность характера – его отличительные черты. Нехудожественный вариант художественного типа – по выражению Н.С. Лейтеса.
«Портрет К». Необычайная любознательность с детства, грамотная речь и культура высказывания суждений, умозаключений – характерные черты. Умение рассуждать показывает склонность к анализу и обобщениям, но знания только словесные при некоторой односторонности самого восприятия учебного материала, практическая сторона знаний не привлекает. Более выражены гуманитарные способности, но специфического «чувства языка» нет. Стремление к «мировым», глобальным проблемам, склонность к философствованию. Привлекает многозначительность выражений, афористичность и т.д.
Незаурядные умственные данные, выступающие в богатстве смысловых ассоциаций, в широте обобщений, в логической силе, но порой это не обеспечивает быстрого и правильного понимания вопросов. Легко усваивает теоретические вопросы учебных дисциплин. Склонен к обобщающему анализу, но неполно запечатлевает конкретные факты. Любознательность носит понятийный, а не фактический характер. Скорее всего – мыслительный тип. Своеобразное поведение в игре (самоконтроль и некоторая сдержанность). Отношение к людям доброжелательное, приветливое, развито чувство ответственности перед собой и окружающими.
«Портрет В». Эмоциональность, чуткость, отзывчивость. Хорошо развитое воображение опережает анализ; способность к усвоению, умеет быстро связывать новый материал с изученным ранее. Читает стихи, проявляет склонность к искусству, рисованию (портретов, увиденного); впечатлительность выражается в доверии своих мыслей дневнику. В целом – деятельный характер. Нередко учится в музыкальной или художественной школе, проявляет интерес к театральному творчеству. Образность мышления при изучении разных предметов, нет механического заучивания; хорошо развиты общие учебные умения, которые легко переносит в новые области деятельности.
Начитанность и любовь к чтению – отличительная черта этого типа. Общительность, активность в общеклассных делах. Охотно участвует в коллективных играх, выполняет роль и ведущего, и ведомого, - человек, к которому стремятся товарищи. Доброжелательность, участливость сочетаются с серьезностью. Это – художественный тип.
Среди одаренных детей встречаются и такие, которых считают «трудными детьми». «Трудность» их заключается в стремлении поступать и делать выбор самостоятельно, избегая «педагогической рецептуры», опеки, наставлений и нравоучений. Нередко у них обострено чувство самосознания и собственного достоинства – это проявляется и у младших школьников, и в среднем школьном возрасте, и у старшеклассников. Не следует стремиться «переломить» эту «трудность» педагогическим авторитаризмом, гораздо лучше найти общий язык с ним через сотрудничество, впрочем, это относится к общению и с другими детьми.
Изучая одаренных детей, учитель имеет возможность убедиться и в том, что у них совмещаются противоположные качества ума: быстрота и неторопливость, осторожность и смелость, гибкость и устойчивость суждений. Во всех случаях мы имеем дело с высокой степенью проявления умственных качеств, которые проявляются в различных областях деятельности: научной, художественной, изобретательской. Задача школы – настойчиво искать и выявлять «вундеркиндов», помогая им в самопознании, развитии, самовоспитании, поощрять детское творчество, привлекать внимание родителей к феномену одаренности, вырабатывать гуманную стратегию по отношению к обучению и воспитанию одаренных детей.
Необходимо подчеркнуть, что существенной стороной одаренности является познавательная потребность. В.С. Юркевич предложены анкеты для выявления познавательной потребности у учащихся, которые мы приводим ниже.
Приведенные анкеты помогут не только в диагностике познавательной потребности у одаренных детей, но и в определении ее уровня у различных учащихся. Приведем рекомендации, которые делает В.С. Юркевич, характеризуя пути формирования способностей у учащихся. Это: развитие способностей через собственную интеллектуальную деятельность и совершенствование приемов умственной деятельности; развитие потребности в напряжении умственных сил; самовоспитание способностей. Эти рекомендации следует давать и учащимся, а в педагогической работе активнее использовать всевозможные занимательные учебные пособия развивающего характера, интеллектуальные игры и коллективную работу над различными творческими проектами, используя школьные программные знания, дополнительные источники информации, привлекать учащихся к реальным научным и производственным проблемам большого и малого (местного) масштаба, поощрять их изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Но способности, даже талант – это далеко ещё не всё. Каждый из нас знает, что благодаря упорному труду учителя и самого ученика (было бы желание!) можно достичь очень многого. И самое главное, мы должны не углублять знания по всем предметам, а средствами своего предмета развивать у ученика творческие, исследовательские способности, навыки проектирования.
Основной задачей при подготовке ребят к олимпиаде является их интеллектуальное и творческое развитие. Развитие таких интеллектуальных навыков как: умение классифицировать, прогнозировать, проектировать, проводить аналогии, моделировать, наблюдать и экспериментировать, и, наконец, решать творческие задачи.
Рассмотрим подробнее, как происходит развитие этих навыков при обучении ребят.
Развитие основных интеллектуальных навыков
1. Умение классифицировать вещества и явления
Д. И. Менделеев совершил открытие периодического закона благодаря верно найденному им признаку классификации - относительной атомной массе. Он построил наиболее удачную периодическую систему элементов и сделал химию целостной наукой. И таких открытий в науке благодаря применению метода классификации сделано немало.
Умение классифицировать вещества и явления – одно из самых важных общеучебных умений. Умение классифицировать предполагает следующие действия: 1) сравнение понятий или явлений между собой; 2)определение признака классификации; 3) установление принадлежности понятия или явления к этому виду классификации.
Очень важно учить ребят умению классифицировать с самого начала занятий и совершенствовать его. Каждый раз, объясняя новое понятие, я указываю его классификационный признак. Постоянно обращаю внимание на то, что очень часто в самом определении понятия содержится признак классификации. Например, в определении класса оксидов существуют четыре классификационных признака: 1) что это сложные вещества, 2) состоящие из двух элементов, 3) один из которых – кислород, 4) степень окисления которого равна –2.
Естественно, что многие определения по мере расширения и углубления знаний будут изменяться, уточняться, так как для их классификации будут выбраны другие признаки. Но в этом и состоит смысл познания от простого к сложному, от менее глубокого к более глубокому. Именно поэтому, начиная с восьмого класса, мы начинаем вести справочник, в котором даются основные классификационные определения, и к ним добавляются новые признаки, вносимые в справочник до самого одиннадцатого класса. Например, для класса оксидов в справочнике отводится 2 странички. Сначала мы записываем определение оксидов по трём первым классификационным признакам, позже, когда мы изучим степени окисления, появляется ещё один – четвёртый признак. Далее появляется информация о классификации этих веществ, о физических, химических свойствах оксидов.
В каждом классе в течение года ребята выполняют задания по составлению классификаций веществ и явлений. Составление такой таблицы требует огромной мыслительной работы, знаний определений, понятий, умения найти наиболее точный признак их классификации. Большинство олимпиадных качественных задач решаются на основании разложения веществ или явлений по всевозможным признакам классификации.
Например, рассмотрим следующую задачу:
Даны кристаллические вещества в пробирках без этикеток: медный купорос, повареная соль, сульфат натрия, карбонат натрия, карбонат кальция, гидроксид натрия, хлорид цинка, нитрат бария и вспомогательные вещества – вода, лакмус, соляная кислота. Индетифицировать каждое неизвестное вещество. Начнём с того, что растворим все предложенные вещества в воде и сразу по признаку растворимости распознаем карбонат кальция – он единственный из всех солей нерастворим. Используя другое физическое свойство солей – цвет, определим медный купорос – по голубому цвету раствора. Определим рН среды каждого раствора: хлорид, сульфат натрия и нитрат бария не изменят цвет индикатора (нейтральная среда), гидроксид натрия и карбонат натрия дадут щелочную среду. А хлорид цинка покажет кислотную среду. Значит, эта соль тоже уже определена. Это распознавание опирается на знание классификации по гидролизу. Прилив к двум щелочным растворам соляную кислоту, по «вскипанию» определим карбонат, а значит определится и щёлочь. Здесь мы уже используем знания химических свойств солей. Сливая оставшиеся три соли между собой, мы обнаружим соль бария и сульфат по образованию осадка, не растворяющегося в кислотах. Оставшаяся соль будет хлоридом натрия. Таким образом, при решении этой задачи мы использовали четыре классификационных признака. Овладение умением классифицировать влияет на глубину и прочность усвоения знаний, качество выполнения заданий, на понимание взаимной связи веществ.
2. Аналогия
Метод аналогий широко распространён в процессе обучения любым предметам. Аналогия – по-гречески «соответствие, сходство». Этот приём обеспечивает мысленный перенос известных знаний и умений в новые, нестандартные условия. В основе аналогии лежит приём сравнения. Во многих качественных задачах этот метод открывает всё решение. Ведь не секрет, что в школьной программе изучается ограниченное количество веществ и химических элементов. Элементы или вещества, неизвестные ученику, легко можно описать по аналогии (если, конечно, владеешь методами аналогии). Например, в задаче выводится формула неизвестного вещества – РН3. Необходимо описать его химические свойства. Фосфор находится в одной подгруппе с азотом, значит, его водородное соединение будет похоже на аммиак – NН3, поэтому и свойства у них будут сходные. В данном задании мы наблюдаем уже более глубокое умение – прогнозирование.
3. Прогнозирование
Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона смело предсказал существование в природе двенадцати неизвестных ещё в его время элементов. Для трёх из них (галлия, скандия, германия) с поразительной точностью он не только определил их свойства и свойства их соединений, но и указал методы, которыми они будут открыты. В своём прогнозе он исходил из знания места элементов в периодической системе, окружения их другими известными элементами справа и слева, сверху, снизу (метод аналогии). Н.А. Морозов на основании периодической системы предсказал существование инертных элементов, указал, что они должны быть газообразными и входить в состав воздуха.
Прогноз – научно обоснованное предсказание, успех которого зависит от знания теорий, законов, понятий и границ их применимости. При прогнозировании необходимо уметь:
- проводить анализ и синтез;
- применять усвоенные знания в новых нестандартных условиях;
- осуществлять обоснование;
- делать выводы.
По мере накопления знаний по химии увеличиваются прогностические возможности ребят. В особенности это проявляется после изучения периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева, химической связи и строения вещества. Для осуществления общей характеристики элементов и их соединений следует хорошо усвоить некоторые закономерности изменений свойств в периодах и главных подгруппах периодической системы химических элементов.
Для решения олимпиадных задач необходимо уметь прогнозировать в различных направлениях теоретического материала. Поэтому в самом начале подготовки ребят к олимпиаде я провожу углубленные обзоры основных теоретических вопросов химии:
- строение атома
- периодический закон и периодическая система
- окислительно-восстановительные реакции
- смещение химического равновесия
- основные классы веществ и их свойства
При этом, изучая каждую тему, я обязательно учу ребят прогнозированию. Например, в теме «Окислительно-восстановительные реакции» ребята учатся не только составлять электронный баланс методом полуреакций, позволяющий предсказывать продукты реакции, но и предсказывать продукты исходя из состава окислителя и восстановителя.
Например, необходимо определить продукты в следующих уравнениях реакций:
КNО2 + КМnО4 + Н2SО4 = ?
FeSO4 + KМnO4 + H2SO4 = ?
Определяем окислитель, восстановитель и среду. Восстановителями являются нитрит натрия и сульфат железа (2), значит, они будут окисляться до нитрата и сульфата железа(3). Окислитель – перманганат калия и в кислой среде он восстанавливается до соли марганца (2), калий со средой даст сульфат и последний продукт в кислой среде – вода:
KNO2 + KMnO4 + H2SO4 KNO3 + K2SO4 + MnSO4 + H2O
FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + K2SO4 + MnSO4 + H2O
Пример 2. Определите элемент, группу и подгруппу, в которой он находится, а также строение атома, если известно, что степень его окисления +1, атомная масса – наименьшая по сравнению с другими элементами данной подгруппы, а температура кипения и плавления – наибольшие. Кроме того, основной характер его соединения МеОН выражен наиболее слабо. По приведённым данным можно полагать, что это – литий. Он является начальным представителем подгруппы щелочных металлов, т.е. элементом главной подгруппы 1 группы. По положению его в периодической системе химических элементов рассматривают строение атома.
Систематическое применение прогнозирования приносит эмоциональное удовлетворение, так как при этом в полной мере используется уровень знаний ученика, возникает потребность в поиске новых задач, проблем, нестандартных ситуаций.
4. Сравнение
Всё познается в сравнении – так гласит пословица. Она лишний раз подтверждает, насколько важно владеть умением сравнивать, если вы хотите, чтобы у ребёнка были осмысленные, глубокие и прочные знания. Сравнение – это мысленное установление сходства и различия между двумя или несколькими предметами или явлениями окружающей действительности. Их можно сравнивать по одному или нескольким признакам, выделяя частные и общие, существенные и несущественные. При сравнении необходимо соблюдать следующие требования:
- Для сравнения отбирают объекты, которые имеют определённую связь между собой. Например, можно сравнивать между собой строение (полярность и длина связи, электроотрицательностть и т.д.) и свойства (сила основных и кислотных свойств водородных соединений в периоде и в подгруппе).
- Чётко определяют признаки (свойства), по которым проводится сравнение объектов.
- Перечень сравнительных признаков должен быть наиболее полным, исчерпывающим.
Очень полезен приём сравнения при изучении сходных веществ и явлений. Сравнение явлений помогает вскрыть причину их изменений, показать процесс развития. Примером может служить зависимость свойств водородных соединений от зарядов и радиусов ионов неметаллов в малых периодах и главных подгруппах. Их свойства по одним и тем же признакам в периодах и главных подгруппах проявляются неодинаково. Сила оснований, образуемых водородными соединениями неметаллов, в периодах ослабевает в зависимости от уменьшения заряда иона неметалла, а в главных подгруппах – от возрастания заряда ядра атома. Сила кислот, образуемых водородными соединениями неметаллов, в периодах возрастает в зависимости от уменьшения заряда иона неметалла, а в главных подгруппах – от увеличения радиуса атома неметалла. Таким образом, общие признаки для оснований и кислот по-разному влияют на силу их в зависимости от положения элементов в периодической системе.
Приём сравнения способствует сознательному и прочному усвоению знаний и является средством проверки осознанности и прочности знаний. Химия представляет богатый и разнообразный материал для сравнения.
5. Приёмы запоминания
У большинства людей функционируют нормально все виды памяти. Известно, что приёмы, способствующие активизации познавательной деятельности в процессе обучения, служат одновременно приёмами запоминания. Прочному запоминанию способствуют такие приёмы как слушание, конспектирование, работа с книгой, самоконтроль, классификация, аналогия, сравнение и т.д. Остановимся на одном из приёмов запоминания – мнемонике. Мнемоника или мнемотехника – это один из видов обработки информации с целью облегчения запоминания. Например, придумывание стихов, ассоциаций с яркими известными фактами, явлениями и т.д. Вот некоторые правила из моей мнемонической копилки:
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый,
Лакмус в них синеет, оранжевый желтеет,
А если в цвете краснота – значит, это – кислота.
( об индикаторах)
Не плюй в кислоту или чай с лимоном.
( о разбавлении концентрированной серной кислоты)
Окислитель – грабитель.
( о процессе отдачи электронов)
Алюминий, феррум, хром,
Их валентность равна трём,
Калий, натрий, серебро –
Одновалентное добро,
Кальций, магний, кислород –
Двухвалентный бутерброд.
( о валентности элементов) и т.д.
Для удобства запоминания различной информации при подготовке к олимпиадам, мы с ребятами используем приёмы классификации и обобщения – составляем различные таблицы: старинных тривиальных названий веществ, названия и формулы минералов и руд, названия и формулы кислот и их солей, цвета осадков, оксидов и простых веществ, подсчитываем молярные массы наиболее встречающихся веществ для экономии времени при подсчёте, таблицы по химическим свойствам различных классов веществ и т.д. Основной обобщающей таблицей является таблица расчётных формул.
6. Наблюдение
Умению наблюдать за происходящими явлениями и процессами следует учить непрерывно. В течение всех лет обучения я учу ребят наблюдать. В ходе выполнения опытов я обращаю их внимание на физические свойства исходных веществ (агрегатное состояние, электрическую проводимость и теплопроводность), механические свойства (твердость, плотность, прочность, ковкость, эластичность, пластичность), магнитные, оптические свойства (цвет, блеск, прозрачность), количественные соотношения (масса, объём, концентрация), условия протекания химических реакций (нагревание, измельчение, растворение), признаки течения химических реакций (изменение окраски, выделение или растворение осадка, выделение газа, скорость реакции), выполняемые операции (нагревание, фильтрование, измельчение, смешивание), монтаж приборов (соединение частей прибора, проверка на герметичность, укрепление прибора в лабораторном штативе и т.д.). Умение наблюдать закрепляется и совершенствуется в ходе выполнения лабораторных опытов и решения экспериментальных задач. Точные и конкретные указания для наблюдения за явлениями позволяют ограничить объём наблюдения, выделяя существенные признаки, причины, их вызвавшие. Это способствует более тщательному анализу, помогает делать выводы. Так, наблюдение за превращением карбоната кальция в гидрокарбонат позволяет заметить, при каких условиях происходит данный процесс, какие признаки свидетельствуют о происходящих превращениях. Анализируя наблюдаемые факты, можно выяснить причины, вызвавшие превращение веществ: в первом случае – избыток оксида углерода (4), во втором – нагревание. Далее уже легко составить уравнения реакций и сделать вывод: в основе превращения карбоната кальция в гидрокарбонат лежит реакция взаимодействия солей с кислотами, а при превращении гидрокарбоната в карбонат – свойство солей разлагаться при нагревании.
7. Эксперимент
Какими умениями следует владеть, чтобы успешно выполнять эксперимент?
Прежде всего, нужно научить ребят обращению с приборами, реактивами и оборудованием. Наиболее часто используемые приёмы – укрепление пробирки в лапке штатива или держателя, нагревание, фильтрование, очистка, растворение, отстаивание, собирание газов и их проверка, Для проведения опытов необходимо уметь взвешивать массу веществ, измерять объём жидкостей, готовит растворы, проверять герметичность приборов, распознавать вещества по внешнему виду, а иногда по запаху.
Выполнение любого химического эксперимента требует подчинения правилам технике безопасности. Это должно быть основой любой экспериментальной деятельности. Химия – наука экспериментальная, и в этом её неповторимая особенность, это и привлекает ребят в первую очередь. Значит, задача учителя научить учащихся быть с экспериментом «на ты».
8. Моделирование
На протяжении изучения всего курса химии постоянно используются символические (знаковые) модели – результат отображения строения и свойств изучаемого объекта в виде букв, цифр и т.д. Особенно широко применяют три модельных представления – химический знак (символ), химическую формулу и уравнение химической реакции. Они помогают легче описать состав вещества и химические реакции между ними.
Каждому химическому элементу соответствует свой химический знак или символ. В этом случае он является моделью реального химического элемента. Такая модель несёт определённую информацию, объём которой будет всё время увеличиваться с ростом уровня знаний. Но после изучения периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева и строения атома можно дать более полную информацию о любом химическом элементе. По положению элемента в периодической системе можно определить порядковый номер элемента, в каком периоде (малом или большом), в каком ряду (четном или нечетном), в какой группе и подгруппе (главной или побочной) он находится, состав его оксида, водородного соединения и гидроксида (кислота или основание), является он металлом или неметаллом, сильнее или слабее у него выражены металлические или неметаллические свойства по сравнению с элементами, расположенными рядом с ним в периоде или подгруппе, как выражена у него электроотрицательность. О строении атома судят по следующим признакам: по порядковому номеру элемента определяют заряд ядра и число электронов в атоме, по номеру периода – число электронных слоёв; по номеру группы – число электронов на наружном электронном слое для атомов элементов главных подгрупп, а по разнице между атомной массой и порядковым номером элемента – число нейтронов. Естественно, что такую обширную информацию трудно выразить моделью в виде химического знака. Она дополняется новыми обозначениями, несущими определённую характеристику. Так появляется более совершенная модель атома элемента:
S + 16 ) –2) –8) –6
Нужно уметь на основании имеющихся знаний об элементе строить его модель, и, наоборот, по имеющейся модели объяснить строение и свойства элемента.
Химические знаки позволяют изобразить состав сложного вещества в виде формул – модели реального вещества. Формулы различают молекулярные, структурные, электронные и т.д. Молекулярные формулы показывают качественный и количественный состав молекулы, структурные и электронные – порядок соединения атомов в молекуле:
Н Н
..
СН4 Н С Н Н : С : Н
..
Н Н
По химической формуле можно: 1) определять, к какому классу соединений относится данное вещество; 2) прогнозировать строение и свойства вещества; 3) вычислять относительную молекулярную массу вещества массу его молекулы; 4) массовые доли элементов в веществе.
Химические формулы веществ дают возможность записать результат любой химической в виде уравнения. По уравнению химической реакции можно: 1) определить тип реакции; 2) прогнозировать сдвиг химического равновесия в зависимости от концентрации, температуры и давления; 3) объяснять сущность явлений и процессов; 4) вычислять отношение масс, объёмы газов по известному количеству вещества и т.д.
Обязательно при подготовке ребят к олимпиаде нужно использовать создание объёмных и шаростержневых моделей молекул. Это помогает понять некоторые аспекты теоретических вопросов. Например, соотношение количества молекулярного вещества и атомарного элемента - n (SO2) = n(S).
9. Решение задач
Параллельно с изучением теоретического материала на занятиях постоянно проводится решение расчётных, качественных и экспериментальных задач. В начале изучения курса химии, когда запас знаний по химии невелик, даются несложные расчётные задачи.
Как правило, все расчётные задачи по химии по своему содержанию предусматривают прежде всего понимание теорий, законов, процессов, свойств веществ и условий протекания химических реакций, а также умение составлять химические формулы и уравнения реакций. Так как математические расчёты очень элементарны, решение расчётных задач приобретает особое значение для прочного усвоения теоретического материала. Систематическое решение задач позволяет применять полученные знания по химии и по смежным предметам на практике, в сходных и новых условиях. Всё это требует высокого уровня логического мышления.
Задачи являются самой главной основой развития личности ученика, её творческих задатков и способностей, развития индивидуальности, независимости и самостоятельности мышления, способностей генерировать новые идеи.
Анализ учебной и научно-методической литературы показывает, что существует достаточно большое число различных классификаций химических задач. Каждая классификация основывается либо на одном признаке, либо на нескольких, но в этом случае нет чёткого представления о систематизации задач по используемым критериям в соотношении типов задач, разделённых по различным признакам. Самое простое условное деление – это деление на две основные группы: решение по химическим формулам и по уравнениям реакций. Наиболее эффективной классификацией, учитывающей все дидактические цели и функции задач в обучении, является классификация, предложенная коллективом
преподавателей кафедры естествознания ИРООО Шелонцевым В.А., Ждан Н.А., Малонушенко Н.Г. (Развитие творческого мышления учащихся при решении качественных химических задач, Омск 1994). Эта классификация позволяет подобрать различные виды задач для занятий по подготовке учащихся.
Как показывает опыт, для большинства учащихся решение расчётных и качественных задач вызывает затруднения. Поэтому, необходимо решение задач проводить по определённой системе, по разделам классификации. Например, использовать следующие разделы задач:
- по расчётным формулам массы, объёма, количества и плотности вещества,
- по нахождению формулы неизвестного вещества,
- на газовые законы,
- на эквивалент,
- на концентрации, мольные и объёмные доли,
- на избыток и недостаток,
- на выход продукта реакции, на закономерности протекания химической реакции,
- электрохимия
- ……..
Некоторые виды задач вызывают особые затруднения, когда учащиеся оказываются не в состоянии осмыслить и переосмыслить своё понимание условия задачи, суть предлагаемых идей, оценить их перспективу и продолжить поиск новых идей. На осмыслении причин неудач необходимо разъяснить ребятам некоторые эвристические приёмы:
- Прежде, чем решить задачу, нужно хорошо проработать её условие. Часто полезно представить условие в виде схемы.
- Не нужно бояться, что для решения задачи не хватит знаний (их всегда можно пополнить). Зачастую не достаёт не знаний, а умений их использовать.
- Не следует останавливаться на первой пришедшей в голову идее, Творческое решение, как правило, рождается в ходе длительной работы, поэтому первая идея редко бывает оригинальной.
- В ходе творческого поиска необходимо попытаться предложить как можно больше вариантов решения, а затем отобрать среди них наиболее целесообразные.
- Полезно фиксировать (записывать в тетрадь) все пришедшие в голову идеи, а затем их оценивать.
- Нужно бояться не столько предложения плохой идеи, а утраты хорошей.
- Оригинальная идея часто сначала воспринимается как недостойная внимания.
- Наиболее ценится наиболее простое решение проблемы.
- Если долго не удаётся найти решение, значит, следует расширить область поиска идей, т.е. следует искать новые подходы к проблеме.
- Если кажется, что задача решена, не следует останавливаться, может быть, можно найти другое, более оригинальное решение.
- Полезно прочитать условие уже решённой, на ваш взгляд, задачи. Может быть, в ходе решения не всё учтено.
Каждую следующую задачу необходимо подбирать так, чтобы её уровень превышал достигнутый, только в этом случае ребята ощущают необходимость саморазвиваться.
«Что такое результат?
Баллы? Почести? Признанье?
Пониманье? Отдаванье? Оправдание затрат?
Что такое результат? Розы и аплодисменты?
Жизнь, её часы, моменты, путь вперёд и взгляд назад…»
Заключение
Таким образом, мы видим, что программа подготовки учащихся к олимпиаде является целостной системой, со своими задачами, структурой, основными принципами, содержанием и результативностью.
Основные задачи программы идентичны задачам самого олимпиадного движения, прочно пересекаются с ними. Но в отличие от целей олимпиад разного уровня, система подготовки учащихся включает ещё две очень важные задачи:
- создание системы диагностики с целью выявления учащихся, предрасположенных к химической науке, и далее осуществление этой программы на 1 этапе подготовки школьников,
- поэтапное развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в процессе индивидуальных и групповых занятий.
Остальные задачи (самореализация личности ребёнка в учебной и профессиональной деятельности, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися и т.д.) были уже перечислены ранее.
Структура программы – явление динамичное, развивающееся. Но в основе её находится чёткая содержательная линия:
глубокое освоение развитие общеучеб- решение расчёт-
теоретических ных интеллектуаль- ных и творческих
основ химии (законы, ных навыков в задач с развёрну-
теории, закономерности) процессе применения тым анализом и
теоретических основ вариантами раз-
на практических за- личных областей
нятиях применения
Принципы программы – систематичность, динамичность, научность, доступность, обоснованность, сотрудничество с учащимися.
Содержание программы отражает наиболее глубокие вопросы различных тем учебного предмета с учётом требований к уровню подготовки учащихся для выполнения олимпиадных работ.
Результативность прослеживается ежегодно после проведения первых четырёх (в данное время трёх) туров Всероссийской олимпиады. Но главный результат не количественный (количество призовых мест), качественный – неизменный рост всех творческих и интеллектуальных способностей учащихся, рост их уверенности в себе, умение самореализоваться.
Несомненно, любой успех ребёнка в предметных олимпиадах – это его победа над собой и над ситуацией. И хотелось бы, чтобы успехи эти складывались в одно – стремление реализовать себя. Ведь «одарённость – это не просто умение делать что-то лучше других, в первую очередь, это большая личная заинтересованность»…
Приложение №1
Анкета для определения познавательной потребности
- Как часто ученик подолгу занимается какой-либо умственной работой (1,5 – 1 ч. младший школьник; несколько часов подряд не отрываясь – подросток)? Ответы: часто; иногда; очень редко.
- Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на «сообразительность»: помучиться самому, но ответ найти; когда как; получить готовый ответ от других?
- Много ли читает дополнительной литературы? (Постоянно много; неровно – иногда много, иногда ничего не читает; мало и совсем ничего не читает.)
- Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? (Очень эмоционально; когда как; эмоции ярко не выражены.) При ответе на этот вопрос следует учитывать общую эмоциональность ребенка.
- Часто ли ребенок задает вопросы? (Часто; иногда; очень редко.)
Следующая анкета может быть использована для определения уровня познавательной потребности у старшеклассников.
- Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии? (Связаны очень тесно; связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности; никак не связаны.)
- Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной, а не только научно-популярной литературой, работает со словарями и т.д.? (Постоянно; иногда; очень редко.)
- Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, а требует кропотливой работы в течение многих дней и месяцев? (Большинство занятий подчинено этому принципу; ставит такие задачи, но редко выполняет; не ставит долговременных задач.)
- В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу, например, длительные вычисления при решении задач? (Делает всегда; сколько нужно; делает периодически; не любит выполнять неинтересную для него работу.)
- Способен ли при необходимости заниматься интеллектуальной деятельностью продолжительное время, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом? (Всегда, когда это нужно; только изредка; не способен.)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Всероссийская химическая олимпиада школьников / под ред. Лисичкина Т.В. М., «Просвещение», 1996.
2. Веденяпин А.Я. Решение расчетных задач по химии. М., «Просвещение», 1972.
3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии, М., «Владос», 1999.
4. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств, М., «Просвещение», 1987.
5. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии, М., «Просвещение», 1986.
6. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии, М., Аркти, 1999.
7. Оржеховский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии, М., Аркти, 1999.
8. Оржеховский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по органической химии, М., Аркти, 1999.
9. Перминова Л.М. О выявлении одарённости у детей в процессе школьного обучения, «Химия в школе» №4, 1991.
10. Потапов В.М., Черткова И.Н. Проверь свои знания по органической химии, М., «Просвещение», 1986.
11. Пак М. Алгоритмы в обучении химии, М., 1993.
12. Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад, М., МГУ, 1989.
13. Содержание и организация школьных олимпиад по химии, Омск, ИГКРО, 1998.
14. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задачи и эффектные опыты по химии. Дрофа-М., 2002.
15. Теплов Б.М. Способности и одаренность М.,: Педагогика, 1985.
16. Урок окончен –занятия продолжаются / Под. ред. Злотникова Э.Г. – М., «Просвещение», 1992.
17. Хомченко Г.П., Хомченко Г.И. Задачи по химии для поступающих в ВУЗ М., «Выс. школа» 1986.
18. Шелонцев В.А., Ждан Н.А., Малонушенко Н.Г. Развитие творческого мышления учащихся при решении качественных химических задач. Учебное пособие – Омск, 1994.
Игнатьева Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)
Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....
Система работы с одарёнными детьми
Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...
Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
Описание системы работы с одарёнными детьми...
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми»
Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
- Мне нравится (1)