Разработка урока "Воздух и его состав"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Чулочникова Оксана Викторовна

1 урок в теме «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии». Урок разработан с применением развивающей педагогической технологии Способа диалектического обучения.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: 

Докажите, что свойства воздуха зависят от его состава?

- Как вы считаете,  отличается ли состав воздуха в лесу, в поселке, в городе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Чулочникова Оксана Викторовна

Класс: 8

УМК: Габриелян О. С.

Тема:

Тема урока: Воздух и его состав

Тип урока: открытие новых знаний

Место  урока в изучаемой теме:   1урок в теме

Цели:

- сформировать  понятия: «воздух», «химическая смесь», «газ», «объемная доля»;

 - определить состав воздуха, его постоянные и переменные компоненты;

- описать физические свойства воздуха.

- Развивать умения выделять существенные признаки для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы, приводить аргументы;

- работать  с разными источниками информации (текст, график, таблица, схема).

- Воспитывать волевые качества личности: трудолюбие, внимательность, толерантность.

Планируемые результаты

Предметные знания, умения

УДД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- формулируют понятия «воздух», «химическая смесь», «газ», «объемная доля»;

 - определяют состав воздуха, его постоянные и переменные компоненты;

- описывают физические свойства воздуха.

  • целеполагание постановка учебной задачи
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений
  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

ОУУД

  • действия постановки и  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;
  • смысловое чтение;

Логические УУД:

  • синтез;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификация объектов;
  • подведение под понятие;
  • выделение следствий;
  • установление  причинно-следственных связей; 
  • построение логической цепи рассуждений, доказательств;
  • выдвижение гипотез; их доказательство
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов –управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

— нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Ход урока

Этап урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Баллы

Планируемые результаты

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 

1.1.Приветствие учащихся.

1.2. Целевая установка на урок.

- Чем наполнен «пустой» стакан?

Вопросы-понятия по теме «Воздух»

  • Что называется воздухом?
  • Что считается смесью?
  • Что представляет собой газ?
  • Что понимается под составом воздуха?
  • Какие виды смесей вы знаете?

1.3.Заявка на оценку:

«5» - 20 баллов и выше

«4» - 14- 19 баллов

«3» - 9-13 баллов

Критерии оценки

Обоснование ответа – 1 балл

Дополнение-возражение – 1 балл

Построение логической схемы-3 балла

Построение логич. цепи рассуждений – 3б

Ответ на вопрос – суждение – 2 балла

Выдвижение аргумента – 1 балл

Доказательство – 2 балла

За скорость – 1 балл

Умение работать в группе – 1 балл

Самоорганизация учащихся.

Учащиеся выдвигают гипотезу

Учащиеся определяют учебные задачи

5 мин

ЛУУД:

Смыслообразование;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

РУУД:

-умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Что означает понятие «доля» в математике?

- Определите понятие «объемная доля» на основе утверждения, что воздух-это смесь газов.

- Определение «объемная доля», вывод формулы для расчета объемной доли газов.

2 мин

ПУУД

-установление логической цепочки рассуждений

III. Постановка учебной задачи

Докажите, что свойства

воздуха зависят от его состава?

Поисковая беседа

Вещества состоят из молекул, свойства молекул определяют свойства образованного вещества

2 мин

ПУУД

-выдвижение гипотезы, их доказательство

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

- На основе таблицы «Химический состав воздуха» выполните задание №1 «Работа с графической информацией»:

1. Сравните объемные доли постоянных компонентов газовой смеси.

2.  Используя периодическую систему Д. И. Менделеева, определите инертные газы в таблице «химический состав воздуха».

3. Рассчитайте содержание инертных газов по объему в сухом воздухе, ответ выразите в %.

-Постройте суждения на сравнения содержания объемных долей компонентов воздуха.

Задание №2 «Моделирование»

  1. Используя данные таблицы «Состав воздуха», постройте круговую диаграмму «Состав вдыхаемого воздуха». Выразите содержание инертных газов на диаграмме одной долей.
  2. Постройте круговую диаграмму «Состав выдыхаемого воздуха», выполнив задание 8 на стр. 62.

Презентация таблицы

Индивидуальный труд простая кооперация, сложная кооперация.

Предполагаемый ответ учащихся:

Суждения на сравнение:

  • Как во вдыхаемом воздухе объемная доля азота равна 78%, так и в выдыхаемом воздухе объемная доля азота равна 78%.
  • В отличие от объемной доли кислорода во вдыхаемом воздухе 21%, объемная доля кислорода в выдыхаемом воздухе равна 17%.
  • Если во вдыхаемом воздухе объемная доля углекислого газа равна 0,03%, то в выдыхаемом воздухе, объемная доля углекислого газа равна 4%.

7 мин

6 б

ПУУД

  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;

ЛогУУД

  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификация объектов;
  • подведение под понятие;
  • выделение следствий;
  • построение логической цепи рассуждений, доказательств

V. Первичное закрепление

-Выдвинете гипотезу, ответив на проблемный вопрос:

- Как вы считаете,  отличается ли состав воздуха в лесу, в поселке, в городе?

Задание №3 «Проблемный поиск»

  1. Используя тексты учебного кейса «Компоненты воздуха» постройте логическую схему «Компоненты воздуха».
  2. Сформулируйте умозаключение,  которое подтверждает или опровергает  вашу  гипотезу относительно сходства или отличия состава воздуха в лесу, городе, посёлке.

Ребята выдвигают гипотезу

Решение учебного кейса

Индивидуальный труд простая кооперация, сложная кооперация.

Предполагаемый ответ учащихся:

Умозаключение

Поскольку в воздухе присутствуют постоянные компоненты, содержание которых не изменяется и переменные компоненты,  содержание которых изменяется в зависимости природных и промышленных условий,

а в лесу в отличие от города нет промышленных объектов, и печей, отапливаемых углем как в селах и городах,

то состав воздуха в лесу, поселке и городе отличается по содержанию переменных компонентов.

10 мин

ЛУУД:

Смыслообразование;

- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

РУУД

  • планирование -
  • контроль 
  • коррекция 
  • оценка

ПУУД

  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование;
  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;

КУУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

VII. Рефлексия деятельности

- Сформулируйте суждение на ключевой вопрос урока:

-Докажите, что свойства воздуха зависят от его состава?

- Оцените свои результаты труда. Посчитав баллы, переведите ее в вашу оценку.

Предполагаемые ответы на проблемные вопросы:

  1. Так как в состав воздуха входят постоянные и переменные компоненты, то его свойства могут различаться: влажный или сухой воздух, чистый или загрязненный воздух.
  2. Воздух не имеет цвета, запах и вкуса, так как постоянные компоненты – газы, не имеющие цвета, запаха и вкуса.

- Оцределение оценки каждым учащимся

5 мин

ПУУД

  • умение структурировать знания;
  • умение  строить речевое высказывание;

рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия,

  • рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;

ЛУУД

нравственно_этическая ориентация

РУУД

  • контроль 
  • коррекция 
  • оценка

VIII. Самостоятельное применение знаний

- Домашнее задание «Проведи самостоятельное исследование»

Сформулируйте суждение, ответив на вопрос: как изменится состав воздуха в закрытом кабинете после урока в классе?

(задание №3 стр. 62. Габриелян О. С.. Химия. 8 класс

2. Параграф 12

8 мин

ПУУД

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чем наполнен «пустой» стакан?

Слайд 2

Урок химии, 8 класс «Воздух и его состав» Урок химии, 8 класс «Воздух и его состав»

Слайд 3

Заявка на оценку «5» - 20 баллов и выше «4» - 14-19 баллов «3» - 8-13 баллов Критерии оценки Обоснование ответа – 1 балл Дополнение-возражение – 1 балл Построение логической схемы-3 балла Построение логической цепи рассуждений – 3б Ответ на вопрос – суждение – 2 балла Формулирование умозаключения – 3б Выдвижение аргумента – 1 балл Доказательство – 2 балла За скорость – 1 балл Умение работать в группе – 1 балл

Слайд 4

Вопросы-понятия по теме «Воздух» Что называется воздухом? Что считается смесью? Что представляет собой газ? Что понимается под составом воздуха? Какие виды смесей вы знаете?

Слайд 5

Докажите, что свойства воздуха зависят от его состава ?

Слайд 6

Воздух – это смесь газов

Слайд 7

Химический состав воздуха, в %.

Слайд 8

Задание 1. «Работа с графической информацией» 1. Сравните объемные доли постоянных компонентов газовой смеси. 2. Используя периодическую систему Д. И. Менделеева, определите инертные газы в таблице «химический состав воздуха». 3. Рассчитайте содержание инертных газов по объему в сухом воздухе, ответ выразите в %.

Слайд 9

Задание 2. «Моделирование» Используя данные таблицы «Состав воздуха», постройте круговую диаграмму «Состав вдыхаемого воздуха». Выразите содержание инертных газов в воздухе одной долей . Постройте круговую диаграмму «Состав выдыхаемого воздуха», выполнив задание 8 на стр. 62.

Слайд 10

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Постройте суждение на сравнение содержания компонентов воздуха во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, используя карточку №3

Слайд 11

- Как вы считаете, отличается ли состав воздуха в лесу, в поселке, в городе?

Слайд 13

Режим «черного неба» Специалисты Роспотребнадзора Красноярского края каждый день берут пробы воздуха в городе Минусинске . Это необходимо делать из-за действующего на территории города режима «черного неба». Управление Роспотребнадзора представило сведения, что по состоянию на 6 февраля в воздухе Минусинска эксперты нашли превышение содержания вредных веществ от 2,2 до 2,7 раз. Более того, исследования показали наличие в воздухе превышение концентрации оксида углерода от 1,4 до 1,8 раза . « МК в Красноярске »

Слайд 14

Задание 3. « Проблемный поиск» Используя тексты учебного кейса «Компоненты воздуха» постройте логическую схему «Компоненты воздуха». Сформулируйте умозаключение, которое подтверждает или опровергает вашу гипотезу относительно сходства или отличия состава воздуха в лесу, городе, посёлке. Компоненты воздуха Постоянные компоненты Переменные компоненты

Слайд 15

Докажите, что свойства воздуха зависят от его состава ?

Слайд 16

Решение задачи Ответ: 168 куб. метров

Слайд 17

Домашнее задание « Проведи исследование » 1. Сформулируйте суждение, ответив на вопрос: как изменится состав воздуха в закрытом кабинете после урока в классе? ( задание №3 стр. 62. Габриелян О. С.. Химия. 8 класс 2. Параграф 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"

Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»

Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.  Способствует  усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"

Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...

Методическая разработка:Операционная система, ее состав и назначение

Операционная системаОС – организует выполнение программ и взаимодействие пользователя и компьютера.Операционная система выполняет  роль связующего звена между аппаратурой компьютера и...