Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Цель: Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
обучающая:
- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики района.
развивающая:
-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,
-развитие познавательного интереса к предмету.
воспитывающая:
-формирование творческойактивности;
- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник авторы Дронов В.П., Ром В.Я.,, атласы, компьютер, проектор, презентация «Поволжский экономический район», раздаточный материал (карточки «Определите экономический район по описанию», контурные карты «Экономическое районирование»), контуры экономических районов, социально-экономическая карта Поволжского района (настенная), магнитная карта «Административно-территориальное деление России»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka__9_kl_per.docx | 34.56 КБ |
povolzhe.ppt | 988.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»
Минюк Екатерина Валентиновна – учитель географии МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы»
Цель: Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
обучающая:
- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики района.
развивающая:
-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,
-развитие познавательного интереса к предмету.
воспитывающая:
-формирование творческой активности;
- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник авторы Дронов В.П., Ром В.Я.,, атласы, компьютер, проектор, презентация «Поволжский экономический район», раздаточный материал (карточки «Определите экономический район по описанию», контурные карты «Экономическое районирование»), контуры экономических районов, социально-экономическая карта Поволжского района (настенная), магнитная карта «Административно-территориальное деление России»,
Содержательная часть урока
- Организационный этап
- Этап проверки домашнего задания
Фронтальный устный опрос + работа с картой
- Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите их на карте. (Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию)).
- На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России? (на 11(8 экономических районов в Западной зоне и 3 – в Восточной)).
Узнать по контуру
- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? По контурам постарайтесь узнать экономический район и назвать его главные особенности. (Северным, Центральным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Поволжским, ЦЧР, Северо-Кавказским).
Фронтальный письменный опрос
Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь. Какой цифрой обозначен данный район на контурной карте?
- Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
- Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
- Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)
- В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
- Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
- В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
III Этап усвоения новых знаний и умений
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Поволжского экономического района (ПЭР).
Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Площадь района составляет 539 тыс. кв. км. Слайд 1
Работа с картой
- Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют ПЭР
Республика Татарстан, республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.
- Запишите состав района в рабочую тетрадь. Слайд 2
- Оцените экономико-географическое положение Поволжья по плану. Слайд 3
- По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути. Слайд 4
- Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
- Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.
ВЫВОД: (Район имеет очень выгодное экономико – географическое положение).
Работа с картами в атласе + таблица
- Используя карты в атласе, заполните таблицу в рабочих тетрадях «Природные условия и ресурсы Поволжья». Слайд 5.
- рельеф – равнинный.
- климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причина не урожаев.
- природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:
С--------------Ю смешанные леса – Татарстан;
лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;
степи – Саратовская и Волгоградская области;
полупустыни – Астраханская обдасть
- геологическое строение – осадочный чехол древней Русской платформы
По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов: Слайд 6
- Минеральные: а)добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области);
б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон);
в) строительные материалы.
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК);
3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги ( Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское)
БЕСЕДА
- Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи:
- Увеличить производство электроэнергии.
- Увеличить водоснабжение промышленных центров.
- Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.
А давайте подумаем, оправданы ли были эти цели? К каким последствиям привело создание этих водохранилищ?
- Затопление наиболее ценных земель, населённых пунктов.
- Уменьшение рыбных запасов (например, осетровых перестали метать икру).
- Ухудшение экологической ситуации.
Создание в бассейне Волги крупной, промышленности, загрязняю щей ее воды, интенсивное развитие речного транспорта, сельское хозяйство, применяющее в больших объемах минеральные удобрения, значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное строительство гидроэлектростанций пагубно влияют на Волгу. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.
4. Рыбные ресурсы – это, прежде всего, осетровые ( 90% мировых запасов) Каспийского моря.
Вывод: Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье следующие отрасли:
- АПК ( сельское хозяйство и пищевая);
- Химическую промышленность;
- Нефтепереработку (нефтяную и газовую)
Население Поволжья. Слайд 7
Обратимся к тексту учебника стр. 218 – 220 учебника. Прочитать и ответить на вопросы.
Вопросы классу:
- Какие государства существовали на территории Поволжья в историческое прошлое? ( Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
- Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке? (Царицын, Самара, Саратов)
Общая численность населения Поволжского района на 01.01.2009 г. составляла 11,215 млн. чел. (7% населения России), в том числе городского — 9,3 млн. чел.. Наиболее урбанизирована Самарская обл. — 80,4% городского населения, по данным на 2009 год, а по числу сельского населения лидируют Республика Калмыкия и Пензенская обл., где на селе проживало соответственно 1/3 жителей.
Показатели естественного движения населения в 2009 году:
Субъекты Родившиеся | Умершие чел ЕП | ||
Респ. Калмыкия | 4341 | 2980 | +1361 |
Респ. Татарстан | 44350 | 49179 | -4829 |
Астраханская обл. | 14200 | 13660 | +540 |
Волгоградская обл. | 29508 | 37892 | -8384 |
Пензенская обл. | 14174 | 22583 | -8409 |
Самарская обл. | 36439 | 48593 | -12154 |
Саратовская обл. | 27492 | 39291 | -11799 |
Ульяновская обл. | 13461 | 20033 | -6572 |
- Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья (В Поволжье средняя плотность населения в 3 раза выше. Наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии)
- Преобладающий народ в Поволжье? ( Русские, исключение составляют республики Татарстан и Калмыкия) А второй народ после русских является? (Татары).
- Когда в Поволжье поселились немцы? (18 веке)
- Какие народы Поволжья подверглись насильственной миграции? (немцы, калмыки)
- Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%)
- Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (12 городов).
И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Волгоград).
- Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы).
ОБЪЯСНЕНИЕ
Этнический состав населения ПЭР достаточно сложный и представлен славянскими народами (в основном, русскими (40% от общей численности), а также тюркскими (татары (16%), башкиры (3%), казахи (14%), чуваши (2%), ногайцы (6%)), финно-угорскими (мордва (6%), марийцы 3%)) и монголоязычными (калмыки (10%)). Русское население, в целом преобладающее по району, составляет меньшинство в национальных республиках — Татарстане и Калмыкии.
В последние годы в районе увеличились диаспоры кавказских народов (чеченцев, армян, азербайджанцев, грузин и др.), переселенцев из Казахстана — казахов и бывших немцев Поволжья, возвращающихся к историческим местам проживания (19% в год по данным на 2009 год). Этнической миграции способствует политическая нестабильность на Кавказе и в Центральной "Азии. По этой причине в Поволжье переселяется часть русского населения из республик СНГ — Закавказья, Казахстана, Средней Азии (13% в год по данным на 2009 год).
- Какие, религии исповедуются народами Поволжья? (ислам, православие, буддизм)
- Приведите примеры (татары- ислам, калмыки - буддизм, русские - православие)
- Как размещены крупные города Поволжья? ( на берегах Волги)
- Какой город центр области расположен в стороне от Волги? (Пенза)
Работа с картой. "Определите, по описанию ,о каком поволжском городе идёт речь?"
- Распространённое объяснение названия - перевод с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.” (Саратов). Слайд 8
- Город на юго - востоке Европейской части России. Город – герой. Самый длинный город в Европе.(Волгоград) Слайд 9
- Областной центр. Расположен на левом берегу Волги. Свое название получил по названию реки. На языках тюрских народов «Степная река». Город – миллионер. (Самара) Слайд 10
- Город расположен в дельте реки Волга. Отличается резко континентальным климатом. Особенность города в том, что он состоит из 11 островов. Является областным центром. Слайд 11
- Административный центр. Расположен на левом берегу Волги. Самый крупный город России не являющийся столицей субъекта Федерации. Крупный центр - автомобильной и химической промышленности. (Тольяти) Слайд 12,13
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
– Какова площадь экономического района? (539 тыс. кв.км)
– Что является стержнем района? (Волга)
– Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья? (2 республики, 6 областей)
– Центр какой области расположен не на р. Волга? (Пенза)
– Какой город Поволжья трижды менял свое название? (Волгоград)
– Назовите субъект федерации, где большинство проживающих исповедуют буддизм? (Калмыкия – Хальмг-Танч)
– Какими ресурсами богато Поволжье? (соль, нефть, газ, горючие сланцы, строительные материалы)
– Каков рельеф Поволжья? (равнинный)
– С каким государством Поволжье имеет границы? (Казахстаном)
– Какой народ Поволжья является титульным в России? (татары)
– Назовите города-миллионеры Поволжья? (Казань, Самара, Волгоград)
– Какой город Поволжья носит название желтой горы? (Саратов)
– На территории какого субъекта федерации находится самая крупная в России АЭС? (Саратовской области)
– Самое низкое место Поволжья? (Прикаспийская низменность)
V. Этап информации о домашнем задании. Слайд 14
§51, заполнить таблицу: «Отрасли специализации Поволжского экономического района»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Состав региона: области: Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская; республики: Татарстан(Казань), Калмыкия(Элиста)
Поволжский экономический район:
Роль Волги в формировании района Придаёт району своеобразную форму: район вытянут почти на 1500 км по меридиану, по форме напоминает раскидистое дерево Оказывает сильное влияние на ГП района: благодаря реке имеет выход к пяти морям. Покажите на карте к каким морям имеет выход Поволжье? Является природным и хозяйственным стержнем района: река связывает прилегающие к ней территории, с ней связаны многие отрасли хозяйства. Волга не только формирует район, но и разделяет территорию района на части
Поволжский экономический район:
К богатствам района относятся агроклиматические ресурсы, огромные площади сельскохозяйственных угодий, крупные водные ресурсы
Население Население около 11 млн. человек. Национальный состав населения Религии: христианство (православие), ислам (татары) и буддизм-ламанизм (калмыки). 74% - городское население. По карте атласа определите: Города-миллионеры Города с население от 500 тысяч до 1 миллиона человек.
Определите по описанию название города:
Названия городов: Саратов Волгоград Самара Астрахань Тольяти
Домашние задание §51, заполнить таблицу: «Отрасли специализации Поволжского экономического района» Отрасли специализации Продукция отраслей Центры и факторы размещения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"
Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Методическая разработка логопедического занятия. Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.
Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой....
Методическая разработка урока по теме "Нефть: состав, свойства и переработка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса изучающих химию на углубленном уровне. Можно провести как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Метод проведения урока - деловая игра. Форма пров...
Урок на тему «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»
Класс: 9Предмет: географияТема урока «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»...
Методическая разработка урока по теме: " Состав атмосферы"
Представлена технологическая карта к уроку по теме " Состав атмосферы"...