Элективный курс "Путешествие в мир фармакологии" 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)
программу можно использовать впрофильных химико-биологических классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektiva_puteshestvie_v_mir_farmakologii_10_klass_2022.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгодонской район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Романовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю.
Директор МБОУ: Романовская СОШ
____________ Левченко Т.Ю.
Приказ от 30.08.2022г. № 283
Рабочая программа
элективного курса
«Путешествие в мир фармакологии»_______________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования, класс
среднее общее образование, 10 класс,
естественно-научный профиль
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33_____________
Учитель Саввина Олеся Владимировна_______________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе Пособия для учителей. Глушенков Н.Н. Фармацевтическая химия. М.: Академия, 2005; образовательной программы МБОУ Романовская СОШ на 2022-2023учебный год
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно¬исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
7. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
8. осознанный выбор будущей профессии.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
2. самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную деятельность с учётом предварительного планирования;
3. использовать различные ресурсы для достижения целей;
4. выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
Познавательные учебно-логические универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. классифицировать объекты в соответствии с выбранными признаками;
2. сравнивать объекты;
3. систематизировать и обобщать информацию;
4. определять проблему и способы её решения;
5. владеть навыками анализа;
6. владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
7. уметь самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания для изучения окружающего мира.
Познавательные учебно-информационные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. искать необходимые источники информации;
2. самостоятельно и ответственно осуществлять информационную деятельность, в том числе, ориентироваться в различных источниках информации;
3. критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4. иметь сформированные навыки работы с различными текстами;
5. использовать различные виды моделирования, создания собственной информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. выступать перед аудиторией;
2. вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
3. продуктивно общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности;
4. учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности);
5. эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1. раскрывать общие физические и химические свойства важнейших соединений элементов (хлор, йод, сера, азот, фосфор, углерод, щелочные и щелочно-земельные металлы, железо, медь) и применение их в фармакологии;
2. проводить качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;
3. давать определения важнейшим понятиям и пользоваться этими понятиями;
4.определять по составу веществ их принадлежность к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации, гидролиза неорганических веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах;
5. распознавать важнейшие катионы и анионы;
6. решать расчетные задачи с использованием веществ, применяемых в фармакологии.
Содержание учебного предмета, курса
Занятие 1. Функции лекарств.
Развитие химии лекарств. Химия и фармакология. Номенклатура неорганических соединений – основа номенклатуры лекарственных средств.
Демонстрации. Различные упаковки и наклейки лекарств (с целью анализа информации по использованию номенклатуры неорганических веществ в фармацевтике).
Фармакология – наука о лекарственных и других биологически активных веществах и об их действии на организм человека и животного. Фармация – раздел фармакологии, занимающийся изысканием, исследованием, изготовлением и отпуском лекарственных средств; практическая деятельность в этой области.
Занятие 2. Химия – союзник медицины.
История возникновения фармацевтической химии. Работы К.В.Шееле по выделению из винного камня винно-каменной кислоты. Создание Л.Н.Вокленом первой фармацевтической школы в Париже. Работы К.Ф.Мора (немецкого фармацевта) в области объемного анализа лекарств. Создание Петром I первых аптек на Руси. Первая вакцинация в России при Екатерине II. Работы
М.Я.Мудрова, А.П.Доброславина, Н.И.Пирогова, Ф.Ф.Эрисмана в области экспериментальной гигиены в России.
Занятие 3. Электролитическая диссоциация веществ,
используемых в фармакологии (на примере ацетата калия,
бромида натрия, нитрита натрия, хлороводородной кислоты).
Демонстрации. Определение электропроводности веществ на примере физиологического раствора (хлорида натрия), растворов питьевой соды, сахарозы, этанола.
Занятие 4. Упражнения на электролитическую диссоциацию веществ, применяемых в фармакологии.
Полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитов – кислот, щелочей, солей. (Хлороводородная кислота используется при лечении болезней желудка, гашеная известь – как противовоспалительное, вяжущее и дезинфицирующее средство, сульфат натрия – как противоядие при отравлениях солями бария и свинца.) Сильные и слабые электролиты.
Занятие 5. Гидролиз неорганических веществ,
используемых в фармакологии.
Понятие о гидролизе, три случая гидролиза соли. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза в процессе приготовления растворов лекарственных веществ.
Занятие 6. Упражнения на гидролиз.
Уравнения гидролиза ионного и молекулярного характера.
Демонстрации. Гидролиз кальцинированной соды (антисептик), глауберовой соли (слабительное средство).
Занятие 7. Окислительно-восстановительные реакции
в растворах веществ, используемых в фармакологии.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов.
Демонстрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой.
Занятие 8. Упражнения по окислительно-восстановительным реакциям.
Составление уравнений реакции методом электронного баланса. Подготовка к контрольной работе
№ 1. В фармацевтике взаимодействие, ведущее к гидролизу веществ, окислительно-восстановительным процессам, выделению в осадок лекарственных препаратов, нежелательно, т.к. обуславливает частичную или полную утрату лечебного эффекта.
Занятие 9. Хлор. Хлориды (описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе)
Лабораторный опыт «Качественная реакция на хлориды». Кровоостанавливающие средства. Рассказ о применении хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулезе. Противовоспалительное, противоаллергическое и противоотечное действие ионов кальция обусловлено тем, что он понижает проницаемость стенок капилляров.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Хлорид аммония несовместим с солями свинца и серебра – образование малорастворимых хлоридов; с щелочами – разложение с выделением аммиака; в растворах с нитритом натрия – выделение оксидов азота. В слабокислой среде, создаваемой хлоридом аммония, нитрит натрия разлагается с образованием азотистой кислоты, которая окисляет йодид калия до йода». Как химически грамотно хранить препарат хлорида аммония?
Занятие 10. Йод, йодиды.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на йодиды». Лечение глазных болезней. Мазь на основе йодида калия используется для лечения грибкового поражения ногтей. Йод входит в состав белка щитовидной железы, поставляющей организму такие гормоны, как тироксин, дийодтирозин. Организм человека с удивительной точностью сохраняет в крови постоянную концентрацию йода, так называемое йодное зеркало. Йод в виде настойки впервые применил Н.И.Пирогов в 1865–1866 гг. Роль йода в возникновении эндемического (характерного для данной местности, географического района) зоба. Работы академика В.И.Вернадского.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Йод несовместим с сульфидами – происходит выделение серы; с аммиаком образует нерастворимый и взрывчатый йодистый азот; с солями ртути, серебра и свинца образует труднорастворимые осадки йодидов. Пары йода могут действовать на многие медикаменты, приводя их к порче. Так, при воздействии йода на монохлорид ртути (каломель) образуется дихлорид ртути. При работе с препаратами ртути не следует допускать контакта с металлами». Как химически грамотно хранить препарат йода?
Занятие 11. Сера, сульфаты.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфаты». Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. Жженый гипс (алебастр) 2CaSO4•H2O получается путем прокаливания природного гипса CaSO4•2H2O при 150–180 °С. При замешивании с водой он быстро твердеет, превращаясь опять в кристаллический гипс (природный). На этом свойстве основано применение его в медицине для гипсования повязок при переломах костей.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Сульфат магния несовместим с солями кальция – осаждение нерастворимого в воде гипса; с едкими щелочами – осаждение нерастворимого в воде гидроксида магния; с карбонатами – осаждение нерастворимого в воде основного карбоната магния; с солями свинца – осаждение нерастворимых сульфатов». Как химически грамотно хранить препарат сульфата магния?
Занятие 12. Азот, нитраты.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на нитраты». Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота(I) (физиологическое действие установлено Г.Дэви, применяют для масочного наркоза в хирургической практике), нитрит натрия (проявляет слабощелочную реакцию в воде, обладает окислительно-восстановительными свойствами, является коронарно-расширяющим средством при стенокардии, противоядием при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами).
Занятие 13. Фосфор. Фосфаты.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на фосфаты». Применение в зубопротезной практике. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме человека связаны с превращением фосфорорганических соединений. Фосфор сосредоточен в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль содержит апатит.
Занятие 14. Углерод, карбонаты
Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонаты». Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат калия применяется как составная часть пилюль Бло для превращения сульфата железа(II) в карбонат:
FeSO4 + K2CO3 = FeCO3 + K2SO4.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Гидрокарбонат натрия несовместим с кислотами и веществами с кислой средой раствора. При их смешивании происходит взаимное разложение с выделением углекислого газа (в растворах). С хлоридом кальция гидрокарбонат натрия дает осадок карбоната кальция; с солями алюминия, железа, магния, ртути, свинца и цинка происходит образование нерастворимых соединений». Как химически грамотно хранить препарат гидрокарбоната натрия?
Занятие 15. Роль металлов в фармакологии.
Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние растений и животных. Металлотерапия – использование комплексных соединений металлов для лечения болезней (металлы применяют для непосредственного лечебного действия и для повышения эффективности других лекарств).
Занятие 16. Комплексные соединения.
В каком виде находится металл в клетках организма? Понятие о координационном числе, лигандах, комплексообразователе. Сравнение свойств комплексов и гидратированных ионов одних и тех же металлов.
Занятие 17. Натрий, калий и их соединения.
Натрий и калий находятся как в костных тканях организма (кости, зубы), так и в крови, лимфе, тканевых жидкостях в виде аквакомплексов. Ион калия является основным внутриклеточным ионом, а ион натрия – внеклеточным. Их взаимодействие играет важную роль в поддержании жизнедеятельности клеток. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактика эпилептических припадков.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Перманганат калия несовместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлороводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком – нитраты». Как химически грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?
Занятие 18. Магний, кальций и их соединения.
Ион магния, который образует комплексные соединения с нуклеиновыми кислотами, необходим для передачи нервного импульса, сокращения мышц. Содержится в печени, костях, крови, мозге, нервных тканях. Ион кальция нужен для образования молока у кормящих женщин, участвует в процессе свертывания крови, возбуждает и регулирует работу сердца. Лечение аллергических состояний, воспалительных заболеваний, туберкулеза.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Хлорид кальция несовместим с карбонатами, сульфатами, фосфатами – выпадение осадков; с солями свинца, серебра, одновалентной ртути – образование нерастворимых хлоридов». Как химически грамотно хранить препараты хлорида кальция?
Занятие 19. Железо, медь и их соединения
Роль ионов железа и меди в энергетике клетки. Железо обеспечивает дыхание человека. Участвует в росте покровных тканей организма. В организме взрослого человека около 3,5 г железа. Основная масса железа входит в состав крови, конкретнее – в состав гемоглобина. Гем – комплекс железа с порфином – замкнутым циклом из четырех пиррольных колец. Недостаток меди приводит к малокровию, анемии. При шизофрении, менингоэнцефалитах, стрессе отмечается увеличение содержания ионов меди в крови.
Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Сульфат меди несовместим с карбонатами, фосфатами, арсенатами, тетраборатами – осаждение нерастворимых солей меди; с восстановленным железом – выпадение осадка меди; с йодидами – выделение свободного йода; с цианидами – частичное образование дициана; с аммиаком дает синее окрашивание». Как химически грамотно хранить препараты сульфата меди?
Занятие 20. Металлы: ртуть, кадмий, бериллий, свинец, таллий, хром, барий, стронций – и их соединения.
Ядовитое действие ионов тяжелых металлов связано с их способностью прочно соединяться с белками и нарушать нормальную работу ферментов и других биологически активных белковых веществ.
Задание 1 для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. «Дихлорид ртути (водные растворы имеют кислую среду) несовместим с растворами щелочей, йодидов, карбонатов, фосфатов – образуются нерастворимые соединения ртути; с нитритом натрия, с сульфатами и другими солями двухвалентного железа – восстанавливается до монохлорида ртути; с тиосульфатами – последние разлагаются до серы, сульфатов и сернистого газа». Как химически грамотно хранить препарат дихлорида ртути?
Задание 2 для учащихся. Написать уравнения реакций к следующему тексту. «Ацетат свинца несовместим со спиртовым раствором йода, хлоридами, бромидами, йодидами, карбонатами, сульфатами, известковой водой – образуются труднорастворимые соли свинца. Растворы ацетата свинца следует хранить в закрытых флаконах, т.к. в присутствии углекислого газа воздуха выделяется осадок основного карбоната свинца». Как химически грамотно хранить препараты ацетата свинца?
Занятие 21. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химические элементы лечат».
Определение содержания различных металлов в воде, или определение пригодности воды для питья.
Занятие 22. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс.
Алгоритм вычисления массовой доли элемента по химической формуле вещества.
Задача для самоконтроля. Вычислить относительные молекулярные массы следующих веществ: гидроксида кальция, фосфорной кислоты, сульфата алюминия, метана, глюкозы.
(Ответ. 74, 98, 342, 16, 180.)
Занятие 23. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества, если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора.
Задача для самоконтроля. Вычислить массу гидроксида калия, необходимую для приготовления 300 г раствора с массовой долей щелочи 0,3.
(Ответ. 90 г.)
Занятие 24. Алгоритм нахождения массы воды, необходимой для приготовления раствора, если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора. Алгоритм нахождения массы раствора.
Задача для самоконтроля. Рассчитать массу воды, необходимой для приготовления 200 г раствора с массовой долей серной кислоты 0,15.
(Ответ. 170 г.)
Занятие 25. Практическая работа № 2.
Приготовление раствора перманганата калия
для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов.
В аптеке для проведения химического эксперимента существует специальное рабочее место, оборудованное приборами и реактивами. Ответьте на вопросы: «Почему надо следить, чтобы в растворе “марганцовки” не оказались кристаллики перманганата калия? Почему для отмачивания бинтов нельзя пользоваться концентрированным раствором перманганата калия?»
Занятие 26. Алгоритм вычисления количества вещества
по известному числу его частиц.
Алгоритм вычисления относительной плотности газа. Алгоритм нахождения объема газа по заданному количеству вещества.
Задача для самоконтроля. Вычислить относительную плотность по воздуху газов: кислорода, аммиака, хлороводорода, хлора.
(Ответ. 1,10; 0,59; 1,26; 2,45.)
Занятие 27. Алгоритм вычисления массы продукта реакции
по заданному количеству исходного вещества.
Алгоритм вычисления объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. Алгоритм расчета по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ взято в избытке.
Задача для самоконтроля. Вычислить массу сульфата натрия, образующегося при взаимодействии растворов, содержащих 20 г гидроксида натрия и 24,5 г серной кислоты.
(Ответ. 35,5 г.)
Занятие 28. Алгоритм определения массовой доли
выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.
Алгоритм вычисления массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.
Задача для самоконтроля. Вычислить массу гидроксида кальция, который можно получить при взаимодействии 20 г карбида кальция (массовая доля примесей равна 0,2) с водой.
(Ответ. 18,5 г.)
Занятие 29. Алгоритм нахождения химической формулы вещества
по его плотности и массовым долям элементов.
Алгоритм нахождения молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.
Задача для самоконтроля. При полном сгорании 15,6 г неизвестного жидкого вещества образовалось 52,8 г оксида углерода(IV) и 10,8 г воды. Определите формулу вещества, если известно, что относительная плотность его паров по воздуху равна 2,69.
(Ответ. Бензол.)
Занятие 30,31 Деловая игра «Факторы риска для здоровья
отдельного человека и общества в целом».
Эпидемиология, изучение заболеваемости и смертности людей. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и курением. На уроке учащиеся отвечают на вопросы: «Как мы можем помочь себе прожить жизнь? Может ли общество помочь всем гражданам жить полнокровной жизнью?» Определение причин, лежащих в основе ранней смертности, и оценка риска, создаваемого этими причинами, – важный шаг к увеличению продолжительности жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата. | Тема урока | Кол-во часов | |
Тема 1 Введение. Лекарства в нашем доме (2 часа) | ||||
1 | 07.09 | Функции лекарств | 1 | |
2 | 14.09 | Химия – союзник медицины | 1 | |
Тема 2. Химические реакции в водных растворах веществ, используемых в фармакологии (6 часов) | ||||
3 | 21.09 | Электролитическая диссоциация веществ, используемых в фармакологии | 1 | |
4 | 28.09 | Упражнения на электролитическую диссоциацию веществ, применяемых в фармакологии | 1 | |
5 | 05.10 | Гидролиз неорганических веществ, используемых в фармакологии. | 1 | |
6 | 12.10 | Упражнения на гидролиз | 1 | |
7 | 19.10 | Окислительно-восстановительные реакции в растворах веществ, используемых в фармакологии | 1 | |
8 | 26.10 | Упражнения по окислительно-восстановительным реакциям | 1 | |
Тема 3. Химические элементы лечат (13 ч) | ||||
9 | 09.11 | Хлор. Хлориды | 1 | |
10 | 16.11 | Йод. Йодиды | 1 | |
11 | 23.11 | Сера. Сульфаты | 1 | |
12 | 30.11 | Азот. Нитраты | 1 | |
13 | 07.12 | Фосфор. Фосфаты. | 1 | |
14 | 14.12 | Углерод. Карбонаты | 1 | |
15 | 21.12 | Роль металлов в фармакологии | 1 | |
16 | 11.01 | Комплексные соединения | 1 | |
17 | 18.01 | Натрий, калий и их соединения | 1 | |
18 | 25.01 | Магний, кальций и их соединения | 1 | |
19 | 01.02 | Железо, медь и их соединения | 1 | |
20 | 08.02 | Металлы: ртуть, кадмий, бериллий, свинец, таллий, хром, барий, стронций – и их соединения. | 1 | |
21 | 15.02 | Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химические элементы лечат». | 1 | |
Тема 4. Химические задачи в фармакологии (11 часов) | ||||
22 | 22.02 | Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс | 1 | |
23 | 01.03 | Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества | 1 | |
24 | 15.03 | Алгоритм нахождения массы воды, необходимой для приготовления раствора | 1 | |
25 | 22.03 | Практическая работа № 2. | 1 | |
26 | 05.04 | Алгоритм вычисления количества вещества по известному числу его частиц | 1 | |
27, 28 | 12.0419.04 | Алгоритм вычисления массы продукта реакции по заданному количеству исходного вещества | 1 | |
29 30 | 26.04 03.04 | Алгоритм определения массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным | 1 | |
31 32 | 10.05 17.05 | Алгоритм нахождения химической формулы вещества по его плотности и массовым долям элементов | 1 | |
Тема 5. Факторы риска для здоровья человека и общества (1 час) | ||||
33 | 24.05 | Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ: Романовская СОШ от .08.2022г.№ ___________________ (подпись председателя методического совета) | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР _______Ермолова Н.В. « » августа 2022г. _______Левченко Т.Ю. |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Элективные курсы: "Учитесь переводить 9 класс","Любите путешествовать? Добро пожаловать в Британию 9 класс","Употребление фразовых глаголов в современном английском языке 10 класс"
Элективные курсы для 9, 10, 11 классов...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)
Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...