Программа факультативного курса в рамках УМК «ШАГИ В МЕДИЦИНУ»
методическая разработка по химии (10 класс)
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества, формирование здорового образа жизни. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учетом личностных качеств учащихся, с учетом их творческих способностей, включая игровые упражнения, проектную и исследовательскую деятельность.
1.3 Цель.
Цель: создание условий для творческого развития личности различными средствами, развитие мотивации к познанию и творчеству.
Задачи:
Обучающие
- Обучить учащихся находить нужную информацию.
- Научить правильно и в полной мере использовать информацию.
- Вызвать интерес к предметам естественнонаучного цикла.
- Дать дополнительные знания в области медицины, гигиены.
Развивающие
- Развить интерес к данному предмету
- Сформировать мировоззрение.
- Дать навыки проектирования.
- Расширить кругозор в области химии и биологии.
Воспитательные
- Воспитать здоровый образ жизни
- Сформировать активную жизненную позицию
- Привить любовь к окружающему миру
- Сформировать такие качества, как трудолюбие, усердие, старание.
1.4 Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы «Шаги в медицину» заключаются в том, что она учитывает интересы учащихся; процесс освоения позволяет осмысленно выбрать профессию; имеет ряд особенностей творческого характера.
1.5 Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 15-17 лет
1.6 Объем и срок освоения
Программа «Шаги в медицину» имеет объем 70 часов. Срок освоения программы 2 года. (35 часов в год).
1.7 Форма обучения – очная
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
* ориентирована на индивидуально-личностный подход к учащимся
1.9 Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 35 часов в год. За два года обучения – 70 часов.
1.10 Планируемые результаты.
- Поиск нужной информации и правильное ее использование.
- Повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла.
- Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Сформировать активную жизненную позицию
- Любовь к окружающему миру
1.11 Формы аттестации
- Устный опрос, беседа
- Контрольные вопросы, решение тестов, задач
- Наблюдение, эксперименты
- Участие в научных конференциях
- Защита проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
140400, Московская обл., г.о.Коломна, ул.Шилова, д.5
Рассмотрено на заседании педагогического совета от «31» августа 2020 г. Протокол № 1 | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №14 ______________ \Е.В.Филимонов\ «___» _________________ 2020 г. |
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ШАГИ В МЕДИЦИНУ»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 15-17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
учитель химии в.к.к.
Мартынова Е.Ю
г.о.Коломна, 2020г.
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
11. Устав МБОУ СОШ №14.
1.1 Направленность.
Направленность данной программы – естественнонаучная.
1.2 Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества, формирование здорового образа жизни. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учетом личностных качеств учащихся, с учетом их творческих способностей, включая игровые упражнения, проектную и исследовательскую деятельность.
1.3 Цель.
Цель: создание условий для творческого развития личности различными средствами, развитие мотивации к познанию и творчеству.
Задачи:
Обучающие
- Обучить учащихся находить нужную информацию.
- Научить правильно и в полной мере использовать информацию.
- Вызвать интерес к предметам естественнонаучного цикла.
- Дать дополнительные знания в области медицины, гигиены.
Развивающие
- Развить интерес к данному предмету
- Сформировать мировоззрение.
- Дать навыки проектирования.
- Расширить кругозор в области химии и биологии.
Воспитательные
- Воспитать здоровый образ жизни
- Сформировать активную жизненную позицию
- Привить любовь к окружающему миру
- Сформировать такие качества, как трудолюбие, усердие, старание.
1.4 Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы «Шаги в медицину» заключаются в том, что она учитывает интересы учащихся; процесс освоения позволяет осмысленно выбрать профессию; имеет ряд особенностей творческого характера.
1.5 Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 15-17 лет
1.6 Объем и срок освоения
Программа «Шаги в медицину» имеет объем 70 часов. Срок освоения программы 2 года. (35 часов в год).
1.7 Форма обучения – очная
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
* ориентирована на индивидуально-личностный подход к учащимся
1.9 Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 35 часов в год. За два года обучения – 70 часов.
1.10 Планируемые результаты.
- Поиск нужной информации и правильное ее использование.
- Повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла.
- Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Сформировать активную жизненную позицию
- Любовь к окружающему миру
1.11 Формы аттестации
- Устный опрос, беседа
- Контрольные вопросы, решение тестов, задач
- Наблюдение, эксперименты
- Участие в научных конференциях
- Защита проектов
1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг). (Приложение 2)
1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Защита проектов
Познавательные и развивающие игры
Открытое занятие
Участие в конференциях
Участие в научно-исследовательских проектах
Творческая работа
1.14 Материально-техническое обеспечение
Кабинета биологии, химии, актовый зал. Лабораторное оборудование по химии и биологии. Проектор, компьютер, аудио и видео техника.
1.15 Информационное обеспечение
Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября
https:// kolomna-sch14.edumsko.ru/- сайт МБОУ СОШ №14
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
https://infourok.ru – сайт для организаторов
1.16. Кадровое обеспечение – учитель биологии в.к.к. Шувалова С.В. и учитель химии в.к.к. Мартынова Е.Ю.
2. Учебный план
Задачи обучения.
- Дать всем детям первоначальную медицинскую подготовку, выявить их склонности и способности.
- Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребенка.
- Привить интерес к занятиям, любовь к предметам естественнонаучного цикла
- Гармоническое развитие таланта и творческих способностей, памяти и внимания.
- Дать представление о медицинской грамотности
- Воспитать культуры поведения и общения.
- Воспитать умение работать в коллективе.
- Развить психические и познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение
1 год обучения
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
Проектно-исследовательская деятельность - 2 | |||||
2 | Виды проектной деятельности | 1 | 1 | ||
3 | Этапы проектной деятельности | 1 | 1 | ||
Химический состав веществ. Неорганические вещества - 27 | |||||
4 | Как вода из простого вещества превратилась в сложное | 1 | 1 | Входной контроль. Тест. | |
5 | Химические свойства воды | 1 | 1 | ||
6 | Чудодейственные и целебные свойства воды | 1 | 1 | ||
7 | Почему снежинки шестиугольные? | 1 | 1 | ||
8 | Способы очищения воды | 1 | 1 | ||
9 | Круговорот воды в биосфере | 1 | 1 | ||
10 | Роль воды в организме человека | 1 | 1 | ||
11 | Обезвоживание организма человека, его последствия | 1 | 1 | ||
12 | Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода? | 1 | 1 | ||
13 | Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток. | 1 | 1 | ||
14 | Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках. | 1 | 1 | ||
15 | Нарушение обмена веществ организма | 1 | 1 | ||
16 | Связь экологии жилища со здоровьем человека | 1 | 1 | ||
17 | Строительные и отделочные материалы | 1 | 1 | ||
18 | Лаки, краски, мебель | 1 | 1 | ||
19 | Моющие средства | 1 | 1 | ||
20 | Фауна квартиры. Флора квартиры | 1 | 1 | ||
21 | Пыль | 1 | 1 | ||
22 | Игра «Золото нации. 1 тур» | 1 | 1 | Промежуточ-ный контроль. | |
23 | Состав воздуха | 1 | 1 | ||
24 | «Запах свежести», или пример того, как количество переходит в качество | 1 | 1 | ||
25 | Индикаторы чистоты воздуха - лишайники | 1 | 1 | ||
26 | Индикаторы кислотности почвы – хвощи. | 1 | 1 | ||
27 | Необычные соединения | 1 | 1 | ||
Самый первый и самый удивительный двуликий элемент | 1 | 1 | |||
28 | Многоликий углерод | 1 | 1 | ||
29 | Что едят растения и причём тут химия | 1 | 1 | ||
30 | Будьте здоровы! или как химия сохраняет здоровье. | 1 | 1 | ||
31 | Красота и здоровье. Знакомство с косметическими средствами | 1 | 1 | ||
32 | Химия и наследственность. Супер-человек (миф или реальность) | 1 | 1 | ||
33 | Чудо из плесени. Химия и грибы | 1 | 1 | ||
34 | Зачет. Игра «Золото нации 2 тур» | 1 | 1 | Итоговый контроль. | |
35 | Резервное время | 1 | |||
Всего часов | 35 |
3. Содержание учебного плана.
Тема 1. Введение – 1 час.
Теория – 1 час. Вводное занятие. Цели, задачи, план работы на год. Правила техники безопасности. Знакомство с инструкциями при работе с лабораторным оборудованием, во время проведения экскурсий, во время работы с нагревательными приборами, правила пользования с огнетушителем.
Практика – час.
Тема 2. Проектно-исследовательская деятельность – 1 час.
Теория – 1 час. Цели, задачи, планирование проектной деятельности. Исследовательские проекты. Выбор темы. Примеры проектов.
Практика – час.
Тема 3. Этапы работы – 1 час.
Теория – 1 час. Выбор темы. Этапы работы. Примеры проектов.
Практика – час.
Тема 4. Как вода из простого вещества превратилась в сложное – 1 час.
Теория – 1 час. Быль о многовековой истории воды, о древних философах Платоне и Аристотеле, а также о выдающемся французском химике Антуане Лавуазье и его коллеге Пьере Лапласе
Практика – час.
Тема 5. Химические свойства воды – 1 час.
Теория – час.
Практика – 1 час. Демонстрация химических опытов, раскрывающих химические свойства воды.
Тема 6. Чудодейственные и целебные свойства воды – 1 час.
Теория – 1 час. Акватерапия – медицина ⅩⅩⅠ века. Обсуждение рекомендаций доктора медицины Ф. Батмангхелидж
Практика – час.
Тема 7. Почему снежинки шестиугольные? – 1 час.
Теория – 1 час. Анализ структуры кристаллической воды - льда
Практика – час.
Тема 8. Способы очищения воды – 1 час.
Теория – час.
Практика – 1 час. Различные варианты получения гарантированного высокого качества питьевой воды из разнообразных источников
Тема 9. Круговорот воды в биосфере – 1 час.
Теория – 1 час. Диспут о том, что вода является участницей всех процессов жизне-деятельности
Практика – час.
Тема 10. Роль воды в организме человека – 1 час.
Теория – 1 час. Вода – источник жизни. Транспортная роль воды. Внутренняя среда человека, процентное содержание воды. Вода - растворитель.
Практика – час.
Тема 11. Обезвоживание организма человека, его последствия – 1 час.
Теория – 1 час. Нарушение обмена веществ. Водно-солевой баланс. Роль воды, ее свойства.
Практика – час.
Тема 12. Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода? – 1 час.
Теория – 1 час.
Практика – час.
Тема 13. Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток. – 1 час.
Теория – час.
Практика – 1 час. Проведение лабораторной работы «Плазмолиз и деплазмолиз в кожице чешуи лука». Сравнение величины кусочков картофеля и мяса до помещения в соленый раствор и после.
Тема 14. Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках – 1 час.
Теория – 1 час. Изучение работы калий-натриевого насоса. Значение хлора, кальция, железа. Заболевания при избытке и недостатки данных веществ в организме человека. Изучение анализов крови и мочи. Нормы гемоглобина. Причины анемии.
Практика – час.
Тема 15. Нарушение обмена веществ организма – 1 час.
Теория – 1 час. Роль макро, микро и ультрамикроэлементов в органических веществах. Заболевания при их избытке и недостатке. Причины, профилактика и исследования количества данных веществ. Продукты, содержащие данные макроэлементы.
Практика – час.
Тема 16. Связь экологии жилища со здоровьем человека – 1 час.
Теория – 1 час. Экологические дебаты о том, что здоровье человека в основном формируется в месте проживания, где он проводит большую часть жизни
Практика – час.
Тема 17. Строительные и отделочные материалы
Теория – час.
Практика –1 час. Исследовательская работа, цель которой: изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, а так же вопросы грамотного и взвешенного их выбора
Тема 18. Лаки, краски, мебель – 1 час.
Теория – час.
Практика – 1час. Изучить опытным путем химический состав наиболее часто используемых лакокрасочных материалов, их токсичность и влияние на живой организм
Тема 19. Моющие средства – 1 час.
Теория – 1 час. Исследовательская работа, цель которой: изучить состав чистящих и моющих средств, их влияние на здоровье человека, правила использования, альтернативную замену на безопасные народные средства.
Практика – час.
Тема 20. Фауна квартиры. Флора квартиры – 1 час
Теория – 1 час. Исследовательская работа, цель которой: выявить полную фауну жилища, ее влияние на здоровье человека, рассмотреть проблемы безопасной борьбы с вредными бытовыми животными.
Практика – час.
Тема 21. Пыль – 1 час
Теория – 1 час. Исследовательская работа, цель которой: изучить состав пыли, причины появления и способы борьбы.
Практика – час.
Тема 22. Игра «Золото нации. 1 тур» – 1 час
Теория – 1 час. Проведение игры, во время которой у учащихся проверяются и закрепляются знания, полученных на занятиях.
Практика – час.
Тема 23. Состав воздуха – 1 час
Теория – 1 час. Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород.
Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород?
Практика – час.
Тема 24. «Запах свежести», или пример того, как количество переходит в качество – 1 час
Теория – 1 час. Озон-аллотропная модификация кислорода. Озоновый слой. Его значение для жизни на земле. Свойства и применение озона на Земле.
Практика – час.
Тема 25. Индикаторы чистоты воздуха - лишайники
Теория – час.
Практика – 1 час. Проведение экскурсии по городу с целью исследования его на наличие лишайников. Кроме этого можно использовать дозиметр, шумомер.
Тема 26. Индикаторы кислотности почвы – хвощи – 1 час
Теория – 1 час. Наблюдение за почвой в садах и огородах. Исследование ее на наличие хвощей. Борьба с сорняком. Улучшение состава почвы.
Практика – час.
Тема 27. Необычные соединения – 1 час
Теория – 1 час. Металлы жидкости, металл -газ. Качественные реакции на катионы металлов Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов
Практика – час.
Тема 28. Самый первый и самый удивительный двуликий элемент – 1 час
Теория – 1 час. Положение в периодической таблице,распространённость в природе и в космосе,свойства и применение водорода.
Практика – час.
Тема 29. Многоликий углерод – 1 час
Теория – 1 час. Понятие об аллотропных модификациях углерода. Строении его атома, уникальных возможностях ,органических и неорганических соединения углерода.
Практика – час.
Тема 29. Что едят растения, и причём тут химия – 1 час
Теория – 1 час. Понятие об удобрениях , их классификации и значение питательных элементов для роста и развития растений.
Практика – час.
Тема 30. Будьте здоровы! или как химия сохраняет здоровье. – 1 час
Теория – 1 час. Понятие о лекарствах, их составе и биохимическом действии на организм человека. Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Понятие о витаминах и ферментах
Практика – час.
Тема 31. Красота и здоровье. Знакомство с косметическими средствами – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.
Тема 32. Химия и наследственность. Супер-человек – 1 час
Теория – 1 час. Представление о нуклеиновых кислотах и их роль в передаче наследственной информации.
Практика – час.
Тема 33. Чудо из плесени. Химия и грибы – 1 час
Теория – час.
Практика – 1час. Исследование и выращивание дрожжевых грибов. Мукор выращиваем и рассматриваем под микроскопом. История открытия пенициллина, его роль.
Тема 34. Зачет. Игра «Золото нации. 2 тур» – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Проведение второго тура игры с целью проверки и закрепления знаний, а также расширение кругозора учащихся.
Тема 35. Резервное время – 1 час
2 год обучения
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации\ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение – 1 час | 1 | 1 | ||
Проектно-исследовательская деятельность – 1 час | |||||
2 | Темы проектов | 1 | 1 | ||
Химический состав веществ. Органические вещества - 17 | |||||
3 | Сладкие и несладкие углеводы | 2 | 1 | 1 | Входной контроль. Тест |
4 | Сахарный и несахарный диабеты. | 1 | 1 | ||
5 | Выявление углеводов и жиров в продуктах питания | 1 | 1 | ||
6 | Жир. Польза и вред! | 2 | 1 | 1 | |
7 | Основные компоненты пищи. Белки. | 1 | 1 | ||
8 | Роль белков в организме человека | 1 | 1 | ||
9 | Гормональные заболевания | 1 | 1 | ||
10 | Исследование продуктов на содержание углеводов, жиров и белков | 2 | 1 | 1 | |
11 | Расчет килокалорий | 1 | 1 | ||
12 | Правильное питание | 1 | 1 | ||
13 | Роль витаминов | 1 | 1 | ||
14 | Ожирение и анорексия. | 1 | 1 | ||
15 | ГМО в продуктах | 1 | 1 | ||
16 | ДНК человека. Наследственные заболевания | 1 | 1 | Промежуточ-ный контроль. Предзащита проекта | |
Человек и его Здоровье – 16 | |||||
17 | Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации. | 1 | 1 | ||
18 | Хронические заболевания | 1 | 1 | ||
19 | Паразитарные заболевания. Профилактика | 1 | 1 | ||
20 | Вирусные и бактериологические заболевания. Меры профилактики. | 1 | 1 | ||
21 | Медицинские учреждения родного города | 1 | 1 | ||
22 | Лекарственные и ядовитые травы | 1 | 1 | ||
23 | Вредные привычки и их последствия | 1 | 1 | ||
24 | Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах и растяжениях, при отравлениях, при ожогах и обморожениях, утопающему и при удушении. при кровотечениях | 3 | 1 | 2 | |
25 | Содержание аптечки | 1 | 1 | ||
26 | Изучение темперамента и характера человека | 1 | 1 | ||
27 | Профильные учебные заведения с естественнонаучной направленностью. | 1 | 1 | ||
28 | Психологическое обследование человека | 1 | 1 | ||
29 | Защита проектов | 1 | 1 | Итоговый контроль. Защита проектов | |
Всего часов | 34 | 1 |
3. Содержание учебного плана.
Тема 1. Введение – 1 час.
Теория – 1 час. Вводное занятие. Цели, задачи, план работы на год. Правила техники безопасности. Знакомство с инструкциями при работе с лабораторным оборудование, во время проведения экскурсий, работа с нагревательными приборами, правила пользования с огнетушителем.
Практика – 1 час.
Тема 2. Проектно-исследовательская деятельность – 1 час
Теория – 1 час. Выбор темы проекта. Исследовательские проекты. Демонстрация готовых проектов.
Практика – час.
Тема 3. Сладкие и несладкие углеводы – 2 час
Теория – 1 час. Представление о нуклеиновых кислотах и их роль в передаче наследственной информации.
Практика – 1 час. Качественные реакции на углеводы.
Тема 4. Сахарный и несахарный диабеты. – 1 час
Теория – 1 час. Причины, признаки, меры профилактики. Режим питания для больных. Глюкометры, их принцип работы. Помощь больным диабетом.
Практика – час.
Тема 5. Выявление углеводов и жиров в продуктах питания – 1 час
Теория – час.
Практика – 1час. Лабораторная работа. Йодная проба на колбасе, твороге, картофеле. Выявление жиров в продуктах питания при помощи бумаги.
Тема 6. Жир. Польза и вред! – 2 час
Теория – 1 час. Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров ( не только в пище) . Польза жиров в питании человека.
Практика – 1 час. Исследование жиров . Мыловарение в домашних условиях.
Тема 7. Основные компоненты пищи. Белки. – 1 час
Теория – 1 час. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.
Практика – час.
Тема 8. Роль белков в организме человека. – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Белки волос, ногтей, кожи, мышц, костей, молока, гормонов, ферментов, мембран клеток, крови. Последствия недостатка белков.
Тема 9. Гормональные заболевания – 1 час
Теория – 1 час. Причины и признаки гормональных заболеваний. Базедова болезнь, микседема, сахарный диабет, карликовость, гигантизм, акромегалия, кретинизм,
Практика – час.
Тема 10. Исследование продуктов на содержание углеводов, жиров и белков – 2 час
Теория – 1 час.
Практика – 1 час. Экскурсия в продуктовый супермаркет. Исследование продуктов на наибольшее содержание углеводов, белков, жиров.
Тема 11. Расчет килокалорий – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Практическая работа. Подсчет набранных килокалорий за сутки. Расчет затрат энергии за сутки. Сравнение результатов. Выводы о переизбытке или о недостатке энергии.
Тема 12. Правильное питание – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Суточный рацион человека, нормы питания. Необходимое количество углеводов, белков и жиров в сутки для человека.
Тема 13. Роль витаминов. – 1 час
Теория – 1 час. Роль витаминов. Гипо- и гипервитаминозы. Заболевания при избытке и недостатки витаминов. Их содержание в продуктах питания. Дети севера, их проблемы со здоровьем.
Практика – час.
Тема 14. Ожирение и анорексия – 1 час
Теория – 1 час. Изучение проблемы ожирения, ее причины. Меры борьбы с ожирением. Анорексия, ее причины, последствия, возможность летального исхода.
Практика – час.
Тема 15. ГМО в продуктах – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Практическая работа на выявление ГМО в продуктах питания по этикеткам продуктов.
Тема 16. ДНК человека. Наследственные заболевания – 1 час
Теория – 1 час. Изучение родословных. Передача наследственных заболеваний. Меры выявления и профилактики. Близкородственные связи.
Практика – час.
Тема 17. Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации. – 1 час
Теория – 1 час. Влияние среды, экологии, стрессов на организм человека. Различные виды мутаций. Профилактика, методы выявления, лечение различных заболеваний.
Практика – час.
Тема 18. Хронические заболевания – 1 час
Теория – 1 час. Хронические заболевания кровеносной, пищеварительной, дыхательной, выделительной систем. Симптомы, выявление, профилактика и лечение.
Практика – час.
Тема 19. Паразитарные заболевания. Профилактика – 1 час
Теория – 1 час. Малярия, сонная болезнь, аскаридоз, гельминтоз, лишай и другие паразитические заболевания. Меры профилактики, методы выявления, лечение.
Практика – час.
Тема 20. Вирусные и бактериологические заболевания. Меры профилактики. – 1 час
Теория – 1 час. Грипп, СПИД, оспа, холера, чума, дизентерия, дифтерия, ангина, ОРВИ и другие вирусные и бактериальные заболевания. Профилактика, симптомы, лечение. Прививки, все «за» и «против». Бактериофаги, антибиотики, интерферон, их состав, особенности воздействия на организм.
Практика – час.
Тема 21. Медицинские учреждения родного города – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Экскурсия в детские и взрослые медицинские учреждения города. Знакомство с особенностями работы медицинских работников, со специальностями.
Тема 22. Лекарственные и ядовитые травы – 1 час
Теория – 1 час. Разнообразие растений, их роль в жизни человека. Значение лекарственных растений. Первая помощь при ожогах травами. Правила сбора, особенности сушки, хранение лекарственных трав.
Практика – час.
Тема 23. Вредные привычки и их последствия – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Влияние спиртов и никотиновой кислоты на организм человека.
Тема 24. Оказание первой доврачебной помощи – 1 час
Практика – 1 час. Навыки оказания ПМП при переломах, вывихах и растяжениях, при отравлениях, при ожогах и обморожениях, утопающему и при удушении. при кровотечениях
Тема 25. Содержание аптечки – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Химические компоненты лекарственных препаратов , их влияние на организм человека.
Тема 26. Изучение темперамента и характера человека – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Проведение опроса, анкетирования, тестов по определению темперамента и характера человека. Как искоренить, погасить свои отрицательные качества. Умение жить в обществе. Последствия конфликтов.
Тема 27. Профильные учебные заведения с естественнонаучной направленностью – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Экскурсия в учебные заведения города, знакомство со специальностями, направлениями Медицинского колледжа, Аграрного колледжа.
Тема 28. Психологическое обследование человека – 1 час
Теория – час.
Практика – 1 час. Проведение опроса, анкетирования, тестов по определению темперамента и характера человека. Как искоренить, погасить свои отрицательные качества. Умение жить в обществе. Последствия конфликтов.
Тема 29. Защита проектов – 1 час
Теория – 1 час.
Практика – час.
4. Методическое обеспечение.
- методы обучения
Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)
Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
* формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по программе «Шаги в медицину» являются занятия в группах. Групповые занятия способствуют быстрому решению задач.
* формы организации учебного занятия
- вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
- комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
- открытый урок – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей
- конкурсы
- мастер-классы
- наблюдения;
- беседы;
- творческая мастерская;
- тренинг;
- турнир;
- фестиваль;
- защита проектов;
- лабораторное занятие.
* педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
- Технология развивающего обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективно-творческая деятельность
- Здоровьесберегающая технология
- Игровая технология
- ИКТ-технология
- Проектная деятельность
* алгоритм учебного занятия:
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть –заключительная часть.
В вводную часть входит орг. Момент (построение, поклон) и сообщение темы занятия (3-5 мин)
Подготовительная часть включает упражнения разминки для разогрева (5-7 мин)
Основная часть содержит учебно-тренировочные занятия, изучение танцевальных этюдов и композиций, и постановок, выполнение творческих заданий и импровизаций.
В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут.
5. Список литературы
Литература для педагога:
1. Богданова Б.Л, Солодова Е.А.. Биология. Справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2017г.
2. Ярыгин В.Н. Биология. Для поступающих в ВУЗМ.: Кнорус, 2017г.
3. Тейлор Д,, Грин Н., Стаут У. Биология в 3-х томах. М.: Мир, 2014г.
4. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту". Химия в школе.-2005.-№ 5
5. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. Химия в школе.-1999.- № 3.
6. Факультативный курс "Химия и пища". Химия в школе. Стройкова С.И. -2005.- № 5
7.Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
8. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля. Габриелян О. С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е., Сладков С.А. Академия 2019.
9. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО. М: Академия 2013.
Литература для обучающихся:
- Пасечник В.В. Биология 10-11 классы. Углубленный уровень. М.: Просвещение, 2019г.
- Резанова Е.И, Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. М.: Издат-школа, 2014.
- Резанов А.Г. зоология в таблицах, рисунках и схемах. М.: Издат-школа, 2014
- Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003
- 2 Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
- Химия в таблицах. 10-11 классы Учебное пособие. Зыкова Е.В., Чередник Е.А. М:Российский учебник 2017.
- Органическая химия в тестовых заданиях. Приофильный уровень. 10-11 классы . Учебное пособие. Ахметов М.А. М:Российский учебник 2017.
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
6. Календарный учебный график.
1 год обучения.
№ | Месяц | Число | Время провед. занятий | Форма занятий | Кол ч. | Тема | Место Провед. | Форма контроля. привести в соответствие с разделом програм |
1 | сент | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Введение. | к.биолог | |
2 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Виды проектной деятельности | к.биолог | ||
3 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Этапы проектной деятельности | к.биолог | ||
4 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | Как вода из простого вещества превратилась в сложное | к.химии | Входной контроль. Тест. | |
5 | окт | 1нед | 14.00 | практ. | 1 | Химические свойства воды | к.химии | |
6 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Чудодейственные и целебные свойства воды | к.химии | ||
7 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Почему снежинки шестиугольные? | к.химии | ||
8 | 4нед | 14.00 | практ. | 1 | Способы очищения воды | к.химии | ||
9 | нояб | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Круговорот воды в биосфере | к.химии | |
10 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Роль воды в организме человека | к.биолог | ||
11 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Обезвоживание организма человека, его последствия | к.биолог | ||
12 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода? | к.химии | ||
13 | дек | 1нед | 14.00 | практ. | 1 | Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток. | к.биолог | |
14 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках. | к.биолог | ||
15 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Нарушение обмена веществ организма | к.биолог | ||
16 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | Связь экологии жилища со здоровьем человека | к.химии | ||
17 | янв | 1нед | 14.00 | практ. | 1 | Строительные и отделочные материалы | к.химии | |
18 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Лаки, краски, мебель | к.химии | ||
19 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Моющие средства | к.химии | ||
20 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | Фауна квартиры. Флора квартиры | к.химии | ||
21 | фев | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Пыль | к.химии | |
22 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Игра «Золото нации. 1 тур» | к.химии | Промежуточный контроль. | |
23 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Состав воздуха | к.химии | ||
24 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | «Запах свежести», или пример того, как количество переходит в качество | к.химии | ||
25 | мар | 1нед | 14.00 | практ. | 1 | Индикаторы чистоты воздуха - лишайники | пришк.уч | |
26 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Индикаторы кислотности почвы – хвощи. | к.биолог | ||
27 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Необычные соединения | к.химии | ||
4нед | 14.00 | теория | 1 | Самый первый и самый удивительный двуликий элемент | к.химии | |||
28 | апр | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Многоликий углерод | к.химии | |
29 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Что едят растения и причём тут химия | к.химии | ||
30 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Будьте здоровы! или как химия сохраняет здоровье. | к.химии | ||
31 | 4нед | 14.00 | практ. | 1 | Красота и здоровье. Знакомство с косметическими средствами | к.химии | ||
32 | май | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Химия и наследственность. Супер-человек (миф или реальность) | к.химии | |
33 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Чудо из плесени. Химия и грибы | к.биолог | ||
34 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Зачет. Игра «Золото нации. 2 тур» | к.химии | Итоговый контроль. | |
35 | Резерв |
2 год обучения.
№ | Месяц | Число | Время провед. занятий | Форма занятий | Кол ч. | Тема | Место Провед. | Форма контроля. привести в соответствие с разделом програм |
1 | сент | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Введение. | к.химии | |
2 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Темы проектов | к.химии | ||
3 | 3-4нед | 14.00 | Теория И практ. | 2 | Сладкие и несладкие углеводы | к.химии | Входной контроль. Тест | |
4 | окт | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Сахарный и несахарный диабеты. | к.химии | |
5 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Выявление углеводов и жиров в продуктах питания | к.химии | ||
6 | 3-4нед | 14.00 | Теория и практ. | 2 | Жир. Польза и вред! | к.химии | ||
7 | нояб | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Основные компоненты пищи. Белки. | к.химии | |
8 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Роль белков в организме человека | к.биолог | ||
9 | 3-4нед | 14.00 | теория | 2 | Гормональные заболевания | к.биолог | ||
10 | дек | 1нед | 14.00 | Теория и практ. | 1 | Исследование продуктов на содержание углеводов, жиров и белков | к.биолог | |
11 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Расчет килокалорий | к.биолог | ||
12 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Правильное питание | к.биолог | ||
13 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | Роль витаминов | к.биолог | ||
14 | янв | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Ожирение и анорексия. | к.биолог | |
15 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | ГМО в продуктах | к.биолог | ||
16 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | ДНК человека. Наследственные заболевания | к.биолог | Промежуточный контроль.Предзащита проекта | |
17 | 4нед | 14.00 | теория | 1 | Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации. | к.биолог | ||
18 | фев | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Хронические заболевания | к.биолог | |
19 | 2нед | 14.00 | теория | 1 | Паразитарные заболевания. Профилактика | к.биолог | ||
20 | 3нед | 14.00 | теория | 1 | Вирусные и бактериологические заболевания. Меры профилактики. | к.биолог | ||
21 | 4нед | 14.00 | практ. | 1 | Медицинские учреждения родного города | ЦРБ | ||
22 | мар | 1нед | 14.00 | теория | 1 | Лекарственные и ядовитые травы | к.химии | |
23 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Вредные привычки и их последствия | к.химии | ||
24 | апр | 3нед- 1нед | 14.00 | теория и практ. | 3 | Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах и растяжениях, при отравлениях, при ожогах и обморожениях, утопающему и при удушении. при кровотечениях | к.биолог | |
25 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Содержание аптечки | к.химии | ||
26 | 3нед | 14.00 | практ. | 1 | Изучение темперамента и характера человека | к.биолог | ||
27 | 4нед | 14.00 | практ. | 1 | Профильные учебные заведения с естественнонаучной направленностью. | Медучи-лище, аграрн. колледж | ||
май | 1нед | 14.00 | практ. | 1 | Психологическое обследование человека | к.биолог | ||
28 | 2нед | 14.00 | практ. | 1 | Защита проектов | к.химии | Итоговый контроль. Игра «Что? Где? Когда?» | |
29 | 3нед | 14.00 | практ. | 1 | Защита проектов | к.химии | ||
34 | 1 | Резерв |
Приложение 1
Возрастное психологическое развитие детей.
В отечественной психологии наиболее обоснованной и принятой в практике является периодизация психического развития ребенка по Д.Б.Эльконину. Периоды психического развития выделяются на основе существенных особенностей этого развития, а именно, используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и возрастные новообразования, формирующиеся в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастных периодов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
Выделяются следующие возрастные этапы развития ребенка:
- период младенчества (первый год жизни);
- ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
- младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
- подростковый возраст (от 11 до 15 лет)
- старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).
Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко).
Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.
Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение).
Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению.
Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе, профессиональные.
В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии, появляются романтические чувства – юношеская любовь. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.
Приложение 2
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного образования «Шаги в медицину»
Цель:
- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы , повышения успеваемости обучающихся.
- обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
- Контроль качества образования;
- Подбор эффективных методов обучения;
- Выявление результатов педагогического процесса;
- Получение сведений о личности обучающихся;
- Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
- Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль | Дата проведения: Сентябрь |
Промежуточный контроль | Дата проведения: Декабрь |
Итоговый контроль | Дата проведения: Май |
С целью проверки эффективности развития личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.
Исходя из структуры творческих и индивидуальных способностей обучающихся были выделены следующие параметры:
- Универсальные учебные действия;
- Подготовка по предмету.
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;
- Работоспособность- усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:
- Ориентировка в пространстве и группе – умение верно определять положения объектов и предметов относительно друг друга, выбирать цель, выстраивать маршрут.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
- Знание комплекса упражнений для развития гибкости и подвижности - уверенное выполнение необходимых упражнений .
-Координация движений - умение хорошо запоминать и координировать движения, что зависит от работы вестибулярного аппарата и группового взаимодействия мышц, которое обеспечивает устойчивость тела .
-Степень развития способностей: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты вокального интонирования, широты певческого диапазона, чёткости и выразительности вокально-речевой артикуляции – наличие умений и навыков при исполнении музыкальных произведений;
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
- наблюдение,
- опрос,
- беседа,
- диагностика,
- обобщение педагогического опыта,
- опытная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"
Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...

Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Рабочая программа учебного курса "Основы физиологии и медицины"
Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса
Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Программа элективного курса "Первые шаги в медицину"
Данная программа является элективным курсом по профессиональному самоопределению в области медицины и рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Курс знакомит учащихся с ...