Программа факультативного курса в рамках УМК «ШАГИ В МЕДИЦИНУ»
методическая разработка по химии (10 класс)

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества, формирование здорового образа жизни. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учетом личностных качеств учащихся, с учетом их творческих способностей, включая игровые упражнения, проектную и исследовательскую деятельность.

1.3 Цель.

Цель: создание условий для творческого развития личности различными средствами, развитие мотивации к познанию и творчеству.

Задачи:

Обучающие

  • Обучить учащихся находить нужную информацию.
  • Научить правильно и в полной мере использовать информацию.
  • Вызвать интерес к предметам естественнонаучного цикла.
  • Дать дополнительные знания в области медицины, гигиены.

Развивающие

  • Развить интерес к данному предмету
  • Сформировать мировоззрение.
  • Дать навыки проектирования.
  • Расширить кругозор в области химии и биологии.

Воспитательные

  • Воспитать здоровый образ жизни
  • Сформировать активную жизненную позицию
  • Привить любовь к окружающему миру
  • Сформировать  такие качества, как трудолюбие, усердие, старание.

1.4  Отличительные особенности

Отличительными особенностями программы «Шаги в медицину» заключаются в том, что она учитывает интересы учащихся; процесс освоения позволяет осмысленно выбрать профессию; имеет ряд особенностей творческого характера.

1.5 Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 15-17 лет

1.6 Объем и срок освоения

Программа «Шаги в медицину» имеет объем 70 часов. Срок освоения программы 2 года. (35 часов в год).

1.7    Форма обучения – очная

1.8 Особенности организации образовательного процесса

Особенностями организации образовательного процесса являются:

* ориентирована на индивидуально-личностный подход к учащимся

1.9 Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 35 часов в год. За два года обучения – 70 часов.

1.10 Планируемые результаты.

  • Поиск нужной информации и правильное ее использование.
  • Повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла.
  • Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
  • Сформировать активную жизненную позицию
  • Любовь к окружающему миру

1.11 Формы аттестации

  • Устный опрос, беседа
  • Контрольные вопросы, решение тестов, задач
  • Наблюдение, эксперименты
  • Участие в научных конференциях
  • Защита проектов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shagi_konkurs.docx95.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

140400, Московская обл., г.о.Коломна, ул.Шилова, д.5

Рассмотрено на заседании педагогического совета

от «31» августа 2020 г.

Протокол №   1

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №14

______________ \Е.В.Филимонов\

«___» _________________ 2020 г.

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ШАГИ В МЕДИЦИНУ»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся 15-17 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

учитель химии в.к.к.

Мартынова Е.Ю

г.о.Коломна, 2020г.

1.   Пояснительная записка

Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2.        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3.        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4.        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5.        Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6.        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7.        О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной    /1/    политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8.        Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9.        Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10.        Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825   13 в/07).

11. Устав МБОУ СОШ №14.

1.1 Направленность.

Направленность данной программы – естественнонаучная.

1.2 Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества, формирование здорового образа жизни. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учетом личностных качеств учащихся, с учетом их творческих способностей, включая игровые упражнения, проектную и исследовательскую деятельность.

1.3 Цель.

Цель: создание условий для творческого развития личности различными средствами, развитие мотивации к познанию и творчеству.

Задачи:

Обучающие

  • Обучить учащихся находить нужную информацию.
  • Научить правильно и в полной мере использовать информацию.
  • Вызвать интерес к предметам естественнонаучного цикла.
  • Дать дополнительные знания в области медицины, гигиены.

Развивающие

  • Развить интерес к данному предмету
  • Сформировать мировоззрение.
  • Дать навыки проектирования.
  • Расширить кругозор в области химии и биологии.

Воспитательные

  • Воспитать здоровый образ жизни
  • Сформировать активную жизненную позицию
  • Привить любовь к окружающему миру
  • Сформировать  такие качества, как трудолюбие, усердие, старание.

1.4  Отличительные особенности

Отличительными особенностями программы «Шаги в медицину» заключаются в том, что она учитывает интересы учащихся; процесс освоения позволяет осмысленно выбрать профессию; имеет ряд особенностей творческого характера.

1.5 Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 15-17 лет

1.6 Объем и срок освоения

Программа «Шаги в медицину» имеет объем 70 часов. Срок освоения программы 2 года. (35 часов в год).

1.7    Форма обучения – очная

1.8 Особенности организации образовательного процесса

Особенностями организации образовательного процесса являются:

* ориентирована на индивидуально-личностный подход к учащимся

1.9 Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 35 часов в год. За два года обучения – 70 часов.

1.10 Планируемые результаты.

  • Поиск нужной информации и правильное ее использование.
  • Повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла.
  • Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
  • Сформировать активную жизненную позицию
  • Любовь к окружающему миру

1.11 Формы аттестации

  • Устный опрос, беседа
  • Контрольные вопросы, решение тестов, задач
  • Наблюдение, эксперименты
  • Участие в научных конференциях
  • Защита проектов

1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг). (Приложение 2)

1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Защита проектов

Познавательные и развивающие игры

Открытое занятие

Участие в конференциях

Участие в научно-исследовательских проектах

Творческая работа

1.14 Материально-техническое обеспечение

Кабинета биологии, химии, актовый зал. Лабораторное оборудование по химии и биологии. Проектор, компьютер, аудио и видео техника.

1.15 Информационное обеспечение

                     Интернет источники :

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября

https:// kolomna-sch14.edumsko.ru/- сайт МБОУ СОШ №14

http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области

https://infourok.ru – сайт для организаторов

1.16.  Кадровое обеспечение – учитель биологии в.к.к. Шувалова С.В. и учитель химии в.к.к. Мартынова Е.Ю.

2. Учебный план

Задачи обучения.

- Дать всем детям первоначальную медицинскую подготовку, выявить их склонности и способности.

- Способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребенка.

- Привить интерес к занятиям, любовь к предметам естественнонаучного цикла

- Гармоническое развитие таланта и творческих способностей, памяти и внимания.

- Дать представление о медицинской грамотности

- Воспитать культуры поведения и общения.

-  Воспитать  умение  работать в коллективе.

- Развить психические и  познавательные  процессы: память, внимание, мышление, воображение

1 год обучения

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации\

контроля

всего

теория

практика

1

Введение.

1

1

Проектно-исследовательская деятельность - 2

2

Виды проектной деятельности

1

1

3

Этапы проектной деятельности

1

1

Химический состав веществ. Неорганические вещества - 27

4

 Как вода из простого вещества превратилась в сложное

1

1

Входной контроль.

Тест.

5

Химические свойства воды

1

1

6

Чудодейственные и целебные свойства воды

1

1

7

Почему снежинки шестиугольные?

1

1

8

Способы очищения воды

1

1

9

Круговорот воды в биосфере

1

1

10

Роль воды в организме человека

1

1

11

Обезвоживание организма человека, его последствия

1

1

12

Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода?

1

1

13

Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток.

1

1

14

Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках.

1

1

15

Нарушение обмена веществ организма

1

1

16

Связь экологии жилища со здоровьем человека

1

1

17

Строительные и отделочные материалы

1

1

18

Лаки, краски, мебель

1

1

19

Моющие средства

1

1

20

Фауна квартиры. Флора квартиры

1

1

21

Пыль

1

1

22

Игра «Золото нации. 1 тур»

1

1

Промежуточ-ный контроль.

23

Состав воздуха

1

1

24

«Запах свежести», или пример того, как количество переходит в качество

1

1

25

Индикаторы чистоты воздуха - лишайники

1

1

26

Индикаторы кислотности почвы – хвощи.

1

1

27

Необычные соединения

1

1

Самый первый и самый удивительный двуликий элемент

1

1

28

Многоликий углерод

1

1

29

Что едят растения и причём тут химия

1

1

30

Будьте здоровы! или как химия сохраняет здоровье.

1

1

31

Красота и здоровье. Знакомство с косметическими средствами

1

1

32

Химия и наследственность. Супер-человек (миф или реальность)

1

1

33

Чудо из плесени. Химия и грибы

1

1

34

Зачет. Игра «Золото нации 2 тур»

1

1

Итоговый контроль.

35

Резервное время

1

Всего часов

35

3. Содержание учебного плана.

Тема 1. Введение – 1 час.

Теория – 1 час. Вводное занятие. Цели, задачи, план работы на год. Правила техники безопасности. Знакомство с инструкциями при работе с лабораторным оборудованием, во время проведения экскурсий, во время работы с нагревательными приборами, правила пользования с огнетушителем.

Практика –  час.

Тема 2. Проектно-исследовательская деятельность – 1 час.

Теория – 1 час. Цели, задачи, планирование проектной деятельности. Исследовательские проекты. Выбор темы. Примеры проектов.

Практика – час.

Тема 3. Этапы работы – 1 час.

Теория – 1 час. Выбор темы. Этапы работы. Примеры проектов.

Практика – час.

Тема 4. Как вода из простого вещества превратилась в сложное – 1 час.

Теория – 1 час. Быль о многовековой истории воды, о древних философах Платоне и Аристотеле, а также о выдающемся французском химике Антуане Лавуазье и его коллеге Пьере Лапласе

Практика – час.

Тема 5. Химические свойства воды – 1 час.

Теория – час.

Практика – 1 час. Демонстрация химических опытов, раскрывающих химические свойства воды. 

Тема 6. Чудодейственные и целебные свойства воды – 1 час.

Теория – 1 час. Акватерапия – медицина ⅩⅩⅠ века. Обсуждение рекомендаций доктора медицины Ф. Батмангхелидж

Практика – час.

Тема 7. Почему снежинки шестиугольные? – 1 час.

Теория – 1 час. Анализ структуры кристаллической воды - льда

Практика – час.

Тема 8. Способы очищения воды – 1 час.

Теория –  час.

Практика – 1 час. Различные варианты получения гарантированного высокого качества питьевой воды из разнообразных источников

Тема 9. Круговорот воды в биосфере – 1 час.

Теория – 1 час. Диспут о том, что вода является участницей всех процессов жизне-деятельности

Практика – час.

Тема 10. Роль воды в организме человека – 1 час.

Теория – 1 час. Вода – источник жизни. Транспортная роль воды. Внутренняя среда человека, процентное содержание воды. Вода - растворитель.

Практика – час.

Тема 11. Обезвоживание организма человека, его последствия – 1 час.

Теория – 1 час. Нарушение обмена веществ. Водно-солевой баланс. Роль воды, ее свойства.

Практика – час.

Тема 12. Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода? – 1 час.

Теория – 1 час.

Практика – час.

Тема 13. Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток. – 1 час.

Теория – час.

Практика – 1 час. Проведение лабораторной работы «Плазмолиз и деплазмолиз в кожице чешуи лука». Сравнение величины кусочков картофеля и мяса до помещения в соленый раствор и после.

Тема 14. Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках – 1 час.

Теория – 1 час. Изучение работы калий-натриевого насоса. Значение хлора, кальция, железа. Заболевания при избытке и недостатки данных веществ в организме человека. Изучение анализов крови и мочи. Нормы гемоглобина. Причины анемии.

Практика – час.

Тема 15. Нарушение обмена веществ организма – 1 час.

Теория – 1 час. Роль макро, микро и ультрамикроэлементов в органических веществах. Заболевания при их избытке  и недостатке. Причины, профилактика и исследования количества данных веществ. Продукты, содержащие данные макроэлементы.

Практика – час.

Тема 16. Связь экологии жилища со здоровьем человека – 1 час.

Теория – 1 час. Экологические дебаты о том, что здоровье человека в основном формируется в месте проживания, где он проводит большую часть жизни

Практика – час.

Тема 17. Строительные и отделочные материалы

Теория – час.

Практика –1 час. Исследовательская работа, цель которой: изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, а так же вопросы грамотного и взвешенного их выбора

Тема 18. Лаки, краски, мебель – 1 час.

Теория – час.

Практика – 1час. Изучить опытным путем химический состав наиболее часто используемых лакокрасочных материалов, их токсичность и влияние на живой организм

Тема 19. Моющие средства – 1 час.

Теория – 1 час. Исследовательская работа, цель которой:  изучить состав чистящих и моющих средств, их влияние на здоровье человека, правила использования, альтернативную замену на безопасные народные средства.

Практика – час.

Тема 20. Фауна квартиры. Флора квартиры – 1 час

Теория – 1 час. Исследовательская работа, цель которой:   выявить полную фауну жилища, ее влияние на здоровье человека, рассмотреть проблемы безопасной борьбы с вредными бытовыми животными.

Практика – час.

Тема 21. Пыль – 1 час

Теория – 1 час. Исследовательская работа, цель которой: изучить состав пыли, причины появления и способы борьбы.

Практика – час.

Тема 22. Игра «Золото нации. 1 тур» – 1 час

Теория – 1 час. Проведение игры, во время которой у учащихся проверяются и  закрепляются знания, полученных на занятиях.

Практика – час.

Тема 23. Состав воздуха – 1 час

Теория – 1 час. Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород.
Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород?

Практика – час.

Тема 24. «Запах свежести», или пример того, как количество переходит в качество – 1 час

Теория – 1 час. Озон-аллотропная модификация кислорода. Озоновый слой. Его значение для жизни на земле. Свойства и применение озона на Земле.

Практика – час.

Тема 25. Индикаторы чистоты воздуха - лишайники

Теория –  час.

Практика – 1 час. Проведение экскурсии по городу с целью исследования его на наличие лишайников. Кроме этого можно использовать дозиметр, шумомер.

Тема 26. Индикаторы кислотности почвы – хвощи – 1 час

Теория – 1 час. Наблюдение за почвой в садах и огородах. Исследование ее на наличие хвощей. Борьба с сорняком. Улучшение состава почвы.

Практика – час.

Тема 27. Необычные соединения – 1 час

Теория – 1 час. Металлы жидкости, металл -газ.  Качественные реакции на катионы металлов Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов

Практика – час.

Тема 28. Самый первый и самый удивительный двуликий элемент – 1 час

Теория – 1 час. Положение в периодической таблице,распространённость в природе и  в космосе,свойства и применение водорода.

Практика – час.

Тема 29. Многоликий углерод – 1 час

Теория – 1 час. Понятие об аллотропных модификациях углерода. Строении его атома, уникальных возможностях ,органических и неорганических соединения углерода.

Практика – час.

Тема 29. Что едят растения, и причём тут химия – 1 час

Теория – 1 час. Понятие об удобрениях , их классификации и значение питательных элементов для роста и развития растений.

Практика – час.

Тема 30. Будьте здоровы! или как химия сохраняет здоровье. – 1 час

Теория – 1 час. Понятие о лекарствах, их составе и биохимическом действии на организм человека. Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Понятие о витаминах и ферментах

Практика – час.

Тема 31. Красота и здоровье. Знакомство с косметическими средствами – 1 час

Теория – час.

Практика – 1 час. Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Тема 32. Химия и наследственность. Супер-человек – 1 час

Теория – 1 час. Представление о нуклеиновых кислотах и их роль в передаче наследственной информации.

Практика – час.

Тема 33. Чудо из плесени. Химия и грибы – 1 час

Теория – час.

Практика – 1час. Исследование и выращивание дрожжевых грибов. Мукор выращиваем и рассматриваем под микроскопом. История открытия пенициллина, его роль.

Тема 34. Зачет. Игра «Золото нации. 2 тур» – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1 час. Проведение второго тура игры с целью проверки и закрепления знаний, а также расширение кругозора учащихся.

Тема 35. Резервное время – 1 час

2 год обучения

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации\

контроля

всего

теория

практика

1

Введение – 1 час

1

1

Проектно-исследовательская деятельность – 1 час

2

Темы проектов

1

1

Химический состав веществ. Органические вещества - 17

3

Сладкие и несладкие углеводы

2

1

1

Входной контроль.

Тест

4

Сахарный и несахарный диабеты.

1

1

5

Выявление углеводов и жиров в продуктах питания

1

1

6

 Жир. Польза и вред!

2

1

1

7

Основные компоненты пищи. Белки.

1

1

8

Роль белков в организме человека

1

1

9

Гормональные заболевания

1

1

10

Исследование продуктов на содержание углеводов, жиров и белков

2

1

1

11

Расчет килокалорий

1

1

12

Правильное питание

1

1

13

Роль витаминов

1

1

14

Ожирение и анорексия.

1

1

15

ГМО в продуктах

1

1

16

ДНК человека. Наследственные заболевания

1

1

Промежуточ-ный контроль.

Предзащита проекта

Человек и его Здоровье – 16

17

Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации.

1

1

18

Хронические заболевания

1

1

19

Паразитарные заболевания. Профилактика

1

1

20

Вирусные и бактериологические заболевания. Меры профилактики.

1

1

21

Медицинские учреждения родного города

1

1

22

Лекарственные и ядовитые травы

1

1

23

Вредные привычки и их последствия

1

1

24

Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах и растяжениях, при отравлениях, при ожогах и обморожениях, утопающему и при удушении. при кровотечениях

3

1

2

25

Содержание аптечки

1

1

26

Изучение темперамента и характера человека

1

1

27

Профильные учебные заведения  с естественнонаучной направленностью.

1

1

28

Психологическое обследование человека

1

1

29

Защита проектов

1

1

Итоговый контроль.  Защита проектов

Всего часов

34

1

3. Содержание учебного плана.

Тема 1. Введение – 1 час.

Теория – 1 час. Вводное занятие. Цели, задачи, план работы на год. Правила техники безопасности. Знакомство с инструкциями при работе с лабораторным оборудование, во время проведения экскурсий, работа с нагревательными приборами, правила пользования с огнетушителем.

Практика – 1 час.

Тема 2. Проектно-исследовательская деятельность – 1 час

Теория – 1 час. Выбор темы проекта. Исследовательские проекты. Демонстрация готовых проектов.

Практика – час.

Тема 3. Сладкие и несладкие углеводы – 2 час

Теория – 1 час. Представление о нуклеиновых кислотах и их роль в передаче наследственной информации.

Практика – 1 час. Качественные  реакции на углеводы.

Тема 4. Сахарный и несахарный диабеты. – 1 час

Теория – 1 час. Причины, признаки, меры профилактики. Режим питания для больных. Глюкометры, их принцип работы. Помощь больным диабетом.        

Практика – час.

Тема 5. Выявление углеводов и жиров в продуктах питания – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1час. Лабораторная работа. Йодная проба на колбасе, твороге, картофеле. Выявление жиров в продуктах питания при помощи бумаги.

Тема 6. Жир. Польза и вред! – 2 час

Теория – 1 час. Какие продукты питания содержат жиры?  Значение и применение жиров ( не только в пище) . Польза жиров в питании человека.

Практика – 1 час. Исследование жиров . Мыловарение в домашних условиях.

Тема 7. Основные компоненты пищи. Белки. – 1 час

Теория – 1 час. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.

Практика – час.

Тема 8. Роль белков в организме человека.  – 1 час

Теория – час.

Практика – 1 час. Белки волос, ногтей, кожи, мышц, костей, молока, гормонов, ферментов, мембран клеток, крови. Последствия недостатка белков.

Тема 9. Гормональные заболевания  – 1 час

Теория – 1 час. Причины и признаки гормональных заболеваний. Базедова болезнь, микседема, сахарный диабет, карликовость, гигантизм, акромегалия, кретинизм,

Практика – час.

Тема 10. Исследование продуктов на содержание углеводов, жиров и белков – 2 час

Теория –  1 час.

Практика – 1 час. Экскурсия в продуктовый супермаркет. Исследование продуктов на наибольшее содержание углеводов, белков, жиров.

Тема 11. Расчет килокалорий – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1 час. Практическая работа. Подсчет набранных килокалорий за сутки. Расчет затрат энергии за сутки. Сравнение результатов. Выводы о переизбытке или о недостатке энергии.

Тема 12. Правильное питание – 1 час

Теория – час.

Практика – 1 час. Суточный рацион человека, нормы питания. Необходимое количество углеводов, белков и жиров в сутки для человека.

Тема 13. Роль витаминов. – 1 час

Теория – 1 час. Роль витаминов. Гипо- и гипервитаминозы. Заболевания при избытке и недостатки витаминов. Их содержание в продуктах питания. Дети севера, их проблемы со здоровьем.

Практика –  час.

Тема 14. Ожирение и анорексия – 1 час

Теория – 1 час. Изучение проблемы ожирения, ее причины. Меры борьбы с ожирением. Анорексия, ее причины, последствия, возможность летального исхода.

Практика – час.

Тема 15. ГМО в продуктах – 1 час

Теория – час.

Практика – 1 час. Практическая работа на выявление ГМО в продуктах питания по этикеткам продуктов.

Тема 16. ДНК человека. Наследственные заболевания – 1 час

Теория – 1 час. Изучение родословных. Передача наследственных заболеваний. Меры выявления и профилактики. Близкородственные связи.

Практика – час.

Тема 17. Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации. – 1 час

Теория – 1 час. Влияние среды, экологии, стрессов на организм человека. Различные виды мутаций. Профилактика, методы выявления, лечение различных заболеваний.

Практика – час.

Тема 18. Хронические заболевания  – 1 час

Теория – 1 час. Хронические заболевания кровеносной, пищеварительной, дыхательной, выделительной систем. Симптомы, выявление, профилактика и лечение.

Практика – час.

Тема 19. Паразитарные заболевания. Профилактика  – 1 час

Теория – 1 час. Малярия, сонная болезнь, аскаридоз, гельминтоз, лишай и другие паразитические заболевания. Меры профилактики, методы выявления, лечение.

Практика – час.

Тема 20. Вирусные и бактериологические заболевания. Меры профилактики. – 1 час

Теория – 1 час. Грипп, СПИД, оспа, холера, чума, дизентерия, дифтерия, ангина, ОРВИ и другие вирусные и бактериальные заболевания. Профилактика, симптомы, лечение. Прививки, все «за» и «против». Бактериофаги, антибиотики, интерферон, их состав, особенности воздействия на организм.

Практика – час.

Тема 21. Медицинские учреждения родного города – 1 час

Теория – час.

Практика – 1 час. Экскурсия в детские и взрослые медицинские учреждения города. Знакомство с особенностями работы медицинских работников, со специальностями.

Тема 22. Лекарственные и ядовитые травы – 1 час

Теория – 1 час. Разнообразие растений, их роль в жизни человека. Значение лекарственных растений. Первая помощь при ожогах травами. Правила сбора, особенности сушки, хранение лекарственных трав.

Практика – час.

Тема 23. Вредные привычки и их последствия – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1 час. Влияние спиртов  и никотиновой кислоты на организм человека.

Тема 24. Оказание первой доврачебной помощи – 1 час

Практика – 1 час. Навыки оказания ПМП при переломах, вывихах и растяжениях, при отравлениях, при ожогах и обморожениях, утопающему и при удушении. при кровотечениях

Тема 25. Содержание аптечки – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1 час. Химические компоненты лекарственных препаратов , их влияние на организм человека.

Тема 26. Изучение темперамента и характера человека – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1 час. Проведение опроса, анкетирования, тестов по определению темперамента и характера человека. Как искоренить, погасить свои отрицательные качества. Умение жить в обществе. Последствия конфликтов.

Тема 27. Профильные учебные заведения  с естественнонаучной направленностью – 1 час

Теория –  час.

Практика – 1 час. Экскурсия в учебные заведения города, знакомство со специальностями, направлениями Медицинского колледжа, Аграрного колледжа.

Тема 28. Психологическое обследование человека – 1 час

Теория – час.

Практика – 1 час. Проведение опроса, анкетирования, тестов по определению темперамента и характера человека. Как искоренить, погасить свои отрицательные качества. Умение жить в обществе. Последствия конфликтов.

Тема 29. Защита проектов – 1 час

Теория – 1 час.

Практика – час.

4. Методическое обеспечение.

  • методы обучения

Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.

Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных  спектаклей)

        Методы воспитания:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.

* формы организации образовательного процесса

Формой организации образовательного процесса по программе    «Шаги в медицину» являются занятия в группах. Групповые занятия способствуют быстрому решению задач. 

* формы организации учебного занятия

  • вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
  • комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
  • открытый урок – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей
  • конкурсы
  • мастер-классы
  • наблюдения;
  • беседы;
  • творческая мастерская;
  • тренинг;
  • турнир;
  • фестиваль;
  • защита проектов;
  • лабораторное занятие.

* педагогические технологии

Программа предполагает применение следующих технологий:  

  • Технология развивающего обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Коллективно-творческая деятельность
  • Здоровьесберегающая технология
  • Игровая технология
  • ИКТ-технология
  • Проектная деятельность

* алгоритм учебного занятия:

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :

Вводная часть - подготовительная часть – основная часть –заключительная часть.

В вводную часть входит орг. Момент (построение, поклон) и сообщение темы занятия (3-5 мин)

Подготовительная часть включает упражнения разминки для разогрева (5-7 мин)

Основная часть содержит учебно-тренировочные занятия, изучение танцевальных этюдов и композиций, и постановок, выполнение творческих заданий и импровизаций.

В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут.

                                                5. Список литературы

Литература для педагога:

1. Богданова Б.Л, Солодова Е.А.. Биология. Справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2017г.

2. Ярыгин В.Н. Биология. Для поступающих в ВУЗМ.: Кнорус, 2017г.

3. Тейлор Д,, Грин Н., Стаут У. Биология в 3-х томах. М.: Мир, 2014г.

4. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту". Химия в школе.-2005.-№ 5

5. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. Химия в школе.-1999.- № 3.

6. Факультативный курс "Химия и пища". Химия в школе. Стройкова С.И. -2005.- № 5

7.Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами.  Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

8. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля. Габриелян О. С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е., Сладков С.А. Академия 2019.

9. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО. М: Академия 2013.

Литература для обучающихся:

  1. Пасечник В.В. Биология 10-11 классы. Углубленный уровень. М.: Просвещение, 2019г.
  2.   Резанова Е.И, Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. М.: Издат-школа, 2014.
  3. Резанов А.Г. зоология в таблицах, рисунках и схемах. М.: Издат-школа, 2014
  4. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003
  5. 2 Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
  6. Химия в таблицах. 10-11 классы Учебное пособие. Зыкова Е.В., Чередник Е.А.   М:Российский учебник 2017.  
  7. Органическая химия в тестовых заданиях. Приофильный уровень. 10-11 классы . Учебное пособие. Ахметов М.А.   М:Российский учебник 2017.                

Интернет-ресурсы

www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).

www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

6. Календарный учебный график.

1 год обучения.

Месяц

Число

Время

провед.

занятий

Форма

занятий

Кол

ч.

Тема

Место

Провед.

Форма контроля.

привести в соответствие с разделом програм

1

сент

1нед

14.00

теория

1

Введение.

к.биолог

2

2нед

14.00

теория

1

Виды проектной деятельности

к.биолог

3

3нед

14.00

теория

1

Этапы проектной деятельности

к.биолог

4

4нед

14.00

теория

1

 Как вода из простого вещества превратилась в сложное

к.химии

Входной контроль.

Тест.

5

окт

1нед

14.00

практ.

1

Химические свойства воды

к.химии

6

2нед

14.00

теория

1

Чудодейственные и целебные свойства воды

к.химии

7

3нед

14.00

теория

1

Почему снежинки шестиугольные?

к.химии

8

4нед

14.00

практ.

1

Способы очищения воды

к.химии

9

нояб

1нед

14.00

теория

1

Круговорот воды в биосфере

к.химии

10

2нед

14.00

теория

1

Роль воды в организме человека

к.биолог

11

3нед

14.00

теория

1

Обезвоживание организма человека, его последствия

к.биолог

12

4нед

14.00

теория

1

Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода?

к.химии

13

дек

1нед

14.00

практ.

1

Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток.

к.биолог

14

2нед

14.00

теория

1

Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках.

к.биолог

15

3нед

14.00

теория

1

Нарушение обмена веществ организма

к.биолог

16

4нед

14.00

теория

1

Связь экологии жилища со здоровьем человека

к.химии

17

янв

1нед

14.00

практ.

1

Строительные и отделочные материалы

к.химии

18

2нед

14.00

теория

1

Лаки, краски, мебель

к.химии

19

3нед

14.00

теория

1

Моющие средства

к.химии

20

4нед

14.00

теория

1

Фауна квартиры. Флора квартиры

к.химии

21

фев

1нед

14.00

теория

1

Пыль

к.химии

22

2нед

14.00

теория

1

Игра «Золото нации. 1 тур»

к.химии

Промежуточный контроль.

23

3нед

14.00

теория

1

Состав воздуха

к.химии

24

4нед

14.00

теория

1

«Запах свежести», или пример того, как количество переходит в качество

к.химии

25

мар

1нед

14.00

практ.

1

Индикаторы чистоты воздуха - лишайники

пришк.уч

26

2нед

14.00

теория

1

Индикаторы кислотности почвы – хвощи.

к.биолог

27

3нед

14.00

теория

1

Необычные соединения

к.химии

4нед

14.00

теория

1

Самый первый и самый удивительный двуликий элемент

к.химии

28

апр

1нед

14.00

теория

1

Многоликий углерод

к.химии

29

2нед

14.00

теория

1

Что едят растения и причём тут химия

к.химии

30

3нед

14.00

теория

1

Будьте здоровы! или как химия сохраняет здоровье.

к.химии

31

4нед

14.00

практ.

1

Красота и здоровье. Знакомство с косметическими средствами

к.химии

32

май

1нед

14.00

теория

1

Химия и наследственность. Супер-человек (миф или реальность)

к.химии

33

2нед

14.00

практ.

1

Чудо из плесени. Химия и грибы

к.биолог

34

3нед

14.00

теория

1

Зачет. Игра «Золото нации. 2 тур»

к.химии

Итоговый контроль.

35

Резерв

2 год обучения.

Месяц

Число

Время

провед.

занятий

Форма

занятий

Кол

ч.

Тема

Место

Провед.

Форма контроля.

привести в соответствие с разделом програм

1

сент

1нед

14.00

теория

1

Введение.

к.химии

2

2нед

14.00

теория

1

Темы проектов

к.химии

3

3-4нед

14.00

Теория

И практ.

2

Сладкие и несладкие углеводы

к.химии

Входной контроль.

Тест

4

окт

1нед

14.00

теория

1

Сахарный и несахарный диабеты.

к.химии

5

2нед

14.00

практ.

1

Выявление углеводов и жиров в продуктах питания

к.химии

6

3-4нед

14.00

Теория и практ.

2

 Жир. Польза и вред!

к.химии

7

нояб

1нед

14.00

теория

1

Основные компоненты пищи. Белки.

к.химии

8

2нед

14.00

практ.

1

Роль белков в организме человека

к.биолог

9

3-4нед

14.00

теория

2

Гормональные заболевания

к.биолог

10

дек

1нед

14.00

Теория и практ.

1

Исследование продуктов на содержание углеводов, жиров и белков

к.биолог

11

2нед

14.00

практ.

1

Расчет килокалорий

к.биолог

12

3нед

14.00

теория

1

Правильное питание

к.биолог

13

4нед

14.00

теория

1

Роль витаминов

к.биолог

14

янв

1нед

14.00

теория

1

Ожирение и анорексия.

к.биолог

15

2нед

14.00

практ.

1

ГМО в продуктах

к.биолог

16

3нед

14.00

теория

1

ДНК человека. Наследственные заболевания

к.биолог

Промежуточный контроль.Предзащита проекта

17

4нед

14.00

теория

1

Изменчивость наследственная и ненаследственная. Мутации.

к.биолог

18

фев

1нед

14.00

теория

1

Хронические заболевания

к.биолог

19

2нед

14.00

теория

1

Паразитарные заболевания. Профилактика

к.биолог

20

3нед

14.00

теория

1

Вирусные и бактериологические заболевания. Меры профилактики.

к.биолог

21

4нед

14.00

практ.

1

Медицинские учреждения родного города

ЦРБ

22

мар

1нед

14.00

теория

1

Лекарственные и ядовитые травы

к.химии

23

2нед

14.00

практ.

1

Вредные привычки и их последствия

к.химии

24

апр

3нед-

1нед

14.00

теория

и

практ.

3

Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах и растяжениях, при отравлениях, при ожогах и обморожениях, утопающему и при удушении. при кровотечениях

к.биолог

25

2нед

14.00

практ.

1

Содержание аптечки

к.химии

26

3нед

14.00

практ.

1

Изучение темперамента и характера человека

к.биолог

27

4нед

14.00

практ.

1

Профильные учебные заведения  с естественнонаучной направленностью.

Медучи-лище, аграрн.

колледж

май

1нед

14.00

практ.

1

Психологическое обследование человека

к.биолог

28

2нед

14.00

практ.

1

Защита проектов

к.химии

Итоговый контроль.

Игра «Что? Где? Когда?»

29

3нед

14.00

практ.

1

Защита проектов

к.химии

34

1

Резерв

Приложение 1

Возрастное психологическое развитие детей.

В отечественной психологии наиболее обоснованной и принятой в практике является периодизация психического развития ребенка  по Д.Б.Эльконину. Периоды психического развития выделяются на основе существенных особенностей этого развития, а именно, используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и возрастные новообразования, формирующиеся в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастных периодов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.

Выделяются следующие возрастные этапы развития ребенка:

  • период младенчества (первый год жизни);
  • ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
  • младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
  • подростковый возраст (от 11 до 15 лет)
  • старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).

Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)

        В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет  определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко).    

Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.

Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение).

Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению.

Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе, профессиональные.

В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии, появляются романтические чувства – юношеская любовь.  Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.

Приложение 2

Мониторинг освоения образовательной  программы  дополнительного образования «Шаги в медицину»

Цель:  

  • отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы , повышения успеваемости обучающихся.
  • обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения  образовательной программы

Задачи:

  1. Контроль качества образования;
  2. Подбор эффективных методов обучения;
  3. Выявление результатов педагогического процесса;
  4. Получение сведений о личности обучающихся;
  5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
  6. Самоанализ своего педагогического труда.

Сроки проведения.

Входной контроль

Дата проведения:  Сентябрь

Промежуточный контроль

Дата проведения:   Декабрь  

Итоговый контроль

Дата проведения: Май  

С целью проверки эффективности развития  личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся были разработаны ее параметры  и критерии.

Исходя из структуры творческих и индивидуальных способностей обучающихся  были выделены следующие параметры:

  • Универсальные учебные действия;
  • Подготовка по предмету.

 Параметру  «универсальные учебные действия»   соответствуют следующие критерии:

- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая  активность при достижении целей, эмоциональное  участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью

- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;

- Работоспособность-  усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.

- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся,  создания благоприятного  климата  в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.

- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися  уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее  к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.

    Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:

- Ориентировка в пространстве и группе – умение верно определять положения объектов  и предметов относительно друг друга, выбирать цель, выстраивать маршрут.

- Умение быстро переключать внимание, или  держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

- Знание комплекса упражнений для развития гибкости и подвижности -   уверенное выполнение необходимых упражнений .

-Координация движений -  умение хорошо запоминать и координировать движения, что зависит от работы вестибулярного аппарата и группового взаимодействия мышц, которое обеспечивает устойчивость тела  .

-Степень развития  способностей: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты вокального интонирования, широты певческого диапазона, чёткости и выразительности вокально-речевой артикуляции – наличие умений и навыков при исполнении музыкальных произведений;

Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (4-5 баллов)  соответствуют:

Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;

Средний уровень развития (2-3 балла)   характеризуется:

Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

Начальный уровень  развития (0-1 балл):

Исследуемый параметр не развит,  не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

В  ходе проведения мониторинга применялись  следующие методы:

  • наблюдение,
  • опрос,
  • беседа,
  • диагностика,
  • обобщение педагогического опыта,
  • опытная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Рабочая программа учебного курса "Основы физиологии и медицины"

Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса

Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Программа элективного курса "Первые шаги в медицину"

Данная программа является  элективным курсом по профессиональному самоопределению в области медицины и рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Курс знакомит учащихся с ...