Рабочая программа учебного курса "Основы физиологии и медицины"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_fiziologii_i_med_znani.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Петропавловский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Утверждено
Приказ № 59
от «31» августа 2016 года
Директор школы
/______/ Коржов Е. И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ
Ступень обучения - основное общее образование (8 класс)
Количество часов: 35
Составитель: Алёшина Ирина Анатольевна
Петропавловка 2016 год
Пояснительная записка
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается: за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I класса и у 93% -старшеклассников. Это объясняется низким уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагополучно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения в сельской школе. Главным условием повышения валеологической активности является:
- осознание ценности здоровья;
- формирование установки на его сохранение и укрепление;
- избавление от потребительской психологии, когда главная роль отводится работникам
системы здравоохранения.
Яркой иллюстрацией низкой культуры школьников и их родителей является тот факт, что
только 31,3% учащихся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля,
головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают
на это внимания, тем самым, ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу
заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном
состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
На основании вышеизложенного предлагаем школьный курс «Основы здорового образа
жизни», в котором предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как
- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
- закаливание организма в домашних условиях;
- гигиена опорно-двигательного аппарата;
- значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки,
- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. Основные принципы построения данного курса - интегративность и динамичность. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, эстетика, физическое воспитание и др.).
Цели курса «Основы физиологии и медицинских знаний»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный курс «Основы физиологии и медицинских знаний» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию. Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Тематический план и программа курса «Основы физиологии и медицинских знаний» рассчитаны на 35 часов в год. Большое внимание при организации и подготовке занятий уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны компьютерные презентации, подобраны видео и аудиоматериалы. В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предлагается осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Режим дня, учёбы и отдыха.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Одним из важных методов контроля ЗУН является планомерное систематическое наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных валеологических программ.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создания здоровьесберегающей среды;
- высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесное сотрудничество с социально-культурной сферой села.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала.
Базовая часть – 70%
- Организм как целое – 5 часов.
- Регуляция функций в организме - 2часа
- Внутренняя среда организма - 3 часа.
- Транспортные системы организма - 6 часов.
- Пищеварение – 4 часа.
- Метаболизм. Питание - 4 часа.
- Свет мой, зеркальце, скажи - 5 часов.
- Гигиена позвоночника - 4 часа.
Вариативная часть -30%- в процессе обучения, в течение всего учебного года.
Программа «Основы физиологии и медицинских знаний» учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 8 классов. Количество часов: 35 (1 час в неделю)
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, проекты, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к себе и своему здоровью.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и практическую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Предметные результаты:
- осознание ценности здоровья;
- формирование установки на его сохранение и укрепление;
- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
- закаливание организма в домашних условиях;
- гигиена опорно-двигательного аппарата;
- значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки,
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Основное содержание программы
- Организм как целое – 5 часов.
Введение. Задачи курса. Организм и его органы. Физиология человека как наука. Значение физиологии. Организм как целое. Понятие о здоровом образе жизни. Пути его формирования. Кто такой здоровый человек. Понятие о здоровье. Как сохранить здоровье. Способы сохранения здоровья. Что такое режим труда и быта. Понятие о правильном распорядке дня. Понятие о вирусных инфекциях. Основные виды вирусных инфекций. Детские вирусные инфекции. Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы. Грипп, простуда и борьба с ними
- Регуляция функций в организме - 2часа
Гуморальная регуляция функций организма. Эндокринные железы. Гормоны. Нервная регуляция функций организма. Рефлекс - основная форма нервной деятельности. Принцип обратных связей. Условные и безусловные рефлексы. Нервно-гуморальная регуляция. Связь гуморальной и нервной регуляции. Значение для организма гуморальной и нервной регуляции
- Внутренняя среда организма - 3 часа.
Постоянство внутренней среды организма. Гомеостаз. Роль различных органов в поддержании гомеостаза. Кровь. Значение крови. Состав крови. Плазма крови. Осмотическое давление плазмы крови. Свёртывание крови. Эритроциты. Гемоглобин. Лейкоциты, значение лейкоцитов. Фагоцитоз. Тромбоциты. Иммунитет. Группы крови. Переливание крови. Резус – фактор.
- Транспортные системы организма - 6 часов.
Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Строение и функции органов кровообращения. Значение кровообращения. Сердце. Работа сердца. Сердечный цикл. Автоматия сердца. Электрические явления в сердце. Электрокардиограмма. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Регуляция кровообращения.
Практические работы:
1.Определение ЧСС в состоянии покоя и после действия нагрузки.
2.Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения.
3. Измерение артериального давления.
4. Наложение кровоостанавливающего жгута на плечо.
5. Наложение жгута-закрутки.
- Пищеварение – 4 часа.
Функции пищеварительного аппарата и методы их изучения. Пищеварение в полости рта, в желудке, в двенадцатиперстной кишке, в кишечнике. Механизм отделения желудочного сока. Значение желчи в пищеварении. Механизм секреции кишечного сока. Механизм всасывания в пищеварительном тракте. Регуляция пищеварения. Понятие об отравлении. Классификация отравлений и их влияние на организм человека. Профилактика отравлений у детей и подростков. Пищевые отравления. Ядовитые грибы, растения и животные. Приемы первой помощи при отравлении. Об опасности самолечения. О хранении лекарств в доме. Приемы первой помощи при лекарственной передозировке. Когда и как нужно принимать лекарства.
Практическая работа
«Расщепление крахмала слюной»
«Расщепление белка желудочным соком»
- Метаболизм. Питание - 4 часа.
Обмен веществ как основная функция жизни. Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ. Роль ферментов во внутриклеточном обмене. Обмен белков. Обмен углеводов и жиров. Обмен воды и минеральных солей. Обмен энергии. Основной обмен. Питание. Нормы питания. Режим питания. Ферменты и витамины.
Практическая работа
«Составление пищевого рациона школьников. Расчет суточной нормы питания »
- Свет мой, зеркальце, скажи - 5 часов.
Кожа. Строение и значение кожи. Заболевания кожи. Что такое закаливание. Основные способы закаливания организма. Как правильно начать закаливающие процедуры. Способы закаливания организма в домашних условиях. Классификация закаливающих процедур. Разновидности влияния высоких и низких температур на организм. Тепловой и солнечный удар; солнечные и термические ожоги; переохлаждение организма, обморожения. Профилактика отрицательного влияния высоких и низких температур на организм человека. Сезонный гардероб школьника. Понятие о терморегуляции.
- Гигиена позвоночника - 4 часа.
Понятие об осанке. Роль позвоночника в организме человека. Профилактика искривлений позвоночника и скелета у детей и подростков. Понятие о травматизме. Виды травм и их последствия. Профилактика травматизма у детей и подростков. Школьный травматизм и его профилактика.
Практическая работа
«Меры первой помощи при различных травмах».
«Приемы сохранения здорового позвоночника».
ВСЕГО часов: 35
Содержание программы | Основные виды деятельности |
Введение. История медицины. Организм как целостная система. Физическая активность и здоровье. | Лекция. |
Общий обзор организма человека. | Лекция. |
Основы иммунологии. Определение понятия иммунитет. Виды иммунитета. Прививки. | Лекция. Сообщения учащихся |
Инфекционные заболевания прошлого и настоящего | Сообщения учащихся |
Гуморальная регуляция функций организма. | Лекция. |
Нервная регуляция функций организма | Лекция. |
Постоянство внутренней среды организма | Лекция. |
Кровь. Состав крови. Значение крови. | Лекция. |
Строение и работа сердца. «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки» | Лекция. Практическая работа. |
Движение крови по сосудам. | Лекция. Просмотр фильма. |
«Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга» «Измерение АД» | Практическая работа |
Заболевания сердечно-сосудистой системы. | Сообщения учащихся. |
«Наложение кровоостанавливающего жгута на плечо» «Наложение жгута-закрутки» | Практическая работа |
Функции пищеварительного аппарата и методы их изучения. | Лекция. |
Пищеварение в полости рта, в желудке, в двенадцатиперстной кишке, в кишечнике. | Лекция. |
«Расщепление крахмала слюной» «Расщепление белка желудочным соком» | Практическая работа. |
Отравление и его профилактика. Что нужно знать о лекарствах. | Лекция. |
Обмен веществ как основная функция жизни. Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ. | Лекция. |
Питание. Нормы питания. Режим питания. Ферменты и витамины. | Лекция. Сообщения учащихся. |
«Составление пищевого рациона школьников. Расчет суточной нормы питания » | Практическая работа |
Нарушение обмена веществ. | |
Строение и функции кожи. Производные кожи. | Лекция. Просмотр фильма. |
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. | Лекция. |
Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи. | Сообщения учащихся. |
Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. | Лекция. Практическая работа. |
Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. | Групповая работа |
Понятие об опорно-двигательной системе. | Лекция. Работа с таблицами. |
«Оценка состояния осанки, гибкости тела». «Определение наличия плоскостопия». | Практическая работа |
Травматизм и его профилактика. | Сообщения учащихся. Практическая работа |
Роль движения в нашей жизни. «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений». | |
Защита проектов |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
по плану | фактически | |||
1-2 | Введение. История медицины. Организм как целостная система. Физическая активность и здоровье. | 2 | ||
3 | Общий обзор организма человека. | 1 | ||
4 | Основы иммунологии. Определение понятия иммунитет. Виды иммунитета. Прививки. | 1 | ||
5 | Инфекционные заболевания прошлого и настоящего | 1 | ||
6 | Гуморальная регуляция функций организма. | 1 | ||
7 | Нервная регуляция функций организма | 1 | ||
8 | Постоянство внутренней среды организма | 1 | ||
9-10 | Кровь. Состав крови. Значение крови. | 2 | ||
11-12 | Строение и работа сердца. Практическая работа Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки | 2 | ||
13 | Движение крови по сосудам. | 1 | ||
14 | Практическая работа «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга» «Измерение АД» | 1 | ||
15 | Заболевания сердечно-сосудистой системы | 1 | ||
16 | Практическая работа «Наложение кровоостанавливающего жгута на плечо» «Наложение жгута-закрутки» | 1 | ||
17 | Функции пищеварительного аппарата и методы их изучения. | 1 | ||
18 | Пищеварение в полости рта, в желудке, в двенадцатиперстной кишке, в кишечнике. | 1 | ||
19 | Практическая работа «Расщепление крахмала слюной» «Расщепление белка желудочным соком» | 1 | ||
20 | Отравление и его профилактика. Что нужно знать о лекарствах. | 1 | ||
21 | Обмен веществ как основная функция жизни. Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ. | 1 | ||
22 | Питание. Нормы питания. Режим питания. Ферменты и витамины. | 1 | ||
23 | Практическая работа «Составление пищевого рациона школьников. Расчет суточной нормы питания » | 1 | ||
24 | Нарушение обмена веществ | 1 | ||
25 | Строение и функции кожи. Производные кожи. | 1 | ||
26 | Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. | 1 | ||
27 | Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи. | 1 | ||
28 | Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. | 1 | ||
29 | Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 | ||
30 | Понятие об опорно-двигательной системе. | 1 | ||
31 | Практическая работа Оценка состояния осанки, гибкости тела. Определение наличия плоскостопия. | 1 | ||
32 | Травматизм и его профилактика. | 1 | ||
33 | Роль движения в нашей жизни. Практическая работа «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений». | 1 | ||
34-35 | Защита проектов | 2 |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
естественно-научного цикла.
Руководитель ШМО
Лямина Е. А. /__________/
«30» августа 2016 года
Протокол №____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по пр...
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"
Разработка рабочей программы и календарно-тематического плана по УД "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров для профессии НПО "Повар, кондитер"...
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 Повар, кондитер ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Анатомия и физиология сенсорных систем" 7 класс (внеурочная деятельность)
Одно из основных свойств живого – это способность воспринимать различные раздражения. Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных ...