Открытый урок в 8 классе на тему: "Кислоты. Их физические и химические свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Разработка открытого урока в 8 классе на тему: "Физические и химические свойства кислот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_himii_v_8_klasse_fizicheskie_i_himicheskie_svoystva_kislot.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 Р.П.ПРИЮТОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Разработка открытого урока по теме:
«Кислоты. Их физические и химические свойства»
(химия, 8 класс)
Учитель: Низамова Альбина Рашитовна
Категория: первая
Стаж работы: 9 лет
2023г.
Цели урока:
Образовательные:
- изучить физические и химические свойства кислот;
- дать понятие учащимся об электрохимическом ряде напряжений металлов, показать принцип работы с ним.
Развивающие:
- развивать практические навыки и умения составлять уравнения химических реакций;
- продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
- развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;
- определять причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- прививать интерес к научному познанию;
- развивать взаимосвязь между учебными предметами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично – поисковый, практическая работа.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- работа в группах (парах).
Оборудование: микролаборатория, пробирки, штативы для пробирок.
Реактивы: HCl, индикаторы, Zn, Mg , Cu, CuO, NaOH, AgNO3 .
Материально-техническое обеспечение: проектор, презентация, опорные конспекты, лимон, аскорбиновая кислота.
ХОД УРОКА
І. Организационный этап
Добрый день! Меня зовут Альбина Рашитовна и сегодня я проведу у Вас урок химии.
Ребята, повернитесь друг к другу…Улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня.
Я Вам желаю хорошего рабочего настроения и на этом уроке узнать или открыть для себя что-то новое.
II. Изучение нового материала
Учитель. Итак! Что это? (Лимон)
Если откусить лимон, какой он на вкус? (кислый)
Значит, что содержится в лимоне? ( кислота)
Ребята, что у меня в руках? (Аскорбинка). Она знакома детям с детства. Для чего ее дают детям? (Она необходима нашему организму для защиты от последствий стресса и укрепления иммунитета).
Итак, что общего у лимона и Аскорбинки? (кислый вкус, в них содержится кислота)
О каких веществах мы будем сегодня говорить? (о кислотах)
Учитель формулирует тему и цели урока.
Ребята! На столах у вас лежат опорные конспекты. В них мы будем записывать определения, уравнения реакций. Конспекты оставляете себе.
Сейчас рассмотрим физические свойства кислот. Я предоставляю слово учителю физики Татьяне Радиковне.
Какой вывод можно сделать из данного опыта? (Кислоты являются электролитами, хорошо проводят электрический ток, их применяют в аккумуляторах).
О каком свойстве кислот говорит этот опыт? (о физических свойствах)
Кислоты проводят ток в жидком или твердом состоянии? (в жидком) Неорганические кислоты, в основном, — жидкости. Среди них совсем мало твердых веществ (твердая кислота - ортофосфорная)
Кислота имеет цвет? (нет). Значит, кислоты бесцветны.
Они хорошо растворяются в воде (за исключением некоторых, в частности кремниевой).
У лимона и аскорбинки какой вкус? (кислый)
И это не случайно, ведь все кислоты, в основном, кислые на вкус. Вы это знаете, употребляя кисломолочные продукты, например кефир. Вспомните, как называется национальный башкирский напиток из кобыльего молока? (кумыс).
Запомните! Ни в коем случае нельзя пробовать кислоты и любые другие вещества на вкус! Это очень опасно! Кислоты повреждают слизистые оболочки органов пищеварения, при вдыхании паров раздражают слизистые оболочки органов дыхания, попадая на кожу, вызывают покраснения, болевые ощущения, а при большой концентрации — тяжелые ожоги. Кислоты портят одежду — на месте их попадания сразу или со временем появляется дыра. Однако работа с кислотами в школьном химическом кабинете безопасна, так как учащиеся работают с разбавленными кислотами, а не с чистыми веществами. При этом нельзя допускать попадания кислот на одежду или тело и особенно в глаза. Существует правило приготовления растворов кислот: кислоту льют в воду (не наоборот!) небольшими порциями, помешивая стеклянной палочкой.
Правило техники безопасности при работе с кислотами
Учитель. Не все кислоты можно пробовать на вкус, а каким же способом их можно распознать, не пробуя? (можно использовать индикаторы). Учитель обращает внимание на окраску индикаторов в воде.
Практическая работа
Форма работы: парная, групповая
Время работы: 5 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
по 3 пробирки с соляной кислотой, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCI) |
Фенолфталеин | Бесцветная | Бесцветная |
Метилоранж | Оранжевая | Розовая |
Лакмус | Желтая | Красная |
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
Какие индикаторы изменили свой цвет в кислоте? (Лакмус и метилоранж).
Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж в соляной кислоте?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
Вывод: Индикаторы – это вещества, которые под воздействием кислот и щелочей изменяют свой цвет в растворах кислот.
Демонстрационные опыты. (Учащиеся после проведения всех опытов записывают все уравнения реакций в конспект, опираясь на слайд)
Учитель. Давайте проверим, как кислоты относятся к металлам.
Опыт 1. Взаимодействие кислот с металлами.
1. Магний. Очень активный металл и быстро взаимодействует с кислотами. Вот, посмотрите (учитель проводит опыт)
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2↑
2. Цинк – менее активный металл. Так как стоит в ряду активности металлов правее магния, он также взаимодействует с металлами. (учитель проводит опыт).
Zn + 2HCl= ZnCl2 + H2↑
3.Медь – малоактивный, так как стоит в ряду активности металлов правее водорода. И, следовательно, с растворов кислот его не вытесняет, реакция между ними не происходит. Cu + HCl ≠
Учитель вводит понятие о ряде активности металлов.
Ряд активности металлов Н.Н. Бекетова
Учитель: Этот ряд называют еще вытеснительным рядом металлов или рядом Н.Н. Бекетова – по имени нашего русского ученого, в XX веке изучавшего взаимодействие металлов со сложными веществами.
Запомните, что металлы стоящие до водорода вытесняют его из растворов кислот. Чем левее стоит металл, тем активнее он вытесняет водород.
Опыт 2. Взаимодействие с оксидами металлов
Например: оксид меди (ІІ) – взаимодействует с кислотами (учитель проводит опыт)
CuО+2HCl = CuCl2 + H2О
Что является признаком реакции?
Ученик: «Раствор изменил цвет – значит произошла реакция».
Опыт 3. Взаимодействие кислот со щелочами.
Учитель: а сейчас я хочу вам продемонстрировать реакцию взаимодействия кислот со щелочами.
К 2-3 мл раствора гидроксида натрия добавляем 2-3 мл раствора фенолфталеина. Как изменилась окраска?
- Стала малиновой.
По каплям добавляем раствор соляной кислоты и следим за исчезновением окраски. Что происходит при постепенном приливании раствора кислоты?
- Происходит нейтрализация раствора – малиновый цвет исчез.
Записываем в опорный конспект уравнение реакции:
NaOH+HCI=NaCI+H2O
Учитель. Такие реакции в результате которых происходит обменное взаимодействие кислоты и щелочи с нейтрализацией называют реакциями нейтрализации.
Опыт 4. Взаимодействие с солями.
К раствору соляной кислоты приливаем 1 мл нитрата серебра. Что образуется в результате реакции? (выпадает осадок)
HCI+AgNO3→HNO3+AgCI
III. Обобщение и систематизация знаний учащихся
(Слайд)
Блиц-опрос: «Да», «Нет».
- Химические свойства кислот зависят от их устойчивости, летучести,
растворимости (Да).
- Индикатор лакмус в кислотах красный (Да).
- Индикатор метилоранж не изменяет своей окраски в кислотах (Нет).
- Фенолфталеин - это индикатор, с помощью которого нельзя определить
кислоты (Да).
- Серебро вытесняет водород из растворов кислот (Нет).
- Олово вытесняет водород из растворов кислот (Да).
- Алюминий более активный металл, чем цинк (Да).
- Кислоты взаимодействуют с кислотными оксидами (Нет).
- Реакция между металлом и кислотой, называется реакцией замещения (Да).
- В результате реакции нейтрализации образуется соль и вода (Да).
Давайте подведем итоги нашего урока.
О каких физических свойствах вы узнали на уроке?
С чем может взаимодействовать кислота?
Каким образом можно обнаружить кислоту?
Выставление оценок
IV. Домашнее задание.
1. Составить кроссворд по теме «Кислоты» (10 слов)
2. По желанию провести опыт с лимоном
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Урок подходит к концу. Я предлагаю вам лично оценить свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям.
Продолжить фразу
- На уроке я работал… (активно/пассивно)
- За урок я… (устал/не устал)
- Мое настроение…(стало лучше/стало хуже)
- Материал урока мне был… (полезен/бесполезен, понятен/не понятен, интересен/скучен)
Спасибо за внимание!
Опорный конспект по теме «Кислоты. Их физические и химические свойства»
Физические свойства кислот:
1.
2.
3.
4.
5.
Практическая работа
Проведение опыта и оформление результатов:
1 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3 опыт: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCI) |
Фенолфталеин | Бесцветная | |
Метилоранж | Оранжевая | |
Лакмус | Фиолетовая |
Индикаторы – это …………, которые под воздействием …………….изменяют свой …….. ….в растворах …………..
1. металл + кислота = соль + водород ↑ 3. основание + кислота = соль + вода
Mg + HCl= NaOH+HCI=
Zn + HCl= Реакция нейтрализации – это обменное
Cu + HCl= взаимодействие ………и ……………..
2. основной оксид + кислота = соль + вода 4. кислота + соль = новая кислота + новая соль
CuО+ HCl = HCI+AgNO3=
Электрохимический ряд напряжений металлов
Li, K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Со, Ni, Sn, Pb, H2, Cu, Ag, Hg, Au
С растворами кислот взаимодействуют металлы, которые расположены левее водорода в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Запомните! При взаимодействии металлов с H2SO4 (конц) и HNO3 (любой концентрации) водород не выделяется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Открытый урок "Физические и химические свойства бензола"
План-конспект урока....
Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....
Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...
Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"
Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....