8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
методическая разработка по химии (8 класс)
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_2.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Халько Зинаида Александровна.
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии.
1.
8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
2.
Предметные результаты:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: простое вещество, сложное вещество, кислота, валентность, относительная молекулярная масса;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
4) определять принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;
5) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
6) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей;
7) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.
Метапредметные результаты:
1) формирование умений использовать приёмы логического мышления при освоении знаний, умение задавать вопросы,
2)умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать;
3) раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями);
4) умение применять в процессе познания символические (знаковые) модели;
5) приобретение опыта по планированию, формулировать обобщения и выводы;
6) умение выбирать, анализировать, интерпретировать и социализировать информацию, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета);
7) умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды;
8) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности.
3.Этапы учебного занятия.
Цель урока:
Сформировать умения учащихся находить, анализировать и
представлять/социализировать необходимую информацию.
Сформировать коммуникативные, исследовательские, валеологические
компетенции.
Цель достигается при изучении темы урока: «Кислоты: состав,
классификация, физические и химические свойства».
В соответствии с темой можно выделить следующие учебные задачи:
-Продолжить формирование понятий «простое и сложное вещество» на
примере кислот.
-Охарактеризовать состав, классификацию, физические и химические свойства кислот.
Показать роль кислот в жизнедеятельности человека, животных и
растений.
Оборудование: учебник (Химия 8); растворы серной, соляной, уксусной
кислот, лимон (лимонная кислота); образцы металлов – магний, цинк;
индикаторы; компьютер, презентация; лепестки фиалки.
Ход урока:
Индуктор(побуждение)
На слайде написаны незаконченные предложения:
«Содержатся в лимоне, апельсине, яблоке, столовом уксусе…
Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах….
Реагируют с металлами…»
Переваривание пищи в желудке всех земных животных происходит в …
среде. В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете.
Учитель: Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить
под приведенное выше описание?
Учащиеся: (называют вещества, в т.ч. кислоты)
Учитель: Тема нашего урока: «Кислоты»
Работа в группах
Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и
растениях), могут «выливаться» нам на голову вместе с атмосферными
осадками.
А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек),
и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об
этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и
эрудицией.
Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения,
представленные другими группами.
Учащиеся обсуждают.
Группы выступают
III. Ситуация «разрыва»
Учитель: Вы многое знаете о кислотах. Но вся ли информация сейчас
прозвучала?
Учащиеся: НЕТ!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек
познакомился с кислотами, об их роли в природе и жизни живых организмов,
об их физических и химических свойствах, да и физические свойства были не
полностью описаны… А также в стороне остались способы получения,
классификация и применение ……
Тема: «Кислоты» изучается в курсе химии всех школ на земном шаре.
История химии описывает забавный случай,
произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом
Бором. В период фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И
вдруг… пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные
металлы (золото, серебро, платина). У Бора были старинные золотые монеты
и золотые медали. Недолго думая, Бор бросает эти золотые изделия в смесь
азотной и серной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и
следа, а полученные растворы Бор преспокойно поставил на полку. Хотя было
известно, что ни с соляной, ни с азотной кислотой по отдельности золото не
реагирует!!!
А через 3 дня Бор уже выделил металлическое золото из растворов.
Для того чтобы не попасть «впросак» и не быть обманутыми, мы должны
воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа
предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности.
Внимание! Важно! Правила техники безопасности: многие кислоты очень опасные и
ядовитые вещества, поэтому работать с ними надо очень осторожно!
Учитель демонстрирует, как нужно соединять серную кислоту и воду.
В химический стакан наливает чистую дистиллированную воду, а потом
медленно, тоненькой струйкой вливает немного серной кислоты,
предварительно опустив в стакан водный термометр. Заметьте, что
происходит со столбиком термометра. Сделайте вывод и запишите его.
Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете
играть.
Задания и роли:
Историки
Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в
животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?
(задание для оценивания)
Ученые
Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что
получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж,
фенолфталеин и лакмус)? (задание для оценивания)
Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную
кислоты.
Математики
1. Дайте определение кислот.
2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое
кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия
солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу:(задание для оценивания)
1.Название кислоты
2.Формула кислоты
3.Кислотный остаток/его валентность
4.Название соли
(задание для оценивания)
Физики
Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с
ними. Техника безопасности при работе с кислотами. (задание для оценивания)
Химики
Расскажите о взаимодействии кислот с металлами. Проделайте
следующие опыты:
Опыт № 1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой.
Опыт № 2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной,
соляной и уксусной кислотами.
Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы (4 столбик не заполнять).
1.Металл 2.Кислота 3.Наблюдение 4.Уравнение реакции
(задание для оценивания)
Капитаны групп выбирают роли и получают задания.
Учитель: ВНИМАНИЕ! Работайте, пожалуйста, старательно,
аккуратно, с настроением. Как говорил Шекспир «От кислых яблок сразу
кисну». Я надеюсь, что мы с вами не начнем киснуть и от ваших выступлений.
Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание.
Условие: каждый член группы должен использовать один источник
информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно
использовать учебники разных авторов, интернет, дополнительную
литературу (например, Б.В. Мартыненко. Химия: кислоты и основания).
На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15
минут – на подготовку общей информации группы на плакате (слайды,
презентации или листы А3) и защита.
Учащиеся работают с различными информационными источниками,
обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.
Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает
исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой
группы.
Учитель заполняет совместно с учениками таблицу, приводя и объясняя
составление уравнений химических реакций (если успеваем).
Обобщение
Учитель: Теперь мы многое узнали о кислотах.
Учитель. Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе
веществ, с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного
представления необходимо объединить усилия представителей разных групп.
Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк,
физик, химик, математик.
Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о
кислотах.
Учащиеся готовят проекты своей группы.
Группы выступают.
Рефлексия
Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети!
Учитель: Ответьте на вопросы: «Что нового вы сегодня узнали во время
работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят
своей группы вы хотели бы похвалить за работу?»
Учитель: Всем спасибо за творчество и сотворчество! На следующем уроке мы продолжим решать задания по этой теме, будем составлять уравнения на химические свойства кислот и составлять структурные формулы кислот.
Выставление отметок за урок .Оценку должен получить каждый, наиболее активные и успешно выполнившие задания в составе группы, получают более высокую оценку.
Домашнее задание:
- прочитать параграф выучить определение кислот, упражнения (определение валентности кислотных остатков, тестовые задания на соответствие и выбор) в учебнике по химии.
-для слабоуспевающих карточки с заданиями по представленному образцу.
-творческое задание.(дополнительная отметка) Вы, наверное, обратили внимание, что к нашему занятию были приготовлены лепестки фиалки – вы должны выяснить, какое отношение они имеют к нашему уроку?
4.Формы оценивания, примеры заданий для оценивания.
- индивидуальная;
- групповая (когда рассматривается работа группы, а оцениваться
может как работа группы в целом, так и индивидуальный вклад каждого из
участников группы);
- фронтальная.
Уровневый подход к содержанию оценки – это использование заданий разного уровня сложности, направленных на проверку одного и того же предметного результата (умения). Как правило, используют задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока): оценка «5» — нет ошибок ,оценка «4» — одна ошибка, оценка «З» — две ошибки , оценка «2» — три ошибки.
Практическая работа на уроке « взаимодействие кислот с металлами»
Проделайте следующие опыты:
Опыт № 1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой.
Опыт № 2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной,
соляной и уксусной кислотами.
Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы.
Металл | Кислота | Наблюдение | Уравнение реакции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.
Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...
Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему:"Железо. Строение атома, физические и химические свойства".
Данная презентация полностью отражает урок в 9-м классе к учебнику О.С. Габриеляна по химии 9 класс. Здесь и материал из истории этого метаала, и о его физических и химических свойствах, в конце презе...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
«Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства".
Разработка урока по технологии критического мышления....
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Открытый урок на тему: "Кислоты, их классификация и свойства"
Закрепить знания учашихся о кислотах и их классификации и свойствах....
8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....