8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»
методическая разработка по химии (8 класс)

Халько Зинаида Александровна

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_2.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Халько Зинаида Александровна.

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии.

1.

8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»

2.

Предметные результаты:

 1) раскрывать смысл основных химических понятий:  простое вещество, сложное вещество, кислота, валентность, относительная  молекулярная масса;

2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

4) определять принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;

5) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;

6) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей;

7) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с  веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.

Метапредметные результаты:

1) формирование умений использовать приёмы логического мышления при освоении знаний, умение задавать вопросы,

2)умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать;

3) раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями);

4) умение применять в процессе познания символические (знаковые) модели;

5) приобретение опыта по планированию, формулировать обобщения и выводы;

6) умение выбирать, анализировать, интерпретировать и социализировать  информацию, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета);

7) умение использовать и  анализировать   в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей среды;

8) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности.

3.Этапы учебного занятия.

Цель урока:

Сформировать умения учащихся находить, анализировать и

представлять/социализировать необходимую информацию.

Сформировать коммуникативные, исследовательские, валеологические

компетенции.

Цель достигается при изучении темы урока: «Кислоты: состав,

классификация, физические и химические свойства».

В соответствии с темой можно выделить следующие учебные задачи:

-Продолжить формирование понятий «простое и сложное вещество» на

примере кислот.

-Охарактеризовать состав, классификацию, физические и химические свойства кислот.

Показать роль кислот в жизнедеятельности человека, животных и

растений.

Оборудование: учебник (Химия 8); растворы серной, соляной, уксусной

кислот, лимон (лимонная кислота); образцы металлов – магний, цинк;

индикаторы; компьютер, презентация; лепестки фиалки.

Ход урока:

 Индуктор(побуждение)

На слайде написаны незаконченные предложения:

«Содержатся в лимоне, апельсине, яблоке, столовом уксусе…

Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах….

Реагируют с металлами…»

Переваривание пищи в желудке всех земных животных происходит в …

среде. В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить

под приведенное выше описание?

Учащиеся: (называют вещества, в т.ч. кислоты)

Учитель: Тема нашего урока: «Кислоты»

Работа в группах

Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и

растениях), могут «выливаться» нам на голову вместе с атмосферными

осадками.

А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек),

и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об

этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и

эрудицией.

Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения,

представленные другими группами.

Учащиеся обсуждают.

Группы выступают

III. Ситуация «разрыва»

Учитель: Вы многое знаете о кислотах. Но вся ли информация сейчас

прозвучала?

Учащиеся:  НЕТ!

Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек

познакомился с кислотами, об их роли в природе и жизни живых организмов,

об их физических и химических свойствах, да и физические свойства были не

полностью описаны… А также в стороне остались способы получения,

классификация и применение ……

Тема: «Кислоты» изучается в курсе химии всех школ на земном шаре.

 История химии описывает забавный случай,

произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом

Бором. В период фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И

вдруг… пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные

металлы (золото, серебро, платина). У Бора были старинные золотые монеты

и золотые медали. Недолго думая, Бор бросает эти золотые изделия в смесь

азотной и серной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и

следа, а полученные растворы Бор преспокойно поставил на полку. Хотя было

известно, что ни с соляной, ни с азотной кислотой по отдельности золото не

реагирует!!!

А через 3 дня Бор уже выделил металлическое золото из растворов.

Для того чтобы не попасть «впросак» и не быть обманутыми, мы должны

воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа

предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности. 

Внимание! Важно! Правила техники безопасности: многие кислоты очень опасные и

ядовитые вещества, поэтому работать с ними надо очень осторожно!

Учитель демонстрирует, как нужно соединять серную кислоту и воду.

В химический стакан наливает чистую дистиллированную воду, а потом

медленно, тоненькой струйкой вливает немного серной кислоты,

предварительно опустив в стакан водный термометр. Заметьте, что

происходит со столбиком термометра. Сделайте вывод и запишите его.

Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете

играть.

Задания и роли:

Историки

Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в

животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?

(задание для оценивания)

 Ученые

Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что

получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж,

фенолфталеин и лакмус)? (задание для оценивания)

Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную

кислоты.

Математики

1. Дайте определение кислот.

2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое

кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия

солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу:(задание для оценивания)

1.Название кислоты

2.Формула кислоты

3.Кислотный остаток/его валентность

4.Название соли

(задание для оценивания)

 Физики

Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с

ними. Техника безопасности при работе с кислотами. (задание для оценивания)

Химики

Расскажите о взаимодействии кислот с металлами. Проделайте

следующие опыты:

Опыт № 1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой.

Опыт № 2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной,

соляной и уксусной кислотами.

Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы (4 столбик не заполнять).

1.Металл 2.Кислота 3.Наблюдение 4.Уравнение реакции

(задание для оценивания)

Капитаны групп выбирают роли и получают задания.

Учитель: ВНИМАНИЕ! Работайте, пожалуйста, старательно,

аккуратно, с настроением. Как говорил Шекспир «От кислых яблок сразу

кисну». Я надеюсь, что мы с вами не начнем киснуть и от ваших выступлений.

Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание.

Условие: каждый член группы должен использовать один источник

информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно

использовать учебники разных авторов, интернет, дополнительную

литературу (например, Б.В. Мартыненко. Химия: кислоты и основания).

На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15

минут – на подготовку общей информации группы на плакате (слайды,

презентации или листы А3) и защита.

Учащиеся работают с различными информационными источниками,

обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.

Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает

исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой

группы.

Учитель заполняет совместно с учениками таблицу, приводя и объясняя

составление уравнений химических реакций (если успеваем).

 Обобщение

Учитель: Теперь мы многое узнали о кислотах.

Учитель. Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе

веществ, с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного

представления необходимо объединить усилия представителей разных групп.

Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк,

физик, химик, математик.

Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о

кислотах.

Учащиеся готовят проекты своей группы.

Группы выступают.

 Рефлексия

Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети!

Учитель: Ответьте на вопросы: «Что нового вы сегодня узнали во время

работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят

своей группы вы хотели бы похвалить за работу?»

Учитель: Всем спасибо за творчество и сотворчество! На следующем уроке мы продолжим решать задания по этой теме, будем составлять  уравнения на химические свойства кислот и  составлять структурные формулы кислот.

 Выставление отметок за урок .Оценку должен получить каждый, наиболее активные и успешно выполнившие задания в составе группы, получают более высокую оценку.

 Домашнее задание:

- прочитать параграф выучить определение кислот, упражнения (определение валентности кислотных остатков, тестовые задания на соответствие и выбор) в учебнике по химии.

-для слабоуспевающих карточки с заданиями по представленному образцу.

-творческое задание.(дополнительная отметка) Вы, наверное, обратили внимание, что к нашему занятию были приготовлены лепестки фиалки – вы должны выяснить, какое отношение они имеют к нашему уроку?

4.Формы оценивания, примеры заданий для оценивания.

- индивидуальная;

- групповая (когда рассматривается работа группы, а оцениваться

может как работа группы в целом, так и индивидуальный вклад каждого из

участников группы);

- фронтальная.

Уровневый подход к содержанию оценки – это использование заданий разного уровня сложности, направленных на проверку одного и того же предметного результата (умения). Как правило, используют задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока): оценка «5» — нет ошибок ,оценка «4» — одна ошибка, оценка «З» — две ошибки , оценка «2» — три ошибки.

Практическая работа на уроке « взаимодействие кислот с металлами»

Проделайте следующие опыты:

Опыт № 1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой.

Опыт № 2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной,

соляной и уксусной кислотами.

Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы.

Металл

Кислота

Наблюдение

Уравнение реакции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.

Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы не...

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему:"Железо. Строение атома, физические и химические свойства".

Данная презентация полностью отражает урок в 9-м классе к учебнику О.С. Габриеляна по химии 9 класс. Здесь и материал из истории этого метаала, и о его физических и химических свойствах, в конце презе...

«Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства".

Разработка урока по технологии критического мышления....

Открытый урок на тему: "Кислоты, их классификация и свойства"

Закрепить знания  учашихся о кислотах и их классификации и свойствах....

8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....