Урок химии в 8 классе на тему: "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Изучаемая тема «Соединения химических элементов»
1.Степень окисления
2.Бинарные соединения.Составление формул. Оксиды.
3.Основания, их состави названия
4.Кислоты
5.Соли как производные кислот и оснований
6.Аморфные и кристаллические вещества
7.Чистые вещества и смеси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uchebnogo_zanyatiya_po_predmetu_8_kl.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Боярченкова Ольга Павловна |
Район | Сеченовский |
Место работы | МБОУ Верхне-Талызинская СШ |
Должность | Учитель химии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Естествознание /Химия |
Класс | 8 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | О.С. Габриелян «Химия»8класс,О.С.Габриелян, С.А.Сладков»Химия» рабочая тетрадь , Н.П. Троекубова «Поурочные разработки по химии», КИМ «Химия» к учебнику О.С. Габриеляна |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Кислоты |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая тема «Соединения химических элементов» 1.Степень окисления 2.Бинарные соединения.Составление формул. Оксиды. 3.Основания, их состави названия 4.Кислоты 5.Соли как производные кислот и оснований 6.Аморфные и кристаллические вещества 7.Чистые вещества и смеси |
Учебная задача
| сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства |
| |
Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебнику и рабочей тетради; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результатысвоих действий. | |
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества., навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде. | |
Обучающиеся изучают данный предмет первый год.
-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением
|
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся … | Обучающиеся получат возможность …. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ … | Обучающиеся получат возможность …. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что (осознают ценность …, сформируют представление о значимости … и т.п.) | Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.) | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Обучающиеся изучают данный предмет первый год.
-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация); | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
заполнение таблицы в рабочей тетради фронтальная работа в эвристической беседе выполнение ситуационной задачи выполнение лабораторного опыта | участие в разрешении проблемной ситуации выполнение ситуационной задачи |
| ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
О.С.Габриелян «Химия»8класс,О.С.Габриелян, С.А.Сладков»Химия» рабочая тетрадь , Н.П. Троекубова «Поурочные разработки по химии», КИМ «Химия» к учебнику О.С. Габриеляна | Е.Н. Бойко, Т.В. Сажнева. «Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках химии». Методическое пособие. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского ИК и ПРО. 2008гГабриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2002. | Федеральный центр инфор-мационно-образователь-ных ресурсов г!г.г.р://гсюг.ео'и. Единая коллекция образовательных ресурсов пНр://5споо1-соНесЕюп.ео'и.ги | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5b0-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_11.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ab-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_06.swf | ||
Техническое обеспечение | 1. Ноутбук «samsung» 2. Проектор «acer» |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. | Демонстрируют готовность к работе на уроке. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | 1.Индивидуальный опрос: Выполнение заданий по карточкам. (5 мин.) Дифференцированный подход с целью формирования у учащихся умений интегрировать свои знания.( Приложение 1.) | Выполняют задания по карточкам | |
1.3. Создание проблемной ситуации | .Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты и просит попробовать на вкус. - узнали ли вы, выданное вам вещество? Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о кислотах. | Пробуют на вкус драже аскорбиновой кислоты. Узнают вкус кислоты. Высказывают свои знания о кислотах. Например: они кислые, содержатся в фруктах и ягодах. Дома на кухне есть уксусная кислота, лимонная. Аскорбиновая кислота - витамин С. Нахождение кислот в природе. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | - можно ли распознавать вещества так, как это вы проделали с «аскорбинкой»? - почему? - как же можно изучить кислоты без риска для жизни и здоровья? Для изучения темы мы разделимся на группы методом жребия (или др. способом) по 4-5 человек. | - нет. - это опасно. - с помощью других веществ и реакций. Учащиеся распределяются по группам, занимают места за рабочими столами. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. В одной из них кислота. Составьте план определения кислоты .В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ | Формулируют задачи: 1.определить состав, 2.узнать, какие бывают кислоты, 3.как отличить кислоту от других Называют правилаработы с щелочами,кислотами | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | - Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты. - Чем нужно воспользоваться? - Выберите нужный индикатор . Учитель просит обратить внимание на список кислот и их названия. - найдите в записях формул кислот особый признак. - как называется остальная часть молекулы? - сформулируйте определение кислот - рассмотрим, какие бывают кислотные остатки, распределите их на группы - классифицируйте формулы по количеству атомов водорода. | Учащиеся уже знакомы с индикаторами – индикатором, пользуясь таблицей индикаторов №4 в учебнике, учащиеся определяют, в какой из пробирок находится кислота. Делают вывод. Изучают текст учебника и записывают в тетрадь. Работают с набором карточек «Формулы кислот» Классифицируют кислоты по признакам. - водород - кислотный остаток Дают свои определения кислотам - есть кислотные остатки с кислородом, а есть - без кислорода, поэтому кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными. - раскладывают карточки с формулами кислот по количеству атомов водорода | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Демонстрирует образцы кислот, правило разбавления серной кислоты. Действие конц. серной кислоты на бумагу , древесину. «Кислоты, которые не существуют». (угольная, сернистая) Какую кислоту нельзя распознать при помощи индикатора?(Нерастворимая кислота -кремниевая). | Наблюдают, делают выводы о правилах безопасности при работе с кислотами . Делают записи в тетради. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По аналогии с основаниями предположите, какой кислоте соответствует каждый оксид? (Список оксидов и кислот в неопределенном порядке на доске или слайде) Составьте алгоритм решения задачи: Определите количество вещества азотной кислоты для 189 мг ее. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество? - Предлагаю поиграть в «эстафету». Вывешивает на задней стене кабинета или в коридоре на внешней стороне дверей список формул кислот на листе формата А4 (приложение № 2). Та команда, которая быстрее всех сможет правильно переписать формулы и дать им названия, выигрывает . | Высказывают предположения. Выясняют правила соответствия при помощи учебника. Записывают определения в тетрадь
Составляют алгоритм, решают задачу. Каждая команда распределяет обязанности: «курьер» - тот, который должен добежать до списка и найти нужную формулу и запомнить ее; «секретарь» - записывает формулу, которую запомнил «курьер» на бумагу; «определитель» (их может быть 2-3, в зависимости от количества человек в команде)- определяет название кислоты при помощи учебника. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Что нового вы узнали сегодня о кислотах? Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что ... Я научился ... Мне необходимо ... - Ребята, назовите по учебнику параграф, таблицы и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | Оценивают свою работу на уроке. Учащиеся называют: параграф 20, список формул и названия кислот, упр. 1-5 |
Приложение 1
Приложение №2
Список формул для «Эстафеты»
HNO3, H3PO4, H2SO4НС1 H2SO3 , HBr
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Урок химии 8 кл. по теме кислоты
Урок химии 8 кл. по теме кислоты...
Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
Тип урока: урок «открытия» новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...
Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
Тип урока: урок «открытия» новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...
План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"
В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обуча...
Урок в 8 классе по теме "Кислоты"
Конспект урока химии " Кислоты" с применением различных пед.технологий...