Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Котлярова Наталия Васильевна

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний

Форма организации - урок-расследование

Форма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах,  индивидуальная работа с информационными материалами.

Программа  Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа , 2006.; всего 105 ч, в неделю 3 ч.

Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. - М.:Дрофа,2011.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, дидактические карточки, информационные  материалы, учебник.

                Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

·       образовательный: сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

·       развивающий: обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

  • воспитательный: воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, щелочами. 

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

·       словесные (объяснение, беседа с учащимися);

·        наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

·       практические (работа с карточками, работа в тетрадях, эксперимент).

  1. по виду учебной деятельности:

·       проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_himii.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии  

Пояснительная записка

Предмет

Химия

Класс

8

Тема  урока

Независимое расследование по теме «Кислоты, их классификация и свойства»

Цель  урока

Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства

Задачи  урока

  • сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;
  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;

 

  • воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, щелочами.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

  • знать определение, формулы,  состав и названия кислот; 
  • уметь определять заряд кислотного остатка и составлять формулы  кислот;
  • уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

Метапредметные:

  • знать правила техники безопасности при работе с кислотами;
  • умение проводить эксперимент и наблюдение, анализировать и делать выводы
  • уметь использовать возможности  ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и  представления результатов;
  • умение работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

  • воспитывать у учащихся чувство товарищества, умения работать в коллективе, оценивать себя и своих товарищей;
  •  способствовать формированию ответственного отношения к учебе;

УУД

Личностные (Л): 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  2. Самоконтроль и самооценка.

Регулятивные (Р): 

     1. Постановка  цели и анализ условий достижения цели.

     2. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

 Познавательные (П): 

  1. Определение понятий.
  2. Умение  структурировать знания.
  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.
  4. Умение устанавливать  причинно-следственные связи.

Коммуникативные (К): 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Тип урока:

Урок  «открытия»  новых знаний

Основные понятия

Кислоты,  кислотный остаток, индикаторы,  номенклатура неорганических кислот, заряд иона кислотного остатка

Межпредметные связи

Биология, география, экология.

Ресурсы

Основные:  Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. - М.:Дрофа,2011.

мультимедийный проектор, презентация учителя, информационные материалы, иллюстрации, дидактический материал

Формы работы

Фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах,  индивидуальная, работа с информационными материалами

Методы

Беседа, самостоятельная работа по группам, эксперимент, элементы  проблемного обучения, частично-поисковый, наглядный.

Педагогические приемы

учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности, сотрудничество);

учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);

учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности)

Оборудование

На столах учащихся:

периодическая таблица, таблица растворимости

 штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, бутылка Кока-колы, лимон, яблоко, мандарин; аптечка, буклет «Правила поведения в лесу»;

индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж; стеклянные палочки, карточки для самостоятельной работы.

На столе учителя: раствор соляной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками .

В классе:

таблица растворимости, периодическая таблица Менделеева

компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогичес-кие приёмы

Формируемые УУД

Организационно - мотивационный этап

Организационный  момент

Цель: Организация учащихся, проверка готовности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проверка настроения.

 - Здравствуйте, ребята! Вы любите расследовать тайны?  Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете применять. А вот где, вы поймете чуть позже. 

-Эпиграфом к нашему уроку будут  слова: «Я слушаю - и забываю,  вижу - и запоминаю, я делаю - и понимаю».

Учащиеся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу, включаются  в деловой ритм.

Сотрудничество

К:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р : организация рабочего места

Актуализация  знаний, проверка домашнего задания

Цель: Формирование представлений об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

Начнём урок с разминки.

Проводит  разминку с целью актуализации знаний, которые послужат опорой для освоения нового материала.

-  Какие соединения химических элементов мы изучили?

Учащиеся выполняют задания разминки, принимают участие в обсуждении ответов.

 Задания разминки:

 Распределить предложенные вещества по классам, дать их названия:

H2SO4,   MgO,  NaOH,  N2O5,  Zn(OH)2,  K2O,  HCl,  SiO2,  Ba(OH)2,  H3PO4.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны.

Игровой приём

Самопроверка

Л.  УУД:

эмоциональный настрой на тему

П.: использование знаково-символи-ческих средств,

построение речевого высказывания.

Подведение  под понятие.

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции,

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Р.:целеполагание

Выход на тему урока

- Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто  встречаемся в своей повседневной жизни.

- Перед вами предметы из рюкзака туриста. Какое вещество объединяет их?

- Ответить на вопрос вам помогут  тексты –загадки.

Учащиеся оказываются в ситуации  недостаточности знаний и выходят на тему урока.

Изучают этикетку на бутылке Кока-колы, содержимое аптечки, иллюстрации в инструкции «Правила поведение в лесу», гербарий (крапива).

Как подсказку используют   тексты - загадки (приложение 1)

Записывают  тему урока в тетрадь.

Проблемная ситуация

- Мы определили  название группы веществ.  Какова будет тема урока?

Что мы можем узнать о кислотах?

 - Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

(на доске фиксирует предположения учащих-ся,  составляется план заполнения бортового журнала)

Предмет исследо-вания

Что я знал по теме

Новое знание

Графичес-кие формы  (схемы, формулы, рисунки)

Учащиеся  самостоятельно формулируют цель и  учебные задачи урока.

Заполнение бортового журнала.

Процессуально-содержательный этап

Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Цель: формирование  знаний о составе и номенклатуре кислот;

- Запишите  каждый в своём журнале всё, что Вам известно о кислотах.

- Наша с вами задача познакомиться с важнейшими представителями кислот, научиться их классифицировать,  получить новую информацию о важнейших из них.

Учитель организует работу групп:

- объясняет обязанность спикера - следить за соблюдением правил, организовывать работу группы

- оглашает правила работы в группе, вывешивает на доску.

- сообщает, как будет оцениваться работа на уроке (таблица).

- Сегодня мы с вами будем работать в группах для получения разнообразных и достоверных сведений. Группы получают задания, после выполнения  которых  члены группы отчитываются о собранных данных. При выполнении заданий вы можете воспользоваться информацион-ными материалами, которые лежат у вас на столах,  учебником, ресурсами сети Интернет.

              (приложение 8)                                              

Учитель  организует выполнение учащимися заданий: консультирует учащихся по выполнению заданий; контролирует время выполнения заданий.

Индивидуально заполняют графу «Что я знал по теме».

Учащиеся   определяют свою роль в группе (3 группы по пять человек разноуровневой подготовки)

Учащиеся вспоминают правила работы в группах.

Учащиеся  задают уточняющие вопросы по организации работы. 

Выполняют  задания

Самостоятельное изучение нового материала в форме групповой деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде. Обучающиеся изучают  материал, делают записи в бортовом журнале.

Учащиеся по группам в течение 7-10 мин. выполняют задания.

Приложения

Приём исследование

Смысловое чтение текстов,

Л.: осознание ответственности  за общее дело 

К.: аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Р.:планирование учебной деятельности, саморегуляция

П.: определение основной и второстепенной информации

Первичная проверка понимания

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Координирует ответы представителей групп, при необходимости задаёт вопросы.

Качество и полнота ответов фиксируются в таблице:

1 группа

2 группа

3 группа

примечание

Ответ

Вопросы группам

Ответ на доп. вопросы

Дисциплина

Итог

Организует обсуждение проблемы.

-Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.

( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)
нерастворимая кислота - кремниевая   H
2 SiO3.

Кислоты, которые в свободном виде не существуют:

Демонстрационный опыт:  Взаимодействие мела с соляной кислотой.

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H 2SO3= S O2↑ +Н2 O

Члены группы докладывают о результатах своих изысканий. Остальные учащиеся заполняют свои журналы новыми знаниями.

  1. История открытия кислот
  2. «Состав кислот»

Атомы водорода

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток.

Формулируют понятие

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

  1. Классификация кислот.

Основой является водород.

По  числу атомов водорода кислоты можно разделить на:
     1.одноосновные (HCl, HNO
3)

  1. двухосновные (H2S,   H2SO4, H2CO3)
    3.трехосновные(H
    3PO4)

По наличию атомов кислорода.

По  растворимости

Записывают уравнение реакции, выводы

«Бортовой журнал»

Наблюдение

П: использование знаково-символические средства для решения поставленной задачи

К: учебный диалог с учителем, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

П: установление причинно-следственных связей, обобщения, выводы.

Демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы».

Проводит инструктаж по ТБ обращения с кислотами.

Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты.

Проводят исследование на обнаружение соляной кислоты и гидроксида натрия по группам, используя разные индикаторы.

Фиксируют результаты.

Использование цифровых образователь-ных ресурсов

Эксперимент

Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов - неметаллов в кислотах. Нахождение зарядов ионов кислотных остатков.

- Рассчитать степени окисления атомов-неметаллов в кислоте можно легко помня о правилах:

  • суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0;
  • степень окисления водорода +1, степень окисления кислорода -2;

пределить заряд кислотного остатка можно по числу атомов водорода в кислоте для этого нужно помнить правило:

  • водород в кислоте всегда заряжен +1;
  • численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле.

Выполняют задание: определить заряды ионов в следующих кислотах: HСl; H2SO4;  HNO3.

Р.: самостоятель-но анализируют условия дости-жения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

П.: умение структурировать знания; построе-ние логической цепочки рассуж-дений, анализ, синтез.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физкультминутка

Учитель проводит комплекс физических упражнений

Учащиеся выполняют упражнения

Л.: реализация установок здорового образа жизни

Применение нового знания

Цель – определение степени «понима-ния» материала и «умения» его приме-нения обучаю-щимися  

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Задание: Дайте характеристику следующим кислотам   HCl,   HNO3,   H2SO3 
по плану: 1.наличие кислорода
2.основность
3.растворимость
4.степени окисления элементов, образующих кислоту
5.заряд иона, образуемого кислотным остатком
6.соответствующий оксид

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков.

В группе выбирают кислоту из предложенных и дают характеристику.

Игровой приём

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение

К.: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Р.: контроль, самоорганизация

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия учащихся

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников

Учитель задаёт вопросы рефлексии

-Решены ли нами учебные задачи, поставленные в начале урока? 

- Какие способы решения учебных задач были наиболее интересными и помогли понять, запомнить материал темы, научиться чему-то?

-Как вы оцениваете работу своей группы (отношения в группе, активность членов группы при выполнении задания)?

 -Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

- Где мы с вами  можем применять полученные знания и умения ?

Какое  у вас настроение после урока?

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии (один из группы озвучивает коллективное мнение или высказываются индивидуально по желанию).

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

 

В бортовом журнале фиксируют вопросы, требующие ответа по теме урока, смайлик настроения.

П.: умение анализировать и систематизиро-вать полученные знания

Р.: самоконтроль и самооценка достигнутого результата

Л.: осознание ответственности  за общее дело

Оценка деятельности на уроке

Учитель даёт общую оценку работе учащихся на уроке.

Спикер согласовывает  отметки членам группы в зависимости от активности в работе.

Р.: умение адекватно оценивать себя и своих товарищей

Л.: нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания.

Домашнее задание 

- Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.

- Составьте кластер по теме «Кислоты».

- Творческое задание (по желанию): подобрать информацию об изученных кислотах к рубрике «Это интересно».

 Учащиеся называют номер параграфа и  записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.

 

Р.:

Планирование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков 48-54 Деление натуральных чисел и его свойства, 5 класс

Технологические карты уроков 48-54 Деление натуральных чисел и его свойства, 5 класс по ФГОС...

Технологические карты уроков 43-47 Умножение натуральных чисел и его свойства, 5 класс

Технологические карты уроков 43-47 Умножение натуральных чисел и его свойства, 5 класс по ФГОС...

Технологическая карта урока по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс

Второй урок по теме "Деление натуральных чисел". Учащимся предлагается совершить виртуальное путешествие в мир животных. Выполняя задания по математике, увчащиеся узнают интересные факты о животных....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

технологическая карта урока в 11 классе по теме "Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн"

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС и с использованием регионального компонента....

Технологическая карта урока по теме "Плоды и их классификация"

Урок открытия новых знаний для инклюзивного класса с использованием ИКТ технологии на всех этапах....