РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 11 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс)
За основу рабочей программы взята авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_khimija_11_kl.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кантемировская средняя общеобразовательная школа №2
Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю" Директор школы _______ | "Согласовано" Заместитель директора по УВР | «Рассмотрено» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
11 КЛАСС
Разработала:
учитель химии
Костина Наталья Васильевна
2022-2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
За основу рабочей программы взята авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян– М.: Дрофа, 2010.)
Рабочая программа ориентирована на учебник Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. -М.: Дрофа.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: Методы познания в химии; Теоретические основы химии; Неорганическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи курса: развить представление учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки – это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
На основании школьного локального акта включены срезовые административные контрольные работы.
Распределение времени по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение в пределах выделенного лимита времени.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
Данный учебный предмет изучается в количестве 34 учебных часа согласно программе (программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян– М.: Дрофа )
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане школы
Согласно учебному плану МКОУ Кантемировской COШ №2 на 2017-2018 уч. год на изучение предмета «Химия» в 11 классе из федерального компонента отводится 34 часа (из расчета I час в неделю)
4.Содержание учебного предмета, курса
Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Демонстрации. Анализ и синтез химических веществ.
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И.Менделеева в свете учения о строении атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая связь
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи.
Вещество
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Качественный и количественный состав веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с минеральными водами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Химические реакции
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо - и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решётки, диффузия, диссоциация, гидратация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. . Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Гидролиз карбида кальция. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).
Лабораторные опыты. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. Различные случаи гидролиза солей.
Неорганическая химия
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации).
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки.Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. Получение и свойства нерастворимых оснований. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание образования по учебному предмету | Эксперимент Д.- демонстрац. Л.- лабораторн. | Требования к уровню подготовки выпускников | Контроль | Формируемые компетенции учащихся | Используемые средства обучения | |
Методы познания в химии (1 час) | ||||||||
1 | Методы познания в химии | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | Д. Анализ и синтез химических веществ. | |||||
Современные представления о строении атома (3 часа) | ||||||||
2 | Строение атома | Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы | Учебно-познавательная. | ПСХЭ, Табл.18 | |||
3 | Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | Д. Различные формы периодической системы химической системы Д.И.Менделеева. | Знать/понимать - основные законы химии: - периодический закон Д.И.Менделеева. Уметь - характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева. | Информационная | ПСХЭ | ||
4 | Срезовая контрольная работа | КР | Учебно-познавательная. | |||||
Химическая связь (5 часов) | ||||||||
5 | Ионная химическая связь | Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. | Д. Модели ионной кристаллической решетки (хлорид натрия) | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения); Уметь - определять: заряд иона, ионную связь в соединениях; - объяснять: природу ионной связи. | Учебно-познавательная. | ПСХЭ, Табл.12 Модели ионной кристаллической решетки (хлорид натрия) | ||
6-7 | Ковалентная химическая связь | Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток | Знать/понимать - химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения. Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях. - объяснять: природу ковалентной связи. | Информационная | ПСХЭ . Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток | ||
8 | Металлическая химическая связь | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. | Д. Модели металлических кристаллических решеток. | Знать/понимать - химическое понятие: металлическая связь, вещества металлического строения. Уметь - объяснять: природу металлической связи - определять: металлическую связь. | Учебно-познавательная. | ПСХЭ, Табл.113 . Модели металлических кристаллических решеток. | ||
9 | Водородная химическая связь | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи. | Д. Модель молекулы ДНК. | Знать/понимать - теорию химической связи Уметь - объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения - определять: тип химической связи в соединениях | Информационная | ПСХЭ Модель молекулы ДНК | ||
Вещество (7 часов) | ||||||||
10 | Полимеры | Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. | Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты) Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, пластмассы | Учебно-познавательная. | Коллекции полимеров, пластмасс, волокон и изделий из них | ||
11 | Газообразное состояние вещества | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. | Д. Модель молярного объема газов Д. Три агрегатных состояния воды. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем. | Информационная | |||
12 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена. | Уметь -выполнять химический эксперимент: по распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена | ПР | Учебно-познавательная. | Лабораторное оборудование, набор реактивов | ||
13 | Жидкое и твердое состояние вещества | Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. | Л. Ознакомление с минеральными водами | Информационная | ||||
14 | Дисперсные системы | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. | Д. Образцы различных дисперсных систем | Учебно-познавательная. | Образцы различных дисперсных систем | |||
15 | Состав вещества. Смеси | Качественный и количественный состав веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. | Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения - основные законы химии: закон постоянства состава веществ | Учебно-познавательная. | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
16 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества» | Выполнение упражнений и решение задач | КР | |||||
Химические реакции (8часов) | ||||||||
17-18 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. | Д. Превращение красного фосфора в белый. Д. Модели молекул н-бутана и изобутана, гомологов бутана. Л. Реакции обмена идущие с образованием осадка, газа и воды. | Знать/понимать - химические понятия: аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет, тепловой эффект реакции - основные теории химии: строения органических соединений | Учебно-познавательная. | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
19 | Скорость химической реакции | Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо - и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. | Д. Зависимость скорости химических реакций от природы веществ, концентрации и температуры. Л. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2)и каталазы сырого картофеля. Д. Модель «кипящего слоя» | Знать/понимать - химические понятия: скорость химической реакции, катализ. Уметь - объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов. | Информационная | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
20 | Обратимость химических реакций | Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. | Знать/понимать - важнейшее химическое понятие: химическое равновесие Уметь - объяснять: зависимость положения химического равновесия от различных факторов | Учебно-познавательная. | ||||
21 | Роль воды в химических реакциях | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решётки, диффузия, диссоциация, гидратация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах | Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, - основные теории химии: теория электролитической диссоциации Уметь - определять: заряд иона | Информационная | Лабораторное оборудование, набор реактивов Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
22 | Гидролиз | Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. . Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. | Д.Гидролиз карбида кальция Л. Различные случаи гидролиза солей | Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений | Учебно-познавательная. | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
23 | Окислительно-восстановительные реакции | Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза | Д. Простейшие окислительно - восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II) | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь - определять: степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель | Информационная | ЭОР 3 Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
24 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | КР | ||||||
Неорганическая химия (10 часов) | ||||||||
25-26 | Металлы | Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | Д. Образцы металлов. Д. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Д. Взаимодействие железа с серой, меди с кислородом. Д. Горение железа и магния в кислороде. | Знать - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы. Уметь - характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов; общие химические свойства металлов; - объяснять: зависимость свойств металлов от их состава и строения | Учебно-познавательная. | ПСХЭ, Табл.10 Лабораторное оборудование, набор реактивов. Образцы металлов. | ||
27 | Неметаллы | Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). | . Л. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. Д. Возгонка йода. Д. Изготовление йодной спиртовой настойки. Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия | Уметь - характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов; общие химические свойства неметаллов; - объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения | Информационная | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
28 | Кислоты | Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). | Л. Испытание растворов кислот индикаторами Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями. | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: серная, соляная ,азотная, уксусная кислоты Уметь - характеризовать: общие химические свойства кислот -называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре: - определять: характер среды водных растворов кислот | Учебно-познавательная. | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
29 | Основания | Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. | Л. Испытание растворов оснований индикаторами. Л. Получение и свойства нерастворимых оснований. | Уметь - характеризовать: общие химические свойства оснований; - называть основания по «тривиальной» и международной номенклатуре; - определять: характер среды водных растворов щелочей | Информационная | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
30 | Соли | Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). | Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидроксокарбонат меди (II) Л. Испытание растворов солей индикаторами Д. Качественные реакции на катионы и анионы | Уметь - характеризовать: общие химические свойства солей; - называть: соли по «тривиальной» и международной номенклатуре; - определять: характер среды водных растворов солей | Учебно-познавательная. | Лабораторное оборудование, набор реактивов. | ||
31 | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений | Распознавание неорганических и органических соединений | Уметь - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений | ПР | Информационная | Лабораторное оборудование, набор реактивов | ||
32 | Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии | Уметь - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических и органических соединений | Информационная | ||||
33 | КР №3 по теме «Вещества и их свойства» | КР | Учебно-познавательная. | |||||
34 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа | Учебно-познавательная. |
6. Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс.
Рабочая программа учебного курса по химии 10 класса разработана на основеПримерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)и авторской программы О.С. Габр...
Рабочая программа по химии(базовый уровень) 11 класс к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии11 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииОсновными целями и задачами данного учебного курса являют...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС к УМК Габриеляна О.С....
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс у УМК Габриеляна О.С....
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс у УМК Габриеляна О.С. 1 час в неделю...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс
Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс к УМК Габриеляна О.С....