Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Фадеева Ирина Васильевна

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс у УМК Габриеляна О.С. 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_himiya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Орудьевская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Орудьевской средней общеобразовательной школы

______________        /Ю.Д. Трусова/
подпись                         расшифровка подписи

Приказ № ____  от  «___» _______ 2016 г.

                дата

МП

Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

10 класс

2016 – 2017 учебный год

35 часов, 1 час в неделю

Составитель: Фадеева Ирина Васильевна,

учитель химии и географии,
высшей категории

2016 год


I. Требования к уровню подготовки.

Ученик должен знать и понимать:

  • химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, изомерия;
  • теорию строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
  • химические понятия: химическая реакция, тип химической реакции.
  • химические понятия: строение органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
  • химические понятия: функциональная группа;
  • важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
  • важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.

Уметь:

  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
  • определять тип химической реакции. .
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать общие химические свойства органических соединений;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.
  •  химические понятия: функциональная группа;
  • важнейшие вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать общие химические свойства органических соединений;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать общие химические свойства органических соединений;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
  • важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать общие химические свойства органических соединений;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ

II  Содержание программы

Программа составлена на основе авторской программы по химии для 8-11 классов О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Преподавание ведется по учебнику: Химия. 10 класс. Базовый уровень  учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян,. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Введение (1ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.

Тема 1. Теория строения органических соединений (3 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).

Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2.Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (6 ч)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое).

Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (8 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола.

Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление

основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков.

Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.

Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II); этанол этаналь  этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (4 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.

СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3 ч)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

III Тематическое планирование

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I четверть  -  9 часов

Введение -1 час

Вводный инструктаж по Т/Б. Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе

01.09-03.09.16

Тема 1. Теория строения органических соединений-3 часа

Валентность. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

05.09-10.09.16

Химические формулы и модели молекул в органической химии. Понятие о гомологах и изомерах

12.09-17.09.16

Классификация органических соединений

19.09-24.09.16

Тема 2 Углеводороды и их природные источники – 10 часов

Анализ контрольной работы. Природный газ Алканы.

26.09-01.10.16

Алканы: строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение

03.10-08.10.16

Решение задач на нахождение химических формул органических веществ

10.10-15.10.16

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение

17.10-22.10.16

Алкадиены. Каучуки. Резина

24.10-28.10.16

II четверть  -  8 часов

Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение

07.11-12.11.16

Ароматические углеводороды. Бензол.

14.11-19.11.16

Нефть состав и переработка нефти.

21.11-26.11.16

Обобщение по теме: « Углеводороды»

28.11-03.12.16

  1.      

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

05.12-10.12.16

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники – 6 часов

Анализ контрольной работы. Единство химической организации живых организмов. Спирты.

12.12-17.12.16

Фенол: строение, физические и химические свойства, применение

19.12-24.12.16

Альдегиды и кетоны

26.12-30.12.16

III четверть  -  11 часов

Повторный  инструктаж по Т/Б Карбоновые кислоты: строение, классификация,  физические  и химические свойства

12.01-14.01.17

Сложные эфиры. Жиры. Масла.

16.01-21.01.17

Углеводы. Моносахариды Дисахариды и полисахариды.

23.01-28.01.17

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе – 8 часов

Амины: строение, свойства, применение

30.01-04.02.17

 Взаимное влияние атомов в молекуле анилина

06.02-11.02.17

Аминокислоты.

13.02-18.02.17

Белки как природные биополимеры

20.02-25.02.17

Генетическая связь между классами органических соединений

27.02-04.03.17

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений»

06.03-11.03.17

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислород- и азотсодержащие соединения».

13.03-18.03.17

Контрольная работа №3 «Кислород- и азотсодержащие соединения».

20.03-24.03.17

IV четверть  -  7 часов

Тема 5. Биологически активные органические соединения – 4часа

Анализ контрольной работы. Ферменты

03.04-08.04.17

Понятие о витаминах.

10.04-15.04.17

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов

17.04-22.04.17

Лекарства

24.04-29.04.17

Тема 6.Искусственные и синтетические полимеры – 3 часа

Искусственные полимеры

02.05-06.05.17

Синтетические органические соединения

08.05-13.05.17

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №2«Распознавание пластмасс и волокон»

15.05-20.05.17

  1. График уроков контроля

Номера к/р

Тема

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

05.12-10.12.16

2

Контрольная работа №2 «Кислород- и азотсодержащие соединения».

20.03-24.03.17

Итого

2

Согласовано

Протокол заседания школьного методического объединения учителей эколого и спортивно-оздоровительного цикла

от 26.08.2016 г.  № 1.

Председатель ШМО ______________И.В.Фадеева

Согласовано

Зам. директора по УВР  _________ Н.А.Егорова

«____» __________ 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс.

Рабочая программа учебного курса по химии 10 класса разработана на основеПримерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень)и авторской программы О.С. Габр...

Рабочая программа по химии(базовый уровень) 11 класс к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии11 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииОсновными целями и задачами данного учебного курса являют...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС к УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс у УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс к УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс...