техкарта к уроку Сущность и классификация химических реакций 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс)
Технологическая карта к уроку обобщения материала темы "Химические реакции" (учебник Габриеляна О.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_sushchnost_i_klassifikatsiya_hr.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 11 классе.
Тема: «Сущность и классификация химических реакций»
Цель: систематизировать знания учащихся о сущности и подходах к классификации химических реакций.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Химические реакции» (слайд 1).
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- В чем разница между физическими и химическими явлениями?
- Какие признаки химических реакций вы знаете? (слайды 2,3,4,5)
III. Актуализация знаний.
Итак, запишите тему урока: «Сущность и классификация химических реакций».
(слайд 6)
- Объясните сущность протекания химических реакций.
Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.
- Кем была установлена эта закономерность? (Слайд 7).
Из этой формулировки видно, что закон сохранения массы веществ Ломоносов понимал гораздо глубже и рассматривал его в единстве с законом сохранения энергии и понимал его как всеобщий закон природы.
- А кем была доказана взаимосвязь массы и энергии? (Слайд 8).
(Закон сохранения энергии, открыт немецким физиком А.Эйнштейном: Кто назовет формулу? E = mc2)
Вывод: законы сохранения массы вещества и энергии при химических реакциях являются частным случаем проявления всеобщего закона природы – закона сохранения энергии и ее движения.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по каким-то общим признакам разделить все множество объектов на группы. Так, например, можно выделить группу именных реакций. Настоящие учёные-химики не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества и материалы, необходимые людям. Отдавая дань их научному подвигу новые методы синтеза веществ называли их именами. Всего известно более 1000 именных органических, неорганических и аналитических реакций. Их число продолжает увеличиваться.
(слайды 10-15)
Есть реакции отмеченные Нобелевскими премиями. (Слайды 17-20)
По какому принципу присуждается Нобелевская премия?
Нобелевские премии присуждаются людям, чья деятельность принесла максимальную пользу человечеству.
Для того, чтобы проводить классификацию чего-либо или кого-либо, необходимо выбрать признак классификации. Сейчас мы с вами обобщим наши знания о классификации химических реакций и будем работать с таблицей. (слайд 22)
В таблице отмечены признаки классификации и приведены примеры реакций. Вам необходимо заполнить графу «Тип реакции» и дать определение.
1. Соотношение исходных и конечных веществ. (Слайд 23)
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, изомеризации, аллотропного превращения.
2. Тепловой эффект (слайд 24).
Реакции, идущие с выделением теплоты – экзотермические,
реакции, идущие с поглощением теплоты – эндотермические.
3. Обратимость реакций (слайд 25).
Необратимая реакция в данных условиях может протекать только в одном направлении.
Обратимые реакции идут в данных условиях как в прямом, так и в обратном направлениях.
Обратимость реакций, протекающих в живых организмах – это основа важнейших природных процессов обмена веществ.
4. Участие катализатора (слайд 26).
Реакция, идущая с участием катализатора называется каталитической. Реакция, идущая без участия катализатора – некаталитическая.
Биохимические процессы, протекающие в клетках живых организмов, идут с участием биологических катализаторов – ферментов.
5. Агрегатное состояние (слайд 27).
Реакция гомогенная, если исходные вещества и продукты реакции находятся в одной фазе (фаза – это однородная по составу и свойствам часть системы, которая отделена от других фаз поверхностью раздела). Если агрегатное состояние исходных веществ и продуктов реакции различается, то такая реакция будет гетерогенной.
6. Изменение степеней окисления атомов.
Реакции бывают: окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные (слайд 28)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Каждую реакцию можно классифицировать по нескольким признакам. Класс разделен на 4 группы. Сейчас каждая группа выполнит небольшой эксперимент.
Задание: провести реакцию, классифицировать ее по разным признакам. Инструкции перед вами, соблюдайте технику безопасности. Не забудьте, что работать с веществами надо аккуратно, над лотком, вещества наливайте осторожно.
После выполнения опытов, один представитель от каждой группы записывает уравнение химической реакции на доске, дает её характеристику по признакам классификации. А остальные группы наблюдают, слушают и дополняют.
VI. Закрепление изученного.
Работа с видеофрагментом «Олово» (слайд 30). Определение типа химической реакции, мотивирование выбора.
(Слайд 31) по времени «На одном из ППЭ после ЕГЭ по химии был обнаружен фрагмент шпаргалки. Допишите уравнения реакций, определите типы реакций и вероятность использования этой шпаргалки на ЕГЭ.
Работа с гипотермическим пакетом «Снежок» (если кто-то от выполнения трудных задач перегрелся) прочитайте инструкцию и приведите пакет в действие. Какой тип химических реакций помогает спасти от перегрева, успокоить боль от ушиба? Мотивируйте ответ.
А теперь внимание: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
VII. Домашнее задание. дома найти состав пакета «Снежок» и записать уравнение реакции, происходящее в нем. И § 11, упражнение 3.
VIII. Итог урока. (слайд Рефлексия)
У Владимира Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций. То, следовательно, это кому-то нужно. Надеюсь, сегодняшний опыт работы на уроке вам тоже будет нужен в жизни. Прошу также оценить себя на сегодняшнем уроке по шкале (слайд 32).
Группа 1. Задание. Прокалите медную пластинку в пламени горелки. Отметьте наблюдения. Напишите уравнения реакции и классифицируйте проведенную реакцию по разным признакам. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: При нагревании пластинку держите пинцетом! Горячую пластинку после реакции руками не трогать! Для охлаждения положить пластинку на колпачок! | Группа 3. Задание. Проведите реакцию между раствором гидроксида натрия и раствором сульфата меди (II). Отлейте часть полученного осадка гидроксида меди (II) в другую пробирку и нагрейте до кипения. Что наблюдаете? Напишите уравнение второй реакции и классифицируйте ее по разным признакам. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: При нагревании отверстие пробирки направляйте в сторону стены! При сильном нагреве содержимое может выплеснуться из пробирки! Пламя спиртовки гасят, накрывая колпачком! |
Группа 2. Задание. Проведите реакцию между цинком и соляной кислотой. Отметьте наблюдения. Напишите уравнения реакции и классифицируйте проведенную реакцию по разным признакам. | Группа 4. Задание. Проведите реакцию между раствором соляной кислоты и раствором нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции и классифицируйте ее по разным признакам. |
Классификация химических реакций
№п/п | Признак классификации | Тип реакции | Пример |
1. | Соотношение исходных и конечных веществ | CaO+H2O →Ca(OH)2 | |
CaCO3 → CaO+ CO2 | |||
H2 + CuO → Cu + H2O | |||
СH3COOH + NaHCO3 → →CH3COONa + H2O + CO2 | |||
Бутан → изобутан | |||
3O2→2O3 | |||
2. | Тепловой эффект | CH4+2O2→ CO2+H2O+Q | |
2КМnO4→К2MnO4 +MnO2 + O2– Q | |||
3. | Обратимость реакции | SO3 + H2O → H2SO4 | |
N2 + 3 H2 ↔ 2NH3 | |||
4. | Участие катализатора | Hg2+ C2H2+HOH → CH3COH | |
2Ca+O2→2CaO | |||
5. | Агрегатное состояние | N2 (г) + 3 H2 (г) ↔ 2NH3 (г) | |
H2 (г) + CuO(т) → Cu (т) + H2O(ж) | |||
6. | Изменение степеней окисления атомов | +4 -2 0 0 6СО2 + 6Н2О →С6Н12О6 + 6 О2 | |
+6 -2 +1 -2 +1 +6 -2 SO3 + H2O → H2SO4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Урок по теме: «Классификация химических реакций» 8 класс
Цели урока: - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ; - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представлен...
Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...
11 класс урок по химии № 13 по теме: «Сущность и классификация химических реакций».
конспект урока...
презентация к уроку 11класс база классификация химических реакций
презентация к уроку химии 11 класс база к УМК Н.Е.Кузнецова по теме Классификация химических реакций...
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...
Разработка урока на тему классификация химических реакций
Конспект урока для 11 класса по теме Классификация химических реакций...