Урок по теме: «Классификация химических реакций» 8 класс
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме

Ефимова Ольга Геннадьевна

Цели урока:  - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;  - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представление об обратимых реакциях; - дать понятие о реакциях разложения и соединения; - формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач; - учить планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; -  оценивать правильность выполнения учебных задач.

 Элементы содержания: Реакции разложения и соединения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_38_reaktsii_soedineniya_i_razlozheniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 38                             Тема: «Классификация химических реакций»

                         

Цели   - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;

                 - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях;

- дать представление об обратимых реакциях;

- дать понятие о реакциях разложения и соединения;

- формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

- учить планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
-  оценивать правильность выполнения учебных задач.

 Элементы содержания: Реакции разложения и соединения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Виды деятельности ученика: Определения понятий «реакции соединения», «реакции разложения», «катализаторы», «ферменты». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.

 Оборудование: сера, горелка, стакан с водой, стекло, ложечка для сжигания веществ, универсальный индикатор, пероксид водорода, оксид марганца (IV).

На столы учащихся: Пробирки под №1,2,3. Индикатор

Оценочные листы. Листы рефлексии.

 Домашнее задание – § 30 упр. 1 (только расставить коэффициенты), 2, 4 или 5  по выбору (п.), § 31 упр. 1, 2 по желанию (п.). 

Ход  урока

На прошлых уроках мы с вами стали знакомиться с химическими явлениями или реакциями.

В. Какие явления называются химическими?

В. По каким признакам судим о том, что произошла химическая реакция?

В. Как вы думаете много существует химических реакций?

В. Что придумали ученые, чтобы можно было ориентироваться в большом количестве фактов, явлений, предметов?  (Классификацию)

В. А что такое классификация?

В. Итак, о чем сегодня будем говорить на уроке?

То есть, сегодня мы будем говорить о  классификации химических реакций.

Одну классификацию химических реакций знаем. По тепловому эффекту реакции делят на экзотермические и эндотермические.

В. Какие реакции называют экзотермическими?

В. Какие реакции называют эндотермическими?

 Цель сегодняшнего урока познакомится еще с несколькими классификациями химических реакций.

По числу и составу реагирующих веществ:

  1. Разложения
  2. Соединения
  3. Замещения
  4. Обмена

Мы с вами уже знаем реакцию разложения воды

            эл. ток

2О       2Н2  +  О2

               

                 t

CuCO3    CuO   + CО2

зеленый      черный           (известковая вода становится мутной)

В. Сколько веществ вступает в реакцию?

В. Какие? (сложные)

В. Сколько получается в ходе реакции?

В. Какие?

В. Попробуйте дать определение. Какие реакции являются реакциями разложения?

Т. Реакции разложения – это реакции, в ходе которых из одного сложного вещества образуются несколько более простых веществ (все эндотермические)

Рассмотрим еще одну реакцию разложения – разложения пероксида водорода. При обычных условиях эта реакция протекает очень медленно, но если добавить оксид марганца (IV) – быстро.

            MnO2

Д.        2Н2О2       2Н2О   +  О2

Оксид марганца (IV) участвует в реакции, но не расходуется. Такие вещества называются катализаторами.

Т. Катализаторы – это вещества, которые увеличивают скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются.  (Ингибиторы)

Реакции, идущие с участием катализаторов называются каталитическими, без – некаталитическими.

Пероксид водорода капнуть на ранку – выделяется кислород, в крови есть биологические катализаторы – ферменты.

Реакции соединения противоположны реакциям разложения.

Д.       S + O2 = SO2

          SO2 + Н2О  Н2SO3 (индикатор)

В. Сколько веществ вступает в реакцию?

В. Какие? (простые и сложные)

В. Сколько получается в ходе реакции?

В. Какие?

В. Какие реакции являются реакциями соединения?

Т. Реакции соединения – это реакции, в ходе которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. (все экзотермические, кроме N2 + O2 = 2NO).

Сернистая кислота нестабильная,  сколько ее получается, столько разлагается

Т. Обратимые реакции – это химические реакции, которые одновременно протекают в двух противоположных направлениях

А если реакция протекает в одном направлении, она является необратимой.

Итак, мы почти познакомились с  4-мя  классификациями веществ.

В. На какие группы делятся реакции по тепловому эффекту?

В. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции?

В. По использованию катализаторов?

В. Как называются биологические катализаторы?

В. На какие группы делятся реакции по направлению?

Электронное приложение. Реакции разложения. 3 слайд

Каждая группа в тетради выполняет задание. Кто справится первым – отвечает, затем самопроверка. Отметьте ошибочные ответы.

Второе задание сделать фронтально.

Экспериментальная задача.

Перед вами три пробирки с бесцветными прозрачными растворами. Помню, что у меня были кислота, щелочи и вода. Но в какие пробирки я налила каждое из веществ - не помню.

Ваша задача экспериментальным путём выяснить, в какой пробирке кислота, в какой щелочь, в какой вода. Вывод в тетради пробирка №1 - ??? и т.д.

Работа с презентацией.

Выписать формулы оксидов, оснований, кислот, солей.

Оцените свою работу (без ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2, 3 ошибки – 4; 4 и более – 2)

 

В. Что сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось?

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми видами классификации химических реакций, учились решать экспериментальные задачи.

Посовещавшись, поставьте отметки членам своей команды.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Классификация химических реакций"

На уроке я  использую индивидуальные таблицы самостоятельного оценивания учащихся....

Презентация на тему : "Классификация химических реакций" - 8 класс

Представлена презентация по теме: "Классификация химических реакций" в 8 классе. Рассмотрены вопросы: 1.Что такое химические реакции?                  ...

Самостоятельная работа по теме "Классификация химических реакций" 11 класс

Самостоятельная  работа по теме "Классификация химических реакций" для 11 класса...

Урок химии в 8 классе по теме "Классификация химических реакций"

Урок химии в 8 классе по теме "Классификация химических реакций"...

Урок химии по теме "Классификация химических реакций"

Данный урок раскрывает основные классификационные единицы типов химических реакций и помогает в полном объеме раскрыть систематику реакций в химии....

Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...

Разработка урока на тему классификация химических реакций

Конспект урока для 11 класса по теме Классификация химических реакций...