Урок по теме: «Классификация химических реакций» 8 класс
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме
Цели урока: - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ; - дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях; - дать представление об обратимых реакциях; - дать понятие о реакциях разложения и соединения; - формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач; - учить планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; - оценивать правильность выполнения учебных задач.
Элементы содержания: Реакции разложения и соединения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_38_reaktsii_soedineniya_i_razlozheniya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 38 Тема: «Классификация химических реакций»
Цели - познакомить с классификацией химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;
- дать понятие о катализаторах и каталитических реакциях;
- дать представление об обратимых реакциях;
- дать понятие о реакциях разложения и соединения;
- формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
- учить планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- оценивать правильность выполнения учебных задач.
Элементы содержания: Реакции разложения и соединения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Виды деятельности ученика: Определения понятий «реакции соединения», «реакции разложения», «катализаторы», «ферменты». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.
Оборудование: сера, горелка, стакан с водой, стекло, ложечка для сжигания веществ, универсальный индикатор, пероксид водорода, оксид марганца (IV).
На столы учащихся: Пробирки под №1,2,3. Индикатор
Оценочные листы. Листы рефлексии.
Домашнее задание – § 30 упр. 1 (только расставить коэффициенты), 2, 4 или 5 по выбору (п.), § 31 упр. 1, 2 по желанию (п.).
Ход урока
На прошлых уроках мы с вами стали знакомиться с химическими явлениями или реакциями.
В. Какие явления называются химическими?
В. По каким признакам судим о том, что произошла химическая реакция?
В. Как вы думаете много существует химических реакций?
В. Что придумали ученые, чтобы можно было ориентироваться в большом количестве фактов, явлений, предметов? (Классификацию)
В. А что такое классификация?
В. Итак, о чем сегодня будем говорить на уроке?
То есть, сегодня мы будем говорить о классификации химических реакций.
Одну классификацию химических реакций знаем. По тепловому эффекту реакции делят на экзотермические и эндотермические.
В. Какие реакции называют экзотермическими?
В. Какие реакции называют эндотермическими?
Цель сегодняшнего урока познакомится еще с несколькими классификациями химических реакций.
По числу и составу реагирующих веществ:
- Разложения
- Соединения
- Замещения
- Обмена
Мы с вами уже знаем реакцию разложения воды
эл. ток
2Н2О 2Н2 + О2
t
CuCO3 CuO + CО2
зеленый черный (известковая вода становится мутной)
В. Сколько веществ вступает в реакцию?
В. Какие? (сложные)
В. Сколько получается в ходе реакции?
В. Какие?
В. Попробуйте дать определение. Какие реакции являются реакциями разложения?
Т. Реакции разложения – это реакции, в ходе которых из одного сложного вещества образуются несколько более простых веществ (все эндотермические)
Рассмотрим еще одну реакцию разложения – разложения пероксида водорода. При обычных условиях эта реакция протекает очень медленно, но если добавить оксид марганца (IV) – быстро.
MnO2
Д. 2Н2О2 2Н2О + О2
Оксид марганца (IV) участвует в реакции, но не расходуется. Такие вещества называются катализаторами.
Т. Катализаторы – это вещества, которые увеличивают скорость химической реакции, но сами при этом не расходуются. (Ингибиторы)
Реакции, идущие с участием катализаторов называются каталитическими, без – некаталитическими.
Пероксид водорода капнуть на ранку – выделяется кислород, в крови есть биологические катализаторы – ферменты.
Реакции соединения противоположны реакциям разложения.
Д. S + O2 = SO2
SO2 + Н2О Н2SO3 (индикатор)
В. Сколько веществ вступает в реакцию?
В. Какие? (простые и сложные)
В. Сколько получается в ходе реакции?
В. Какие?
В. Какие реакции являются реакциями соединения?
Т. Реакции соединения – это реакции, в ходе которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. (все экзотермические, кроме N2 + O2 = 2NO).
Сернистая кислота нестабильная, сколько ее получается, столько разлагается
Т. Обратимые реакции – это химические реакции, которые одновременно протекают в двух противоположных направлениях
А если реакция протекает в одном направлении, она является необратимой.
Итак, мы почти познакомились с 4-мя классификациями веществ.
В. На какие группы делятся реакции по тепловому эффекту?
В. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции?
В. По использованию катализаторов?
В. Как называются биологические катализаторы?
В. На какие группы делятся реакции по направлению?
Электронное приложение. Реакции разложения. 3 слайд
Каждая группа в тетради выполняет задание. Кто справится первым – отвечает, затем самопроверка. Отметьте ошибочные ответы.
Второе задание сделать фронтально.
Экспериментальная задача.
Перед вами три пробирки с бесцветными прозрачными растворами. Помню, что у меня были кислота, щелочи и вода. Но в какие пробирки я налила каждое из веществ - не помню.
Ваша задача экспериментальным путём выяснить, в какой пробирке кислота, в какой щелочь, в какой вода. Вывод в тетради пробирка №1 - ??? и т.д.
Работа с презентацией.
Выписать формулы оксидов, оснований, кислот, солей.
Оцените свою работу (без ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2, 3 ошибки – 4; 4 и более – 2)
В. Что сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось?
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми видами классификации химических реакций, учились решать экспериментальные задачи.
Посовещавшись, поставьте отметки членам своей команды.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии по теме "Классификация химических реакций"
На уроке я использую индивидуальные таблицы самостоятельного оценивания учащихся....
Презентация на тему : "Классификация химических реакций" - 8 класс
Представлена презентация по теме: "Классификация химических реакций" в 8 классе. Рассмотрены вопросы: 1.Что такое химические реакции? ...
Самостоятельная работа по теме "Классификация химических реакций" 11 класс
Самостоятельная работа по теме "Классификация химических реакций" для 11 класса...
Урок химии в 8 классе по теме "Классификация химических реакций"
Урок химии в 8 классе по теме "Классификация химических реакций"...
Урок химии по теме "Классификация химических реакций"
Данный урок раскрывает основные классификационные единицы типов химических реакций и помогает в полном объеме раскрыть систематику реакций в химии....
Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...
Разработка урока на тему классификация химических реакций
Конспект урока для 11 класса по теме Классификация химических реакций...