Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"
методическая разработка по химии (9 класс)

Кононова Елена

Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_19.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну «Химический элеметарий».

Цели и задачи проведения мероприятия:

1.Раскрыть сущность, структуру, значение периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Способствовать формированию у учащихся естественнонаучной картины мира.

3. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике.

4. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей.

5. Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
  • портрет Д. И. Менделеева.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

УЧИТЕЛЬ: Химия – наука, одна из важнейших наук о природе и она полна удивительных загадок, явлений. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами. Секрет этой магии – знание химии. И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию девятиклассников и ответить на вопрос: «Достойны ли они быть гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

Итак, свои знания,  умения, смекалку, находчивость, юмор готовы продемонстрировать команды: 9-А класса! Поприветствуем их! И команда 9-Б класса! Ваши аплодисменты!

А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам:

Сегодня  мы совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой : зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в команде).

"Стартовое задание"

Команда 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

Х

А

Б

У

2е 8е 2е

В

И

К

М

Н

О

П

2е 1е

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

И

Е

Г

2е 8е 1е

Ч

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Е

2е 8е 3е

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

2е 3е

Щ

Ы

К

Э

М

Н

К

2е 8е 6е

О

Я

А

В

С

И

О

2е 5е

Ю

П

Р

М

Й

В

Х

Ответ: "Химический"

Команда 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Число протонов и нейтронов

Группы

1

2

3

4

5

6

7

13р 14n

А

Г

Э

Г

О

С

Б

12р 12n

В

Л

Щ

К

И

П

Н

15р 16n

Б

О

П

Е

Е

К

У

19р 20n

М

Ц

У

А

Д

Ы

Э

17р18n

Й

З

Ф

Л

З

Л

Е

6р 6n

К

М

Я

Н

Ю

Ю

Я

8р 8n

П

С

Т

Д

Ч

Т

В

16р 16n

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

11р 12n

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

20р 20n

В

И

К

М

Н

О

П

33р 42n

Ю

П

Р

М

Й

В

Х

Ответ: "Элементарий"

Название страны: "Химический элементарий".

Путешествие в эту страну не случайно. 2019 год обозначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия Периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева, который фундаментально повлиял и внёс, без преувеличения, неоценимый вклад в дальнейшее развитие химических наук .И сегодня знаменательный день: 1марта -день рождения ПСХЭ и юбилей-150 лет со дня ее основания. Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа в течении 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25лет. Предшественники Менделеева сделали много для подготовки открытия периодического закона, но ни один из ученых не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы и не сумел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ. Удалось это только великому русскому ученому Д.И. Менделееву.

Нашу игру мы начнем с со стихотворения А. Чивилихина.

Пусть зимний день с метелями. 
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть. 
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем. 
В ней стройность и величие
Любимейших поэм. 
Без многословья книжного. 
В ней смысла торжество. 
И элемента лишнего. 
В ней нет ни одного. 
В ней пробужденье дерева. 
И вешних льдинок хруст. 
Таблицу Менделеева 
Я знаю наизусть.

Станциями нашего путешествия будут:

  1. «Менделеевская викторина».
  2. Объясняй-ка
  3. "Мои соседи".
  4. Узнавай-ка
  5. Посчитай-ка.
  6. Составляй- ка.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в стране "Химический элементарий" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Жители "Химического элементария" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?

Первая остановка на станции теоретической.

1. "Менделеевская викторина"

УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - 1 балл.

Думаю,вы,ребята,замечали,что"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".

1.Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

( Д. И. Менделеева)

2. Какой закон и когда открыл Д.И.Менделеев?

( Периодический закон был открыт 1марта 1869 года).

3.А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его сформулировать?

(Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов)).

4.Известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?

(Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов).

5.В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?

(Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов).

6.Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов?

(Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) - группами, состоящими из главных и побочных подгрупп).

7.Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?

( В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические).

8. В чём физический смысл порядкового номера элемента?

(Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре).

УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе? Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция "Узнавай-ка".

2. Станция "Объясняй -ка".

(Раздаются задания на листах)

Задание команде 1

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число электронов на внешнем уровне

Мg

?

?

?

?

?

?

?

15

?

?

5

?

+8

?

8

?

?

Задание команде 2

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число электронов на внешнем уровне

?

+14

?

?

?

?

?

?

?

?

24

2

Br

?

?

?

?

?

Игра со зрителями.

Шуточные вопросы-загадки

1.      Какой неметалл является лесом? (бор)

2.      Какой химический элемент состоит из двух животных?   (мышьяк)

3.      Какой элемент вращается вокруг Солнца?   (Уран)

4.      В состав каких химических элементов входят деревья? (никель, дубний)

5.       Какой благородный металл содержит болотные водоросли? (платина)

6.   От какого металла нужно отрезать две буквы, чтобы получить известную кость человека?  (серебро)

7.   Название какого металла прячет в себе волшебника? (магний)

8.   В названиях каких химических элементов есть тройки? (натрий, иттрий)

9. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот.)

10.По прозвищу  -  инвалид,  но крепок  в деле и на  вид. (Хром.)

Предполагаемые ответы команды 1

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число электронов на внешнем уровне

Мg

+12

12

12

12

2

Р

+15

15

16

15

5

О

+8

8

8

8

6

Предполагаемые ответы команды  2

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число электронов на внешнем уровне

Si

+14

14

14

14

4

Cr

+24

24

28

24

2

Br

+35

35

45

35

7

3. Станция"Мои соседи".

Задание 1команде:

Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Ве; О; В; С;

б) Ва; Ве; Са; Мg

(Правильный ответ: а) О; С; В; Ве;  б) Ве; Мg ;Са; Ва )

Задание 2 команде:

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Аl ; Nа; Р; Сl ;

б) Рв; Si; С; Sn

(Правильный ответ: а) Nа; Аl ; Р; Сl ; б) Рв; Sn; Si; С)

4."Узнавай-ка"

По описанию определите, о каком жителе данной страны идет речь:

Элемент 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красивое, больше всего мне идёт жёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)

Элемент 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я вхожу в состав сплавов цветных металлов. Кто я? (Медь)

Элемент 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны. Вхожу в состав чугуна и стали. Кто я? (Железо)

Элемент 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов. Я второй по распространённости из элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремний)

Элемент 5. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)

5."Посчитай-ка".

Решите задачу: Элемент расположен в VII группе Периодической системы. Относительная молекулярная масса его высшего оксида 183. Найти элемент.

(Решение:2х + 16*7 = 183

2х = 183 – 112

2х = 71

х = 35,5 → этот элемент хлор – Cl )

Игра со зрителями.

«Что в имени тебе моем…»  Элементы названы в честь небесных тел, заимствованы из мифологии, в честь государств и частей света или в честь великих ученых. Сейчас мы с вами попробуем определить откуда взяли свои имена химические элементы. Перед вами слайд с названиями химических элементов.

 Задания:

1  - выбрать элементы, названные в честь ученых :

Химические элементы, названные в честь ученых:

  • Кюрий-в честь супругов Кюри.
  • Менделеевий- в честь Д.И.Менделеева.
  • Резерфордий-в честь Эрнесте Резерфорда.
  • Нобелий-в честь Альфреда Нобеля.

2 – выбрать элементы, названные в честь стран ;

Химические элементы, названные в честь стран.

  • Германий-в честь Германии.
  • Рутений- в честь России.
  • Франций- в честь Франции.
  • Полоний- в честь Польши.

3  – выбрать элементы, названные в честь планет ;

Химические элементы, названные в честь планет.

  • Уран- в честь планеты Уран.
  • Плутоний- в честь планеты Плутон.
  • Нептуний- в честь планеты Нептун.
  • Гелий- в честь Солнца.

6."Составяй- ка".

Периодический закон и Периодическая система не только обобщают сведения о химических элементах, но и дают возможность прогнозировать и предсказывать существование новых.

ЮКИАМАНЭЛИЙ                     ЦИАСКЭЙИЛИ

Из предложенных букв составьте старинные названия химических элементов,которые предсказал Д.И. Менделеев.

(Это: экаалюминий, экасилиций. Современные названия: галлий и германий.)

Празднование в 2019 году Международного года периодической таблицы химических элементов воздаст должное недавно совершенным передовым открытиям, а именно открытию в результате тесного международного научного сотрудничества четырех сверхтяжелых элементов периодической таблицы Менделеева с атомными номерами 113 (нихоний), 115 (московий), 117 (теннесин) и 118 (оганессон) и присвоению им названий.

Учитель: Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. На этом мы с вами заканчиваем наше путешествие по таблице Д.И.Менделеева. Сегодня мы вспомнили о деятельности великого ученого, о различных химических элементах. Заканчиваю путешествие словами Д.И. Менделеева: “Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще” (обращает внимание учащихся на доску). Мне хотелось бы, чтобы вы воспользовались этими строками как девизом вашей жизненной позиции. Прошу жюри объявить победителя.

Приложение

к мероприятию

"Стартовое задание"

Команда 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

Х

А

Б

У

2е 8е 2е

В

И

К

М

Н

О

П

2е 1е

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

И

Е

Г

2е 8е 1е

Ч

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Е

2е 8е 3е

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

2е 3е

Щ

Ы

К

Э

М

Н

К

2е 8е 6е

О

Я

А

В

С

И

О

2е 5е

Ю

П

Р

М

Й

В

Х

"Стартовое задание"

Команда 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Число протонов и нейтронов

Группы

1

2

3

4

5

6

7

13р 14n

А

Г

Э

Г

О

С

Б

12р 12n

В

Л

Щ

К

И

П

Н

15р 16n

Б

О

П

Е

Е

К

У

19р 20n

М

Ц

У

А

Д

Ы

Э

17р18n

Й

З

Ф

Л

З

Л

Е

6р 6n

К

М

Я

Н

Ю

Ю

Я

8р 8n

П

С

Т

Д

Ч

Т

В

16р 16n

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

11р 12n

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

20р 20n

В

И

К

М

Н

О

П

33р 42n

Ю

П

Р

М

Й

В

Х

Станция "Объясняй -ка".

Задание команде 1

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число электронов на внешнем уровне

Мg

?

?

?

?

?

?

?

15

?

?

5

?

+8

?

8

?

?

Станция "Объясняй -ка".

Задание команде 2

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число электронов на внешнем уровне

?

+14

?

?

?

?

?

?

?

?

24

2

Br

?

?

?

?

?

Станция"Мои соседи".

Задание 1команде:

Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Ве; О; В; С;

б) Ва; Ве; Са; Мg

Станция"Мои соседи".

Задание 2 команде:

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Аl ; Nа; Р; Сl ;

б) Рв; Si; С; Sn

Оценочный лист для жюри

Название конкурса

Команда 9а класса

Команда 9б класса

  1. «Менделеевская викторина».

  1. Объясняй-ка

  1. "Мои соседи".

  1. Узнавай-ка

  1. Посчитай-ка.

  1. Составляй- ка.

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Призентация к внеклассному мероприятию для начальных классов "Путешествие в страну Здоровья."

Названия станций с соответствующими картинками ; результаты анкетирования "самый - самый " и " физкультура и спорт"  ; картинки по теме мероприятия ....

Урок «Путешествие в страну Химический элементарий»

Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность. Развивать интерес к предмету, чётко формулировать и высказывать свои мысли, логич...

Внеклассное мероприятие для 2 класса "Путешествие в Страну Знаний".

Цели внеклассного мероприятия:поддержать интерес к английскому языку с помощью игры,повторить и закрепить пройденный материал по предмету,        разв...

Открытое классное мероприятие в 5 классе " Путешествие в страну Безопасность"

Данное мероприятие направленно на  повторение с детьми правила ППБ, ПББ, ЗОЖ;  способствует формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей....