Технологическая карта урока в 9 классе по теме "Аммиак"
учебно-методический материал по химии (9 класс)
В технологической карте представлен материал по теме "Аммиак" с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass_ammiak_kutina_t._yu.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Аммиак»
Учитель химии Кутина Т.Ю.
ГБОУ школа № 536 Московского района Санкт-Петербурга
9 класс (УМК Габриелян О.С.)
Дидактическая цель: в процессе обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Задачи урока:
1. Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака, изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония. Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, электронное пособие, задания на карточках, раздаточные материалы, карточки рефлексии.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор, спиртовка, гидроксид кальция, хлорид аммония, вода, фенолфталеин, нашатырный спирт.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный | |||
Приветствует ребят: добрый день, я рада вас видеть. Приглашаю вас на урок. Техника «Ладошка к ладошке». Знакомит с правилами по выставлению отметки за урок. За домашнее задание – 0-6 баллов; маршрутный лист №1 – 0-6 баллов; активность на уроке – 0-4 баллов; тест – 4 балла. Итого: 0-10баллов – «3», 10 -16 баллов – «4», 17-20 баллов –«5». | Приветствуют учителя. Жестами сообщают о своей готовности и настрое на урок. | Личностные (смыслообразование) | |
Этап 2. Проверка Д/з | |||
Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать себе задание в зависимости от того, на сколько вы освоили домашний материал. Учитель раздает листы для проверки домашнего задания и назначает консультанта ряда. | Ученик выбирает свой уровень задания и выполняет его. Консультант получает «ключ» и проверяет работы своего ряда. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | Раздаточный материал. |
Этап 3. Актуализация субъектного опыта | |||
Учитель предлагает рассмотреть «паутину знаний» на слайде и просит учащихся попытаться сформулировать тему урока. Мы сегодня на уроке проследим взаимосвязь, соответствующую «паутине знаний». Организует обсуждение, где встречается аммиак в повседневной жизни – игра «Угадай «профессию» аммиака» | Ребята рассматривают слайд презентации и формулируют тему урока «Аммиак и его свойства». Записывают ее в тетрадь. Выдвигают гипотезы об областях использования аммиака. Продолжают предложение: знание этой темы может помочь в профессии … | Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | Электронная презентация к уроку. |
Этап 4,5. Применение изученного, контроль и самоконтроль. | |||
Учитель организует работу учащихся по маршрутным листам №1. Пока консультант по «ключу» проверяет маршрутный лист №1, учитель предлагает детям собрать шаростержневую модель молекулы аммиака. Учитель формулирует проблему «Как строение влияет на свойства?» и показывает демонстрационный опыт «Получение аммиака и растворение его в воде». Задает вопросы по опыту фронтально:
Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся о температуре кипения(-33,350С) и температуре плавления(-77,70С), а также хорошей сжижаемости, т.е. способности образовывать ассоциаты за счет водородной связи. Учитель подводит учащихся к определению понятия «водородной связи». Формулирует проблему по результатам лабораторного опыта: «Откуда и как в данном растворе появились гидроксид-ионы?» Учитель актуализирует знания о строении аммиака и говорит о возможности образования связи по донорно-акцепторному механизму с ионом водорода NH3+HOH→NH4OH. Как электролит, гидроксид аммония диссоциирует согласно уравнению: NH4OH↔[NH4]++OH-. А какие еще вещества при диссоциации образуют ион водорода? Проводит обсуждение решения проблемного вопроса. Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения? Формулирует новую проблему: «Исходя из степени окисления азота в аммиаке предположите, какими свойствами окислительными или восстановительными будет обладать аммиак?» Учитель организует обсуждение применения аммиака по слайду презентации. | Ребята заполняют маршрутный лист №2, а консультант осуществляет проверку и выставляет баллы. Ребята собирают шаростержневую модель молекулы аммиака. Смотрят, анализируют, делают выводы, заполняют маршрутный лист №2 и формулируют физические свойства аммиака, вклеивают его в тетрадь. Ребята рассматривают механизм образования водородной связи, формулируют определение и записывают его в тетрадь. Водородная связь возникает между атомами водорода одной молекулы, несущими частичный положительный заряд и ЭО атомом элемента другой молекулы с частично отрицательным зарядом. Учащиеся выполняют лабораторный опыт: «Изменение окраски индикатора в растворе аммиака». Пытаются самостоятельно ответить на поставленный вопрос. Делают записи и выполняют тренировочные задания: NH3+HCl→NH4Cl (соль - хлорид аммония). 2NH3+H2SO4→ (NH4)2SO4 (соль - сульфат аммония). Ребята объясняют свои затруднения. Выдвигают гипотезы и дописывают в тетради ОВР оксида меди с аммиаком, а два учащихся выполняют эту реакцию на развороте доски. Ребята участвуют в обсуждении. | Личностные (смыслообразование) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы) Регулятивные (прогнозирование, коррекция, оценка) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | Учебник, набор для сбора моделий, раздаточный материал, презентация. |
Этап 5. Информация о домашнем задании | |||
Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание: обязательная часть по учебнику и одно задание по выбору учащихся из презентации. | Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з». | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | Учебник, презентация. |
Этап 6. Подведение итогов учебного занятия | |||
Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, приводит тест, изображенный на слайде презентации. Нацеливает, что ученики готовы к дальнейшему изучению темы «Соли аммония». | Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. Выполняют тест. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) | Электронное пособие, раздаточный материал, тетрать. |
Этап 7. Рефлексия | |||
Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок. | Ученики пишут себе телеграмму: Я узнал…………………………… Меня удивило…………………… Хочу повторить…………………. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) | Раздаточный материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...