Тема урока: «Предельные углеводороды»
методическая разработка по химии (9 класс)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение учебной информации,
- контроль усвоения теории,
- применение знаний и умений,
- формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Предельные углеводороды»:
- знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,
- умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
- контроль уровня освоения материала,
- развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_predelnye_uglevodorody_.docx | 116.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Предельные углеводороды»
Учитель: Мамсурова Алла Батразовна
Предмет: Химия
Класс: 9А
Дата: 15.04.2018г
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение учебной информации,
- контроль усвоения теории,
- применение знаний и умений,
- формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Предельные углеводороды»:
- знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,
- умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
- контроль уровня освоения материала,
- развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Знать: особенности электронного и пространственного строение молекулы алканов на примере метана, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерию и номенклатуру алканов. Понимать: тетраэдрическое строение молекулы метана на основе представлений о гибридизации; Уметь: называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению. Характеризовать строение алканов; различать гомологи и изомеры, составлять формулы и называть их; конструировать модели молекул алканов;
Метапредметные:
Регулятивные
Постановка учащимися учебной задачи на основе сопоставления того, что известно и ранее усвоено, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задач. Составление плана достижения цели, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач. Осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция учебной деятельности.
Познавательные
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Умение определять понятия, создавать общения, устанавливать аналогии.
Умение структурировать знания и устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанное осмысление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осознание возникающих трудностей и стремление к их преодолению. Освоение новых видов деятельности. Формирование ценности безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Этапы урока | Результаты деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам химических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности химических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация знаний о предельных углеводородах | Добрый день! Химия одна из величайших наук, она окружает нас везде и всюду .Мы много что знаем о химической науке , но совершенству нет предела, и сегодня мы познакомимся с еще одним разделом многоликой Химии. Я рада вас видеть и вдвойне буду рада плодотворно пообщаться с вами. Пусть наша работа на уроке будет взаимоприятной. Сегодня на уроке мы научимся: - выделять главную информацию - находить взаимосвязи - грамотно выражать свои мысли - слушать друг друга - критически оценивать себя. Постановка проблемного вопроса- Опыт «Определение качественного состава предельных углеводородов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80de813e-a63b-3a19-5a8a-5f9e3701406a/index.htm Перед вами стоит задача объяснить, почему это происходит. В-ва, в состав которых входят C и H называют углеводородами, В соединениях где углерод связан с максимальным числом атомов водорода (сколько?) называются предельными углеводородами или алканами и это тема нашего сегодняшнего урока (слайд название урока) | Решение проблемы , предоставление первичных гипотез, обобщение и систематизация информации согласно уже имеющегося собственного опыта, исключение лишнего материала путем применения метода сравнения . Эвристическая беседа, в ходе которой самостоятельно формулируют цель урока, задачи Выводы на основе полученных наблюдений. «При сгорании свечи образуется углекислый газ и вода, являющаяся продуктом горения, т. е. соединения с кислородом, следовательно в состав свечи входят C и H » |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов(состава углеводородов) с целью выделения общих признаков, -определение основной и второстепенной информации при составлении метасхемы -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: -учет разных мнений, -планирование работы учебного сотрудничества, – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, Предметные результаты: -знание основных характеристик предельных углеводородов и их взаимосвязей, особенностей свойств Анализировать диаграммы, делать выводы; | Вы видите перед собой ряд предельных углеводородов CH4 C2H6 C3H8 C4H10 C5H12C6H14 Какие особенности данных соединений вы видите? Что у них общего, что различно? Давайте ваши выводы по этому слайду представим в виде схемы: Существует какая-либо взаимосвязь между изменениями количества атомов углерода и водорода в соединениях Задание № 1: Перед вами две формулы, докажите, что эти соединения будут является предельными углеводородами и гомологами друг друга CH4 и C5H12 На следующем слайде появляется тот же ряд, но с названиями веществ У каждого из вас есть имя, у соединения оно тоже присутствует CH4 - метан Верно, первая часть названия это количество атомов углерода на древнегреческом , таким образом сформулируйте правила составления названия Появл. след. слайд (формулы н- бутана, изо бутана) Здание : Определите являются ли данные вещества алканами, и дайте им название используя таблицу в учебнике Все верно , такие частицы называются радикалами и имеют свое название (таблица учебника ) Ну теперь снова попытайтесь дать название. | Отмечают сходства и различия, выявляя взаимосвязь между представленными формулами , с помощью учебника дают определение понятия изомер, гомолог, гомологическая разность. Отмечают что есть взаимосвязь между количеством атомов углерода и водорода, составляет формулу для вычисления CnH2n+ 2, выполняют задание доказывая собственную теорию о строении алканов Делают вывод что все вещества оканчиваются на Формулируют правило :
Возникает затруднение в определении названия метил радикала в изобутане . Отмечают что метил очень схож по строению с метаном , но отличается на один атом углерода . Вывод : такое же, только вместо ан- ил Доделывают задание, решая проблему. |
ЭТАП 3. ПРАКТИКУМ + физкультминутка | Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - составление мета схемы трансформации знаний -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации для составления метасхемы общей характеристики данного класса углеводородов под влиянием разных факторов -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, –контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, Предметные результаты: -знание особенностей области применения алканов и различных факторов , влияющих на нее. | Опыт : У вас на столе набор : свеча, тигельные щипцы, асбестовая сетка, спички. (Инструкция в карточке приложение № 1 ) Мы с вами знаем что углеводороды горят. Появляются четыре картинки ( общее -химические процессы) Так вот для алканов характерны общие химические свойства: одно из них мы с вами уже наблюдали это горение, запишите уравнение реакции Но для алканов характерно так же и другое химическое свойство: отщепление молекул водорода . В органической химии эти реакции называются дегидрированием. Запишите уравнение реакции согласно определению на примере этана. В данном случае образуется этилен, относящийся к классу алкенов, а это уже тема нашей следующей беседы. | Выполняют опыт согласно инструкции, соблюдая ТБ, отмечая что при сгорании образуются похожие вещества что и при сгорании свечи, (сажа , копоть) Объединяют картинки общим словом. Горение — это соединение с кислородом, зная формулу простейшего представителя метана записываю схему реакции. Записывают уравнение реакции |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать результаты действий на уроке; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: -определение основной и второстепенной информации -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: -учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, ЛичностныеУУД: - самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей алканов как класса органических соединений , развитие области применения в различных регионах страны и мира в целом. |
| Заполняют схему до конца |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | Для подведения итогов нашего занятия , прошу вас заполнить анкеты в конце вашего маршрутного листа,. Используя справочные материалы учебника и дополнительную литературу выявить зависимость физических свойств алканов от их молекулярной массы. Выявить как применяются жидкие, твердые и газообразные углеводороды вам поможет следующее задание:
| Записывают домашнее задание , сдают маршрутные листы , получая раздаточный материал с шаблонами схемы для выполнения задания, и листы с заданием на дом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Предельные углеводороды
Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме...
Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс
Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"
Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....
Технологическая карта метапредметного урока "Предельные углеводороды"
Урок разработан с учетом требований ФГОС...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...
Тема урока: Предельные углеводороды (Алканы).
Цель: знакомство учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, применением.Задачи:Образовательные. Получить первоначальные представления о алканах (общая ф...