Урок по теме Предельные углеводороды
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Франковская Евгения Николаевна

Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predelnye_uglevodorody.doc40 КБ
Office presentation icon predelnye_uglevodorody.ppt258.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  Предельные углеводороды (алканы)

Цели урока:

  1. Продолжить формирование умения составлять структурные формулы предельных углеводородов
  2. Познакомиться с физическими, химическими свойствами, строением, получением алканов,  их применением.
  3. Закрепить основные положения ИЮПАК (умение давать название алканам)

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент

Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок. тема урока «Предельные углеводороды (алканы)» - слайд

Цели урока – слайд

  1. Актуализация знаний

Вспомните из курса 9 класса определение «предельные углеводороды» - слайд

     3.Объяснение нового материала

1)Учитель начинает урок с небольшого исторического вступления.

    Если присмотреться к поверхности заросшего пруда, болота или другого водоёма, можно заметить, как на поверхность поднимаются пузырьки газа. С давних пор люди называли его болотным газом. И только в 1785 году французский химик Клод  Луи Бертолле (открывший бертолетову соль) установил, что в состав болотного газа входят два элемента – углерод и водород. Впоследствии было выяснено, что в этом соединении на один атом углерода приходится четыре атома водорода, молекулярная формула вещества СН4. Болотный газ получил название «метан». Откуда берётся этот газ в природе? Незримо для человека работает природная лаборатория микроорганизмов. Особые бактерии без доступа воздуха разлагают клетчатку отмерших растений. Этот процесс играет огромную роль в круговороте углерода в природе.

        В 30-х годах XIX века немецкий химик К.Райхенбах выделил из буковой смолы смесь высших насыщенных углеводородов. Считая, что он получил индивидуальное вещество, Райхенбах назвал его парафином. Это слова в переводе с латинского означает не обладающий сродством. Действительно, полученное вещество при обычных условиях не взаимодействовало с кислотами и щелочами, было устойчиво к окислению. К середине XIX века химикам стали известны и другие углеводороды, имеющие подобное строение: этан, пропан, бутан, гексан. Все они имели свойства подобные веществу, полученному Райхенбахом, поэтому в 1868 году английский химик Х.Уэтс предложил объединить их в общий класс и назвать парафинами.

2)Какое вещество является простейшим представителем класса «Алканов»?

Затем учитель объясняет строение  предельных углеводородов на примере метана. – слайд

3) Атомы углерода обладают уникальной способностью образовывать друг с другом длинные цепочки, открытые или замкнутые. Это одна из основных причин многообразия органических соединений.

Посмотрите таблицу «Углеводороды».  Как изменяется состав этих соединений? В результате формулируется определение «гомологи» - слайды

Термин «гомологический ряд» ввел в химию немецкий ученый И.Шиль в 1842 году.

4)Число изомеров для предельных углеводородов очень растет с увеличением числа углеродных атомов. Вспомните, какой тип изомерии характерен для алканов? – слайд

Совершенно очевидно, что дать индивидуальные имена каждому веществу, а главное, запомнить их совершенно нереально. Должна быть какая-то универсальная и общепринятая система названий, то есть номенклатура. Вспомним основные шаги номенклатуры. – слайд

5) Предельных углеводородов множество. А какими физическими и химическими свойствами они обладают? – слайды

6)Применение - слайды

Человек в быту сталкивается с использованием предельных углеводородов ежедневно. Учитель обращается к ученикам: вы только проснулись, чиркаете спичку и зажигаете газ на кухне. Внимательно пронаблюдайте за горением спички. Рядышком с основанием пламени можно увидеть плавящийся парафин. Парафином теперь называют смесь твердых предельных углеводородов. Им пропитывают древесину спички, чтобы горение было более равномерным и медленным. Тем временем в конфорке горит природный газ, который почти полностью состоит из метана с примесью этана и пропана. Одна из важнейших областей применения газообразных алканов – использование в качестве топлива, не только бытового, но и автомобильного (сжиженный газ) и промышленного.

После завтрака нужно привести себя в порядок. Многие косметические средства содержат для смягчения кожи вазелин – смесь жидких и твердых предельных углеводородов. Прощальный взгляд в зеркало – и в школу. На улице – поток машин. В их двигателях сгорает смесь жидких предельных углеводородов – либо бензин (углеводороды С6Н14 –С10Н22), либо дизельное топливо (С13Н28 – С17Н36). На перемене можно побаловать себя конфеткой. Проведите ногтём по поверхности фантика. Белый налёт – это тоже парафин, придающий бумаге водоотталкивающие свойства, красивый внешний вид.

Романтический ужин при свечах! Большинство свечей изготавливают из подкрашенного парафина.

Предельные углеводороды благодаря своей доступности являются прекрасным сырьём для химической промышленности. Для производства сажи, водорода, галогенпроизводных (фторидные углеводороды – лучшие хладагенты в бытовых и промышленных холодильных установках, кондиционерах). Большое количество углеводородов перерабатываются в непредельные, содержащие двойную или тройную связь. Химики нашли способы получения из углеводородов кислородсодержащих соединений: спиртов, альдегидов, органических кислот.

Следует всегда помнить, что любые химические вещества таят в себе опасность, если не знать их свойства и не применять меры предосторожности.

Метан, называемый также рудничным газом, в большом количестве находится под землёй, сопровождая залежи нефти и каменного угля. В смеси с воздухом метан и другие газообразные гомологи очень взрывоопасны. Не редки трагические взрывы на шахтах, уносящие жизни людей.

Но ведь утечки газа бывают и в домах, главным образом по халатности. Поскольку метан не имеет запаха, в бытовой газ добавляют специальные вещества с резким запахом, чтобы утечку можно было вовремя обнаружить. Почувствовав запах газа, нельзя не только пользоваться открытым огнем, но и включать или выключать электроприборы: от искры включателя может произойти взрыв чудовищной силы!

Более 100 лет люди пользуются  автомобилями с бензиновым двигателями. При этом понимая, что вредные продукты сгорания наносят ущерб и природе, и здоровью человека. Но пока электромобили, двигатели на альтернативном топливе (спирт, водород) обходятся несравненно дороже.

  1. Пауза здоровья.

     Учитель включает магнитофон на котором записана медленная музыка.

Пауза здоровья «Внутренний луч»

        Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно. постепенно  освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного. освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Я стал новым человеком! Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!

         5. Закрепление

Выполните задания указанные в карточках (назвать по международной номенклатуре данные формулы алканов)

 

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХИМИЯ, 10 класс Урок по теме: «ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АЛКАНЫ)» выполнила: Франковская Е.Н., преподаватель химии МОУ «Воскресенская СОШ»

Слайд 2

ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (А Л К А Н Ы)

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА: Продолжить формирование умения составлять структурные формулы предельных углеводородов Познакомиться с физическими, химическими свойствами, строением, получением алканов, их применением. Закрепить основные положения ИЮПАК (умение давать название алканам)

Слайд 4

АЛКАНЫ - углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными связями и которые соответствуют общей формуле С n Н 2n+2

Слайд 5

СТРОЕНИЕ АЛКАНОВ

Слайд 6

В молекулах алканов все атомы углерода находятся в состоянии sp 3 -гибридизации. Это значит, что все четыре гибридные орбитали атома углерода одинаковы по форме, энергии и направлены в углы равносторонней треугольной пирамиды – тетраэдра. Углы между орбиталями равны 109 0 28 / . (Рис.11стр 67) с н н н н

Слайд 7

Вокруг одинарной углерод-углеродной связи возможно практически свободное вращение, и молекулы алканов могут приобретать самую разнообразную форму. В развернутом состоянии такие молекулы имеют зигзагообразную форму с углами при атомах углерода, близких к тетраэдрическому (109 0 28 / .), например в молекуле н - пентана. (Рис 12 стр68) с с с с с

Слайд 8

Все связи в молекулах алканов одинарные, перекрывание происходит по оси, соединяющей ядра атомов,то есть сигма-связи. Связи углерод-углерод являются неполярными и плохо поляризуемыми. Длина С-С связи в алканах равна 1,54* 10 -10 м. Связи С-Н несколько короче. Электронная плотность немного смещена в сторону более электроотрицательного атома углерода, то есть связь С-Н является слабополярной.

Слайд 9

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД: Формула Название Формула радикала Название радикала СН 4 метан СН 3 - метил С 2 Н 6 этан С 2 Н 5 - этил С 3 Н 8 пропан С 3 Н 7- пропил С 4 Н 10 бутан С 4 Н 9 - бутил С 5 Н 12 пентан С 5 Н 11 - амил С 6 Н 14 гексан С 6 Н 13 - гексил С 7 Н 16 гептан С 7 Н 15 - гептил С 8 Н 18 октан С 8 Н 17 - октил С 9 Н 20 нонан С 9 Н 19 - нонил С 10 Н 22 декан С 10 Н 21 - декил

Слайд 10

Ряд веществ, расположенных в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп –СН 2 - , называется гомологическим рядом ( от греч. гомолог – сходный). Вещества такого ряда называют гомологами .

Слайд 11

Изомерия: Для алканов характерна так называемая структурная изомерия. Структурные изомеры отличаются друг от друга строением углеродного скелета. СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 СН 3 -СН-СН 3 н - бутан СН 3 изобутан 2-метилпропан

Слайд 12

НОМЕНКЛАТУРА: Выбор главной цепи (самая длинная цепочка атомов углерода в молекуле) Нумерация атомов главной цепи (начинается с того конца, к которому ближе заместитель. Если заместитель находится на равном удалении от конца цепи, то нумерация начинается от того конца, при котором их больше. Если различные заместители находятся на равном удалении от концов цепи, то нумерация начинается с того конца к которому ближе старший. Старшинство определяется по тому, в каком порядке следует в алфавите буква, с которой начинается их название: метил, затем пропил, этил и т.д.)

Слайд 13

3. Формирование названия ( в начале названия указывают цифры – номера атомов углерода, при которых находятся заместители, если их несколько, то соответствующий номер в названии повторяется дважды через запятую (2,2-). После номера через дефис указывают количество заместителей (ди – два, три – три, тетра – четыре, пента – пять) и название заместителя, затем без пробелов и дефисов – название главной цепи. Главная цепь называется как углеводород – член гомологического ряда метана) 3-метил-5-этилгептан 7 6 5 4 3 2 1 СН 3 -СН 2 -СН-СН 2 -СН-СН 2 - СН 3 СН 2 СН 3 СН 3

Слайд 14

ПОЛУЧЕНИЕ: Выделение углеводородов из природного сырья Источники природных углеводородов –нефть и природный газ. Основной компонент природного газа – метан, который используется посредственно или подвергается переработке. Нефть, извлеченная из земных недр, подвергается переработке, ректификации, крекингу. Синтез Вюрца 2 СН 3 -СН 2 - Br + 2 Na СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 + 2 NaBr

Слайд 15

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: Первые четыре представителя гомологического ряда – газы. Метан – газ без цвета, вкуса и запаха. Углеводороды состава от С 5 Н 12 до С 15 Н 32 – жидкости Более тяжелые углеводороды – твердые вещества. Температура кипения и плавления алканов постепенно увеличиваются с возрастанием длины углеродной цепи. Все углеводороды плохо растворимы в воде, жидкие являются распространенными органическими растворителями.

Слайд 16

Химические свойства: Реакция замещения – галогенирование СН 4 + Cl 2 = СН 3 Cl + Н Cl , если избыток галогена, то: хлорметан СН 3 Cl + Cl 2 = СН 2 Cl 2 + Н Cl дихлорметан хлористый метилен СН 2 Cl 2 + Cl 2 = СН Cl 3 + Н Cl трихлорметан хлороформ СН Cl 3 + Cl 2 = С Cl 4 + Н Cl тетрахлорметан четыреххлористый углерод

Слайд 17

Дегидрирование (отщепление водорода) При пропускании алканов над катализатором ( Pt, Ni, Al 2 O 3 , Cr 2 O 3 ) при высокой температуре (400 – 600 о С) Происходит отщепление молекулы водорода и образование алкана: СН 3 -СН 3 СН 2 = СН 2 + Н 2 Реакции, сопровождающиеся разрушением углеродной цепи (реакция горения) СН 4 +2О 2 СО 2 + 2 Н 2 О + 880 кДж Термическое разложение (при высокой температуре) В общем виде: C n H 2n+2 C n-k H 2(n-k)+2 + C k H 2k 2СН 4 СН СН +3Н 2

Слайд 18

Применение: Предельные углеводороды, в особенности метан находят широкое применение в промышленности ( схема 2 стр. 79). Они являются простым и достаточно дешевым топливом, сырьём для получения большого количества важнейших соединений, используют как источник водорода в синтезе аммиака, для получения синтез-Газа, для промышленного синтеза углеводородов, спиртов, альдегидов и других органических веществ. Углеводороды более высококипящих фракций нефти используют как горючее для дизельных, турбореактивных двигателей, как основа смазочных материалов, как сырьё для производства синтетических жиров и т.д.

Слайд 19

Выполните задания, которые указаны на карточках.

Слайд 20

Домашнее задание: & 11 Упр. 5 стр. 81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс

Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....

Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»

Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....

Урок по теме: Предельные углеводороды - алканы.

Тема урока:  Предельные углеводороды -алканыЦель урока:  Познакомить учащихся с классом предельных углеводородов  -алканов. Повысить заинтересованность в изучении нового раздела химии....

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...