Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение»
10 класс
Использованные технологии:
Информационно-коммуникативные, исследовательские методы, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, игровые технологии
Цель урока: формирование у учащихся представлений о предельных углеводородах.
Задачи урока:
Образовательные: проверить степень усвоения знаний по теме «Теория химического строения» и «Природные источники углеводородов»;
закрепить понятие об явлениях изомерии и гомологии; на примере предельных углеводородов продолжить формирование умений составлять формулы гомологов и изомеров; сформировать представления о строении предельных углеводородов;
Развивающие: продолжить формирование учебных компетенций:
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умение ставить задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;
б) коммуникативных: развивать навыки работы в группах, парах, взаимодействие с другими людьми, умение отвечать на поставленные вопросы;
в) информационных проводить знаковое моделирование, выделять главное, извлекать необходимую информацию при выполнении практических заданий, оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ПК с программным обеспечением, мультимедийный проектор, шаростержневые модели молекул, таблица «Метан», дидактический материал, образцы предельных углеводородов.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы: словесные, наглядные, поисковые.
Ход урока
1. Организационный момент.
Актуализация знаний и умений.
Вопросы к фронтальной беседе
- Кто разработал теорию химического строения?
- Сформулируйте основные положения теории.
- Что такое изомеры?
- Какие соединения называются гомологами?
- Какова валентность углерода в органических соединениях?
- Какие соединения называются углеводородами?
- Что такое гибридизация ?
- Что является природными источниками углеводородов?
2. Изучение новой темы.
Мотивация: демонстрация горения парафиновой свечи, нерастворимости парафина в воде, наблюдение за каплями расплавленного парафина.
Вопрос: как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? (о веществах, которые входят в состав парафина и других, похожих на них соединениях).
Учитель сообщает тему урока «Предельные углеводороды ( Алканы)», учащиеся записывают тему в тетради. (слайд 3). Знакомство с планом урока.
А. Гомологический ряд и общая формула алканов.
Постановка проблемы. Учащимся предлагается решить задачи на установление молекулярной формулы вещества (работа по вариантам) и составить структурные формулы полученных соединений:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Ŵ(С)=83,3% ŵ (С)=82,8% ŵ (С)=81,8%
ŵ (Н)=16,7% ŵ (Н)=17,2% ŵ (Н)=18,2
D(Н )=36 D(возд.)=2 D(N)=1,57
(Ответы: С5Н12 С4Н10 С3Н8)
Учитель:
- Что объединяет эти соединения? (Все атомы углерода до предела насыщены водородом).
- Чем отличаются по составу полученные вещества? (на группу СН2)
- Какова общая формула этих соединений? (СпН2п+2)
Вводится понятие гомолога и гомологического ряда для предельных углеводородов. (слайд 4,5).
Учащиеся выполняют задание для закрепления.
Задание №1. Составьте формулы алканов, содержащих в своём составе атомов углерода: а) 7 б) 10 в) 16 г) 20
Задание №2. Среди предложенных формул алканов укажите формулы гомологов (слайд 6).
Б. Изомерия и номенклатура алканов.
Учитель: для чего нужно изучать номенклатуру?
Составьте структурные формулы изомеров пентана. Какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить это задание? (вспоминаем понятия «изомерия», «изомер»).
Учащиеся составляют формулы соединений.
Учитель: назовите все соединения.
Проблемная ситуация: названия, которыми пользовались до сих пор оказываются недостаточными.
Учитель знакомит учащихся с правилами систематической номенклатуры (слайд 8-10):
- выбрать наиболее длинную цепь атомов углерода;
- пронумеровать их с того конца, к которому ближе расположены заместители, если заместители равно удалены, то нумеруют с того конца, к которому ближе более простой заместитель;
- указать номер атома от которого отходит ответвление, затем через дефис записать название радикала-заместителя;
- если заместителей несколько групп, то цифрой отмечают каждую из них, перечисляя радикалы в алфавитном порядке
- если в молекуле есть одинаковые радикалы, то сначала через запятые перечисляют числа, указывающие их местоположение, затем их количество (греческими приставками ди-, три-, тетра- );
- если с одним и тем же атомом углерода связаны два одинаковых заместителя, то цифру повторяют дважды;
- к названию последнего радикала добавляют название алкана.
Учащиеся выполняют задание по закреплению новых знаний.
Задание №3. Напишите структурные формулы по названию:
а) 2,2-диметилпентан б) 2,2,3-триметилгексан
в) 2-метил-4-этилоктан г) 2-метил-3,4-этилгептан
В. Строение алканов.
- электронные схемы строения атома углерода и соответствующее им
состояние атома (слайд 13,14)
- пространственное строение молекулы метана, валентный угол и длина
связи между углеродными атомами в алканах (слайд 15).
Задание для учащихся (работа в группах): используя шаростержневые модели, соберите молекулы метана, этана пропана.
Г. Физические свойства алканов. Работа с книгой:
- прочитайте внимательно текст на с.25
- составьте по полученной информации 2 вопроса своему товарищу
Игра «Ты мне – я тебе».
III.Закрепление по вопросам (слайд 19)
IV.Подведение итогов урока. Что нового узнали на уроке. С чем справились, что не получилось?
V. Домашнее задание: §3, с.32 № 7,8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-152768-1669647572.jpg)
Урок по теме Предельные углеводороды
Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-542949-1439642359.jpg)
Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»
Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»...
Разработка урока по теме "Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы"
Тип урока изучения нового материала. Урок даётся в виде лекции....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-538939-1417286557.jpg)
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"
Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-971551-1510466331.jpg)
Урок по теме: Предельные углеводороды - алканы.
Тема урока: Предельные углеводороды -алканыЦель урока: Познакомить учащихся с классом предельных углеводородов -алканов. Повысить заинтересованность в изучении нового раздела химии....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/22/picture-1422956-1663873425.jpg)
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/22/picture-1422956-1663873425.jpg)
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...