Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkany._metan_kak_predstavitel_alkanov.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методическая разработка
урока химии в 9 классе
учителя биологии и химии МБОУ «Каменоломенская средняя школа»,
специалиста высшей категории
Стародубцевой А.М.
2016
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний о предельных углеводородах, их строении, свойствах, применении средствами ИКТ технологий и методами проблемного обучения.
Образовательная цель: добиться осознания и усвоения понятий «Предельные углеводороды», «Природные источники метана», « Значение предельных углеводородов в жизни человека»; ознакомить с понятием «гомология»; показать универсальность теории химического строения на примере изучения предельных углеводородов.
Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию экологической культуры личности. Создать условия для проявления самостоятельности, для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать, общаться в паре, группе.
Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника и другими источниками информации, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование и методическое обеспечение урока: мультимедийное оборудование, ПСХЭ, электронное приложение к учебнику, мультимедийная презентация.
Реактивы и оборудование: парафиновая свеча, керосиновая лампа, спички, штатив с пробирками, стакан с водой, спиртовка.
Применяемые элементы технологий: информационно-коммуникационные технологии, методы проблемного обучения.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Задачи урока | Деятельность | Результат взаимодействия | |
учителя | ученика | |||
1.Организацион-ный | Подготовить учащихся к уроку | Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание Без химии жизни, поверьте, нет. Без химии стал бы тусклым весь свет, С химией ездим, живем и летаем, В разных точках Земли обитаем, Чистим, стираем, пятна выводим, Едим, спим, и с прическами ходим, Химией лечимся, клеим и шьем, С химией мы бок о бок живем! Так что вы без нее пропадете, Если значение ее не поймете! | Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку. Слушают, эмоционально настраиваются. | Полная готовность класса к уроку, организация внимания, быстрое включение класса в деловой ритм |
2. Мотивация | Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке | Показывает демонстрационный опыт:
- Как вы думаете: о чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Наблюдают, слушают, отвечают на вопросы. Возможный ответ учащихся: О веществах, которые входят в состав парафина и керосина, а так же и о других похожих на них соединениях. | Активизация внимания, мотивация на изучение материалов темы урока. |
3.Определение темы и целей урока | Организовать целенаправленную познавательную деятельность. | Предлагает определить тему и цели урока. - Давайте попробуем определить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке, разгадав ребус (Слайд №1) Уточняет тему и цели урока для учащихся.(Слайды №2-5) | Определяют и записывают тему и цели урока, получают представление о предполагаемом результате деятельности. | Активность познавательной деятельности на последующих этапах |
4. Актуализация знаний. | Определить возможные знания обучающихся по теме урока. | Проводит фронтальную беседу по вопросам: - Алканы относят к классу углеводородов. - Вспомните, какие вещества называют углеводородами? (слайд 6) - Вспомните, чему равна валентность атомов углерода в органических соединениях? - Чему равна валентность атомов водорода? Вспомните электронное строение атома углерода, переход его в возбужденное состояние. sp3 гибридизация электронных орбиталей (слайд 7). | Слушают, отвечают на вопросы. | Повторяется ранее изученный материал. Определяется возможный багаж знаний по теме урока. |
5. Изучение нового материала | Организовать работу обучающихся по изучению нового материала по теме урока. | Даёт задания группам обучающихся по самостоятельной работе над блоком материала по теме урока. Организует работу групп. Контролирует и координирует работу групп. | Объединяются в группы, определяют свою роль в группе, работают по карточке-заданию, готовят презентацию результатов работы группы. Презентуют результаты работы в группах, используя слайды презентации. Фиксируют по ходу выступлений групп необходимый для запоминания материал в рабочем листе. | Осознание и усвоение основных понятий по теме урока. |
6. Первичное закрепление и коррекция знаний | Организовать работу обучающихся по закреплению знаний. Выяснить проблемы усвоения темы. Ликвидация выявленных проблем. | Предлагает группам выполнить задания по теме урока. Организует самопроверку выполнения заданий группами. | Выполняют задания из ЭП к учебнику и слайдов презентации, проговаривая алгоритмы выполнения заданий. | Учащиеся в форме коммуникации (в группах) решают типовые задачи на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух. Устраняются проблемы усвоения материала по теме урока. |
7. Закрепление знаний | Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Контролирует самостоятельную работу обучающихся, консультирует обучающихся, испытывающих затруднения. | Самостоятельно выполняют тренировочные и контрольные задания. Проводят самопроверку по эталону. | Закреплены знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. |
8. Домашнее задание | Разъяснить методику выполнения домашней работы. | Объясняет, какую работу необходимо выполнить дома, контролирует запись домашнего задания обучающимися в дневник. | Слушают и записывают домашнее задание в дневник.
| Правильное выполнение работы большинством учащихся. |
9. Итоги урока. Рефлексия | Подвести итог урока, оценить деятельность учащихся. | Выясняет у учащихся, что нового они узнали, чему научились, где пригодятся новые знания. Выставляет отметки. | Отвечают на вопросы учителя. | Умение воспроизводить основные идеи урока. |
Приложение №1
Карточка учета совместной деятельности
Фамилия, имя | Роль | Оценка (баллы) (Максимум – 5 баллов) |
1. | Руководитель-организатор | |
2. | Секретарь | |
3. | Спикер | |
4. | Хранитель времени |
Алгоритм работы учащихся в группе
1) распределить обязанности;
3) выслушать и обсудить мнения всех членов группы при выполнении заданий;
4) составить отчет о результатах работы;
5) оценить вклад каждого участника в результат работы группы;
6) представить отчет.
Оценочный лист обучающегося
Виды контроля | Количество баллов |
| |
| |
3) «Зашифрованное письмо» | |
| |
| |
Сумма баллов | |
Отметка |
Задания для работы в группах
Приложение №2
ГРУППА №1. «ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»
Используя материалы учебника и приложения, дайте ответы на вопросы:
- Какие соединения называются Предельные углеводороды?
- Как иначе называют предельные углеводороды?
- Почему их так называют?
- Где в природе встречаются Алканы?
- Какую общую формулу имеют Алканы?
- Используя общую формулу, составьте формулы веществ, у которых в молекулах содержатся 5, 6, 12, 15 атомов углерода.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Нахождение в природе
Нахождение в космосе
В небольших количествах алканы содержатся в атмосфере внешних газовых планет Солнечной системы: на Юпитере — 0,1 % метана, 0,0002 % этана, на Сатурне метана 0,2 %, а этана — 0,0005 %, метана и этана на Уране — соответственно 1,99 % и 0,00025 %, на Нептуне же — 1,5 % и 1,5·10−10, соответственно[9]. На спутнике Сатурна Титане метан (1,6 %) содержится в жидком виде, причем, подобно воде, находящейся на Земле в круговороте, на Титане существуют (полярные) озёра метана (в смеси с этаном) и метановые дожди. К тому же, как предполагается, метан поступает в атмосферу Титана в результате деятельности вулкана. Кроме того, метан найден в хвосте кометы Хиякутаке и в метеоритах. Предполагается также, что метановые и этановые кометные льды образовались в межзвёздном пространстве.
Нахождение на Земле
В земной атмосфере метан присутствует в очень небольших количествах (около 0,0001 %), он производится некоторыми археями (архебактериями), в частности, находящимися в кишечном тракте крупного рогатого скота. Промышленное значение имеют месторождения низших алканов в форме природного газа, нефти и, вероятно, в будущем — газовых гидратов (найдены в областях вечной мерзлоты и под океанами). Также метан содержится в биогазе.
Высшие алканы содержатся в кутикуле растений, предохраняя их от высыхания, паразитных грибков и мелких растительноядных организмов. У животных алканы встречаются в качестве феромонов у насекомых, в частности у мухи цеце. Некоторые орхидеи при помощи алканов-феромонов привлекают опылителей.
ГРУППА №2. «МЕТАН – ПРОСТЕЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕДЕЛЬНЫХ»
Используя материалы учебника и приложения, дайте ответы на вопросы:
- Какие особенности строения имеет молекула метана?
- Какими физическими свойствами обладает иетан?
- Какую относительную плотность по воздуху имеет метан?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Мета́н (лат. Methanum) — простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула — CH4. Малорастворим в воде, легче воздуха. При использовании в быту, промышленности в метан обычно добавляют одоранты (обычно тиолы) со специфическим «запахом газа». Метан нетоксичен и неопасен для здоровья человека.
Однако имеются данные, что метан относится к токсическим веществам, действующим на центральную нервную систему.
Накапливаясь в закрытом помещении, метан взрывоопасен. Обогащение одорантами делается для того, чтобы человек вовремя заметил утечку газа. На промышленных производствах эту роль выполняют датчики, и во многих случаях метан для лабораторий и промышленных производств остаётся без запаха.
Взрывоопасен при концентрации в воздухе от 4,4 % до 17 %. Наиболее взрывоопасная концентрация 9,5 %. Проявляет наркотические свойства; наркотическое действие ослабляется малой растворимостью в воде и крови.
ГРУППА №3. «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАНА»
Используя материалы учебника и приложения, дайте ответы на вопросы:
- Какие химические свойства проявляет метан? Запишите соответствующие уравнения реакций.
- Где применяются метан и его производные?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
«Врата ада» - кратер Дарваза в Туркменистане искусственного происхождения. В 1971 году советские геологи обнаружили скопление подземного газа. В результате раскопок и бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную каверну (пустоту), из-за чего земля провалилась и образовалась большая дыра, наполненная газом, в которую улетела буровая вышка со всем оборудованием и транспортом. Люди, к счастью, не пострадали. Чтобы вредные для людей и скота газы не выходили наружу, их решили поджечь. Геологи рассчитывали, что пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись: природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью уже более сорока лет.
ГРУППА №4. «ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД МЕТАНА (АЛКАНОВ)»
Используя материалы учебника и приложения, дайте ответы на вопросы:
- Что такое гомологи?
- Что такое гомологический ряд?
- Что такое гомологическая разность?
- Что такое радикал?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Гомологи (от греч. Homologi – «сходный») – вещества, имеющие сходные строение и свойства, но по составу отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп -CH2.
Гомологический ряд – это ряд химических соединений одного структурного типа, отличающихся друг от друга по составу на определенное число повторяющихся структурных единиц — так называемую гомологическую разность.
Группу -СН2 называют гомологической разностью.
Свободные радикалы в химии — частицы (как правило, неустойчивые), содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешней электронной оболочке. При этом радикал не имеет заряда.
Чтобы легче было запомнить названия Алканов, воспользуйся этим стихотворением:
Раз, два, три, четыре, пятью
Станем атомы считать.
Учим новые слова:
Мета — раз, а эта — два.
Три — пропан, бутан - четыре,
Все соседи по квартире.
Вьется атомная лента,
Номер пятый будет пента.
Шесть — гексан, а семь -гептан.
Углеводороды, по местам!
А в октане, как в октаве,
Восемь атомов в составе.
Соответственно Закону,
Атом девять значит нона.
Наконец, как истукан,
Возвышается декан!
Приложение №3.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ:
Выполните задания:
- «Да – нет» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Выпишите номера верных утверждений:
1. Алканы и предельные углеводороды – одни и те же вещества
2. Гексан – твердое вещество
3. Бензин имеет формулу
4. Парафины относятся к предельным углеводородам
5. Метан – это природный газ
6. Этилен – это алкан.
7. Метан вступает в реакции замещения.
8. Метан не используют в качестве газового топлива в быту, так как он не имеет запаха
9. Алканы имеют общую формулу Cn H2n - 2
10. Углерод в алканах находится в состоянии sp3 – гибридизацию
Ключ для проверки: 1, 4, 5, 7, 10.
- Выполните тестовые задания (за каждый правильный ответ 1 балл):
- Гомологами являются: а) С2Н6 и С2Н4 б) С3Н8 и С5Н12 в) С4Н8 и С7Н16 г) СН4 и С6Н10
- Алкан, молекула которого содержит 6 атомов углерода имеет формулу: а) С6Н14 б) С6Н10 в) С6Н12 г) С6Н6
- Реакция метана с хлором является: а) экзотермической; б) реакцией присоединения; в) реакцией замещения; г) каталитической реакцией.
- Метан взаимодействует с веществами: а) раствором KMnO4 б) Cl2 в) O2 г) H2O д) HCl е) NaOH
- К свойствам метана относятся: а) хорошая растворимость в воде; б) высокая температура кипения; в) горючесть; г)электропроводность; д) взрывоопасность; е) способность разлагаться при нагревании.
3) «Зашифрованное письмо» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов.
1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
2. Смета на строительство нового объекта была утверждена.
3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
4. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
- Разгадайте ребусы (за каждый правильный ответ 1 балл):
Бутан Октан
Этан Декан Октан Нонан
5) Закрепление изученного материала. Тест по теме «Алканы» (за каждый правильный ответ 1 балл)
1.Гомологический ряд алканов описывается общей формулой: а) СnH2n-2 б) CnH2n в) СnH2n+2 г) CnH2n+1
2. В пропане связи углерод-углерод: а) одинарные б) двойные в) полуторные г) Пи-связи
3. Молекула метана имеет форму: а) пирамиды б) параллелепипеда в) тетраэдра г) конуса
4. Для алканов характерна гибридизация: а) SP б) SP2 в) SP4 г)SP3
5. Угол между атомами углерода в алканах составляет:
а) 120 градусов б) 90 градусов в) 109 градусов г) 110 градусов
6. Установите соответствие:
1. Пропан а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2- СН3
2. Пентан б) СН3-СН2-СН3
3. Бутан в) СН3-СН2-СН2-СН3
4. Октан г) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
7. Формулы только алканов записаны в ряду:
а) С3Н6, С2Н4, С6Н14
б) С4Н10, С2Н6, С3Н8
в) С2Н2, С3Н8, С6Н6
г) С6Н6, С4Н8, С2Н6
Взаимопроверка учащихся. Правильные ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в | а | в | г | в | 1-б, 2-а, 3-г 4-в | б |
Перевод баллов в отметку:
33-38 баллов – «5»
25-32 балла – «4»
18-24 баллов – «3»
Менее 18 баллов – Старайся! У тебя всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Принцип Ле Шателье....
Технологическая карта урока химии. 9 класс.
Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...
Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...