Технологическая карта метапредметного урока "Предельные углеводороды"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Урок разработан с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_9_klass.docx | 126.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Результаты деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 7 минут | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам химических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности химических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация знаний о предельных углеводородах | Добрый день! Химия одна из величайших наук, она окружает нас везде и всюду .Мы много что знаем о химической науке , но совершенству нет предела, и сегодня мы познакомимся с еще одним разделом многоликой Химии. Я рада вас видеть и вдвойне буду рада плодотворно пообщаться с вами. Пусть наша работа на уроке будет взаимоприятной. Сегодня на уроке мы научимся: - выделять главную информацию - находить взаимосвязи - грамотно выражать свои мысли - слушать друг друга - критически оценивать себя. Постановка проблемного вопроса- Опыт «Определение качественного состава предельных углеводородов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80de813e-a63b-3a19-5a8a-5f9e3701406a/index.htm Перед вами стоит задача объяснить, почему это происходит. В-ва, в состав которых входят C и H называют углеводородами, В соединениях где углерод связан с максимальным числом атомов водорода (сколько?) называются предельными углеводородами или алканами и это тема нашего сегодняшнего урока (слайд название урока) | Решение проблемы , предоставление первичных гипотез, обобщение и систематизация информации согласно уже имеющегося собственного опыта, исключение лишнего материала путем применения метода сравнения . Эвристическая беседа, в ходе которой самостоятельно формулируют цель урока, задачи Выводы на основе полученных наблюдений. «При сгорании свечи образуется углекислый газ и вода, являющаяся продуктом горения, т. е. соединения с кислородом, следовательно в состав свечи входят C и H » |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи 15 минут | Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов(состава углеводородов) с целью выделения общих признаков, -определение основной и второстепенной информации при составлении метасхемы -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: -учет разных мнений, -планирование работы учебного сотрудничества, – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, Предметные результаты: -знание основных характеристик предельных углеводородов и их взаимосвязей, особенностей свойств Анализировать диаграммы, делать выводы; | Вы видите перед собой ряд предельных углеводородов CH4 C2H6 C3H8 C4H10 C5H12C6H14 Какие особенности данных соединений вы видите? Что у них общего, что различно? Давайте ваши выводы по этому слайду представим в виде схемы: Существует какая-либо взаимосвязь между изменениями количества атомов углерода и водорода в соединениях Задание № 1: Перед вами две формулы, докажите, что эти соединения будут является предельными углеводородами и гомологами друг друга CH4 и C5H12 На следующем слайде появляется тот же ряд, но с названиями веществ У каждого из вас есть имя, у соединения оно тоже присутствует CH4 - метан Верно, первая часть названия это количество атомов углерода на древнегреческом , таким образом сформулируйте правила составления названия Появл. след. слайд (формулы н- бутана, изо бутана) Здание : Определите являются ли данные вещества алканами, и дайте им название используя таблицу в учебнике Все верно , такие частицы называются радикалами и имеют свое название (таблица учебника ) Ну теперь снова попытайтесь дать название. | Отмечают сходства и различия, выявляя взаимосвязь между представленными формулами , с помощью учебника дают определение понятия изомер, гомолог, гомологическая разность. Отмечают что есть взаимосвязь между количеством атомов углерода и водорода, составляет формулу для вычисления CnH2n+ 2, выполняют задание доказывая собственную теорию о строении алканов Делают вывод что все вещества оканчиваются на Формулируют правило :
Возникает затруднение в определении названия метил радикала в изобутане . Отмечают что метил очень схож по строению с метаном , но отличается на один атом углерода . Вывод : такое же, только вместо ан- ил Доделывают задание, решая проблему. |
ЭТАП 3. ПРАКТИКУМ 7 минут + физкультминутка | Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - составление мета схемы трансформации знаний -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации для составления метасхемы общей характеристики данного класса углеводородов под влиянием разных факторов -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, –контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, Предметные результаты: -знание особенностей области применения алканов и различных факторов , влияющих на нее. | Опыт : У вас на столе набор : свеча, тигельные щипцы, асбестовая сетка, спички. (Инструкция в карточке приложение № 1 ) Мы с вами знаем что углеводороды горят. Появляются четыре картинки ( общее -химические процессы) Так вот для алканов характерны общие химические свойства: одно из них мы с вами уже наблюдали это горение, запишите уравнение реакции Но для алканов характерно так же и другое химическое свойство: отщепление молекул водорода . В органической химии эти реакции называются дегидрированием. Запишите уравнение реакции согласно определению на примере этана. В данном случае образуется этилен, относящийся к классу алкенов, а это уже тема нашей следующей беседы. | Выполняют опыт согласно инструкции, соблюдая ТБ, отмечая что при сгорании образуются похожие вещества что и при сгорании свечи, (сажа , копоть) Объединяют картинки общим словом. Горение — это соединение с кислородом, зная формулу простейшего представителя метана записываю схему реакции. Записывают уравнение реакции |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция 7 минут | Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать результаты действий на уроке; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: -определение основной и второстепенной информации -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: -учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, ЛичностныеУУД: - самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей алканов как класса органических соединений , развитие области применения в различных регионах страны и мира в целом. | А теперь для того , чтобы дать полную характеристику данного класса органических соединений дополним нашу схему. | Заполняют схему до конца. |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | Для подведения итогов нашего занятия , прошу вас заполнить анкеты в конце вашего маршрутного листа,. Используя справочные материалы учебника и дополнительную литературу выявить зависимость физических свойств алканов от их молекулярной массы. Выявить как применяются жидкие, твердые и газообразные углеводороды вам поможет следующее задание:
| Записывают домашнее задание , сдают маршрутные листы , получая раздаточный материал с шаблонами схемы для выполнения задания, и листы с заданием на дом | |
|
Маршрутный лист
Ученика (цы) 9 класс_________________________________________ (Ф. И полностью)
Маршрут | деятельность учащегося | Макс. баллы | Доп.б |
Задания в течении урока (теория) | • в названиях ряда углеводородов выделите повторяющийся суффикс; • в названиях ряда радикалов выделите повторяющийся суффикс; дайте название предельным углеводородам (задание № 2) • выделите и запишите гомологическую разницу; •запишите общую формулу, примените ее (Задание № 1) | 1 2 1 2 | |
II блок Задания в течении урока (практика) | Химические свойства: 1)Горение Задание : Лабораторный опыт: наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде. 2)Реакция дегидрирования ( расщепления) Задание : Записать уравнение реакции 3)Реакция горения Задание : Записать уравнение реакции | 3 2 2 | |
Закрепление изучен ного. | Задание : Дополните схему согласно полученным знаниям | 2 | |
Оценивание по результатам работы | 14-15 баллов - оценка «5» 11-13 баллов - оценка «4» 7-10 баллов - оценка «3» Менее 7 баллов – оценка «2» |
Инструктивная карточка.
Лабораторный опыт: наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде.
Цель: доказать наличие углерода и водорода в органическом веществе – твердом углеводороде.
Ход работы: В широкий химический стакан поместите небольшой кусочек парафиновой свечи и подожгите ее с помощью горящей лучинки. Обратите внимание на стенки стакана – на них появляются капельки воды, следовательно, в состав парафина входит водород. Погасите свечу и выньте ее из стакана. Затем налейте немного прозрачного раствора известковой воды и осторожно взболтайте – известковая вода помутнеет от образовавшегося карбоната кальция при взаимодействии с углекислым газом, получившимся при горении свечи. Следовательно, в парафине содержится углерод. Записать уравнения реакций.
Горение:CH4+ O2 =
Дегидрирование : C2H6 =
Ca(OH)2 + CO2 =
Вывод: углеводороды содержат …… и …….
Схема для заполнения :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта метапредметного урока (математика-естествознание)
технологическая карта метапредметного урока "Модель-Способ-Закон"...
Технологическая карта метапредметного урока в 5 классе по теме " Кем ты хочешь быть?"
Технологическая карта урока представляет из себя таблицу с этапами урока, отведенного времени каждому этапу, подробное описание деятельности учителя и учеников и расшифровка формирование УУД на всех э...
Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"
Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...
Технологическая карта метапредметного занятия "Цвет"
Технологическая карта метапредметного занятия "Цвет"...
Технологическая карта метапредметного урока
Технологическая карта метапредметного урока...
Технологическая карта урока "Ароматические углеводороды"
Цель урока: создание условий для восприятия и первичного закрепления нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.Задачи урока:формирование представления о ароматически...