Технологическая карта метапредметного урока "Предельные углеводороды"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Пасынкова Ульяна Ивановна

Урок разработан с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_9_klass.docx126.01 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Результаты деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

7 минут

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам химических  знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности химических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация знаний о предельных углеводородах

Добрый день! Химия одна из величайших наук, она окружает нас везде и всюду .Мы много что знаем о химической науке , но совершенству нет предела, и сегодня мы познакомимся с еще одним разделом многоликой Химии. Я рада вас видеть и вдвойне буду рада плодотворно пообщаться с вами. Пусть наша работа на уроке будет взаимоприятной.

Сегодня на уроке мы научимся: - выделять главную информацию

 - находить взаимосвязи

- грамотно выражать свои мысли

- слушать друг друга

- критически оценивать себя.

 Постановка проблемного вопроса-

Опыт «Определение качественного состава предельных углеводородов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80de813e-a63b-3a19-5a8a-5f9e3701406a/index.htm

Перед вами стоит задача объяснить, почему это происходит.

В-ва, в состав которых входят C и H называют углеводородами, В соединениях где углерод связан с максимальным числом атомов водорода (сколько?) называются предельными углеводородами или алканами   и это тема нашего сегодняшнего урока (слайд название урока)

Решение проблемы , предоставление первичных гипотез, обобщение и систематизация информации согласно уже имеющегося собственного опыта, исключение лишнего материала путем применения метода сравнения . Эвристическая беседа, в ходе которой самостоятельно формулируют цель урока, задачи

Выводы на основе полученных наблюдений.

«При сгорании свечи образуется углекислый газ   и вода, являющаяся продуктом горения, т. е. соединения с кислородом, следовательно в состав свечи входят C и H »

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

15 минут

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

 -осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов(состава углеводородов) с целью выделения общих  признаков,

-определение основной и второстепенной информации при составлении метасхемы

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

-учет разных мнений,

-планирование работы учебного сотрудничества,

– контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение,

Предметные результаты:

-знание  основных  характеристик предельных углеводородов и их взаимосвязей, особенностей свойств  

Анализировать диаграммы, делать выводы;

Вы видите перед собой ряд предельных углеводородов

CH4 C2H6 C3H8 C4H10 C5H12C6H14 
C7H16 C8H18  C9H20 C10H22 

Какие особенности данных соединений вы видите? Что у них общего, что различно?

Давайте ваши выводы по этому слайду представим в виде схемы:

Существует какая-либо взаимосвязь между изменениями количества атомов углерода и водорода в соединениях

Задание № 1: Перед вами две формулы, докажите, что эти соединения будут является предельными углеводородами и гомологами друг друга

CH4   и     C5H12

На следующем слайде появляется тот же ряд, но с названиями веществ

У каждого из вас есть имя, у соединения оно тоже присутствует

CH4 - метан 
C2H6 - этан 
C3H8 - пропан 
C4H10 - бутан 
C5H12 - пентан 
C6H14 - гексан 
C7H16 - гептан
C8H18 - октан
C9H20 - нонан
C10H22 – декан

Верно, первая часть названия это количество атомов углерода на древнегреческом , таким образом сформулируйте правила составления названия

Появл.  след. слайд (формулы н- бутана, изо бутана)

Здание  :

 Определите являются ли данные вещества алканами, и дайте им название используя таблицу в учебнике

Все верно , такие частицы называются радикалами и имеют свое название

(таблица учебника )

Ну теперь снова попытайтесь дать название.

http://www.kristallikov.net/Page54/butan.JPG

Отмечают сходства и различия, выявляя взаимосвязь между представленными формулами , с помощью учебника дают определение понятия изомер, гомолог, гомологическая разность.

Отмечают что есть взаимосвязь между количеством атомов углерода и водорода, составляет формулу для вычисления CnH2n+ 2, выполняют задание доказывая собственную теорию о строении алканов

Делают вывод что все вещества оканчиваются на

Формулируют правило :

  1. Определить сколько атомов углерода в молекуле  в главной цепи
  2. Поставит – ан

Возникает затруднение в определении названия метил радикала в  изобутане . Отмечают что метил очень схож по строению с метаном , но отличается на один атом углерода .

Вывод : такое же, только вместо ан-  ил Доделывают задание, решая проблему.

ЭТАП 3. ПРАКТИКУМ

7 минут + физкультминутка

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- составление мета схемы трансформации знаний

 -осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации для составления метасхемы общей характеристики данного класса углеводородов  под влиянием разных факторов

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

–контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

Предметные результаты:

-знание  особенностей области применения алканов и различных факторов , влияющих на нее.

Опыт : У вас на столе набор : свеча, тигельные щипцы, асбестовая сетка, спички.

(Инструкция в карточке приложение № 1 )

Мы с вами знаем что углеводороды горят. Появляются четыре картинки ( общее -химические процессы)

Так вот для алканов характерны общие химические свойства: одно из них мы с вами уже наблюдали это горение, запишите уравнение реакции

Но для алканов характерно так же и другое химическое свойство: отщепление молекул водорода . В органической химии эти реакции называются дегидрированием. Запишите уравнение реакции согласно определению на примере этана. В данном случае образуется этилен, относящийся к классу алкенов, а это уже тема нашей следующей беседы.

Выполняют опыт согласно инструкции, соблюдая ТБ, отмечая что при сгорании образуются похожие вещества что и при сгорании свечи, (сажа , копоть)

Объединяют  картинки общим словом.

Горение — это соединение с кислородом, зная формулу простейшего представителя метана записываю схему реакции.

Записывают уравнение реакции  

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

7 минут

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать результаты действий на уроке;

 -осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

-определение основной и второстепенной информации

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

-учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

 ЛичностныеУУД:

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание  особенностей  алканов как класса органических соединений  , развитие области применения в различных регионах страны и мира в целом.

А теперь для того , чтобы дать полную характеристику данного класса органических соединений дополним нашу схему.

Заполняют схему до конца.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Для подведения итогов нашего занятия , прошу вас заполнить анкеты в конце вашего маршрутного листа,.

Используя справочные материалы учебника и дополнительную литературу выявить зависимость физических свойств алканов от их молекулярной массы.

Выявить как применяются жидкие, твердые и газообразные углеводороды вам поможет следующее задание:

  1. Объясните, почему произошло такое размещение запасов природного топлива и его использование на территории России?

http://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2009/06/529.jpg

Записывают домашнее задание , сдают маршрутные листы , получая раздаточный материал с шаблонами схемы для выполнения задания, и листы с заданием на дом

  1. Перечислите основные отрасли промышленности Ухты. (дайте пояснение)



Маршрутный лист

 Ученика (цы) 9 класс_________________________________________ (Ф. И полностью)                                                                                                                                                            

Маршрут

деятельность учащегося

Макс. баллы

Доп.б

Задания в течении урока

(теория)

• в названиях ряда углеводородов выделите повторяющийся суффикс;

• в названиях ряда радикалов выделите повторяющийся суффикс; дайте название предельным углеводородам (задание № 2)

• выделите и запишите гомологическую разницу;

•запишите общую формулу, примените ее

(Задание № 1)

1

2

1

2

II блок

Задания в течении урока

(практика)

Химические свойства:          

1)Горение

Задание : Лабораторный опыт: наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде.

2)Реакция дегидрирования

( расщепления)

Задание : Записать уравнение реакции

3)Реакция горения  

Задание : Записать уравнение реакции

3

2

2

Закрепление изучен

ного.

Задание : Дополните схему согласно полученным знаниям

2

Оценивание  по результатам работы

14-15 баллов   - оценка «5»

11-13   баллов   - оценка «4»

7-10   баллов   - оценка «3»

Менее 7 баллов – оценка «2»

Инструктивная карточка.

Лабораторный опыт: наличие углерода и водорода в парафине – твердом углеводороде.

Цель: доказать наличие углерода и водорода в органическом веществе  – твердом углеводороде.

Ход работы: В широкий химический стакан поместите небольшой кусочек парафиновой свечи и подожгите ее с помощью горящей лучинки. Обратите внимание на стенки стакана – на них появляются капельки воды, следовательно, в состав парафина входит водород. Погасите свечу и выньте ее из стакана. Затем налейте немного прозрачного раствора известковой воды и осторожно взболтайте – известковая вода помутнеет от образовавшегося карбоната кальция при взаимодействии с углекислым газом, получившимся при горении свечи. Следовательно, в парафине содержится углерод. Записать уравнения реакций.

 Горение:CH4+ O2 =

 Дегидрирование : C2H6 =

Ca(OH)2 + CO2 =

Вывод: углеводороды содержат …… и …….

Схема для заполнения :

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта метапредметного урока (математика-естествознание)

технологическая карта метапредметного урока "Модель-Способ-Закон"...

Технологическая карта метапредметного урока в 5 классе по теме " Кем ты хочешь быть?"

Технологическая карта урока представляет из себя таблицу с этапами урока, отведенного времени каждому этапу, подробное описание деятельности учителя и учеников и расшифровка формирование УУД на всех э...

Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"

Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...

Технологическая карта метапредметного занятия "Цвет"

Технологическая карта метапредметного занятия "Цвет"...

Технологическая карта метапредметного урока

Технологическая карта метапредметного урока...

Технологическая карта урока "Ароматические углеводороды"

Цель урока: создание условий для восприятия и первичного закрепления нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.Задачи урока:формирование представления о ароматически...