Генетическая связь между классами неорганических соединений 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)
Урок обобщения материала при изучении классов неорганических соединений в 8 классе по программе О.С. Габриелян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_8_klass_otkrytyy_urok.docx | 28.28 КБ |
geneticheskaya_svyaz_mezhdu_klassami_neorganicheskih_soedineniy.pptx | 315.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Цели: 1. Обучающая – сформировать понятие о генетической связи между классами веществ; обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях и солях.
2. Развивающая – развивать: умения логически мыслить, анализировать, выделять главное; познавательную активность и навыки проведения экспериментальной работы.
3.Воспитательная – воспитывать чувство взаимовыручки и коллективизма; формировать навыки коллективной деятельности.
1 Актуализация Работа в парах (10 минут).
Запишите в тетрадях дату и классная работа. Сегодня ваша работа на уроке будет оцениваться в баллах и в конце урока каждый из вас получит оценку.
Ниже записываем: Задание №1.
Из приведенных формул веществ: CO2, H2SiO3, Ba(OH)2, NaHCO3, Mn2O7, CuO, FeO, CuOHCl,
HNO3, H2SO3, SO2. NaH2PO4, CaCO3, HClO4, Al(OH)3, KNO3, Mg(OH)2, RbOH, HBr, Cu(OH)2
– выпишите:
1 вариант – формулы оксидов и подчеркните кислотные оксиды;
2 вариант – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты;
3 вариант – формулы оснований и подчеркните щелочи;
4 вариант – формулы солей и подчеркните основные соли.
После выполнения осуществляется взаимопроверка: 1 ↔ 2; 3 ↔ 4.
Проверяющие запишите количество баллов: максимально 7 баллов, за каждую ошибку снимается один балл.
II. Создание проблемной ситуации. 15 мин.
? Перед вами в хаотичном порядке представлены различные химические вещества. Разделите их на две группы. По каким признакам это можно сделать? (простые и сложные).
Можно разделить на группы соединения с кальцием и без.
Попробуйте распределить формулы этих веществ с кальцием по усложнению состава, начиная с простого вещества.
Получаются 2 цепи:
- Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2
- C → CO2 → H2CO3 → Na2CO3
? В каждой цепи есть что-то общее? Что это? (Учащиеся отвечают, что это химические элементы – Са и С). Правильно, поскольку они переходят от одного вещества к другому (словно по наследству).
? Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Учащиеся отвечают, что это ген).
? Как вы думаете, какие элементы будут являться «генами» для данных двух цепей? (Кальций и углерод). Поэтому цепи и ряды называются генетическими. А связи между соединениями - генетическими.
- Тема нашего урока: «Генетическая связь между классами неорганических соединений» (запись в тетрадях).
- Связь, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса называется генетической.
На стр. 259 найдите определение что такое генетический ряд металла и неметалла.
Какие общие признаки можно выделить для генетического ряда?
- Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
- Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам
- Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.
Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.
Запишите в тетрадь генетические ряды:
- Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2
Запишем эту схему в общем виде.
Схема 1
Металл основный оксид основание соль
Давайте рассмотрим какими взаимопревращениями связаны соединения генетического ряда металла.
Записываем уравнения реакций к данной цепочке.
1.
2.
3. + ионное
Проблема. А ведь большинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не представляется возможным, как быть в этом случае? (Выслушиваются предположения учащихся).Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!
А ведь большинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не представляется возможным, как быть в этом случае? (Выслушиваются предположения учащихся). Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!
Металл – основный оксид -…соль…- нерастворимое основание – основный оксид- металл
Пример такого генетического ряда приведен на стр. 260
Запишем уравнения реакций этого генетического ряда.
1.
2.
3. + ионное
4.
5.
C → CO2 → H2CO3 → Na2CO3
Запишем этот ряд в общем виде.
Неметалл – кислотный оксид – кислота – соль
Записываем уравнения реакций к данной цепочке.
Взаимопроверка 5 баллов
1.
2.
3.
закрепление
Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд. Даны цепочки превращений:Найдите и выпишите генетические ряды элементов.
Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO-->Cu
a) Br2 —>HBr —>NaBr —> NaNO3
б) Fe —> FeCl2 —> Fe(OH)2 —>FeO —> Fe
в) P —>P2O5 —>H3PO4 —>K3PO4
3. Из приведенного перечня веществ: K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba, H3PO4, N2, BaO, Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд: 1 вариант – Ва, 2 вариант – S, 3 вариант – K, 4 вариант – P.
После выполнения осуществляется взаимопроверка.
Задание №1.
Из приведенных формул веществ: CO2, H2SiO3, Ba(OH)2, NaHCO3, Mn2O7, CuO, FeO, CuOHCl,
HNO3, H2SO3, SO2. NaH2PO4, CaCO3, HClO4, Al(OH)3, KNO3, Mg(OH)2, RbOH, HBr, Cu(OH)2
– выпишите:
1 вариант – формулы оксидов и подчеркните основные оксиды;
2 вариант – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты;
3 вариант – формулы оснований и подчеркните щелочи;
4 вариант – формулы солей и подчеркните основные соли.
После выполнения осуществляется взаимопроверка: 1 ↔ 2; 3 ↔ 4.
Проверяющие запишите количество баллов: максимально 7 баллов, за каждую ошибку снимается один балл
Задание №2 . Составьте генетический ряд неметалла (2 балла).
Запишите уравнения реакций, составленного генетического ряда неметалла
Самопроверка. Максимально 5 баллов. За каждую ошибку снимается один балл.
Задание №3 Из приведенного перечня веществ: K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba, H3PO4, N2, BaO, Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд:
1 вариант – Ва,
2 вариант – S,
3 вариант – K,
4 вариант – P.
После выполнения осуществляется взаимопроверка.
Максимально 4 балла. За каждую ошибку снимается один балл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выпишите : 1 вариант – формулы оксидов и подчеркните кислотные оксиды ; 2 вариант – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты ; 3 вариант – формулы оснований и подчеркните щелочи ; 4 вариант – формулы солей и подчеркните средние соли .
Проверка 1 вариант CO 2 , Mn 2 O 7 , CuO , FeO , SO 2 2 вариант H 2 SiO 3 , HNO 3 , H 2 SO 3 , HClO 4 , HBr 3 вариант Ba(OH) 2 , Al ( OH ) 3 , Mg ( OH ) 2 , RbOH , Cu(OH) 2 4 вариант NaHCO 3 , CuOHCl , NaH 2 PO 4 , CaCO 3 , KNO 3
Распределите формулы этих веществ в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества Са СаO H 2 СO 3 С Сa (OH) 2 N а 2 СО 3 СO 2 СаС l 2
Распределите формулы этих веществ в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества Са СаO H 2 СO 3 С Сa (OH) 2 N а 2 СО 3 СO 2 СаС l 2
Генетический ряд C → CO 2 → H 2 CO 3 → Na 2 CO 3
1. C+O 2 →CO 2 2. CO 2 +H 2 O →H 2 С O 3 3. H 2 С O 3 +2NaOH → → Na 2 CO 3 +2H 2 O
a ) Br 2 —> HBr —> NaBr —> NaNO 3 б ) Fe —> FeCl 2 —> Fe(OH) 2 —> FeO —> Fe в ) CaCO 3 —> CaO —> CaC 2 —> C 2 H 2 г) Si —> SiO 2 —> Na 2 SiO 3 —> H 2 SiO 3
выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд: K , H 2 SO 3 , P 2 O 5 , AlCl 3 , S , Ba , H 3 PO 4 , N 2 , BaO , Na 3 PO 4 , Ba ( OH ) 2 , MgO , SO 2 , P , KOH , BaCl 2 , K 2 SO 3 , K 2 O 1 вариант – Ва , 2 вариант – S , 3 вариант – K , 4 вариант – P .
выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд: 1 вариант Ba → BaO → Ba ( OH ) 2 → BaCl 2 2 вариант S → SO 2 → H 2 SO 3 → K 2 SO 3 3 вариант – K → K 2 O → KOH → K 2 SO 3 4 вариант – P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 → Na 3 PO 4
Домашнее задание На оценку «3» - § 43, № 5 На оценку «4 » - «5» - §43, № 5, написать уравнения реакций для генетического ряда, составленного на уроке.
Цели урока: 1. Обучающая – сформировать понятие о генетической связи между классами веществ; обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях и солях. 2. Развивающая – развивать: умения логически мыслить, анализировать, выделять главное; познавательную активность и навыки проведения экспериментальной работы. 3. Воспитательная – воспитывать чувство взаимовыручки и коллективизма; формировать навыки коллективной деятельности.
1. Какие классы неорганических соединений вы знаете? 2. Что такое оксид? Какие бывают оксиды? Приведите примеры. 3. Что такое основание? Какие бывают основания? Приведите примеры. 4. Что такое кислота? Какие бывают кислоты? Приведите примеры. 5. Что такое соль? Какие бывают соли? Приведите примеры.
Проверка 1.
Взаимосвязь между классами неорганических веществ Металл Неметалл Основный оксид Кислотный оксид Основание Кислота Соль Соль
Генетический ряд Ca → CaO → Ca (OH) 2 → CaCl 2 C → CO 2 → H 2 CO 3 → Na 2 CO 3
Взаимосвязь между классами неорганических веществ Покажите линиями взаимодействия между членами разных генетических рядов, стрелками – превращения одних веществ в другие внутри одного ряда . Металл Неметалл Основный оксид Кислотный оксид Основание Кислота Соль Соль
Взаимосвязь между классами неорганических веществ Из приведенного перечня веществ: K , H 2 SO 3 , P 2 O 5 , AlCl 3 , S , Ba , H 3 PO 4 , N 2 , BaO , Na 3 PO 4 , Ba ( OH ) 2 , MgO , SO 2 , P , KOH , BaCl 2 , K 2 SO 3 , K 2 O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд: 1 вариант – Ва , 3 вариант – K , 2 вариант – S , 4 вариант – P .
Спасибо за работу на уроке !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"
Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неоргнических соединений.
Контрольно-зачётный урок по теме "Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений" предназначен для учащихся 8 класс и рассчитан на 2 спаренн...
Индивидуальные задания для 8 класса по основным классам неорганических соединений.
Индивидуальные задания для 8 класса по основным классам неорганических соединений....
Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений
Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная работа содержит следующий материал д...
Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...