Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
методическая разработка по химии (8 класс)

танделова эльвира константиновна

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_8_klasse_.docx77.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс в 8 классе

по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Тип урока: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

ЦЕЛИ УРОКА

  • опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла;
  • закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
  • развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающая:

  • восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
  • сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивающая:

  • развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
  • развивать аналитическое мышление.

Воспитательная:

  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

Технологии обучения:

  • проблемное обучение
  • информационно-коммуникационные
  • здоровьесберегающие
  • информационно-коммуникационные

Методы, используемые на уроке:

  • объяснительно-иллюстративный
  • практический
  • частично-поисковый
  • фронтальный

Средства, используемые на уроке:

  • таблицы
  • компьютерная презентация
  • реактивы
  • доска

Виды контроля:

  • текущий опрос,
  • самостоятельная работа.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • презентация “Генетическая связь между классами неорганических соединений”;
  • реактивы ( кислота, щелочь, вода, индикаторы)
  • таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости

Формируемые УУД

Предметные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
  2. Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.
  3. Совершенствовать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.

Метапредметные:

  1. Развивать интерес учащихся к науке химия.
  2. Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
  3. Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.

Коммуникативные:

      1.    Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.

                      2     Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу

ПЛАН  УРОКА

  1. Разминка.
  2. Повторение основных классов неорганических веществ.
  3. Генетические ряды металлов и неметаллов
  4. Генетическая связь между классами неорганических соединений
  5. Закрепление
  6. Домашнее задание

Ребята, вы полностью изучили основные классы неорганических соединений. Сегодня мы еще раз повторим состав и свойства этих классов,  а также научимся  записывать и решать генетические цепочки.  Для этого мы совместно составим схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях. Но прежде, вспомним пройденный материал и проведем небольшую интеллектуальную  разминку. 

Слайд № 4                                                                1. Разминка

На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)

Дайте определение простым веществам. (Это вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.)

На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).

Дайте определение сложным веществам. Как классифицируются сложные вещества? (Это вещества, состоящие из атомов разных химических элементов.)

Параллельно с ответами учащихся, на доске вырисовывается схема №1

                           Схема №1 Классификация химических соединений

                                      Металлы     Неметаллы    Благородные газы    

                                                                Простые

        ВЕЩЕСТВА

                             

                                                         

                                                                     Сложные

           Бинарные соединения                                                Гидроксиды                                                              Соли

                      

Оксиды                                    Водородные                         Кислоты                Основания             Средние   Кислые  Основные

                                                 соединения                кислородсодержащие

                                                             

       

         

            Солеобразующие                                   Летучие водородные

Несолеобразующие               Гидриды                   соединения

  1. Слайд №5              2.  Повторение основных классов неорганических                              веществ.

Задание: Определите принадлежность класса, следующих веществ и внесите  их в схему №1

ВaO,  С P,  NaCl, S, NaOH,  , S, Вa, Са, Р , Fe, S, Мg, LiНS , , С КН, С

А сейчас давайте еще раз вспомним все классы неорганических соединений.

           Слайд № 6  Оксиды

Вопрос:   Эти вещества получают путем горения или сложных веществ разложения.

                 Я отнесу к ним и известь, и лёд. Какие это вещества?

                  В них 2 элемента, один из которых - кислород.  ( Оксиды)

 Вопрос:   Что называется оксидами? (Оксиды – это бинарные соединения с кислородом в ст. окисления -2)

Задание 1. Из приведенного перечня выберите кислотный оксид:  а) CO2 б) CaO в) K2O г) ZnO  ( CO2 )

 Вопрос: Что образуется, в результате взаимодействия оксида Na с водой образуется:

                 а) кислота б) щелочь в) соль  (щелочь)

Вопрос: Что образуется, в результате взаимодействия кислотного оксида с основным (Соль)

Слайд № 7  Кислоты

Вопрос:    О каком классе веществ идет речь?  

                  При их разбавлении, в них  нельзя добавлять воду.

                            Лакмусовая бумажка окрашивается в нем в красный цвет.

                  На вкус они кислые   (Кислота)

 Вопрос:   Что называется кислотой?  Кислоты – это сложные вещества , состоящие из атомов металлов и        кислотного остатка

Задание:  Уберите лишнее:   а) HCl, H2S, HF;       б) HI, HF, HNO3;         в) H2SO4, H2SO3, H2SiO3

 Слайд №8 «Основания» 

Задание  «Верю- неверю».

  1. Основания, это простые вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксогруппы  (Неверю)
  2. Нерастворимые в воде основания называют щелочами (Неверю)
  3. Фенолфталенин окрашивает растворы щелочей в малиновый цвет (Верю)
  4. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании (Верю)
  5. Щелочи образуются при взаимодействии активных металлов с водой (Верю)

Слайд № 9

Вопрос:   Что называется основанием? Основания - это сложные вещества, состоящие из металла и одной или нескольких гидроксогрупп.

Вопрос:   Как классифицируют  основания? Основания классифицируют по растворимости – на растворимые (щелочи) и нерастворимые, по кислотности - на однокислотные, двухкислотные и т.д

Опыт «Определить, в какой пробирке находится щелочь»

 3 пробирки: H2O, кислота, щелочь.

Ученик выходит к доске и при помощи индикатора определяет среду раствора, соблюдая ПТБ.

Слайд № 10  «Соли» 

Хлориды и нитраты. Сульфаты, карбонаты. Я без труда и боли объединю в класс….(соли) 

Вопрос:   Что называется солями? Соли - сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка.

Задание.  Напишите формулы следующих солей: нитрат калия, сульфат бария, хлорид серебра, фосфат кальция, гидрокарбонат натрия, гидроксохлорид цинка.

Вопрос:   Является ли хлорид серебра растворимой солью? (Нет)

Слайд № 11   Закрепление

 «Хорошо ли ты знаешь основные классы неорганических соединений»

Задание.   4-ый лишний. В предложенных рядах веществ, найдите лишнее вещество.

  1. Na2O, Al2O3, N2O5, PbO
  2. KOH, H2SO4, Ca(OH)2, Mg(OH)2,
  3. H2SO4, NaHSO4, HNO3 , H3PO4
  4. Na2SO4, NaOH, Ca(NO3)2, ZnОНCl
  5. SiO2, CO2, SO3, CaO

                                    А сейчас проведем вместе небольшую разминку.

  •  Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.
  • Выдохнув: из легких чистых, газ уходит углекислый.
  • Очень химию мы любим, шеей влево, вправо крутим.
  • В атмосфере есть азот, делай вправо поворот.
  • Также есть и кислород, делай влево поворот.
  • Дружно ввысь мы потянулись и друг другу улыбнулись

Слайд №12

Физминутка 

  Физкультминутки для школьников и дошкольников                                                                                                                                                       

3. Генетические ряды металлов и неметаллов

А теперь плавно перейдем к нашей сегодняшней теме.

Слайд №13

Задание.  Рассмотрите, поочередно три ряда приведенных формул и скажите, что в них общего и чем они отличаются?

                          1) Ca → CaO → Ca(O →CaSO4 ;

                                    2)  S → SO2 → SO→ H2SO MgSO4.

                                   3) Cu CuSO4 Cu(O Cu 

      Правильно! Их объединяет то, что в каждом ряду, в состав всех веществ, входит один и тот же  химический элемент (кальций – в первом, сера – во втором и медь – в третьем), который  переходит от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.  

Слайд №14

Вопрос:  Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).

Вопрос:  Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи? (Са), для 2 цепи? (S), для 3 цепи? (Сu)

Вопрос:  Как будут называться эти цепи или ряды? (Генетическими).

Вопрос:  А как будет называться связь между этими веществами? (Генетической).

А отличает их то, что все вещества  относятся к разным классам неорганических соединений.

Слайд №15

Итак,  цепь превращений, которая отражает взаимосвязь разных классов, образованных одним и тем же химическим элементом, называется генетическим рядом

В нашем случае:

  1. ряд – генетический ряд металла,
  2. ряд - генетический ряд неметалла
  3. ряд - генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание. 

Вопрос:   В чем отличие между 1-ым и 3-им генетическим рядом, и почему?  

Правильно, в третьем  ряду из  основания образуется  оксид, потому, что из нерастворимого основания можно путем разложения получить ого оксид, а из растворимого основания – нельзя.

 

4.Генетические ряды металлов и неметаллов

Слайд №16           Более полно многообразие генетических связей отображает схема № 2

Схема № 2 Взаимосвязь между классами неорганических соединений

                

Слайд №17    Закрепление.

! Важно знать, что составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганических соединений.

Задание. Из предложенных соединений,  составьте генетический ряд азота, и осуществите цепочку превращений: , Ca(ONH2SO4, НNO3,  NaNO3, NaOH,

Решение.

 → N→НNO→ NaNO3

  1.  +5  → 2 N 
  2. N + Н2 О → 2НNO
  3. НNO3  +  NaOH  → NaNO3 + Н2 О

Итоги урока:

 Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями 1-го химического элемента, связанных взаимопревращениями. Все вещества должны быть образованы одним и тем же химическим элементом и представлены разными формами соединений.

Домашнее задание: п.27, упражнения 2-7 стр. 119 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»....

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....

Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".

Образовательные задачи урока:1.Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах  основных классов неорганических соединений.2. Раскрыть противоположность свойств соединений типичных мет...

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Как показать учащимся в игровой обстановке ,что химия - это логично, просто и доступно, при этом научить делать выбор?...

Презентация по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений» . 8 класс

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...