Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
методическая разработка по химии (8 класс)
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8_klasse_.docx | 77.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс в 8 классе
по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Тип урока: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
ЦЕЛИ УРОКА
- опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла;
- закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
- развивать представления о причинно-следственных связях явлений.
ЗАДАЧИ УРОКА
Обучающая:
- восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
- сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Развивающая:
- развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
- развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
- развивать аналитическое мышление.
Воспитательная:
- продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;
Технологии обучения:
- проблемное обучение
- информационно-коммуникационные
- здоровьесберегающие
- информационно-коммуникационные
Методы, используемые на уроке:
- объяснительно-иллюстративный
- практический
- частично-поисковый
- фронтальный
Средства, используемые на уроке:
- таблицы
- компьютерная презентация
- реактивы
- доска
Виды контроля:
- текущий опрос,
- самостоятельная работа.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- презентация “Генетическая связь между классами неорганических соединений”;
- реактивы ( кислота, щелочь, вода, индикаторы)
- таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости
Формируемые УУД
Предметные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
- Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.
- Совершенствовать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.
Метапредметные:
- Развивать интерес учащихся к науке химия.
- Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
- Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.
Коммуникативные:
1. Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.
2 Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу
ПЛАН УРОКА
- Разминка.
- Повторение основных классов неорганических веществ.
- Генетические ряды металлов и неметаллов
- Генетическая связь между классами неорганических соединений
- Закрепление
- Домашнее задание
Ребята, вы полностью изучили основные классы неорганических соединений. Сегодня мы еще раз повторим состав и свойства этих классов, а также научимся записывать и решать генетические цепочки. Для этого мы совместно составим схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях. Но прежде, вспомним пройденный материал и проведем небольшую интеллектуальную разминку.
Слайд № 4 1. Разминка
На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)
Дайте определение простым веществам. (Это вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.)
На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).
Дайте определение сложным веществам. Как классифицируются сложные вещества? (Это вещества, состоящие из атомов разных химических элементов.)
Параллельно с ответами учащихся, на доске вырисовывается схема №1
Схема №1 Классификация химических соединений
Металлы Неметаллы Благородные газы
Простые
ВЕЩЕСТВА
Сложные
Бинарные соединения Гидроксиды Соли
Оксиды Водородные Кислоты Основания Средние Кислые Основные
соединения кислородсодержащие
Солеобразующие Летучие водородные
Несолеобразующие Гидриды соединения
- Слайд №5 2. Повторение основных классов неорганических веществ.
Задание: Определите принадлежность класса, следующих веществ и внесите их в схему №1
ВaO, С P, NaCl, S, NaOH, , S, Вa, Са, Р , Fe, S, Мg, LiНS , , С КН, С
А сейчас давайте еще раз вспомним все классы неорганических соединений.
Слайд № 6 Оксиды
Вопрос: Эти вещества получают путем горения или сложных веществ разложения.
Я отнесу к ним и известь, и лёд. Какие это вещества?
В них 2 элемента, один из которых - кислород. ( Оксиды)
Вопрос: Что называется оксидами? (Оксиды – это бинарные соединения с кислородом в ст. окисления -2)
Задание 1. Из приведенного перечня выберите кислотный оксид: а) CO2 б) CaO в) K2O г) ZnO ( CO2 )
Вопрос: Что образуется, в результате взаимодействия оксида Na с водой образуется:
а) кислота б) щелочь в) соль (щелочь)
Вопрос: Что образуется, в результате взаимодействия кислотного оксида с основным (Соль)
Слайд № 7 Кислоты
Вопрос: О каком классе веществ идет речь?
При их разбавлении, в них нельзя добавлять воду.
Лакмусовая бумажка окрашивается в нем в красный цвет.
На вкус они кислые (Кислота)
Вопрос: Что называется кислотой? Кислоты – это сложные вещества , состоящие из атомов металлов и кислотного остатка
Задание: Уберите лишнее: а) HCl, H2S, HF; б) HI, HF, HNO3; в) H2SO4, H2SO3, H2SiO3
Слайд №8 «Основания»
Задание «Верю- неверю».
- Основания, это простые вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксогруппы (Неверю)
- Нерастворимые в воде основания называют щелочами (Неверю)
- Фенолфталенин окрашивает растворы щелочей в малиновый цвет (Верю)
- Нерастворимые основания разлагаются при нагревании (Верю)
- Щелочи образуются при взаимодействии активных металлов с водой (Верю)
Слайд № 9
Вопрос: Что называется основанием? Основания - это сложные вещества, состоящие из металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Вопрос: Как классифицируют основания? Основания классифицируют по растворимости – на растворимые (щелочи) и нерастворимые, по кислотности - на однокислотные, двухкислотные и т.д
Опыт «Определить, в какой пробирке находится щелочь»
3 пробирки: H2O, кислота, щелочь.
Ученик выходит к доске и при помощи индикатора определяет среду раствора, соблюдая ПТБ.
Слайд № 10 «Соли»
Хлориды и нитраты. Сульфаты, карбонаты. Я без труда и боли объединю в класс….(соли)
Вопрос: Что называется солями? Соли - сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка.
Задание. Напишите формулы следующих солей: нитрат калия, сульфат бария, хлорид серебра, фосфат кальция, гидрокарбонат натрия, гидроксохлорид цинка.
Вопрос: Является ли хлорид серебра растворимой солью? (Нет)
Слайд № 11 Закрепление
«Хорошо ли ты знаешь основные классы неорганических соединений»
Задание. 4-ый лишний. В предложенных рядах веществ, найдите лишнее вещество.
- Na2O, Al2O3, N2O5, PbO
- KOH, H2SO4, Ca(OH)2, Mg(OH)2,
- H2SO4, NaHSO4, HNO3 , H3PO4
- Na2SO4, NaOH, Ca(NO3)2, ZnОНCl
- SiO2, CO2, SO3, CaO
А сейчас проведем вместе небольшую разминку.
- Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.
- Выдохнув: из легких чистых, газ уходит углекислый.
- Очень химию мы любим, шеей влево, вправо крутим.
- В атмосфере есть азот, делай вправо поворот.
- Также есть и кислород, делай влево поворот.
- Дружно ввысь мы потянулись и друг другу улыбнулись
Слайд №12
Физминутка
3. Генетические ряды металлов и неметаллов
А теперь плавно перейдем к нашей сегодняшней теме.
Слайд №13
Задание. Рассмотрите, поочередно три ряда приведенных формул и скажите, что в них общего и чем они отличаются?
1) Ca → CaO → Ca(O →CaSO4 ;
2) S → SO2 → SO3 → H2SO4 → MgSO4.
3) Cu CuSO4 Cu(O Cu
Правильно! Их объединяет то, что в каждом ряду, в состав всех веществ, входит один и тот же химический элемент (кальций – в первом, сера – во втором и медь – в третьем), который переходит от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.
Слайд №14
Вопрос: Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).
Вопрос: Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи? (Са), для 2 цепи? (S), для 3 цепи? (Сu)
Вопрос: Как будут называться эти цепи или ряды? (Генетическими).
Вопрос: А как будет называться связь между этими веществами? (Генетической).
А отличает их то, что все вещества относятся к разным классам неорганических соединений.
Слайд №15
Итак, цепь превращений, которая отражает взаимосвязь разных классов, образованных одним и тем же химическим элементом, называется генетическим рядом
В нашем случае:
- ряд – генетический ряд металла,
- ряд - генетический ряд неметалла
- ряд - генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание.
Вопрос: В чем отличие между 1-ым и 3-им генетическим рядом, и почему?
Правильно, в третьем ряду из основания образуется оксид, потому, что из нерастворимого основания можно путем разложения получить ого оксид, а из растворимого основания – нельзя.
4.Генетические ряды металлов и неметаллов
Слайд №16 Более полно многообразие генетических связей отображает схема № 2
Схема № 2 Взаимосвязь между классами неорганических соединений
Слайд №17 Закрепление.
! Важно знать, что составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганических соединений.
Задание. Из предложенных соединений, составьте генетический ряд азота, и осуществите цепочку превращений: , Ca(ON2 H2SO4, НNO3, NaNO3, NaOH,
Решение.
→ N2 →НNO3 → NaNO3
- +5 → 2 N2
- N2 + Н2 О → 2НNO3
- НNO3 + NaOH → NaNO3 + Н2 О
Итоги урока:
Генетические связи – это связь между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями 1-го химического элемента, связанных взаимопревращениями. Все вещества должны быть образованы одним и тем же химическим элементом и представлены разными формами соединений.
Домашнее задание: п.27, упражнения 2-7 стр. 119
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»....
Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....
Урок – сказка по теме: « Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Материал в помощь учителю химии....
Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".
Образовательные задачи урока:1.Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических соединений.2. Раскрыть противоположность свойств соединений типичных мет...
Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Как показать учащимся в игровой обстановке ,что химия - это логично, просто и доступно, при этом научить делать выбор?...
Конспект урока на тему «Генетическая связь между классами неорганических соединений» 8 класс (использование технологии УДЕ)
УДЕ на уроках химии...
Презентация по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений» . 8 класс
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...