Учебная программа по химии для учащихся общеобразовательного 11 класса
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1 г. Зеленокумска»
Рассмотрена на заседании ШМО предметов естественно-математического цикла Протокол №1 от 28 августа 2022 года Руководитель ШМО Талыбова Е.А. | Согласована На заседании МС Протокол №1 от 28 августа 2022 года Заместитель директора по УВР Одинцова А.В. | Утверждена Приказом №195 от 28 августа 2022 года Директор МОУ « СОШ №1 г. Зеленокумска» ______ С. А. Лескова |
Рабочая программа
по химии в 11а классе
Шевченко Виктории Александровны, учителя химии
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе письма МО и науки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования
( Письмо № 08-1786 от 28 .10. 2015 года « О рабочих программах учебных предметов на основе примерных рабочих программ по химии). На изучение отводится 2 часа в неделю, итого – 68 часа за учебный год. Содержание курса химии 11 класса ставит своей задачей интеграцию знаний по неорганической и органической химии. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности понятий, законов и теорий, общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Вопросы строения атома и вещества, закономерностей протекания химических реакций, свойств веществ даются в неразрывном единстве органической и неорганической химии. Курс завершается разделом "Бытовая химическая грамотность", где рассмотрено значение этой науки в повседневной жизни человека, проблемы экологии. Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы.
Рабочая программа по химии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции за счет применения словесных, наглядных, практических методов, а также использования информационных технологий и разнообразных дидактических материалов.
Приоритетными являются методы проблемного изложения материала, поисковой беседы, самостоятельной работы с учебником, применения опорного конспекта, работы с дополнительной литературой, установления причинно-следственной зависимости между составом, строением и свойствами веществ.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества, подготовиться к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год
Планируемые результаты освоения химии
Личностные результаты:
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания , осознания своего места в поликультурном мире;
- Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной , творческой и ответственной деятельности;
- Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, способность и готовность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности , самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
- Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов решения задач, применению различных методов познания;
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию , получаемую из различных источников;
- Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданский и нравственных ценностей;
Предметные результаты:
- Сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- Владение основополагающими химическими понятиями , теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- Владение основными методами научного познания , используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- Сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- Владение правилами техники безопасности при использование химических веществ;
- Сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
Содержание учебного предмета
Основы общей химии
Методы познания в химии
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (6 часов)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава.
Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов.
Распределение электронов в атомах элементов больших периодов.
Положение в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов.
Тема 2. Строение вещества(9 часов)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Строение кристаллов.
Пространственное строение молекул.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля.
Модели молекул изомеров, гомологов.
Тема 3. Химические реакции (6 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
Лабораторные опыты. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.
Расчетные задачи. Скорость химических реакций
Тема 4. Растворы (10 час)
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Способы выражения концентрации растворов.
Практическая работа №1. Приготовление растворов с заданной концентрацией.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Лабораторные опыты. Определение реакции среды универсальным индикатором. Гидролиз солей.
Расчетные задачи. Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе».
Тема 5. Электрохимические реакции (8 часов)
Химические источники тока. Понятие о гальваническом элементе. Принцип работы аккумуляторов. Задачи электрохимии.
Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Демонстрации. Гальванический элемент на примере цинка и меди. Принцип его работы. Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Расчетные задачи. Нахождение электродвижущей силы элементов. Уравнение Нернста.
Неорганическая химия
Тема 6. Металлы ( 15 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов побочных подгрупп (Б -групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром железо, никель, платина). Сплавы металлов. Оксиды и гидрооксиды металлов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II).
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 7. Неметаллы(9 часов)
Обзор свойств неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства и промышленные способы получения азотной и серной кислот. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Тема 8. Химия и жизнь (5 часов)
Химия в промышленности. Принципы химического производства.
Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. Производство стали.
Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда.
Календарно - тематическое планирование уроков
№ | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | ||||||||||
план | факт | |||||||||||||
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы(6 часов) | ||||||||||||||
1 | 2.09 | Химический элемент. Нуклиды. Изотопы. | 1 | §1, с.6 в.1-2 | ||||||||||
2 | 8.09 | Законы сохранения массы и энергии в химии. | 1 | §2,с 9 в.1-2 з.3,4 | ||||||||||
3 | 9.09 | Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов. | 1 | § 3. с. 14 в. 2, з. 4, тест 1-2 | ||||||||||
4 | 15.09 | Распределение электронов в атомах элементов больших периодов. | 1 | § 4. с. 22.в.1-3 | ||||||||||
5 | 16.09 | Положение в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. | 1 | § 5, с. 25,з.3 | ||||||||||
6 | 22.09 | Валентность и валентные возможности атомов. | 1 | § 6, с. 31, в.1-6 | ||||||||||
Тема 2. Строение вещества(9 часов) | ||||||||||||||
7 | 23.09 | Основные виды химической связи.. Виды и механизмы образования химической связи | 1 | §7, с.34, в. 1 | ||||||||||
8 | 29.09 | Ионная и ковалентная связь | 1 | §7, с.34, в. 2-3 | ||||||||||
9 | 30.09 | Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | § 8 с 37, в. 1-3 ,тест 1-2 | ||||||||||
10 | 6.10 | Решение расчетных задач по теме: «Вычисление массы, объема или колическтво вещества по одному известному реагенту» | 1 | Дидактический материал | ||||||||||
11 | 7.10 | Пространственное строение молекул | §9, с.43, тест 1-3 | |||||||||||
12 | 13.10 | Строение кристаллов. Кристаллические решетки. Демонстрации Модели кристаллических решеток | 1 | § 10, с.45 схема 2, с.48, з .5 | ||||||||||
13 | 14.10 | Причины многообразия веществ. Демонстрации. Модели изомеров и гомологов | 1 | §11, с.51,в.4, з. 5 | ||||||||||
14 | 20.10 | Причины многообразия веществ. Аллотропия, изотопия | 1 | Записи в тетради | ||||||||||
15 | 21.10 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества. Химическая связь» | 1 | Конспект | ||||||||||
Тема 3. Химические реакции (6 часов) | ||||||||||||||
16 | 27.10 | Сущность и классификация химических реакций | 1 | § 12 с 58, в 1-3 | ||||||||||
17 | 28.10 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | с 58, в 4, тест 1-4 | ||||||||||
18 | 10.11 | Скорость химических реакций. Лабораторный опыт. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций. | 1 | §13, с.64, тест 1-2 | ||||||||||
19 | 11.11 | Решение расчетных задач по теме: «Скорость химических реакций».
| 1 | Конспект | ||||||||||
20 | 17.11 | Катализ. Демонстрации. Реакция получения кислорода из пероксида водорода под действием MnO2 | 1 | §14, с. 68-69, таблица 1, с.70, тест 1-2 | ||||||||||
21 | 18.11 | Химическое равновесие и условия его смещения | 1 | §15,с.73, в. 1-2 | ||||||||||
Тема 4. Растворы (10 часов) | ||||||||||||||
22 | 24.11 | Дисперсные системы Демонстрация Знакомство с образцами пищевых, косметических, органических, медицинских золей и гелей. | 1 | § 16, с.78, в.1-3, тест 1-2 | ||||||||||
23 | 25.11 | Способы выражения концентрации растворов | 1 | §17, з.1-4 | ||||||||||
24 | 1.12 | Решение задач по теме: «Нахождение массовой доли вещества в растворе» | 1 | Конспект | ||||||||||
25 | 2.12 | Практическая работа №1 по теме: «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» | 1 | Отчет ПР №1 | ||||||||||
26 | 8.12 | Электролитическая диссоциация | 1 | §19,с.83-86 | ||||||||||
27 | 9.12 | Водородный показатель . Определение рН раствора. | 1 | §19, с.86-88 с.88-89,з. 6-7, тест 1-4 | ||||||||||
28 | 15.12 | Реакции ионного обмена | 1 | § 20, с.91-92,в.1-5,тест 1-3 | ||||||||||
29 | 16.12 | Гидролиз неорганических соединений Лабораторный опыт Определение среды раствора индикатором. | 1 | §21 | ||||||||||
30 | 22.12 | Гидролиз органических соединений | 1 | с. 97, в.1-3 | ||||||||||
31 | 23.12 | Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции» | 1 | дидактический материал | ||||||||||
Тема 5. Электрохимические реакции (8 часов) | ||||||||||||||
32 | 29.12 | Химические источники тока. Демонстрации. Гальванический элемент на примере цинка и меди. Принцип его работы. | 1 | §22, с.103, тест 1-2 | ||||||||||
33 | 30.12 | Ряд стандартных электродных потенциалов. | 1 | §23, с. 106, в. 1-4 | ||||||||||
34 | 12.01 | Решение расчетных задач по теме: «Электродвижущая сила». | 1 | с. 106-107, з. 7-9 | ||||||||||
35 | 13.01 | Термодинамика химических процессов. | 1 | Дидактический материал | ||||||||||
36 | 19.01 | Решение расчетных задач по теме «Термодинамика химических процессов». | 1 | Конспект | ||||||||||
37 | 20.01 | Коррозия металлов и её предупреждение. Демонстрация: Взаимодействие железа с водой. | 1 | §24, с. 112, в. 1-2,тест 1-2 | ||||||||||
38 | 26.01 | Электролиз растворов и расплавов веществ. | 1 | §25, с. 118, в 1-3 | ||||||||||
39 | 27.01 | Применение электролиза | 1 | с.118, в 4-7, тест 1-2 | ||||||||||
Тема 6. Металлы (15 часов) | ||||||||||||||
40 | 2.02 | Общая характеристика металлов Демонстрация Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. | 1 | § 26 | ||||||||||
41 | 3.02 | Общие способы получения металлов Демонстрация Знакомство с образцами металлов и их рудами. | 1 | §26, с. 123, в.5-7, тест 1-3 | ||||||||||
42 | 9.02 | Решение задач по теме: « Способы получения металлов» | 1 | Конспект | ||||||||||
43 | 10.02 | Обзор металлических элементов А-групп. | 1 | § 27,с. 132,з.9,тест 1-3 | ||||||||||
44 | 24.02 | Общий обзор металлических элементов Б-групп. | 1 | § 28, с.134, в.4 | ||||||||||
45 | 2.03 | Медь. | 1 | § 29, с. 137, в.2,3 | ||||||||||
46 | 3.03 | Цинк. Демонстрация: Взаимодействие цинка с минеральными кислотами и щелочами. | 1 | §30, с. 140, в 2-4 | ||||||||||
47 | 9.03 | Титан и хром. | 1 | § 31, с. 145, тест 1-3 | ||||||||||
48 | 10.03 | Железо, никель, платина. | 1 | § 32, с. 149, тест 1-3 | ||||||||||
49 | 16.03 | Сплавы металлов. | 1 | § 33, презентация | ||||||||||
50 | 17.03 | Оксиды и гидрооксиды металлов. | 1 | §34, с. 159, з. 4 | ||||||||||
51 | 30.03 | Решение задач по теме: «Металлы и их соединения» | 1 | дидактический материал | ||||||||||
52 | 6.04 | Практическая работа №2 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»». | Отчёт ПР №2 | |||||||||||
53 | 7.04 | Генетическая связь неорганических молекул различных классов. | 1 | дидактический материал | ||||||||||
54 | 13.04 | Контрольная работа № 3 по теме «Металлы и их соединения» | 1 | Конспект | ||||||||||
Тема 7. Неметаллы ( 9 часов ) | ||||||||||||||
55 | 14.04 | Общая характеристика неметаллов. Обзор неметаллов. Демонстрация Знакомство с образцами неметаллов и их природных соединений | 1 | § 36 ,с. 165, в.2,тест1-2 | ||||||||||
56 | 18.04 | Свойства и применение важнейших неметаллов. | 1 | § 37, с. 172.в.2, з.3-4 | ||||||||||
57 | 20.04 | Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот Демонстрация Горение серы, фосфора, магния в кислороде. | 1 | § 38, с. 179,тест 1-2 | ||||||||||
58 | 21.04 | Окислительные свойства серной и азотной кислот. | 1 | §39,с. 183,в.3 | ||||||||||
59 | 25.04 | Водородные соединения неметаллов. | 1 | § 40,с. 186,з.3 | ||||||||||
60 | 27.04 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | 1 | §41, с. 189, з.1 | ||||||||||
61 | 28.04 | Практическая работа№3 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»». | 1 | Отчет ПР №3 | ||||||||||
62 | 4.05 | Решение расчетных задач по теме «Неметаллы и их соединения» | 1 | Дидактический материал | ||||||||||
63 | 5.05 | Контрольная работа № 4 по теме: « Неметаллы и их соединения» | 1 | Конспект | ||||||||||
Тема 8. Химия и жизнь ( 5 час ) | ||||||||||||||
64 | 11.05 | Химия в промышленности. Принципы химического производства. | 1 | § 43,с.198, з.5-6 | ||||||||||
65 | 12.05 | Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. | §44, с.204, тест 1-5 | |||||||||||
66 | 16.05 | Производство стали. Химия в быту. | §45-46 | |||||||||||
67 | 18.05 | Химическая промышленность и окружающая среда. | 1 | Конспект | ||||||||||
68 | 19.05 | Годовая контрольная работа | 1 | Повторить §43-46 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса. УМК О.С. Габриелян.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2011г....
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. составлена в соответствии с современным требованиями к рабочим программам. Ориентирована на создание у...
Учебная программа по химии для 10-12 классов
Программа разработанна на основе авторской программы о О.С. Габриеляна для 10-12 классов вечерней общеобразовательной школы....
Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса (О.С. Габриелян, по ФГОС)
Настоящая рабочая программа предмета «Химия» для 9-го класса составлена в соответствии с: · Примерной программой по химии (Прим...
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса
Данная рабочая программа предназначена тем преподавателям, которые работают по комплекту под редакцией И.И.Новошинского...
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса
Рабочая программа соответствует учебнику для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: ...
Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса. Автор - О. С. Габриелян, соответствует ФГОС
Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса. Автор - О. С. Габриелян, соответствует ФГОС...