Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса. Автор - О. С. Габриелян, соответствует ФГОС
рабочая программа по химии (9 класс)

Лариса Сергеевна Мамаева

Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса. Автор - О. С. Габриелян, соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx68.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриелян, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа, 2017г.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян -

Данная  рабочая программа  разработана на основе следующих 

нормативно - правовых документов: 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово – Несветайского района

 « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
7. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская  ООШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ»;

9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская  ООШ».

10. Примерная программа основного общего образования по химии для учащихся  8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (ФГОС)  8 – 9 кл./ сост. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2017г.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:

  • изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.

Задачи курса:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 34 учебных недели 64 часов (2 часа в неделю),

Срок реализации рабочей программы 1 год (2019 - 2020 уч. год)

Уровень программы - ФГОС.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ – 5,

практических работ – 6

РАЗДЕЛ № 2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса.  

Согласно действующему в школе учебному плану, базирующемся на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) , рабочая программа 9 класса по химии предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 2 часа в неделю (64 часа  в год).

Срок реализации программы – 1 год.

Годовой календарный график  МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2019-2020 учебный год предусматривает 34 учебные недели, что соответствует 64 ч.

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом каникулярных, выходных и дополнительных рабочих дней.

 За два года обучения в МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"учебный курс "ХИМИЯ" реализуется за  134 часа.

За два года обучения в МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"учебный курс "ХИМИЯ" реализуется за  134  часа

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

8

2

70

9

2

64

Итого - 134 часа

РАЗДЕЛ № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
.

Предметные:

1.В познавательной сфере:

давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая  таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2.Вценностно – ориентационной сфере:

анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Выпускник научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные:

в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

Критерии и нормы оценок

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;  Ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя или  отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдений за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно – трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы)

Отметка «4»:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее, чем на половину, или допущена существенная ошибка в ходе экспериментов, в объяснении, в оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые исправляются по требованию учителя.

Отметка «2»:

Допущены 2 (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или  работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальный задачи

Отметка «5»:

План решения составлен правильно; Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более 2-х несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

Допущены 2 (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах  или задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущены не более 2-х несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении или отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ не полный или допущена не более 2-х несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом  2-3 несущественных.

Отметка «2»:

Работа выполнена не меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок   или работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: соблюдение требований к его оформлению; необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Тематические требования к уровню подготовки

Тема 1. Металлы

Выпускник научится понимать следующие  химические понятия:

химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.

Выпускник получит возможность: определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Тема 2. Неметаллы

Выпускник  научится понимать:

- химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.

Выпускник получит возможность: называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Тема 3. Органические вещества

 Выпускник  научится понимать химические понятия:

 гомология,  изомерия; важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен,  бензол, этанол, жиры,  белки,

Выпускник  получит возможность:

- называть  изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

Тема 4. Обобщение знаний за курс основной школы. 

Выпускник  научится объяснять: химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве, экологически грамотно вести себя в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, безопасно обращаться с горючими веществами, лабораторным оборудованием.

В результате изучения предмета учащиеся 9 класса выпускники научатся при изучении неорганической химии:

1) давать положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева;

2) называть общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

3) выявлять основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов: натрия, калия,  кальция, бария, и др.

4) определять качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

При изучении органической химии учащиеся 9 класса научатся:

1) называть причины углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

2) определять строение, свойства и практическое значение метана, ацетилена, одноатомных и многоатоиных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

3) давать характеристику альдегидам, сложным эфирам, жиров, аминокислотам, белкам и углеводам;

4)отличать реакции этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Выпускник получит возможность при изучении неорганической химии:

1) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

2) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, желез, серы, фосфор, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

3) распознавать важнейшие катионы и анионы;

4) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

При изучении органической химии выпускник получит возможность:

1) разъяснить на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно -следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

2) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь.

3) выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать важнейшие органические вещества.

4) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

РАЗДЕЛ № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА , КУРСА "ХИМИЯ 9 класс"

Повторение основных вопросов курса  8 класса и введение в курс 9 класса 

(6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1 Металлы (14 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы».

ТЕМА 2 Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений (3 часа)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

 2. Получение и свойства соединений металлов.

 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 3 Неметаллы (23 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.                                                                                                                                                                                  Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.                                                                                                                          Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы»

ТЕМА 4. Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений (3 часа)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

6. Получение, собирание и распознавание газов.

ТЕМА 5 Органические соединения (11 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.                                                                                                                                                                   Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Контрольная работа №3 по теме: « Органические вещества»

ТЕМА 6 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (6 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы  - (1 час)

Контрольная работа №4 « Итоговая контрольная работа за курс основной школы»

РАЗДЕЛ № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

2.

Металлы

14

Практикум  Получение, свойства металлов и их соединений

3

3.

Неметаллы + Практикум 2

21 + 2 = 23

4.

Органические соединения

11

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

6

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

1

итого - 64 часа

Календарно - тематическое планирование по химии 9 класс УМК - автор  О. С. Габриелян

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Домашнее задание

По плану

По факту

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса  (6 часов)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

1

02.09

П. 1.

2.

Характеристика химического элемента по кислотно - основным свойствам образуемых  им соединений

1

05.09

П. 2. упр. 4

3.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1

09.09

П. 3, упр. 3

4.

Химическая организация природы

1

12.09

П. 4, упр. 5

5.

Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализ. Катализаторы.

1

16.09

П. 5, 6упр. 1 - 2

6.

Диагностическая контрольная работа за курс 8 класса

1

19.09

Тема 1. Металлы  (14 часов)

7.

Век медный, бронзовый, железный

1

23.09

П. 7, упр. 3 - 4

8.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

1

26.09

П. 8, упр. 4-5

9.

Физические свойства металлов.

1

30.09

П. 9, упр. 5

10.

Сплавы.

1

03.10

П. 10,  подготовить кроссворд

11.

Химические свойства металлов

1

07.10

П. 11, упр. 3 - 4

12.

Получение металлов

1

10.10

П. 12, упр. 6

13.

Коррозия металлов

1

14.10

П. 13, упр. 5, 6

14.

Общая характеристика щелочных металлов

1

17.10

П. 14, упр. 4, 5

15.

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

1

21.10

П. 15, упр. 2, 3

16.

Алюминий, его свойства. Соединения алюминия

1

24.10

П. 16, упр. 3 - 5

17.

Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III).

1

07.11

П. 17, упр. 1 - 4

18.

Обобщение по теме «Металлы».

1

11.11

Повторить П. 7 - 17

19.

Решение задач на определение выхода продукта реакции. Ф.  Г.  "Расчет расходов в семье"

1

14.11

Повторить конспекты

20.

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

1

18.11

Повторить П. 7 - 17

Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений  (3 часа)

21.

Т. Б.Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»

1

21.11

Задача № 2, 3

22.

Т. Б. Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

1

25.11

Задача № 4,

23.

Т. Б. Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений  металлов»

1

28.11

Задача № 5

Тема 3. «Неметаллы» + Практикум 2  (20 + 3 = 23 часа)

24.

Общая характеристика неметаллов. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух

1

02.12

П. 18, упр. 5

25.

Неметалл: водород.

1

05.12

П. 19, упр. 4

26.

Вода, Значение воды в жизни человека

1

09.12

П. 20, упр. 2 П. 21, упр. 3

27.

Галогены. Важнейшие соединения галогенов.

1

12.12

П. 22, упр. 4, П. 23, упр. 5

28.

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

1

16.12

П. 24, упр. 3

29.

Кислород, свойства, получение и применение

1

19.12

П. 25, упр. 4

30

Сера, свойства, получение, применение.

1

23.12

П. 26, упр. 2

31.

Соединения серы. Серная кислота и её соли.

1

26.12

П. 27, упр. 4 - 5

32.

Т. Б. Практическая работа №4 по теме «Подгруппа кислорода»

1

09.01

Конспект

33.

Азот и его свойства.

1

13.01

П. 28, упр. 3, 4

34.

Аммиак и его свойства.

1

16.01

П. 29, упр.5

35.

Соли аммония, их свойства.

1

20.01

П. 30, упр. 1- 2

36.

Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её свойства

1

23.01

П. 31, упр. 4, подготовить сообщение

37.

Фосфор, его соединения

1

27.01

П. 32, упр. 5, составить кроссворд

38.

Углерод, его физические и химические свойства.

1

30.01

П. 33, упр. 3

39.

Кислородные соединения углерода

1

03.02

П. 34, упр. 2, 3

40.

Угольная кислота и её соли.

1

06.02

П. 34, упр. 6

41.

Кремний и его соединения

1

10.02

П. 35, упр. 3

42.

Силикатная промышленность

1

13.02

П. 35, упр. 6

43.

Т. Б. Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по темам «Подгруппы азота и углерода»

1

17.02

Повторить конспекты

44.

Решение расчетных задач. Ф. Г. "Расчет банковского кредита"

1

20.02

Задача № 4

45.

Т. Б. Практическая работа №6 "Получение, собирание и распознавание газов"

1

27.02

Конспект

46.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

1

02.03

Повторить П. 18 - 35

Тема 5. Органические соединения  (11 часов)

47.

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

1

05.03

Конспект, упр. 3

48.

Предельные углеводороды – метан и этан

1

12.03

Конспект , упр. 5

49.

Непредельные углеводороды – этилен.

1

16.03

Конспект , упр. 6

50.

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.

1

19.03

Конспект , упр. 2

51.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

1

30.03

Конспект, упр. 1 - 4

52.

Жиры

1

02.04

Конспект, упр. 5

53.

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации.

1

06.04

Конспект, упр. 6

54.

Понятие об углеводах.

1

09.04

Конспект, упр. 4

55.

Полимеры. (Региональный компонент.

Бытовые отходы. Экологические проблемы)

1

13.04

Конспект, упр. 2- 3

56.

Подготовка к контрольной работе по теме: "Органическая химия". Решение задач.  Ф. Г. "Налоги и налогообложение"

1

16.04

Задача № 1

57.

Контрольная работа №3 по теме «Органическая химия»

1

20.04

Повторить конспекты

Глава 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (6 часов)

58.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

1

23.04

П. 36, упр. 4

59.

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества

1

27.04

П. 37, упр. 3

60.

Классификация химических реакций. Скорость химической реакции

1

30.04

П. 38, упр. 5

61.

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций

1

07.05

П. 39, упр. 4

62.

Окислительно - восстановительные реакции

1

14.05

П. 40, упр. 3

63.

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ

1

18.05

П. 41, упр.2 , П. 42, упр. 3 - 4

Повторение  (1 час)

64.

Итоговая контрольная работа по химии  за курс основной школы (тест)

1

21.05

Повторить П. 1 - 42

 

Итого - 64 часа

РАЗДЕЛ № 6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации целей и задач обучения химии по данной программе используется УМК 1.Примерная программа основного общего образования по химии (уровень ФГОС);

2.Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2014 г.)

. 3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013г

4.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2015 г.

5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2014г.

6.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2015г.

7.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2012г.

Кабинет химии слабо оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В классе отсутствует вытяжной шкаф, поэтому большинство лабораторных опытов демонстрируются учащимся в электронном виде. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: 1) компьютер, 

2) мультимедиа проектор,

3) выход в Интернет.

Использование электронных средств обучения позволяют:

  • активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
  • при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
  • формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;

Натуральные объекты

Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.

Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Химические реактивы и материалы

Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях. 

1)простые вещества - медь, бром, натрий, кальций, алюминий, магний, железо;                                                                                          

2)оксиды - меди(И), кальция, железа(Ш), магния;                                                                                                                                              3) кислоты - соляная, серная, азотная;

4)основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;                                                  

5)соли - хлориды натрия, меди(И), алюминия, железа(Ш); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(П), железа(П), желе- за(Ш), аммония; иодид калия, бромид натрия;                                                                                                                                               6)органические соединения - этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.                        

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях: приборы для работы с газами — получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; реакции между газами в электрическом разряде; реакции между газами при повышенном давлении; аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами — перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами. Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:

1) для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия;  

2) для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.)   Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов.

Стенды на печатной основе (ИЗГОТОВЛЕНЫ УЧИТЕЛЕМ)

1) Ионы

2) Электролитическая диссоциация кислот

3) Электролитическая диссоциация оснований

4) Электролитическая диссоциация солей и др.

В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования:

 «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,

«Таблица растворимости кислот, оснований и солей»,

 «Электрохимический ряд напряжений металлов»,  

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Для обеспечения безопасного труда  кабинете химии имеется:

  • противопожарный инвентарь
  • аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии в 8 классе ( УМК О.С.Габриелян)

Рабочая программа и КТП по химии    8 класс (УМК О.С.Габриелян)...

Рабочая программа по химии для 8 класса (по О.С. Габриеляну)

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образовани...

Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК О.С.Габриелян

Рабочая программа по химии для 8-9 класса по УМК Габриелян О.С....

рабочая программа по химии 8-9 классы учебник О С Габриелян

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 8-9 классов, в неделю 2 часа...

Рабочая программа по химии 10-11 классы учебник О С Габриелян

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии 10-11 классы учебник О С Габриелян...

Рабочая программа по химии 8-11 классы, авторы: Новошинский, Новошинская, 2015 год

Рабочая программа по химии 8-11 классы, авторы: Новошинский, Новошинская, 2015 год...

Рабочая программа по химии 8-9 классы. (УМК О.С.Габриелян)

Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.Структура содержания предмета сформир...