Реакции замещения
методическая разработка по химии (8 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_himii.docx | 173.96 КБ |
prezentatsiya_reaktsii_zameshcheniya.pptx | 760.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии
по теме «Реакции замещения»
24.04.2017
МКОУ СОШ с.Хазнидон
Кудзоева Залина Ермаковна
Конспект урока
Тема: Реакции замещения
Цель: дать понятие о сущности реакций замещения.
Образовательные:
– продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
– экспериментально установить какие реакции являются реакциями замещения;
– начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;
– дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающие:
– развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;
– развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ;
– развивать умение делать самостоятельные выводы;
– развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр.
Воспитательные:
– прививать культуру умственного труда и сотрудничества;
– воспитывать дисциплинированность учащихся;
– воспитывать коллективизм;
– воспитывать чувство ответственности;
– способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
– словесные (рассказ, объяснение, беседа);
– иллюстративные (схемы химических реакций);
– частично-поисковый, проблемный (проблемная ситуация).
Оборудование:
- штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, спиртовка, спички, часовое стекло, пипетка;
- образцы металлов (кальций, магний, цинк, медь), соляная кислота, железный гвоздь, медная проволока, раствор сульфата меди (II), раствор нитрата серебра.
- учебник: О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2011 г.
- компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Мотивация
«Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению химии» (Пьер Гассенди) (слайд 2)
2. Повторение
(На экране просмотр мультфильма «Барбоскины» первые 80 секунд)
- Что такое химическая реакция?
- Как нам записать химическую реакцию?
- Дайте определение химическому уравнению.
- Какие типы химических реакций вы уже знаете? (Слайд 3,4)
- Какие вещества называются простыми, а какие сложными?
3. Формулировка темы урока.
Ребус (слайд 5)
На этом уроке мы познакомимся с третьим типом реакций – реакциями замещения, будем учиться выдвигать гипотезу, проверять её, находить закономерности, отыскивать новые факты, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы, а также будем совершенствовать умение записывать уравнения реакций замещения.
4. Изучение нового.
Обратимся к эксперименту.(слайд 6)
Повторим опыт английского химика Генри Кавендиша (слайд 7). Нальем в пробирку 2-3 мл соляной кислоты и опустим в неё 2-3 гранулы цинка – начинается выделение пузырьков газа, который собираем в перевёрнутую пробирку большего диаметра.
Этот способ называется способом вытеснения воздуха, а пробирка перевёрнута потому, что водород легче воздуха.
Затем показываем способ распознавания водорода в двух модификациях:
1) если собирать Н2 в перевёрнутую пробирку, то при поднесении к ней горящей спички слышен характерный “лающий” взрыв – значит, собран водород в смеси с воздухом – не чистый газ, это взрывается смесь водорода с воздухом, которую образно называют «Гремучим газом» (так называют смесь 2 объемов водорода и 1 объема кислорода);
2) если же спичка подносится к самой пробирке, где идёт реакция, которую предварительно прикрываем большим пальцем, то слышится “глухой” хлопок – взрыв, значит, собран чистый водород, без примеси воздуха.
Поместим несколько капель жидкости, полученной в результате реакции между цинком и соляной кислотой на часовое стекло и выпарим. Мы увидим, что на стекле образовались кристаллики соли – хлорида цинка.
Составим уравнение реакции цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl → ZnCl2 +H2 ↑
цинк соляная хлорид водород
кислота цинка
Аналогичную реакцию можно провести и с другими металлом – алюминием:
2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2↑
алюми- соляная хлорид водород
ний кислота алюминия
С раствором серной кислоты цинк и алюминий образуют уже другие соли – сульфаты.
Zn + H2SO4 → ZnSO4 +H2 ↑
цинк серная сульфат водород
кислота цинка
2Al + 3H2SO4 → Al2 (SO4)3 + 3H2↑
алюми- серная сульфат водород
ний кислота алюминия
Реакции протекают между двумя исходными веществами, одно из которых простое, а другое – сложное. В результате реакции получаются два новых вещества – новое простое и новое сложное. Такие реакции относятся к реакциям замещения. (слайд 8)
АВ + С СВ + А
Все ли металлы взаимодействуют с кислотами с образованием соли и водорода?
Обратимся к эксперименту
Нальем в 3 одинаковые пробирки равные объемы соляной кислоты и опустим в них разные металлы: в первую – кусочек магния, во вторую – цинка, в третью – меди. Мы заметим, что интенсивность выделения водорода будет уменьшаться от магния к цинку, а в пробирке с медью газ вообще не выделяется - там не происходит реакция.
Оказывается, для решения этого вопроса можно воспользоваться ещё одной узаконенной “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжений металлов(слайд 9).
По своей способности вытеснять водород из растворов кислот русский химик Н.Н.Бекетов расположил все металлы в особый вытеснительный ряд, или ряд активности металлов:
Li K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Co Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металлы, расположенные в ряду активности левее водорода, способны вытеснять его из растворов кислот (за исключением азотной кислоты). Металлы, расположенные в ряду активности правее водорода, не вытесняют его из растворов кислот (первое правило ряда напряжений).
Ряд активности (электрохимический ряд напряженности металлов) расположен в нашем классе над доской, мы много раз будем обращаться к нему в процессе изучения химии не только в восьмом классе, но и в более старших классах.
Ряд активности металлов можно также использовать для прогнозирования возможности протекания реакции вытеснения одних металлов из растворов солей другими.
Если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (второе правило ряда напряжений).
Обратимся к эксперименту: поместим в химический стакан с раствором сульфата меди (II) , большой железный гвоздь. Уже через 2-3 минуты можно заметить, что та часть гвоздя, которая находится в растворе, покрылась красным налетом выделившейся меди. Произошла реакция, уравнение которой:
Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4
Для того чтобы реакция между металлом и раствором соли была практически осуществима, необходимо выполнение следующего условия: металл должен располагаться в ряду активности металлов левее металла, входящего в соль, то есть быть активнее металла соли. Поэтому медь не вступает в реакцию с раствором соли свинца или железа, зато вытесняет серебро из раствора нитрата серебра: нальем в пробирку с раствор нитрата серебра и опустим туда медную проволоку, закрученную спиралью. Через несколько минут увидим как проволока покрывается серебром:
Сu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2Ag
В заключение учитель демонстрирует взаимодействие Са с водой.
В чашку Петри наливается немного, на донышко, воды, куда добавляется фенолфталеин. Затем в чашечку, опускается кусочек (со спичечную головку) металла. Записываются соответствующие уравнения реакций(слайд 10):
Учащимся напоминается название подгруппы – “щелочные металлы”: теперь этимология названия подтверждена экспериментом.
5. Закрепление.
А) Магний взаимодействует при нагревании с оксидом кремния (IV), с образованием оксида магния и кремния. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.
Б) Вода взаимодействует с хлором, с образованием хлороводородной кислоты и кислорода. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.
6. Оценка эмоционального состояния.
Рефлексия.
Что мы изучали сегодня на уроке – реакции замещения.
Какие реакции называются реакциями замещения?
С чего следует начинать расстановку коэффициентов, если в химической реакции
участвует соль?
Назовите два правила ряда активности металлов.
Кто и когда открыл водород? (1766 год, Генри Кавендиш).
7. Загадка:
В двух пробирках два разных металла: в одной Mg, в другой Ag. Вопрос: как распознать где какой??? (ответ: с помощью кислоты. Магний реагирует с соляной кислотой, а серебро нет, по правилу ряда напряжения металлов) (слайд 11)
8. Подведение итогов
- Узнали, что такое реакции замещения и какие условия необходимы для их осуществления.
- пополнили свои знания о влиянии природы веществ на интенсивность протекания реакции.
- познакомились с рядом активности металлов Н.Н. Бекетова.
Благодаря проведенным на уроке опытам, научились прогнозировать возможность протекания реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими.
9. Домашнее задание.
§32 упр. №№1-2, стр. 187
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению химии » (Пьер Гассенди, французский католический священник, философ)
Взаимодействие щелочных металлов с водой
Удачи в изучении химии, и помните : Глубоко распростирает химия свои руки в дела человеческие!!! ( Д.И.Мендеев ) Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по теме "Реакции замещения"
В представленном материале конспект и презентация к уроку по теме "Реакции замещения" 8 класс. Автор учебника О.С.Габриелян....
Реакция замещения. 8 класс
Цель урока. Дать понятие о сущности реакции замещения.Продолжить формирование умения записывать уравнеия химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения. Дать пе...
Реакции замещения и разложения.
Раздел "Типы химических реакций" 8 класс....
Конспект урока по теме: Реакции замещения.
Данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, применением физкультминуток на уроке ....
Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции замещения"
8 класс урок химии по теме : "Реакции замещения"...
Презентация "Реакции замещения", 8 класс
В презентации представлен конспект урока по теме "Реакции замещения". Урок изучения новой темы с использованием ИКТ и метода исследования....
«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".
Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...