«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по химии разработан к учебнику О. С. Габриелян «Химия. 8 класс».

Тема урока:      «Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Цели:

  • продолжить формирование предметных умений классифицировать химические реакции по количеству и составу вещества, раскрывая сущность реакций замещения и обмена, составлять уравнения химических реакций, дать первоначальное понятие о ряде активности металлов;
  • формирование надпредметных умений:    

                                           - учебно-организационных: нацелить себя выполнение поставленной задачи,

                                             организовывать своё рабочее место;

                                           - учебно-информационных: работать с устным и письменным текстом, сос-

                                             тавлять план-конспект;

                                           - учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями, умение  

                                              чисто и скоро писать, сравнивать явления, классифицировать материал,

                                              выделять главное и существенное;

                                           - учебно-коммуникативных:  умение слушать и слышать, работать в группе,

                                             слушать и одновременно записывать учебный материал, участвовать в дис

                                             куссии;

  •    создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.

 

Оборудование: ванночки для опытов «капельным путём»; растворы: H2SO4, MgSO4, BaCl2, NaOH,

                                 HCl, K2CO3, фенолфталеина; парашек Mg, гранулы Zn, кусочки Cu.

Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

   Учитель обращается к школьникам с приветствием, обращает внимание на необычность и особенность начавшегося  урока и далее продолжает словами:

О сколько нам открытий чудных,

 Готовит просвещенья дух.

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг!

    Эти слова А. С. Пушкина очень подходят эпиграфом к теме, которую вы изучаете.

          ?   А как она называется? («Изменения, происходящие с веществами», химические уравнения)   

               Много ошибок вами допущено, но выполняя работу над ними, у вас накапливается опыт.

               А решая парадоксы при изучении этой темы, вы конечно становитесь гениальней.

               Ну тогда в перёд за новыми открытиями…

               

          ?   Какие вам уже известны типы химических реакций? (Реакции: соединения и разложения)

               Каковы особенности каждой? (Соединение: вступает одно сложное вещество; разложение:

               образуется одно сложное вещество)

II. Изучение нового материала.

     1. Разъяснение целей               - реакции: замещения, обмена; реакция нейтрализации – частный слу

         и задач урока.                          чай реакции обмена; ряд активности металлов;

                                                          - выполнение химического эксперимента; работа в группах;

                                                          - новая форма записей в рабочей тетради – план конспект.

                                                   Учитель объявляет тему урока и начинает разъяснение нового материала.

     2. Реакция замещения.             Учитель предлагает каждой группе выполнить своё указанное зада

                                                        ние: выполнить эксперимент и ответить на вопросы:

                                                           ? Взаимодействуют ли простые вещества  со сложными веществами?

                                                              Почему вы так решили?

1.                                                      

                                                           

                                                            Затем учитель предлагает найти ответ на вопрос «Все ли металлы ре

                                                        агируют с кислотами?» в учебнике стр. 162.

                                                        Для прогнозирования ещё чего можно использовать этот ряд?

                                                          (Возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из

                                                          растворов их солей другими.)

                                                            Далее учитель создаёт проблемную ситуацию:

                                                        Газообразное вещество выделяется из кислоты, но какое?

                                                        Это может быть сера? …………

                                                        Это может быть кислород? …………

                                                        Следовательно – водород.

                                                           Учитель предлагает составить уравнение реакции замещения и запи

                                                        сать определение:

                                                    реакция, протекающая между ПРОСТЫМ веществом и СЛОЖНЫМ,

                                                    когда атомы простого вещества замещают атомы одного из элемен

                                                   тов в сложном веществе.

     

3. Реакция обмена.               Учитель предлагает группам выполнить следующие указанное задание:

                                                  выполнить эксперимент и ответить на вопросы:

                                                      ? Взаимодействуют ли сложные вещества друг с другом?

                                                         Почему вы так решили?

                                                     Учитель предлагает найти определение реакциям, протекающим между

                                                  сложными веществами в учебнике (стр. 165) и выписать в тетрадь:

                                                 реакции, в результате которых ДВА СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВА обменива

                                                 ются своими составными частями.

                                                       …Но результаты эксперимента II группы оказались противоречивыми и  

                                                         оказывается щелочи с кислотами не реагируют?

                                                     Затем учитель предлагает найти ошибку в технике выполнения опыта ис-

                                                   пользуя текст учебника стр. 166.

                                                     Выявив ошибку, учитель повторяет эксперимент без ошибок и предлага-

                                                   ет согласно схеме учебника составить химическое уравнение:

                                                                           NaOH    +     HCl    ===    NaCl   +   HOH.

                                                    Учащиеся записывают определение реакции нейтрализации в тетрадь:

                                                реакция обмена между кислотами и щелочами называются реакциями

                                                нейтрализации.

III. Итог урока.

     Учитель организует фронтальную беседу, подводя итог уроку:

          ? О каких типах реакции вы сегодня узнали?

             Каковы особенности каждой из них?

            Чтобы составить уравнение химической реакции между металлом и кислотой, металлом и солью,

             чем следует руководствоваться?

            Как называется реакция между щелочью и кислотой?

    Затем каждому ученику предлагает заполнить итоговую таблицу (приложение).

IV. Задание на дом.

  Пар. 31,32; упр. 2 (б, в), стр. 164; упр. 3 стр. 168.     

 

 

                                                         

2.

 

Приложение.

Задание для групп.

Группа I.

  1. Опыт 1:  взаимодействие магния и серной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2:  взаимодействие карбоната калия и серной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта в группе.

Группа II.

  1. Опыт 1:  взаимодействие цинка и серной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2:  взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты.

                      Обсудите результаты опыта  в группе.

Группа III.

  1. Опыт 1:  взаимодействие меди и серной кислоты.

                       Обсудите результаты опыта в группе.

  1. Опыт 2:  взаимодействие сульфата магния и хлорида бария.

                       Обсудите результаты опыта в группе.

Реакции замещения и обмена, их особенности.

Тип химической реакции

Особенность

Примеры

Примеры выберите из предложенного списка:

  

А  +  БВ  ===  АВ   +   Б;        2HNO3    +    Na2CO3  ===  2NaNO3   +   CO2    +   H2O;

А  +  Б     ===  АБ;                   2FeBr3    +     3Cl2        ===  2FeCl3      +   3Br2;

     

     АБ    +    ВГ  ===  АГ   +   ВБ;          CaCO3   ====  CaO   +    CO2.

3.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки химических реакций. Реакции обмена.

Раздел "Типы химических реакций" 8 класс....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...