Конспект урока и презентация по теме "Реакции замещения"
план-конспект урока химии (8 класс) на тему
В представленном материале конспект и презентация к уроку по теме "Реакции замещения" 8 класс. Автор учебника О.С.Габриелян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_reakcii_zameshcheniya_8_klass.zip | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе
Тема: Реакции замещения
Учебный план: 2 часа в неделю
Дата проведения:
Цели: дать понятие о сущности реакции замещения. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений.
Задачи:
Образовательные: знакомство с химическими реакциями на примере реакций разложения, продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения.
Развивающие: развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах "ученик-ученик", "учитель-ученик", а также наблюдательность, внимание, инициативу.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов), создание проблемной ситуации, самостоятельная работа учащихся, практическая работа учащихся с использованием химических реактивов и химической посуды.
Оборудование и реактивы: мультимедиа проектор, карточки с таблицей "Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ", лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, прибор для получения водорода, лучинка, спички, цинк и магний в гранулах, медная проволока, порошок железа, растворы соляной кислоты и сульфата меди (II).
№ | Этапы урока и их содержание | Время (мин.) | Деятельность | |
учителя | учащихся | |||
I. | Организационный этап | 1-2 | организационная | Сообщают отсутствующих |
II. | Постановка цели Сегодня на уроке мы продолжим изучать виды химических реакций. Продолжим записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты(Слайд №1,2) | 1-2 | Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока | Записывают в тетради дату и тему урока. |
III. | Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков 1. Фронтальный опрос учащихся с целью актуализации имеющихся знаний (вопросы на слайде №3) 2. Самостоятельная работа по вариантам (задания на слайде №4). Нужно составить уравнения и расставить коэффициенты. | 10 | С учащимися проводит фронтальную беседу. Объясняет задание для самостоятельной работы. | Участвуют в фронтальном опросе. Самостоятельно выполняют задания в тетради, текст которых на слайде. |
IV. | Объяснение нового учебного материала 1.Какие ассоциации вызывает у вас название «реакция замещения»? Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества? Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение? 2.Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения? (слайд № 5) Дадим определение реакциям разложения (слайд № 6) 3. Рассмотрим случаи взаимодействия кислот с металлами(слайд № 7). 4.Рассмотрим на практике реакции замещения. Для этого проведем лабораторную работу. Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь» ( слайд № 7, 8). Zn+2HCl=ZnCl2+H2 (вторая реакция с цинком, третья с медью). Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция? Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. 5. Доказательство выделения водород а(демонстративно).В этом случае пробирку, в которую собирают водород, необходимо перевернуть вверх дном. Такой способ собирания газов называется способом вытеснения воздуха. 6. Проверка результатов опытов. Выяснение причин отсутствия признаков реакции с медью.Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой. Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла 7. Правила взаимодействия кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов) (слайд № 10). 8. Самостоятельная запись проведенных уравнений реакций с дальнейшей проверкой (слайд № 11). 9.Знакомство с правилом № 2 – вытеснение металлов из солей. Написание уравнений реакций (слайд № 12,13). Проведение демонстрационного опыта Fe+CuCl2=FeCl2+Cu Что вы наблюдали при проведении этого опыта? 10. Исключение из правил. Металлы, расположенные до алюминия в водных растворах кислот и солей взаимодействуют с водой и вытесняют из нее водород. (слайд № 14,15). Демонстрация эксперимента- реакция натрия с водой. Записываются возможные реакции. | 20 | 1.Выслушивает все мнения, выбираетправильные. 2.Вместе с учащимися разбирает случаи реакций разложения и правила их написания. 3.Представляет пример реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой. 4.Координирует работу учащихся при проведении лабораторных опытов. Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты. 5. Помощь в объяснение результатов опытов. 6.Учитель проводит демонстрационный опыт. 7. Формулировка правил по тексту на слайде. 8. Проверяют написанные уравнения реакций. 9. Объяснение правила № 2, с дальнейшей проверкой самостоятельного написания уравнений реакций. 10.Учитель объясняет правила реакций металлов, расположенных до алюминия в ряду с водой. Проводит демонстрационный опыт. | 1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Записывают общую схему реакции разложения, формулировку определения. 3.Запивывают уравнение реакции. 4. выполняют лабораторные опыты по заданиям на слайдах. 5. Записывают результаты наблюдений. 6. Наблюдения. 7. Краткая запись правил. 8. Самостоятельно записывают уравнения проведенных реакций, указывают признаки. 9. Рассматривают и фиксируют правила. Самостоятельно записывают уравнения проведенных реакций, указывают признаки. 10. Записывают возможные уравнения реакций металлов с водой, с дальнейшей проверкой по слайдам. |
V. | Закрепление материала по вопросам самоконтроля. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните упражнения. На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, а какие – нет. Давайте развернутый ответ. (Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции) Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакции ( слайд № 15). | 5 | По вопросам самоконтроля закрепляет пройденный материал. Задает вопросы по изученной теме. | Отвечают на местах на вопросы учителя. Выполняют предложенные задания. |
VI. | Комментирование и выставление оценок | 2-3 | Учитель выставляет оценки учащимся, работающим у доски, на местах. Собирает тетради на проверку. | Учащиеся выставляют оценки в дневник. |
VII | Домашнее задание (слайд 16). 1-2 ученикам подготовить к следующему уроку сообщение на тему «Применение различных видов химических реакций в повседневной жизни» Определить жанр своего выступления. Подготовить план, уделив особое внимание логическим связям между отдельными частями выступления. Отобрать наглядные материалы, которыми будете пользоваться. Выступить перед классом и ответить на вопросы своих одноклассников. | 1-2 | Объявляет домашнее задание | Записывают задание в дневник ₰31, задания №2,3,4 |
Используемые источники для подготовки к уроку
1. Габриелян. О. С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2004, 208 с.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Ящукова А. В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.:Дрофа,2004г. с.
2. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и К0, 2004г.
3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф,2003г. с.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2005г.
5. Химия. 8 класс. Реакции замещения. 12-е издание, М.: Дрофа, 2006.
6.www.alhimik.ru
7. http://it-n.ru
8.Электронное учебное пособие «Химия. Вещества и превращения», ЗАО «Просвещение – Медиа», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование информационно-коммуникативных технологий на урокаах географии в коррекционной школе
научная разработка по использованию ИКТ на уроках географии в коррекционной школе 8 вида...
Урок-презентацияпо теме:" Корни. Корневые системы"
Урок изучения новой темы...
Конспект урока по теме: Реакции замещения.
Данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, применением физкультминуток на уроке ....
Использование сети Интернет на урокаах математики и при подготовке к ЕГЭ.
Статья и презентация об использовании очень полезного сайта uztest.ru,рекомендую коллегам и благодарю организатори сайта Ким Н.А....
презентацияпо музыке в 7классе балет Ярославна
7 урок в 7классе по теме бсаалет Тищенко Ярославна...
Конспект урока химии на тему:"Реакции замещения"
Задачи урока: · познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;·...
конспект урока в 8 классе на тему "Реакции замещения"
конспект урока по химии в 8 классе по УМК Габриелян О....