Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции замещения"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Каплунова Алла Викторовна

8 класс урок химии по теме : "Реакции замещения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_reakcii_zameshcheniya.docx68.55 КБ

Предварительный просмотр:

химия 8 класс


Автор: Каплунова Алла Викторовна – учитель химии МКОУ СОШ №2

Урок химии в 8 классе.

Тема: Реакции замещения.

Цель: дать понятие о сущности реакций замещения.

Образовательные:

– продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;

– экспериментально установить какие реакции являются реакциями замещения;

– начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;

– дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Развивающие:

– развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;

– развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

– развивать умение делать самостоятельные выводы;

– развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр.

Воспитательные:

– прививать культуру умственного труда и сотрудничества;

– воспитывать дисциплинированность учащихся;

– воспитывать коллективизм;

– воспитывать чувство ответственности;

– способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения:

– словесные (рассказ, объяснение, беседа);

– иллюстративные (схемы химических реакций);

– частично-поисковый, проблемный (проблемная ситуация).

Оборудование и реактивы:

– Zn, Mg, Al, Си, Li, Na, Ca – металлы;

– H Cl, H2SO4, Си SO4, фенолфталеин – растворы.

Ход урока:

I. Opr момент. Вступление. Оценка эмоционального состояния.

II. Повторение изученного, актуализация знаний.

Работа в парах (взаимопроверка): 2 мин.

Составьте формулы (на листочках ):

I ряд

II ряд

III ряд

Хлорид Zn

Гидроксид Li

Сульфат Fe (II)

Сульфат Al

Гидроксид Na

Нитрат Cu (II)

Хлорид Al

Нитрат К

Гидроксид Ca

Третий лишний:

III. Изучение новой темы.

I. Понятие о реакциях замещения на примере взаимодействия кислот с металлами.

Учитель начинает объяснение с того, что рассказывает об открытии водорода Генри Кавендишем (1766 год) и предлагает посмотреть опыт. В раствор опускается гранула (нужно сразу же объяснить это новое понятие – “зёрнышко”, “кусочек”) цинка – начинается выделение пузырьков газа, который учитель собирает в перевёрнутую пробирку большего диаметра.

Объясняется, что этот способ называется способом вытеснения воздуха, а пробирка перевёрнута потому, что водород легче воздуха.

Затем учитель показывает способ распознавания водорода в двух модификациях:

1) если он собирал Н2 в перевёрнутую пробирку, то при поднесении к ней горящей спички слышен характерный “лающий” взрыв – значит, собран водород в смеси с воздухом – не чистый газ;

2) если же спичка подносится к самой пробирке, где идёт реакция, которую учитель предварительно прикрыл большим пальцем, то слышится “глухой” хлопок – взрыв, значит, собран чистый водород, без примеси воздуха.

Учитель предлагает записать уравнение проделанной реакции: (совместно с ребятами)

Следовательно, из исходных простого и сложного веществ образовалось новое простое и новое сложное. Такие реакции называются реакциями замещения.

Учитель предлагает ребятам записать аналогичную реакцию для серной кислоты и магния:

И усложняет для серной кислоты и алюминия:

Вначале выводится формула соли Al2 (SO4)3

А затем уравнивается запись – учитель рекомендует при уравнивании реакций с участием солей начинать именно с их формул ( “два алюминия и три остатка”):

и, наконец, водород:

II. Электрохимический ряд напряжений металлов и два его правила.

Учитель ставит проблемный вопрос:

- “А любой ли металл способен вступить в реакцию замещения с кислотой?” – и демонстрирует отсутствие взаимодействия между НСl и Сu. Оказывается, для решения этого вопроса можно воспользоваться ещё одной узаконенной “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжений металлов (можно на этом этапе давать другое определение – ряд активности – просто и понятно): если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет. Это и есть первое правило ряда напряжений. Zn, Mg, Al давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Си нет (она после Н). Этот ряд имеет и ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей: если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (второе правило ряда напряжений). Вспомним правила обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, т. б.

Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:

Оформляем результаты лабораторного опыта в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали

 

 

Вывод:

Физминутка

По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):

2 А1 + 3 Сu С12 = 2 А1 С13 + 3 Сu

Необходимо показать, что здесь положение металла до и после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:

Сu + 2 AG NO3 = 2 Ag + Сu (NO3)2

Серебро на медной монетке получается неэффектное – тёмный налёт, но если его натереть мягкой тряпочкой – монета заблестит, она стала посеребрённой.

В заключение учитель демонстрирует взаимодействие щелочных металлов и Са с водой.

Чашечки Петри снизу подписываются фломастерами (Li, Na, Ca). В них наливается немного, на донышко, воды, куда добавляется фенолфталеин. Затем в каждую чашечку, опускается по кусочку (со спичечную головку) металла. Записываются соответствующие уравнения реакций:

Учащимся напоминается название подгруппы – “щелочные металлы”: теперь этимология названия подтверждена экспериментом.

IV. Закрепление.

I уровень: определите типы химических реакций (на доске):

II уровень: вставьте вместо ? соответствующие химические формулы, расставьте коэффициенты и определите тип химических реакций.

III уровень: запишите химическую реакцию о которой идёт речь:

А) Магний взаимодействует при нагревании с оксидом кремния (IV), с

образованием оксида магния и кремния. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.

Б) Вода взаимодействует с хлором, с образованием хлороводородной кислоты и кислорода. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.

V. Оценка эмоционального состояния.

Рефлексия.

Что мы изучали сегодня на уроке – реакции замещения.

Какие реакции называются реакциями замещения?

С чего следует начинать расстановку коэффициентов, если в химической реакции
участвует соль.

Назовите два правила ряда активности металлов.

Кто и когда открыл водород? (1766 год, Генри Кавендиш).

VI. Оценки и домашнее задание.

Д\З: §27 Реакции замещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...

Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"

Материал содержит конспект урока, презентацию, инструктивные карты к проведению опытов, приложение....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»

Конспект  урока по химии в 8 классе на тему:«Реакции обмена»...

Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"

Презентация дополняет конспект урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"...

Урок в 8 классе по теме "Реакция замещения"

Разработка урока по химии для 8 класса по теме "Типы химических реакций. Реакция замещения"....

конспект урока в 8 классе на тему "Реакции замещения"

конспект урока по химии в 8 классе по УМК Габриелян О....