Интегрированный урок химии и математики на тему «Решение задач на растворы и смеси»
методическая разработка по химии (11 класс)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Решение задач на растворы и смеси » Интегрированный урок химии и математики

Слайд 2

Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Кроссворд 1. П Р Ц Е Н Т 2. О Т Н Ш Е Н И Е 3. П Р О П Р Ц И Я 4. Р А С Т В Р 5. К Н Ц Е Н Т Р А Ц И Я 3

Слайд 4

Вырази в процентах числа: А 0,11; 0,02 5; 0,2;,1,03

Слайд 5

Представь в виде десятичных дробей: А 10%,74 %,6%,23%

Слайд 6

Найди 1% от Найди 2% от 200 10 8 300 2 0,2 0,08 6

Слайд 7

Определите массу никеля и хрома в столовых приборах, используемых в нашей столовой, если массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 20%. Вес приборов представлен в таблице: № Название прибора вес Масса никеля(г) Масса хрома (г) 1. Чайная ложка 25г 2. Столовая ложка 55г 3. Нож 60г 4. Вилка 35г № Название прибора вес Масса никеля(г) Масса хрома (г) 1. Чайная ложка 25г 25*0,1=2,5 25*0,2=5 2. Столовая ложка 55г 55*0,1=5,5 55*0,2=11 3. Нож 60г 60*0,1=6 60*0,2=12 4. Вилка 35г 35*0,1=3,5 35*0,2=7

Слайд 8

концентрация вещества в растворе или сплаве Отношение массы (или объема) чистого вещества к общей массе (или объему). Концентрация может быть выражена дробью k = или в процентах, тогда эта дробь умножается на 100%.

Слайд 9

Простейшие задачи на концентрацию К 1 части сахара добавили 4 части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? ( 20%) 1 часть соли растворили в 9 частях воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? (10%) Сколько граммов сахара содержится в 2 кг 10% сахарного сиропа? (200 г)

Слайд 10

Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью. Определите процентное содержание (массовую долю) золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715 г меди.

Слайд 11

В сосуд, содержащий 5 литров 12–процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 12

Смешали некоторое количество 15%- го раствора некоторого вещества с таким же количеством 19%- го раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 13

Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 14

Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?

Слайд 15

Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

Слайд 16

Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?

Слайд 17

Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй – 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

Слайд 18

Решение задачи с помощью таблицы Решение задачи с помощью креста

Слайд 19

Задача №4: Определите концентрацию раствора серной кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50% растворов.

Слайд 20

Задача №5 : Для художественного литья приготовили два слитка серебра с медью. В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.

Слайд 21

Задача В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 22

Задача Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 23

Домашнее задание Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы из сборника «МАТЕМАТИКА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2022» Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова : 1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято? 2. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой , содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?

Слайд 24

Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химии и математики на тему

 « Решение задач на  растворы и смеси »

Учитель математики Надгериева Д.И.

Учитель химии Кудзоева З.Е.

Классы: 11 класс

Предмет(ы):  Алгебра  Химия

Цели урока:

Образовательные: 

1.Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

2.Формировать навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений.

 3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими      способами.

  4. Рассмотреть алгоритм решения задач на  растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть         биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе

Развивающие:

  1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
  2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
  3. Умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.

            Задачи урока.

  1. Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
  2. Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.
  3. Воспитывать гордость за свой регион, расширять кругозор учащихся, за счет привлечения материалов национально-регионального компонента
  4. Оборудование урока:
  1. Химические препараты и посуда.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель математики:    Здравствуйте!  Сегодня мы проводим необычный урок 

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.

Учитель математики: Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: В обыденной жизни, мы сможем применить свои знания по решению подобных задач, разбавляя уксусную эссенцию для домашних заготовок, готовя растворы для полива почв на садовом участке, рассчитывая массу драгоценных металлов в ювелирных украшениях.

Учитель математики: Организация здорового образа жизни заставляет нас чаще заглядывать на упаковки продуктов питания, чтобы увидеть процентное содержание различных веществ. Мы говорим об экологии района, когда видим объемную долю газообразных выбросов предприятий и транспорта. Выпускник школы должен уметь решать расчетные задачи данного типа и применять свои знания в дальнейшей жизни.

Учитель химии  А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

У вас на партах стоят приборы, в которых два различных   традиционных утренних напитка «Кофе» и «Чай». Ребята, ваша задача снять пробу этих напитков и Вы, дорогие, гости, можете попробовать этот напиток

 Ребята, теперь ответьте на следующие вопросы:

  • Скажите что с химической точки зрения представляет приготовленный вами напиток (Растворы). 
  •  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества).

А теперь познакомьте нас с рецептурой своего напитка  и давайте сравним их с точки зрения растворенного вещества. Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

                №1

  • Вода
  • Кофе растворимый
  • Сахар песок

     №2

  • Вода
  • Кофе растворимый
  • Сахар песок

№3

Вода

Раствор чая

Сахар

Предложите ваш напиток для дегустации членам жюри и гостям.

Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока….  « Решение задач на растворы и сплавы» (учащиеся формулируют сами)

Какова цель нашего урока? (Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация»)

Эпиграф: (Слайд № 2)

 «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»                               

                                                                     Антуан де Сент- Экзюпери

Учитель математики: Задачам на растворы  в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.

Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения, поэтому

Устная разминка: начнем с кроссворда

Кроссворд:

1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)2011-02-13_182945.png

Вырази в процентах числа

А

0,11

0,02

5

0,2

Представь в виде десятичных дробей

А

10%

74%

6%

23%

Найти указанное число процентов от каждого числа в столбце:

Найди 1% от

Найди           2%  от

200

10

8

300

Вывод:   Как  найти данное число процентов от числа?

-нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь.

Учитель химии  (разминка для детей)

Учитель математики.

Задача №1 Определите массу никеля и хрома в столовых приборах, используемых в нашей столовой

 если  массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 18%.

Вес приборов представлен в таблице:

Название прибора

вес

Масса никеля

Масса хрома

1.

Чайная ложка

25г

25*0,1=2,5

25*0,18=4,5

2.

Столовая ложка

55г

55*0,1=5,5

55*0,18=9,9

3.

Нож

60г

60*0,1=6

60*0,18=10,8

4.

Вилка

35г

35*0,1=3,5

35*0,18=6,3

Во многих текстовых задачах понятие «концентрация» может быть заменено на:

«жирность» (масло, творог, молоко), «крепость» (уксус), «проба» (золото). Как понимать выражение « Концентрация раствора 3%» , жирность молока равна 3,2%,

крепость уксуса 9%, золотое кольцо имеет пробу 583 ( в 1г кольца-583мг золота)?

Используя формулу для вычисления концентрации, решим устно задачи:

  • К 1 части сахара добавили 4 части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?  ( 20%)
  • 1 часть  соли  растворили в 9 частях воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? (10%)
  • Сколько граммов сахара содержится в 2 кг 10% сахарного сиропа?

 (200 г)

Ребята, кто вспомнит,  как найти концентрацию вещества в растворе или сплаве?  (Отношение массы (или объема) чистого вещества к общей массе (или объему). Концентрация может быть выражена дробью k = или в процентах, тогда эта дробь умножается на 100%.  

Задача : Для изготовления  ювелирной продукции используют  сплав золота с медью.

Определите процентное  содержание(массовую долю)золота  в сплаве, полученном из 1 кг золота  и 715г меди.

Решение

Алгебраический

химический

 100%

w = m (р.в.)/m (р-ра )

(1:1,715) *100%=58%

W=(1000/1715)*100%=58%

Учитель математики: 

Для решения задач на сплавы и растворы существует несколько математических способов, назовите их.

(табличный, метод креста).

Рассмотрим задачи   из вариантов ЕГЭ

Задача  Определите концентрацию раствора серной  кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50%  растворов.

Алгебраический

химический

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание кислоты (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества(кислоты)

Первый раствор

40%

200г

0,4*0,2=0,08кг

Второй раствор

50%

300г.

0,5*0,3=0,15кг

Получившийся раствор

Х%

500г

0,08+0,15=0,23кг

w = m (р.в.)/m (р-ра )

m (р.в.)= m (р-ра )* w

m1 (р.в.)=200*40/100=80г

m2 (р.в.)=300*50/100=150г

m3 (р.в.)=150+80=230г

m1 (р.-ра.)=300+200=500г

w=230г/500г*100%=46%

Ответ 46%

(0,23/0,5)*100%=46% Ответ 46%

Задача :  Для художественного литья приготовили два слитка серебра с оловом.  В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.

Алгебраический

химический

Пусть хг – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему:

w = m (р.в.)/m (р-ра )

m (р.в.)= m (р-ра )* w

Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства                  

Решив это уравнение, получаем х=80. При этом значении х выражение

200-х=120. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г.

Ответ:120г. 80г.

m з(Ag )= (m1 (р-ра )* w)*х+(m2 (р-ра )* w)*(200-х)

0,9х + 0,75(200-х)=162(г)

х=80(г);  200-80=120(г)

Ответ: 120г, 80г.

Учитель математики: Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы. Впервые о нем было упупомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.

Ввиду большой простоты предложенный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения: либо, рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ. Конечно, существует теория метода, о котором мы с вами говорили на элективном курсе. А сейчас решим задачу этим методом.

Задача ( В13,вариант№3,Лысенко,2013г.). В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? 

Сейчас  я вам предлагаю для самостоятельного решения задачу из Сборника «Подготовка к ЕГЭ по математике,Лысенко , которые встречаются в вариантах ЕГЭ в В13. Решите эту задачу старинным способом

Задача №6 

Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Подведение итогов урока

Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Оценки за урок.

Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:

5-6 жетонов-«5»

3-4 – «4»

1-2 – «3»

 

Домашнее задание. : (Слайд31)

Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы

из сборника

«МАТЕМАТИКА.  ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2014»

Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова: 

  1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
  2. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг,  содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску  сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?

Рефлексия

Критерии

Показатели

Знаю и умею – 3 балла

Затрудняюсь – 2 балла

Знаю

– определение процента

– основное свойство пропорции;

определение массовой доли

Умею

– решать задачи на растворы и сплавы старинным способом;

- решать задачи алгебраическим способом

– решать задачи с помощью химических формул;

Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию нестандартными способами".

Основной способ активного освоения любой новой области деятельности – тренировка. В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач исполь...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И МАТЕМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОПОРЦИИ».

Расширить знания учащихся, развить познавательный интерес, творческую активность, интеллект.Показать взаимосвязь математики и химии с другими науками.Попытаться с помощью решения математических задач ...

Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»

Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий,  непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...

Урок химии в 8 класс Тема: Решение расчетных задач по теме "Растворы. "

Не малую трудность у  учеников вызывает решение расчетных задач.Решение расчетных задач — способ реализации межпредметных связей практического применения теоретических знаний и развития логическо...

Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»

Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...

Материал для подготовки учащихся к ОГЭ по математике по теме " Решение текстовых задач"

Данный учебный материал  содержит аннотацию к уроку математики в 9 классе по подготовке к ОГЭ по теме "Решение текстовых задач",  наглядную презентацию, подборку текстовых за...