Интегрированный урок химии и математики на тему «Решение задач на растворы и смеси»
методическая разработка по химии (11 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_integr.uroku_.pptx | 1.06 МБ |
integrirovannyy_urok_himii_i_matematiki_na_temu_reshenie_zadach_na_rastvory_i_smesi_.docx | 78.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи Антуан де Сент-Экзюпери
Кроссворд 1. П Р Ц Е Н Т 2. О Т Н Ш Е Н И Е 3. П Р О П Р Ц И Я 4. Р А С Т В Р 5. К Н Ц Е Н Т Р А Ц И Я 3
Вырази в процентах числа: А 0,11; 0,02 5; 0,2;,1,03
Представь в виде десятичных дробей: А 10%,74 %,6%,23%
Найди 1% от Найди 2% от 200 10 8 300 2 0,2 0,08 6
Определите массу никеля и хрома в столовых приборах, используемых в нашей столовой, если массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 20%. Вес приборов представлен в таблице: № Название прибора вес Масса никеля(г) Масса хрома (г) 1. Чайная ложка 25г 2. Столовая ложка 55г 3. Нож 60г 4. Вилка 35г № Название прибора вес Масса никеля(г) Масса хрома (г) 1. Чайная ложка 25г 25*0,1=2,5 25*0,2=5 2. Столовая ложка 55г 55*0,1=5,5 55*0,2=11 3. Нож 60г 60*0,1=6 60*0,2=12 4. Вилка 35г 35*0,1=3,5 35*0,2=7
концентрация вещества в растворе или сплаве Отношение массы (или объема) чистого вещества к общей массе (или объему). Концентрация может быть выражена дробью k = или в процентах, тогда эта дробь умножается на 100%.
Простейшие задачи на концентрацию К 1 части сахара добавили 4 части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? ( 20%) 1 часть соли растворили в 9 частях воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? (10%) Сколько граммов сахара содержится в 2 кг 10% сахарного сиропа? (200 г)
Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью. Определите процентное содержание (массовую долю) золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715 г меди.
В сосуд, содержащий 5 литров 12–процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Смешали некоторое количество 15%- го раствора некоторого вещества с таким же количеством 19%- го раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?
Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?
Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй – 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Решение задачи с помощью таблицы Решение задачи с помощью креста
Задача №4: Определите концентрацию раствора серной кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50% растворов.
Задача №5 : Для художественного литья приготовили два слитка серебра с медью. В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.
Задача В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Задача Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Домашнее задание Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы из сборника «МАТЕМАТИКА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2022» Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова : 1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято? 2. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой , содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?
Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок химии и математики на тему
« Решение задач на растворы и смеси »
Учитель математики Надгериева Д.И.
Учитель химии Кудзоева З.Е.
Классы: 11 класс
Предмет(ы): Алгебра Химия
Цели урока:
Образовательные:
1.Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
2.Формировать навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений.
3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
4. Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе
Развивающие:
- Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
- Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
- Умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.
Задачи урока.
- Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
- Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.
- Воспитывать гордость за свой регион, расширять кругозор учащихся, за счет привлечения материалов национально-регионального компонента
- Оборудование урока:
- Химические препараты и посуда.
- Мультимедиа проектор.
- Раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок
Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
Учитель математики: Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.
Учитель химии: В обыденной жизни, мы сможем применить свои знания по решению подобных задач, разбавляя уксусную эссенцию для домашних заготовок, готовя растворы для полива почв на садовом участке, рассчитывая массу драгоценных металлов в ювелирных украшениях.
Учитель математики: Организация здорового образа жизни заставляет нас чаще заглядывать на упаковки продуктов питания, чтобы увидеть процентное содержание различных веществ. Мы говорим об экологии района, когда видим объемную долю газообразных выбросов предприятий и транспорта. Выпускник школы должен уметь решать расчетные задачи данного типа и применять свои знания в дальнейшей жизни.
Учитель химии А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
У вас на партах стоят приборы, в которых два различных традиционных утренних напитка «Кофе» и «Чай». Ребята, ваша задача снять пробу этих напитков и Вы, дорогие, гости, можете попробовать этот напиток
Ребята, теперь ответьте на следующие вопросы:
- Скажите что с химической точки зрения представляет приготовленный вами напиток (Растворы).
- Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества).
А теперь познакомьте нас с рецептурой своего напитка и давайте сравним их с точки зрения растворенного вещества. Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).
№1
- Вода
- Кофе растворимый
- Сахар песок
№2
- Вода
- Кофе растворимый
- Сахар песок
№3
Вода
Раствор чая
Сахар
Предложите ваш напиток для дегустации членам жюри и гостям.
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема урока…. « Решение задач на растворы и сплавы» (учащиеся формулируют сами)
Какова цель нашего урока? (Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация»)
Эпиграф: (Слайд № 2)
«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»
Антуан де Сент- Экзюпери
Учитель математики: Задачам на растворы в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.
Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения, поэтому
Устная разминка: начнем с кроссворда
Кроссворд:
1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)
3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)
Вырази в процентах числа
А |
0,11 |
0,02 |
5 |
0,2 |
Представь в виде десятичных дробей
А |
10% |
74% |
6% |
23% |
Найти указанное число процентов от каждого числа в столбце:
Найди 1% от | Найди 2% от |
200 | 10 |
8 | 300 |
Вывод: Как найти данное число процентов от числа?
-нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь.
Учитель химии (разминка для детей)
Учитель математики.
Задача №1 Определите массу никеля и хрома в столовых приборах, используемых в нашей столовой
если массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 18%.
Вес приборов представлен в таблице:
№ | Название прибора | вес | Масса никеля | Масса хрома |
1. | Чайная ложка | 25г | 25*0,1=2,5 | 25*0,18=4,5 |
2. | Столовая ложка | 55г | 55*0,1=5,5 | 55*0,18=9,9 |
3. | Нож | 60г | 60*0,1=6 | 60*0,18=10,8 |
4. | Вилка | 35г | 35*0,1=3,5 | 35*0,18=6,3 |
Во многих текстовых задачах понятие «концентрация» может быть заменено на:
«жирность» (масло, творог, молоко), «крепость» (уксус), «проба» (золото). Как понимать выражение « Концентрация раствора 3%» , жирность молока равна 3,2%,
крепость уксуса 9%, золотое кольцо имеет пробу 583 ( в 1г кольца-583мг золота)?
Используя формулу для вычисления концентрации, решим устно задачи:
- К 1 части сахара добавили 4 части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? ( 20%)
- 1 часть соли растворили в 9 частях воды. Какова процентная концентрация полученного раствора? (10%)
- Сколько граммов сахара содержится в 2 кг 10% сахарного сиропа?
(200 г)
Ребята, кто вспомнит, как найти концентрацию вещества в растворе или сплаве? (Отношение массы (или объема) чистого вещества к общей массе (или объему). Концентрация может быть выражена дробью k = или в процентах, тогда эта дробь умножается на 100%.
Задача : Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью.
Определите процентное содержание(массовую долю)золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715г меди.
Решение
Алгебраический | химический |
100% | w = m (р.в.)/m (р-ра ) |
(1:1,715) *100%=58% | W=(1000/1715)*100%=58% |
Учитель математики:
Для решения задач на сплавы и растворы существует несколько математических способов, назовите их.
(табличный, метод креста).
Рассмотрим задачи из вариантов ЕГЭ
Задача Определите концентрацию раствора серной кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50% растворов.
(0,23/0,5)*100%=46% Ответ 46%
Задача : Для художественного литья приготовили два слитка серебра с оловом. В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.
Алгебраический | химический |
Пусть хг – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему: | w = m (р.в.)/m (р-ра ) m (р.в.)= m (р-ра )* w |
Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства Решив это уравнение, получаем х=80. При этом значении х выражение 200-х=120. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г. Ответ:120г. 80г. | m з(Ag )= (m1 (р-ра )* w)*х+(m2 (р-ра )* w)*(200-х) 0,9х + 0,75(200-х)=162(г) х=80(г); 200-80=120(г) Ответ: 120г, 80г. |
Учитель математики: Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы. Впервые о нем было упупомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.
Ввиду большой простоты предложенный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения: либо, рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ. Конечно, существует теория метода, о котором мы с вами говорили на элективном курсе. А сейчас решим задачу этим методом.
Задача ( В13,вариант№3,Лысенко,2013г.). В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Сейчас я вам предлагаю для самостоятельного решения задачу из Сборника «Подготовка к ЕГЭ по математике,Лысенко , которые встречаются в вариантах ЕГЭ в В13. Решите эту задачу старинным способом
Задача №6
Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Подведение итогов урока
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:
5-6 жетонов-«5»
3-4 – «4»
1-2 – «3»
Домашнее задание. : (Слайд31)
Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы
из сборника
«МАТЕМАТИКА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2014»
Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова:
- Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
- Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?
Рефлексия
Критерии | Показатели | ||
Знаю и умею – 3 балла | Затрудняюсь – 2 балла | ||
Знаю | – определение процента | ||
– основное свойство пропорции; | |||
определение массовой доли | |||
Умею | – решать задачи на растворы и сплавы старинным способом; | ||
- решать задачи алгебраическим способом | |||
– решать задачи с помощью химических формул; |
Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?
Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?
Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?
Наш урок подошел к концу.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию нестандартными способами".
Основной способ активного освоения любой новой области деятельности – тренировка. В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач исполь...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И МАТЕМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОПОРЦИИ».
Расширить знания учащихся, развить познавательный интерес, творческую активность, интеллект.Показать взаимосвязь математики и химии с другими науками.Попытаться с помощью решения математических задач ...
Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»
Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий, непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...
Урок химии в 8 класс Тема: Решение расчетных задач по теме "Растворы. "
Не малую трудность у учеников вызывает решение расчетных задач.Решение расчетных задач — способ реализации межпредметных связей практического применения теоретических знаний и развития логическо...
Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»
Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...
Материал для подготовки учащихся к ОГЭ по математике по теме " Решение текстовых задач"
Данный учебный материал содержит аннотацию к уроку математики в 9 классе по подготовке к ОГЭ по теме "Решение текстовых задач", наглядную презентацию, подборку текстовых за...