Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монологической речи учащихся на грамматическую тему. На уроке используются технологии: групповая, технология сотрудничества, личностно-ориентированный подход. Лингвистическая разминка построена таким образом, что готовит учащихся 7 класса к будущей ГИА, а также в дальнейшем к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 7 классе.
Повторение и обобщение сведений по теме «Союз».
Цель урока: повторение и систематизация сведений о союзе (о морфологическом значении и разрядах по значению, синтаксической роли в предложении, о правописании союзов); закрепление навыков написания союзов и умения отличать их от других частей речи (местоимений, наречий); ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развитие речи: конструирование предложений; составление связного высказывания на грамматическую тему.
Ход урока.
I. Организационный момент (на доске число, классная работа).
Тема: «Повторение и обобщение сведений по теме «Союз»».
«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
М.В. Ломоносов
II. Ребята, мы закончили с вами изучать одну из частей речи, которая называется как? (Союз)
Что вам было задано на дом?
Да, надо было все повторить о союзе и разгадать кроссворд, который поможет вам вспомнить, как называются такие части речи, как союз, предлог и частица.
Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и закрепим все ваши знания о союзе, чтобы подготовиться к предстоящей контрольной работе.
- Начнём мы с лингвистической разминки.
(Задание напечатано на листах у каждого на парте, оно же через мультимедийную систему высвечивается на доске.)
- У вас на парте у каждого напечатаны задания в виде теста. Вы должны выбрать один из предлагаемых вам ответов. Выполняем прямо в листах, обводя кружочком правильный ответ.
Лингвистическая разминка.
Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания:
А. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют растить детей и готовить вкусные обеды.
Б. В нем никогда не гаснет любовь и оно ни к чему не остается равнодушным.
В. Самое прекрасное на земле слово – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
Г. И еще у мамы самое верное и чуткое сердце.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получится текст?
1) АВБГ; 2) ВАБГ; 3) ВАГБ; 4) ВБГА.
2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) никогда – наречие; 2) ласковые – прилагательное;
3) и непроизводный предлог; 4) в нем – местоимение с предлогом.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
4. В этом предложении есть слово с чередованием гласной в корне:
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
5. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста.
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
6. Найдите в тексте союз, дайте ему характеристику, какую роль он выполняет.
Итак, в этом тексте встречается союз «и» несколько раз, один и тот же союз выполняет разные роли: какие? (Соединяют простые предложения в составе сложного (Б, В), соединяют однородные члены предложения (А, Г), кроме того, предложение Г присоединяется к предыдущему также с помощью союза «и».)
- Значит, зачем нужен союз? Какую роль он выполняет?
Недаром М.В. Ломоносов, великий русский ученый еще в 18 веке говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». Эти слова мы взяли за эпиграф нашего урока.
2. А сейчас давайте еще раз убедимся в этом. У вас на партах листы со стихотворениями И.А. Бунина. Послушайте его (читаю). Внимательно прочитайте про себя, найдите союзы, обведите их кружочками.
(Письменно по рядам по 1 четверостишию. В это время один ученик на доске выполняет д/з, кроссворд.)
Еще холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит в небо ясным взглядом
Имолодеет Божий мир.
Прозрачно-белый, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск золотой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в ложе небосклона.
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах шумят.
(Ребята называют союзы, дают им характеристику, говорят, какую роль они выполняют.)
3. А сейчас найдите предлоги, обведите их прямоугольниками,
попробуйте прочитать стихотворение без союзов и предлогов.
- Как звучит? Не очень складно.
- Скажите, а что общего между союзом и предлогом?
Правильно, они ничего не обозначают, не отвечают на вопросы.
- А зачем же они нужны?
Они соединяют слова и предложения.
- А что еще общего у них мы узнаем, когда проверим, как вы разгадали домашний кроссворд.
(Ученик объясняет, как он разгадал кроссворд, все проверяют.)
4. Ребята, мы повторили с вами морфологические признаки союза. А сейчас поговорим о тех союзах, правописания которых вызывают трудности. Какие это союзы?
- Правильно, также, тоже, зато. Эти союзы следует отличать от омонимичных с ними частей речи.
- Кто напоминает нам правило о том, как их следует отличать?
(1-2 ученика рассказывает правило)
также так + же
чтобы = для того чтобы что + бы = и
тоже то + же
зато = но за + то
Чтобы провести, как вы усвоили это правило, мы напишем объяснительный диктант (двое учащихся пишут это же за закрытой доской).
Чтобы быть грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. Наш отец также учился в этом университете. Сын учится так же хорошо, как и отец. Что бы делал ученик, если не было бы книг? Знать и уметь – не одно и то же. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Наш класс тоже поедет на экскурсию. Коротко сказано, зато ясно.
(Учащиеся объясняют по очереди, а на местах взаимопроверка.)
- Кто не сделал ни одной ошибки?
Делают выводы: союзы пишутся слитно, их можно заменить другими союзами, а омонимичные с ними самостоятельные части речи пишутся раздельно с частицей, её можно опустить.
- Хорошо, молодцы.
5. А сейчас, чтобы убедиться, всё вы ли знаете о союзе, мы проведём блиц-опрос.
1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:
а) предлог; б) наречие; в) союз.
2. На какие вопросы отвечает союз?
а) где? куда? откуда?;
б) когда? как?;
в) не отвечает на вопросы.
3. Какую роль в предложении играют союзы?
а) бывает одним из главных членом предложения;
б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном;
в) может быть только лишь второстепенным членом предложения.
4. На какие две большие группы по значению делятся союзы?
а) соединительные и противительные;
б) временные и целевые;
в) сочинительные и подчинительные.
5. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?
а) соединительные и разделительные;
б) противительные и разделительные;
в) соединительные, противительные, разделительные.
6. На какие группы по значению делятся подчинительные союзы?
а) целевые и временные;
б) условные, уступительные, следственные;
в) причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные, следственные.
7. На какие виды по своему строению делятся все союзы?
а) простые и сложные;
б) только простые;
в) простые и составные.
8. Как изменяются союзы?
а) по падежам;
б) вообще не изменяются;
в) по числам и родам.
- Хорошо, молодцы. А сейчас давайте решим шуточные задачи о союзе.
1. Что находится между рекой и берегом?
2. Какие имена девочек состоят из двух союзов? (А-да, И-да)
3. И еще есть одна шуточная задача, вы, наверное, ее все знаете:
А и Б сидели на трубе,
А упало, Б пропало, что осталось на трубе?
Работа с учебником.
6. Хорошо, мы с вами вспомнили об основных признаках союза. А сейчас попробуем составить сложные предложения из двух простых, используя предложенные союзы.
- Откройте учебник на странице 156 упр. № 339 (первые 3, если мало времени)
(Дети читают вслух задание и выполняют упражнение.)
- Проявился первый автомобиль. Решили научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык знаков.
- На светофоре зажёгся зелёный свет. Дорогу можно переходить.
- Построили подземные переходы под площадью Маяковского. Здесь было тесно и пешеходам, и автомобилями.
- Какие предложения получились?
- Да, сложные, сложноподчинённые.
Это подчинительные, составные союзы.
III Подвести итог урока:
- Чем занимались на уроке? Что делали? Оценка учащихся, отметить наиболее активных учеников.
Д/з. Подготовка к контрольному диктанту. Закончить упр. № 339.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)
Образовательными целями урока является уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...
Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Урок повторения и обобщения по теме "Производная и ее вычисление"
Данная тема рассматривалась на предыдущих уроках и была полностью изучена, а этот урок посвящен повторению и обобщению, подготовке учащихся к контрольной работе. На уроке используется групповая работа...
Урок повторения и обобщения по теме: "Предлоги и союзы".
Цель работы - помочь учащимся более развёрнуто разобраться в значении и смысле союзов, систематизировать знания, обобщить их....
Урок повторения и обобщения по теме: "Предлоги и союзы".
Работа с союзами и помощь ученикам в систематизации и обощении полученных ими знаний ....
Урок русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение по теме «Союз»
Конспект урока русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение по теме «Союз». Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки,...
Тема урока Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс
Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс...