Качественные реакции в неорганической химии (подготовка к ГИА по химии)
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9, 11 класс)
Подборка задания для подготовки учащихся к ГИА по химии, основанная на знаниях качественных реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания ОГЭ и ЕГЭ по химии | 367.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Реакции окислительно-восстановительные.
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена.
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Качественные реакции – это реакции, позволяющие доказать наличие того или иного вещества (иона) в среде или присутствие функциональной группы в веществе. Анализируемые вещества могут находиться в различных агрегатных состояниях (твёрдом, жидком и газообразном). С точки зрения наблюдаемых эффектов все реакции обнаружения можно разделить на несколько групп:
1) образование характерных осадков,
2) растворение вещества,
3) появление (изменение) окраски,
4) выделение газов,
5) изменение запаха,
6) окрашивание пламени.
Различить вещества – это значит провести превращения, которые отличаются при знаками протекания реакций или свойствами продуктов реакции. Для решения подобных заданий недостаточно знать только качественные реакции, необходимо учитывать химические и физические свойства веществ.
Источник: https://yandex.ru/images/search
Источник: https://4ege.ru/himiya/64872-cveta-osadkov-rastvorov-i-gazov.html
ОГЭ
Задания 12. Условия и признаки протекания химических реакций
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) HCl и K2SiO3 Б) Na2SO4 и BaCl2 В) Na2CO3 и HBr |
| 1) выпадение желтоватого осадка 2) выпадение бесцветного желеобразного осадка 3) выделение бесцветного газа 4) выпадение белого осадка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: [1]
А | Б | В |
|
|
|
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) CuSO4 BaCl2 Б) В) |
| 1) выпадение белого осадка 2) выпадение бурого осадка 3) выпадение голубого осадка 4) выделение газа |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) AlCl3 (изб.) и KOH Б) Li2SO4 и Ba(NO3)2 В) FeS и HBr |
| 1) выпадение серо-зелёного осадка 2) выпадение бурого осадка 3) выпадение белого осадка 4) выделение газа с неприятным запахом |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) NH4NO3 и KOH Б) NaCl и AgNO3 В) FeCl3 и Ba(OH)2 |
| 1) выпадение белого творожистого осадка 2) выпадение зеленоватого, буреющего на воздухе осадка 3) выпадение голубого осадка 4) выделение газа с резким запахом |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Al2O3 и HCl Б) K2S и HBr В) Ca(OH)2 и Cu(NO3)2 |
| 1) растворение твёрдого вещества 2) выделение газа с неприятным запахом 3) видимые признаки реакции отсутствуют 4) образование голубого осадка |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
A) Б) B) |
| 1) изменение окраски осадка 2) растворение осадка 3) видимых признаков реакции нет 4) изменение окраски раствора |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) CoCl2 и Ca(OH)2 Б) NaI и Pb(NO3)2 В) K2S и Pb(NO3)2 |
| 1) выпадение жёлтого осадка 2) выпадение белого осадка 3) выпадение чёрного осадка 4) выпадение розового осадка |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Б) В) |
| 1) выпадение красного осадка 2) выпадение белого осадка 3) выпадение жёлтого осадка 4) выпадение чёрного осадка |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) AgNO3 и Na3PO4 Б) В) |
| 1) выпадение грязно-зелёного осадка 2) выпадение бурого осадка 3) выпадение чёрного осадка 4) выпадение желтого осадка |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
A) Б) B) |
| 1) выделение бесцветного газа 2) образование белого осадка 3) образование черного осадка 4) изменение окраски раствора |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
A) и Б) и B) и |
| 1) образование черного осадка 2) образование белого осадка 3) растворение осадка 4) выпадение голубого осадка |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) карбонат натрия и хлорид кальция Б) хлорид алюминия и гидроксид кальция В) сульфат аммония и гидроксид лития |
| 1) выпадение белого осадка 2) выпадение чёрного осадка 3) выпадение голубого осадка 4) выделение бесцветного газа с резким запахом |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) сульфид натрия и соляная кислота Б) гидрокарбонат кальция и азотная кислота В) хлорид алюминия (изб.) и гидроксид кальция |
| 1) образование белого осадка 2) выделение бесцветного газа 3) выделение бесцветного газа с неприятным запахом 4) выделение бурого |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) ацетат аммония и гидроксид бария Б) гидрокарбонат натрия и уксусная кислота В) хлорид бария и ортофосфат натрия |
| 1) выпадение белого осадка 2) выпадение бурого осадка 3) выделение бесцветного газа 4) выделение бесцветного газа с резким запахом |
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА |
| ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) сульфит калия (р-р) и азотная кислота (р-р) Б) гидроксид алюминия и гидроксид натрия (изб.) В) хлорид аммония и гидроксид кальция |
| 1) выделение газа с неприятным запахом 2) выделение газа с резким запахом 3) образование осадка 4) растворение осадка |
Задания 23. Экспериментальная задача.
Задания 24. Лабораторная работа
Задание 1
Дан раствор бромида алюминия, а также набор следующих реактивов: водные растворы
нитрата кальция, гидроксида калия, нитрата серебра, сульфата натрия и металлическое железо.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства бромида алюминия, и укажите признаки их протекания (запах газа, цвет осадка или раствора).
Проведите химические реакции между бромидом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
Задание 2
Дано металлическое железо, а также набор следующих реактивов: водные растворы
аммиака, гидроксида калия, сульфата магния, соляной кислоты и сульфата меди (II).
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства металлического железа, и укажите признаки их протекания (запах газа, цвет осадка или раствора).
Проведите химические реакции между металлическим железом и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
Задание 3.
Дана металлическая медь, а также набор следующих реактивов: водные растворы
хлорида калия, нитрата серебра, серной кислоты (конц.), сульфата магния
и карбоната натрия.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства металлической меди, и укажите признаки их протекания (запах газа, цвет осадка или раствора).
Проведите химические реакции между металлической медью и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
Задание 4.
Дан раствор карбоната натрия, а также набор следующих реактивов: водные растворы
нитрата кальция, гидроксида калия, сульфата натрия, соляной кислоты и
металлический цинк.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства карбоната натрия, и укажите признаки их протекания (запах газа, цвет осадка или раствора).
Проведите химические реакции между карбонатом натрия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
Задание 5.
Дан порошкообразный хлорид кальция, а также набор следующих реактивов: водные
растворы азотной кислоты, карбоната калия, нитрата серебра, хлорида натрия
и металлическое железо.
Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида кальция, и укажите признаки их протекания (запах газа, цвет осадка или раствора).
Проведите химические реакции между хлоридом кальция и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
ЕГЭ
Задания 24. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Мg(ОН)2 и НCl (р-р) Б) Cu и HNO3 (р-р) В) Na2CrO4 и H2SO4 Г) Al(OH)3 и NaOH (р-р) | 1) растворение осадка 2) образование белого осадка 3) изменение окраски раствора на оранжевую 4) выделение газа и растворение твёрдого вещества 5) образование жёлтого осадка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: [2]
А | Б | В |
|
|
|
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) NаОН и СrСl3 (изб.) Б) КОН(р-р) и Вe(ОН)2 В) Nа2СО3 и НNО3 Г) СаСО3, Н2О и СО2 | 1) растворение осадка 2) образование белого осадка. 3) выделение бесцветного газа 4) образование окрашенного осадка 5) видимые признаки реакции отсутствуют |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) СuSО4 и NаОН Б) СuSO4 и ВаСl2 В) СuSO4 и Na2S Г) СuСl2 и NaI | 1) выпадение белого осадка 2) выпадение чёрного осадка 3) выпадение голубого осадка 4) появление коричневой окраски раствора 5) появление жёлто-коричневой окраски раствора и выпадение осадка |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) ZnOH2 и NаОН (р-р) Б) NаОН (р-р) и НСООН (р-р) В) Ва(ОН)2 и К2SO4 Г) Zn(ОН)2 и Н2SO4 | 1) растворение осадка 2) образование белого осадка 3) выделение бесцветного газа 4) видимые признаки реакции отсутствуют 5) образование синего осадка |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Zn(ОН)2 и КОН (р-р) Б) Аl(NО3)3 и К2СО3 (р-р) В) К2Сr2О7 и КОН Г) НNО3 и Zn(ОН)2 | 1) растворение осадка 2) только образование осадка 3) только выделение газа 4) изменение цвета раствора 5) образование осадка и выделение газа |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) АgNО3 и NaCl Б) Ва(ОН)2 и Аl2(SО4)3 В) Са(ОН)2(р-р) и FeCl3 Г) NаОН и СН3СООН | 1) растворение осадка 2) образование белого осадка. 3) выделение бесцветного газа 4) образование бурого осадка 5) видимые признаки реакции отсутствуют |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) АgNО3 и КI Б) Ва(ОН)2 и МgSО4 В) Ва(ОН)2 и FeCl3 Г) КОН и НСООН | 1) растворение осадка 2) образование белого осадка 3) выделение бесцветного газа 4) образование окрашенного осадка 5) видимые признаки реакции отсутствуют |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Са(НСО3)2 и НCl Б) КОН (р-р) и Аl(ОН)3 В) NаНСО3 и Са(ОН)2 Г) СО2 и К[Аl(ОН)4] (р-р) | 1) выделение газа 2) растворение осадка 3) образование белого осадка 4) видимые признаки реакции не наблюдаются 5) образование синего осадка |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Zn(OH)2 и NaOH (р-р) Б) Mg и Н2SO4 (р-р) В) КНСО3 и КОН (р-р) Г) NН4Сl и АgNO3 (р-р) | 1) видимые признаки реакции отсутствуют 2) растворение осадка 3) образование белого осадка 4) выделение газа 5) образование жёлтого осадка |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Ва(ОН)2 (р-р) и НNО3 (р-р) Б) Cu(ОН)2 и НNО3 (р-р) В) Fе(ОН)3 и НCl (р-р) Г) Ва(ОН)2 (р-р) и Н2SO4 (р-р) | ) образование белого осадка 2) образование бурого осадка 3) растворение осадка с образованием жёлтого раствора 4) растворение осадка с образованием голубого раствора 5) видимые признаки реакции отсутствуют |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Cu(ОН)2 и Н2SO4 Б) CO2 и Ba(OH)2 (р-р) В) KOH (р-р) и HCl Г) NaHCO3 и HI | 1) растворение осадка 2) помутнение раствора 3) образование чёрного осадка 4) выделение газа 5) видимых признаков реакции не наблюдается |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) NH3 (р-р) и НСl (р-р) Б) Ва(ОН)2 (р-р) и SO2 (г) В) Ва(ОН)2 (р-р) и СО2 (г) Г) NaOH (р-р) и Н2S (г) | 1) образование окрашенного раствора 2) образование бурого осадка 3) образование белого осадка 4) выделение бурого газа 5) видимые признаки реакции отсутствуют |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) Zn(ОН)2 и NaOH (р-р) Б) Na2SO3 и Н2SО4 (р-р) В) NaHCO3 и HI Г) NH4Cl и AgNO3 | 1) обесцвечивание раствора 2) растворение осадка 3) образование белого осадка 4) выделение газа 5) образование жёлтого осадка |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) ZnO и КОН (р-р) Б) К2СrО4 и НNO3 (р-р) В) NaHCO3 (р-р) и Н2SO4 Г) НСl и АgNO3 | 1) образование жёлтого осадка 2) образование белого осада 3) растворение твёрдого вещества 4) выделение газа 5) изменение окраски раствора на оранжевую |
- Установите соответствие между двумя веществами и признаком реакции, протекающей между ними: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВА | ПРИЗНАК РЕАКЦИИ |
А) МgCl2 и NaOH Б) Nа2Сг2О7 и LiОН В) Мg(НСО3)2 и НNО3 Г) К2СrО4 и НNО3 | 1) изменение окраски раствора на оранжевую 2) выделение газа 3) образование белого осадка 4) растворение осадка 5) изменение окраски раствора на жёлтую |
Задания 29, 30. Окислитель и восстановитель. Реакции окислительно-восстановительные. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена.
Для выполнения заданий 29,30 используйте следующий перечень веществ:
- серная кислота, нитрат калия, карбонат калия, оксид хрома(III), нитрат алюминия. Допустимо использование водных растворов веществ.
ОВР: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать гетерогенная окислительно-восстановительная реакция с изменением окраски раствора и выделением газа. Выпадение нового осадка в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.
РИО: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена с выделением бесцветного газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.
- дихромат калия, серная кислота, иодид калия, сульфид калия, сульфат калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
ОВР: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать гетерогенная окислительно-восстановительная реакция с изменением окраски раствора и выпадением осадка. Выделение газа в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.
РИО: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена с выделением газа с неприятным запахом. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.
- нитрит натрия, серная кислота, иодид натрия, гидроксид калия, нитрат магния. Допустимо использование водных растворов веществ.
ОВР: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция с выпадением осадка и выделением газа. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.
РИО: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена с образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.
- нитрат хрома(III), нитрат бария, бром, хлорид калия, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
ОВР: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция в щелочной среде с изменением окраски раствора. Выпадение осадка и выделение газа в ходе реакции не наблюдаются. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.
РИО: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена с образованием осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.
- иодид калия, гидроксид алюминия, сульфат меди(II), сульфид натрия, соляная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.
ОВР: из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция с изменением окраски раствора и выпадением осадка. Выделение газа в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.
РИО: из предложенного перечня веществ выберите два сильных электролита, между которыми может протекать реакция ионного обмена без образования осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.
Задания 31. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
- Металлический хром растворили в разбавленной серной кислоте, при этом образовался голубой раствор, окраска которого довольно быстро изменилась на серо-фиолетовую. После добавления раствора поташа выпал серо-зелёный осадок, который отфильтровали и обработали в сильнощелочной среде пероксидом водорода. Получили раствор жёлтого цвета. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.[3]
- Гидрокарбонат натрия смешали с раствором гидроксида натрия. К полученному раствору добавили раствор бромида хрома(III), наблюдали выпадение осадка и выделение газа. Осадок отделили и поместили в раствор, содержащий пероксид водорода и гидроксид натрия, и нагрели. Полученную соль поместили в раствор азотной кислоты и наблюдали изменение окраски раствора.
- Нитрат железа(III) прокалили на воздухе. Получившийся тёмный порошок, притягивающийся магнитом, растворили в концентрированной соляной кислоте. Через полученный раствор пропустили избыток сероводорода, а затем выделенную из раствора соль обработали при нагревании концентрированной серной кислотой.
- Нитрат хрома(III) прокалили на воздухе. Выделившийся бурый газ израсходован на окисление белого фосфора. Образовавшийся белый продукт внесли в раствор гидроксида калия, при этом образовалась кислая соль, водный раствор которой имеет щелочную среду. Эту соль выделили и обработали избытком той же щёлочи.
- Металлический хром растворили в разбавленной серной кислоте, при этом образовался голубой раствор, окраска которого довольно быстро изменилась на серо-фиолетовую. После добавления раствора поташа выпал серо-зелёный осадок, который отфильтровали и обработали в сильнощелочной среде пероксидом водорода. Получили раствор жёлтого цвета.
- К раствору сульфата меди(II) добавили раствор нитрата стронция. Выпавший при этом осадок отфильтровали, а полученный фильтрат был подвергнут электролизу. В выделившемся на аноде газе сожгли серу. Образовавшийся газообразный продукт пропустили через раствор, содержащий перманганат калия и едкое кали.
- Карбид алюминия полностью растворили в бромоводородной кислоте. К полученному раствору добавили раствор сульфита калия, при этом наблюдали образование белого осадка и выделение бесцветного газа. Газ поглотили раствором дихромата калия в присутствии серной кислоты. Образовавшуюся соль хрома выделили и добавили к раствору нитрата бария, наблюдали выделение осадка.
- Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй - раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.
- Порошок металлического алюминия смешали с твёрдым иодом и добавили несколько капель воды. К полученной соли добавили раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Образовавшийся осадок растворили в соляной кислоте. При последующем добавлении раствора карбоната натрия вновь наблюдали выпадение осадка.
- Некоторое количество сульфида цинка разделили на две части. Одну из них обработали разбавленной серной кислотой, а другую подвергли обжигу на воздухе. При взаимодействии выделившихся газов образовалось простое вещество желтого цвета. Это вещество нагрели с концентрированной азотной кислотой, причём выделился бурый газ.
[1] Фразу «Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам» и таблицу ответов повторять не будем в целях уменьшения объема
[2] Фразу «Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам» и таблицу ответов повторять не будем в целях уменьшения объема
[3] Фразу «Напишите уравнения четырёх описанных реакций» повторять не будем в целях уменьшения объема
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качественные реакции в неорганической и органической химии
Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов...
Качественные зачи по неорганической химии
Подготовка к ЕГЭ по химии (В 6)...
Качественные реакции на неорганические вещества
В материале указаны реактивы на некоторые неорганические катиоы и анионы...
Проект по химии "Качественные реакции в неорганической химии, их практическое применение"
Проектная работа выполнена учеником 8 класса Пелагиным Никитой....
Качественные реакции на неорганические ионы
Материал в табличной форме в помощь при подготовке к ЕГЭ...
Методическая разработка к практико- ориентированному уроку "Качественные реакции в неорганической химии"
Данная разработка включает в себя презентацию с гиперссылками, описывающими качественные реакции....
Методическая разработка внеурочного занятия по химии по теме: " Классификация химических реакций в неорганической химии ". Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Тема "Классификация химических реакий в неорганической химии"является одной из основополагающих для успешной подготовки и сдачи экзамена по химии. В данном материале рассмотрена теория ...